Лингвистическая олимпийская игра по русскому языку
Цели проведения:
развитие творческих способностей, логического мышления детей;
повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету;
Оборудование: ручка, лист бумаги
Ход игры.
Конкурс 1 «Лингвистический марафон»
Ответь на вопросы.
1. Часть речи, обозначающая предмет (Существительное)
2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы)
3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс)
4. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив)
5. Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)
6. Часть слова без окончания. (Основа)
7. Член предложения, отвечающий на вопрос какой? чей? (Определение)
8. Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)
9. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика)
10. Сколько букв в русском алфавите? (33)
Конкурс 2 «Лингвистическое многоборье»
Замени фразеологизмы глаголами.
1.Повесить нос – приуныть
2.Вставлять палки в колеса – мешать
3.Надуть губы – обидеться
4.Наступать на пятки – догонять
5.Пускать пыль в глаза – хвастаться
6.Втирать очки – обманывать
7.Зуб на зуб не попадает – замерзать
8.Сделать из мухи слона – преувеличивать
9.Найти дорогу к сердцу – понравиться
10.Бить баклуши – бездельничать
Конкурс 3 «Лингвистический заплыв».
Прочитай и запиши слова. Подчекни лишнее.
1.РАНАКАДШ, ЧАУРК, ТОСИКЧАК,ОРЕВД
Ответ: КАРАНДАШ, РУЧКА, КИСТОЧКА, ВЕДРО
лишнее слово – ВЕДРО.
2.ЯМЧ, РАБАНАБ, ЯОЛ, ЮАЛ
Ответ: МЯЧ, БАРАБАН, ОЛЯ, ЮЛА.
лишнее слово – ОЛЯ.
3.ЛЕЙК, ЛИНСТИПЛА, САРКАК, ТЕЕРВ
Ответ: КЛЕЙ, ПЛАСТИЛИН, КРАСКА, ВЕТЕР.
лишнее слово – ВЕТЕР.
Конкурс 4 «Лингвистическая гимнастика».
В предложенном тексте выбери и запиши из пар слов, записанных в скобках, правильное, текс переписывать не надо
Летом я отдыхаю в деревне у бабушки. Однажды местный (сторожил / старожил) дед Кузьма повёл нас на дальнюю (ветреную / ветряную) мельницу. Мы (шествовали / шефствовали) за ним гуськом, так как тропинка была узкой. Путь оказался долгим, поэтому мы решили сделать привал. Внук деда Кузьмы (преступил / приступил) к разжиганию костра, но не учел силу ветра и (ожёг / ожог) себе руку. Нам пришлось возвращаться (на зад / назад).
Следующие несколько дней я активно помогал бабушке по хозяйству: ходил на (прут / пруд) за водой, заполнял (бочок / бачок) для поливки и стирки, (разряжал / разрежал) огуречную рассаду и (луг / лук). Так хлопотно, что даже (поседеть / посидеть) было некогда. Бабушка меня похвалила, сказала, что крестьянский (труд / трут) поможет мне (развеваться / развиваться) физически.
Конкурс 5 «Лингвистические высоты»
На нашем пути встают горы. На этих горах растут удивительные цветы: в серединках находятся корни слов, на синих лепестках – приставки, а на красных – суффиксы. Составь и запиши как можно больше слов (можно добавлять окончания).
| н а вы | | | иц | | |
| при | ход | земл | юшк | | |
по от | у в | дуб | рыб | ищ | | |
з а об | перед | б ег | гриб н | ок | | |
| под от | | ник | ов | | |
| к | | | | | |
Конкурс 6 «Лингвистический кросс»
Закончи пословицы.
1. Что посеешь, …
2. Без труда….
3. Кончил дело – …
4. Волков бояться – …
5. С кем поведешься – …
6. Как аукнется – …
7. За двумя зайцами погонишься – …
8. Тяжело в учении – …
9. Любишь кататься - …
10. Учение – свет, … )
Конкурс 7 «Лингвистический фристайл»
1.Угадай слово по шутливой характеристике:
1. Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди. Что это? (Уши)
2. Её толкут, носят решетом, в неё прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода)
3. Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле, когда кто – нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Что это? (Ветер)
4. Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в своё дело; им клюют; его задирают; на нём ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого – нибудь одурачить. Что это? (Нос)
5. Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык)
6. Его иногда приходится держать, не занимая руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово)
2. Ответь на вопросы.
1.Что находится между рекой и берегом? (Союз “и”)
2.Какой русский город летает по воздуху? (Орёл)
3.Что стоит посредине Земли (Буква “М”)
4.Какой город у моря состоит из одного мужского и ста женских имён? (Севастополь)
5.Какие четыре моря носят название цвета? (Черное, Красное, Желтое, Белое)
6.Каким поясом не подпояшешься? (Климатическим)