СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистическая разминка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет разнообразить уроки русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Лингвистическая разминка»

Лингвистическая разминка. «Кто быстрее?»

Проводится на основе пословиц и поговорок из упр. 6. Учитель читает начало, ученики продолжают. Самый быстрый получает за правильный ответ фишку. Побеждает тот, кто собрал большее число фишек.

Лингвистическая пятиминутка. «Это интересно».

— В прочитанном дома тексте о художнике А. Пластове вам встретилось слово пацан. Что оно обозначает? Демонстрируется слайд (или предлагается раздаточный материал) со сведениями из этимологического словаря: Пацан — заимствовано из украинского языка, где является производным от слова паця, что значит поросёнок. В украинском языке это слово образовалось от слов, с помощью которых подзывают свиней (паць-паць). Одновременно учитель даёт краткую характеристику этимологического словаря как словаря, рассказывающего о происхождении слов.

Учащиеся должны сказать, зачем нужно знать орфографические правила. Для ответа используется стихотворение «Грустные вести» (упр. 34). Двое читают стихотворение по ролям: за адресата и адресанта.

Диктант с последующей взаимопроверкой. Я глядел в окно и видел, как качался нарядный лес. Ветер трепал яркие кленовые вершины, сотрясал могучие дубы, срывал листочки с маленьких рябинок. Берёзки вели беседу со своими соседками — осинами. А по небу торопливо бежали облака. Они словно боялись опоздать на важную встречу.

Лингвистическая разминка. 1. Расшифруйте и запишите слова: 100лбы, 7я, ви3на, 3буна, о5. 2. Отгадайте секрет предложения Кит на море романтик. (Это перевёртыш (палиндром), слева направо и справа налево предложение читается одинаково.)

Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока. На доске текст: «Друзя, внимание! Ожидается силная вюга! Сёмка будет в третем корпусе! Прошу не срыват обявление! Кто сорвёт, того побю! Серёзно!»

В результате работы может получиться такой алгоритм: 1

2

1. Если личное окончание глагола ударное, пишем то, что слышим. 2. Если личное окончание безударное, ставим глагол в неопределённую форму и смотрим, на что он заканчивается: 3 1) если на -ить, 2) если это глаголы-исключения: смотреть, видеть, слышать, дышать, держать, гнать, то это глаголы II спряжения Остальные глаголы I спряжения 4 пишем: и, а/я -ишь, -ит, -им, -ите, -ат/-ят пишем: е, у/ю -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут/-ют

2. Работа по алгоритму (устное рассуждение-доказательство) с записью. Сосны молчат, ручьи бегут, смотришь на картину, горит на солнце, отвечаем на вопрос, крепко держишь, прячут в ящик, больные тяжело дышат, мальчик слышит свист, напишем письмо.

Лингвистическая разминка. «Абракадабра». Кто быстрее расшифрует слова: гобытьра, кольгачу, ациквасра, олябок, ленлафь? (Богатырь, кольчуга, красавица, яблоко, фланель.)





Орфографическая разминка. «Помогите Вите». Витя написал словарный диктант (он выведен на доску). Помогите ему исправить ошибки. Запишите исправленные слова, выделите орфограммы и систематизируйте их (определите, какие правила Витя усвоил, какие нет). Литают на парашутах; просит карандаш; держат восемь грушь; клеят обои; бежиш по пристане; не надеешся на помощ; товарищ остановится на опушки.

Замена слов синонимичными словами с основой на шипящий. Друг (товарищ), родник (ключ), поддержка (помощь), неправда (ложь), доктор (врач), сила (мощь), граница (рубеж), охранник (сторож / страж), сотрясение (дрожь), жаркая пора (сушь). 2. «Разложите по трём корзинам». Выведенные на доску слова учащиеся распределяют по трём группам: глаголы // сущ. 3-го скл. // сущ. 1, 2-го скл. Пляж_, москвич_, спешиш_, гореч_, отдаёш_, муж_, трещиш_, выигрыш_, чудовищ_, помощ_, роскош_, картеч_, передач_, дрож_, чествуеш_, смерч_, мелоч_, сбежиш_, видиш_, карандаш_.

Лингвистическая разминка. Как из кошки сделать мышку? (Кошка — сошка — сушка — пушка — пышка — мышка.)

Тестовые задания I. Не являются словосочетаниями выражения... 1) пришёл на помощь 2) помощь и поддержка 3) убежал вперёд 4) чувство угасло 5) шумный праздник II. Глагольными являются словосочетания... 1) яркий парашют 2) ярко горит 3) чертит карандашом 4) чертёжные инструменты 5) чертёж помещения III. Именными являются словосочетания... 1) памятник героям 2) чувствовать усталость 3) принять участие 4) новый участник 5) совет товарища IV. Не являются словосочетаниями выражения, выписанные из предложения Маленькие огоньки вспыхивали на горизонте и медленно гасли у земли. 1) маленькие огоньки 2) огоньки вспыхивали 3) вспыхивали на горизонте 4) вспыхивали и гасли 5) медленно гасли 6) гасли у земли 7) у земли 8) огоньки гасли Ответы: I: 2, 4; II: 2, 3; III: 1, 4, 5; IV: 2, 4, 7, 8.

Орфографическая разминка. «Антидиктант

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не могла.

Наконец-то я в театре,

Как я этого ждала! (А. Барто)

Дажы три памножыть натри

Я сичаз бы нимагла.

На канецта я ф тиатри,

Как я этава ждала!

Знаете ли вы, что... (текст проецируется на доску, комментируются орфограммы, однородные члены в последнем предложении). Придумал запятую на рубеже XV—XVI веков извес__ный венецианский типограф Альд Мануций. Его изобр__тательному уму принадлежит также вв__дение огл__вления, обл__гчившего пользование книгой. В XVI веке родился на свет и вопр__сительный знак, благодаря б ратьям Венделину и Иоанну да Спира. (Из Интернета)

Речевая разминка. Кто найдёт все ошибки? Исправление предложений. 1. Прошу большое прощение за подчерк. (Речевая, этикетная, орфографическая.) 2. Мы поражались его поразительной памяти, и очень ему завидовали. (Речевая, пунктуационная.)

Лингвистическая разминка. — Какие поэты здесь зашифрованы? Можно ли понять? УИ; ЕОО; АА — А теперь? ПШК; ЛРМНТВ; МРШК (Пушкин, Лермонтов, Маршак) — Почему во втором случае это получилось, а в первом нет?

Домашнее задание:

Составьте один из несуществующих словарей (толковых) объемом в 15–20 слов.

Тематика словарей:

  • Космический словарь;

  • Словарь самых важных слов;

  • Словарь моих любимых слов;

  • Словарь добрых слов;

  • Школьный словарь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!