СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистическая игра-путешествие «В стране русского языка». Разработка внеурочного мероприятия для обучающихся 7 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лингвистическая игра-путешествие  «В стране русского языка. Внеурочное мероприятие для обучающихся 7 класса.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистическая игра-путешествие «В стране русского языка». Разработка внеурочного мероприятия для обучающихся 7 класса»









Лингвистическая игра-путешествие

«В стране русского языка»

Внеурочное мероприятие для обучающихся

7 класса








Сведения об авторе:

Карамова Гульназ Миннигаязовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Каракашлинская ООШ»

Ютазинского муниципального района РТ,

[email protected], 89172477123



2020-2021 учебный год

Цели: развивать познавательную активность, любознательность, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей; способствовать усвоению и углублению знаний обучающихся по основным разделам курса русского языка; помочь понимать друг друга при общении, в общих делах; воспитывать уверенность, чувство собственного достоинства, культуру общения, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- действие смыслообразования, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, обучающийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

- умение применять свои знания;

- интеллектуальное развитие;

- развитие стремления к речевому самосовершенствованию;

- расширение словарного запаса.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способы действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

- развивать организационные умения (самостоятельно формулировать тему, цель мероприятия).

Коммуникативные УУД:

- словесное выражение своих мыслей;

- уметь слушать, участвовать в коллективном обсуждении;

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе.

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- понимание информации по теме занятия;

- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Предметные:

Образовательные:

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать знания по основным разделам курса русского языка.

Развивающие:

- развитие речевых способностей учащихся;

- развитие навыков групповой работы.

Воспитательные:

- воспитание интереса и уважения к русскому языку;

- воспитание ценностного отношения к слову.



Ход внеурочного мероприятия

  1. Организационный момент. Мотивация к деятельности (5 минут).

- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу. Пусть наше общение будет добрым.

Как говорил известный собиратель слов С.И. Ожегов: «Путешествие – это поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам (обычно ради ознакомления или отдыха)». Сегодня мы отправимся в интеллектуальное путешествие по загадочным странам. Во время путешествия вы не только отдохнёте, но и узнаете много нового и интересного. В мире много интересных, загадочных, удивительных стран. Сегодня мы отправимся в путешествие в страну, а вот в какую, вам придётся угадать самим. Девиз нашего путешествия: «Знаем русский!».

- Итак, отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А” Слайд 2

Ответ:

Л И Н Г В И С Т И К А

- Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке)

- Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.

Цель нашего путешествия — получить все цифры номера телефона, который написан на слайде. Слайд 3. Получив все цифры, вы сможете позвонить по этому номеру телефона.

- Ребята, вам нужно отгадать всего 5 цифр. Значит, будет всего 5 заданий. Работать вы будете в командах, но у вас будет общая цель. Всем всё понятно? Молодцы!

  1. Основная часть мероприятия (20 минут).

- Итак, первая станция – «Словообразование и морфемика». Сначала, ребята, вам необходимо поделиться на 2 группы. Для этого предлагаю выполнить следующее задание.

Обучающиеся выходят к доске.

- Возьмите, пожалуйста, карточки, которые лежат на столе.

Задание. Выбрать одну из карточек и распределиться по группам: 1 группа - однокоренные слова; 2 группа - формы слова.

На карточках: строить, строитель, стройка, строю, строишь, строят.

Проверяют.

- Итак, у нас две группы. Начинаем выполнять задания. После выполнения задания каждая команда получает карточку с цифрой. Желаю всем удачи!

- Для выполнения первого задания вам 2 минуты.

Задание для первой группы.

В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдёте,

В целом – по мне на уроки пойдёте. (расписание)

Задание для второй группы.

Корень мой находится в снежинке,

В слове подъехал – приставка,

Суффикс – в слове лесник,

Окончанье – в слове ученик. (подснежник)

Проверяют задания по эталону (на слайде).

- Молодцы! Вы справились с заданием.

Вторая станция«Лексика».

- Сначала, ребята, вам так же необходимо поделиться на 2 группы. Для этого предлагаю выполнить следующее задание.

Задание. Выбрать одну из карточек и распределиться по группам:

1 группа – слова с прямым значением;

2 группа – слова с переносным значением.

На карточках: волк воет, ветер воет, золотое кольцо, золотой характер, вкусное яблоко, глазное яблоко.

Проверяют.

- Для выполнения второго задания вам 2 минуты.

Задание для первой группы.

Расшифруйте слова, найдите лишнее.

зоар

дышнал

нолс

Ответ: слон

Задание для второй группы.

О каких словах идёт речь в стихотворении А.Л. Барто?

Скажи «родник» -

И вот возник,

Бежит в зелёной чаще

Весёлый ключ журчащий.

Мы и родник зовём ключом.

(Ключ от дверей тут ни при чём.)

Ответ: омонимы.

Проверяют задания по эталону (на слайде).

- Молодцы! Вы справились с заданием.

Третья станция«Фразеология».

- Поделимся на 2 группы. Для этого предлагаю выполнить следующее задание.

Задание. Выбрать одну из карточек и распределиться по группам:

1 группа – фразеологизм.

2 группа – фразеологизм.

На карточках: водить за нос; вставлять палки в колёса.

Проверяют.

- Каково значение этих фразеологизмов?

- Для выполнения второго задания вам 2 минуты.

Задание для первой группы.

Кто должен на горе свистнуть, чтобы произошло нечто несбыточное?

А) Соловей-разбойник;

Б) президент;

В) рак;

Г) полицейский.

Ответ: рак.

Задание для второй группы.

От чего яблоко падает недалеко?

А) от яблони;

Б) от дома;

В) от забора;

Г) от груши.

Ответ: от яблони.

- Объясните смысл пословиц.

Яблоко от яблони недалеко падает - В детях повторяются недостатки, пороки их родителей.

Когда рак на горе свистнет - Никогда, неизвестно когда; в неопределённом будущем.

Четвёртая станция«Морфология».

- Поделимся на 2 группы. Для этого предлагаю выполнить следующее задание.

Задание. Выбрать одну из карточек и распределиться по группам:

1 группа – самостоятельные части речи.

2 группа – служебные части речи.

На карточках: имя существительное, имя прилагательное, глагол; союз, предлог, частица.

Проверяют.

Задание для первой группы.

Определите, какими частями речи являются выделенные слова.

1. Жёлтое покрывало покрывало всё поле.

2. Со стекла стекла вода.

Ответ:

Жёлтое покрывало покрывало всё поле – ГЛАГОЛ

Со стекла стекла вода – ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Задание для второй группы.

Среди этих букв спрятались имена собственные и названия. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их.

И В А Н О В О Л Г А Л Я Л Т А Н Я

Ответ: Иван

Иванов

Волга

Галя

Ялта

Таня

Пятая станция«Синтаксис».

- Сначала, ребята, вам так же необходимо поделиться на 2 группы. Для этого предлагаю выполнить следующее задание.

Задание. Выбрать одну из карточек и распределиться по группам:

1 группа – простые осложнённые предложения;

2 группа – простые неосложнённые предложения.

На карточках:

Я иду по лугам, раздвигая зелёные травы.

Зло можно победить лишь любовью, добром и состраданием.

Голубое южное море, потемневшее от пыли, было мутно.

Берегите друг друга.

Я читаю интересную книгу.

О чём сообщили по радио?

Проверяют.

- Для выполнения следующего задания вам 2 минуты.

Задание для первой группы.

- Соберите предложение, выполнив ряд действий.

1. Из предложения:

Зимний вечер в небе звезды синие зажёг

возьмите предлог.

2. Из предложения

Снежная белизна слепит глаза

возьмите определение, выраженное прилагательным .

3. Добавьте подлежащее из предложения

Золотая бахрома снегов.

4. Добавьте сказуемое из предложения

Природа будто заснула.

5. Из предложения

Рябины украшают наш зимний лес.

возьмите дополнение.

- Согласуйте правильно между собой слова, и вы получите красивое предложение.

Ответ: В снежной бахроме заснул лес.

Задание для второй группы.

- Соберите предложение, выполнив ряд действий.

1. Из предложения:

Я смотрю – в избе мой брат,

У него шинель до пят.

возьмите подлежащее.

2. Из предложения

Люблю грозу в начале мая…

Возьмите сказуемое.

3. Добавьте определения из предложения

Каждому дорог свой родной край.

4. Из предложения

Язык – это вековой труд целого поколения.

Возьмите подлежащее.

- Согласуйте правильно между собой слова, и вы получите красивое предложение.

Ответ: Я люблю свой родной язык!

- Молодцы! Вы справились с заданием.

3. Подведение итогов мероприятия (2 минуты).

- Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу.

Звучит мелодия телефонного звонка.

- Ребята, исполнители призывают нас уважать и любить русский язык.

Удачных путешествий вам по стране Лингвистика.

4. Заключительная часть. Рефлексия (3 минуты).

1. Главным для меня на занятии было то, …

2. Мне понравилось на уроке то, …

3. Теперь я буду знать, что …

4. Меня огорчило то, что…

5. Я рад, что…

6. Я хотел бы, чтобы …








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!