Лингвистическая игра-путешествие
«В стране русского языка»
Внеурочное мероприятие для обучающихся
7 класса
Сведения об авторе:
Карамова Гульназ Миннигаязовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Каракашлинская ООШ»
Ютазинского муниципального района РТ,
[email protected], 89172477123
2020-2021 учебный год
Цели: развивать познавательную активность, любознательность, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей; способствовать усвоению и углублению знаний обучающихся по основным разделам курса русского языка; помочь понимать друг друга при общении, в общих делах; воспитывать уверенность, чувство собственного достоинства, культуру общения, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- действие смыслообразования, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, обучающийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- умение применять свои знания;
- интеллектуальное развитие;
- развитие стремления к речевому самосовершенствованию;
- расширение словарного запаса.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способы действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- развивать организационные умения (самостоятельно формулировать тему, цель мероприятия).
Коммуникативные УУД:
- словесное выражение своих мыслей;
- уметь слушать, участвовать в коллективном обсуждении;
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе.
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- понимание информации по теме занятия;
- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Предметные:
Образовательные:
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать знания по основным разделам курса русского языка.
Развивающие:
- развитие речевых способностей учащихся;
- развитие навыков групповой работы.
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к русскому языку;
- воспитание ценностного отношения к слову.
Ход внеурочного мероприятия
Организационный момент. Мотивация к деятельности (5 минут).
- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу. Пусть наше общение будет добрым.
Как говорил известный собиратель слов С.И. Ожегов: «Путешествие – это поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам (обычно ради ознакомления или отдыха)». Сегодня мы отправимся в интеллектуальное путешествие по загадочным странам. Во время путешествия вы не только отдохнёте, но и узнаете много нового и интересного. В мире много интересных, загадочных, удивительных стран. Сегодня мы отправимся в путешествие в страну, а вот в какую, вам придётся угадать самим. Девиз нашего путешествия: «Знаем русский!».
- Итак, отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А” Слайд 2
Ответ:
Л И Н Г В И С Т И К А
- Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке)
- Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.
Цель нашего путешествия — получить все цифры номера телефона, который написан на слайде. Слайд 3. Получив все цифры, вы сможете позвонить по этому номеру телефона.
- Ребята, вам нужно отгадать всего 5 цифр. Значит, будет всего 5 заданий. Работать вы будете в командах, но у вас будет общая цель. Всем всё понятно? Молодцы!
Основная часть мероприятия (20 минут).
- Итак, первая станция – «Словообразование и морфемика». Сначала, ребята, вам необходимо поделиться на 2 группы. Для этого предлагаю выполнить следующее задание.
Обучающиеся выходят к доске.
- Возьмите, пожалуйста, карточки, которые лежат на столе.
Задание. Выбрать одну из карточек и распределиться по группам: 1 группа - однокоренные слова; 2 группа - формы слова.
На карточках: строить, строитель, стройка, строю, строишь, строят.
Проверяют.
- Итак, у нас две группы. Начинаем выполнять задания. После выполнения задания каждая команда получает карточку с цифрой. Желаю всем удачи!
- Для выполнения первого задания вам 2 минуты.
Задание для первой группы.
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдёте,
В целом – по мне на уроки пойдёте. (расписание)
Задание для второй группы.
Корень мой находится в снежинке,
В слове подъехал – приставка,
Суффикс – в слове лесник,
Окончанье – в слове ученик. (подснежник)
Проверяют задания по эталону (на слайде).
- Молодцы! Вы справились с заданием.
Вторая станция – «Лексика».
- Сначала, ребята, вам так же необходимо поделиться на 2 группы. Для этого предлагаю выполнить следующее задание.
Задание. Выбрать одну из карточек и распределиться по группам:
1 группа – слова с прямым значением;
2 группа – слова с переносным значением.
На карточках: волк воет, ветер воет, золотое кольцо, золотой характер, вкусное яблоко, глазное яблоко.
Проверяют.
- Для выполнения второго задания вам 2 минуты.
Задание для первой группы.
Расшифруйте слова, найдите лишнее.
зоар
дышнал
нолс
Ответ: слон
Задание для второй группы.
О каких словах идёт речь в стихотворении А.Л. Барто?
Скажи «родник» -
И вот возник,
Бежит в зелёной чаще
Весёлый ключ журчащий.
Мы и родник зовём ключом.
(Ключ от дверей тут ни при чём.)
Ответ: омонимы.
Проверяют задания по эталону (на слайде).
- Молодцы! Вы справились с заданием.
Третья станция – «Фразеология».
- Поделимся на 2 группы. Для этого предлагаю выполнить следующее задание.
Задание. Выбрать одну из карточек и распределиться по группам:
1 группа – фразеологизм.
2 группа – фразеологизм.
На карточках: водить за нос; вставлять палки в колёса.
Проверяют.
- Каково значение этих фразеологизмов?
- Для выполнения второго задания вам 2 минуты.
Задание для первой группы.
Кто должен на горе свистнуть, чтобы произошло нечто несбыточное?
А) Соловей-разбойник;
Б) президент;
В) рак;
Г) полицейский.
Ответ: рак.
Задание для второй группы.
От чего яблоко падает недалеко?
А) от яблони;
Б) от дома;
В) от забора;
Г) от груши.
Ответ: от яблони.
- Объясните смысл пословиц.
Яблоко от яблони недалеко падает - В детях повторяются недостатки, пороки их родителей.
Когда рак на горе свистнет - Никогда, неизвестно когда; в неопределённом будущем.
Четвёртая станция – «Морфология».
- Поделимся на 2 группы. Для этого предлагаю выполнить следующее задание.
Задание. Выбрать одну из карточек и распределиться по группам:
1 группа – самостоятельные части речи.
2 группа – служебные части речи.
На карточках: имя существительное, имя прилагательное, глагол; союз, предлог, частица.
Проверяют.
Задание для первой группы.
Определите, какими частями речи являются выделенные слова.
1. Жёлтое покрывало покрывало всё поле.
2. Со стекла стекла вода.
Ответ:
Жёлтое покрывало покрывало всё поле – ГЛАГОЛ
Со стекла стекла вода – ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Задание для второй группы.
Среди этих букв спрятались имена собственные и названия. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их.
И В А Н О В О Л Г А Л Я Л Т А Н Я
Ответ: Иван
Иванов
Волга
Галя
Ялта
Таня
Пятая станция – «Синтаксис».
- Сначала, ребята, вам так же необходимо поделиться на 2 группы. Для этого предлагаю выполнить следующее задание.
Задание. Выбрать одну из карточек и распределиться по группам:
1 группа – простые осложнённые предложения;
2 группа – простые неосложнённые предложения.
На карточках:
Я иду по лугам, раздвигая зелёные травы.
Зло можно победить лишь любовью, добром и состраданием.
Голубое южное море, потемневшее от пыли, было мутно.
Берегите друг друга.
Я читаю интересную книгу.
О чём сообщили по радио?
Проверяют.
- Для выполнения следующего задания вам 2 минуты.
Задание для первой группы.
- Соберите предложение, выполнив ряд действий.
1. Из предложения:
Зимний вечер в небе звезды синие зажёг
возьмите предлог.
2. Из предложения
Снежная белизна слепит глаза
возьмите определение, выраженное прилагательным .
3. Добавьте подлежащее из предложения
Золотая бахрома снегов.
4. Добавьте сказуемое из предложения
Природа будто заснула.
5. Из предложения
Рябины украшают наш зимний лес.
возьмите дополнение.
- Согласуйте правильно между собой слова, и вы получите красивое предложение.
Ответ: В снежной бахроме заснул лес.
Задание для второй группы.
- Соберите предложение, выполнив ряд действий.
1. Из предложения:
Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.
возьмите подлежащее.
2. Из предложения
Люблю грозу в начале мая…
Возьмите сказуемое.
3. Добавьте определения из предложения
Каждому дорог свой родной край.
4. Из предложения
Язык – это вековой труд целого поколения.
Возьмите подлежащее.
- Согласуйте правильно между собой слова, и вы получите красивое предложение.
Ответ: Я люблю свой родной язык!
- Молодцы! Вы справились с заданием.
3. Подведение итогов мероприятия (2 минуты).
- Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу.
Звучит мелодия телефонного звонка.
- Ребята, исполнители призывают нас уважать и любить русский язык.
Удачных путешествий вам по стране Лингвистика.
4. Заключительная часть. Рефлексия (3 минуты).
1. Главным для меня на занятии было то, …
2. Мне понравилось на уроке то, …
3. Теперь я буду знать, что …
4. Меня огорчило то, что…
5. Я рад, что…
6. Я хотел бы, чтобы …