СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистическая задача "Дело в шляпе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лингвистическая задача "Дело в шляпе"»

Задача

Группа лингвистов решила понаблюдать за тем, как люди объясняют слова в условиях временных ограничений. Для этого они записали, как школьники играют в «Шляпу»*, а затем разметили реплики участников определенным образом. Перед вами фрагмент получившегося корпуса. Известно, что в столбце I указаны номера диалогов, в столбце II — реплики объясняющих, в столбце III — ответы партнеров, в столбце IV — объясняемое слово.



Задание 1. Поясните, что обозначают теги (столбцы V, VI и VII) в следующих диалогах (1–11):



I

II

III

IV

V  

VI 

VII

1

Ты долго, например, играешь в хоккей, ты становишься тренером, у тебя тренерский это как?

Опыт!

опыт

AS

Q

1

2

Мм и наказание.

Преступление.

преступление

C

E

1

3

Вот когда тебе тренер говорит, что именно туда надо бежать, именно вот вправо, например, что он делает?

Указывает.

утонченность

F1 AS

Q

0

4

Коне... Антоним слова начало.

Конец.

конец

F2 N

E

1

Да... Змей из Библии, как его называют?

Горыныч?

искуситель

C

Q

0

5

В музее, древнее что-то.

Искусс... искусность?

экспонат

D

E

0

Ну, нет. Древнее, это считается.

Памятник.

экспонат

P

E

0

Когда находишь что-то древнее, еще до нашей эры вообще просто.

Находка.

экспонат

AS

E

0

6

Была песня такая у группы «Ленинград», которую еще все пели, там эээ про лабутены.

экспонат

C

E

0

Ну, как название этой песни?

Экспонат?

экспонат

P

Q

1

Так, так, ну... вот есть качество, благодаря которому он может...

всемогущий

F2 D

T

0

7

Это... короче, цвет, у которого первые три буквы такие же, как у континента, куда плыл Христофор Колумб.

Аметист?

индиго

F2

E

0

8

Вот ты знаешь такое слово?

плац

F3

Q

0

9

А в городе самое главное что? Главное здание города?

Дом.

администрация

D

Q

0

Дебил! Главное — администрация!

администрация

F2

E

0

10

Ну вот, просто берешь по льду вот так вот... ботинками.

Скользишь. Скользить.

скольжение

F1 AS

E

0

Другое!

Скользить, скольжение.

скольжение

P

E

1

11

Когда ты получаешь за...

Глаза?

грант

AS

T

0



Задание 2. Поясните, что обозначают теги в диалогах 12–14:

12

Есть слово «просветление», а есть...

Потемнение. Помрачнение.

помрачнение

N  

E  

1  

Правильно. Что ты вот это делаешь?

Фоткаюсь.

снимок

F1 

Q  

0  

По-другому.

Селфи?

снимок

P  

E  

0  

По-другому.

Фотографирую? Фотки, фотографии...

снимок

R

E

0

13

Допустим, талия бывает широкая, а бывает...

Маленькая.

утонченность

N

E

0

Нет. Узкий. Синоним к слову узкий какой?

Стройный.

утонченность

Y

Q

0

Синоним давай. Говорят: «У него такой музыкальный вкус».

Изысканный.

утонченность

C

E

0

14

Медсестра, когда приходит, она что делает раненым?

Перевязывает. Перевязка.

перевязь

S

Q

0



























Задание 3. Самостоятельно разметьте диалоги 15–20:

15

Ээээ... Конфетка такая... Есть конфетки разные...

Леденец?

ирис

    

    

    

Еще?

Барбарис?

ирис




В смысле? Конфетки... Такая в оранжевом цвете, оранжевого даже такого.

ирис




16

Есть свет, а есть...

Тьма, темнота.

мрак




Синоним.

Мрак.

мрак




17

Вот в «Ну, погоди!» антагонист.

Волк.

волк




18

Вот ты когда едешь в поезде в купе, это как называется по-другому?

Плацкарт?

плац




Да, и про... без, без карт.

Купе?

плац




Без карт.

Что без карт?

плац




Плацкарт без карт.

Плац?

плац




Хм-хм-хм... С водой связано.

Гидравлика.

гидравлика




19

Вот когда человек уезжает в отпуск на работе... Даже не в отпуск, а по каким-то делам рабочим...

Отдых.

командировка




Нет, по-другому. По работе едет.

Командировка?

командировка




20

Вот — о!

Гребешок!

челка




Нет.

Волосы.

челка




Нет.

Шишка.

челка




Ну когда ты на лбу волосы...

Челка.

челка




* «Шляпа» — это игра, в которой игрок должен за небольшое время (обычно за 20 секунд) объяснить как можно больше слов, чтобы его партнер их отгадал. Игрок вытягивает из некоторой непрозрачной емкости (которая и называется «шляпа») бумажку, на которой написано какое-то слово (нарицательное существительное в именительном падеже), и пытается максимально быстро объяснить партнеру его значение, не используя одкоренные с ним слова. При этом нельзя апеллировать к написанию слова или указывать на предмет, его обозначающий. Если партнер правильно назвал загаданное слово, игорок вытягивает следующую бумажку, и всё повторяется заново, пока не истекут 20 секунд, после чего шляпа с  бумажками переходит к следующему игроку.

Подсказка 1

Разметка в столбцах V, VI и VII является результатом анализа реплик говорящего (столбец II) или показывает на отношения между некоторыми из столбцов II–IV.

Подсказка 2

Столбец VI указывает на некоторое свойство реплики говорящего (столбец II). В столбце VII указывается отношение между ответом отгадывающего и загаданным словом (столбцы III и IV). В столбце V указывается некоторое отношение между репликой говорящего и загаданным словом. При этом анализируется всё высказывание объясняющего целиком или его ключевая идея.

Решение

Проще всего понять, что размечено в столбце VII. Можно заметить, что 1 ставится напротив реплики только в том случае, если ответ отгадывающего или одно из его предположений совпадает с загаданным словом. В остальных случаях в ячейке таблицы ставится 0. Таким образом в столбце указывается успешность объяснения: 1 — слово отгадано, 0 — слово не отгадано.

Разметка в столбце VI опирается на некоторое свойство реплик объясняющего — можно заметить, что Q ставится, если реплика говорящего имеет вопросительную интонацию (в подтверждение идеи можно увидеть связь с английским question).

Осталось разобраться с E и T. Можно обратить внимание на то, что T ставится только на концах диалога, при этом реплики в таком случае заканчиваются на многоточие и имеют незаконченный характер. Если вспомнить правила игры в «Шляпу», становится понятно, что незаконченной реплика может быть в том случае, если у говорящего закончилось время. Таким образом, E ставится, если реплика не является вопросительной, а T — если говорящий не успел закончить высказывание, и мы не можем понять, задумывалось ли оно как вопросительное или нет.

Чтобы понять, как устроена разметка в столбце V, нужно проанализировать реплику объясняющего целиком и сравнить ее с загаданным словом. Подробное описание значения каждого тега и типа реплик можно увидеть ниже. Во втором задании встречаются новые виды тегов, которые можно вывести, зная смысл тегов из задания 1.

Ответы на задания 1 и 2.

В столбце VII указывалась успешность объяснения: 1 — слово отгадано, 0 — слово не отгадано.

В столбце VI указывается, является ли реплика говорящего утвердительной, вопросительной или мы не можем этого понять, так как реплика не была закончена (вышло время).

В столбце V указывается ключевая идея объяснительной реплики.

Тег

Расшифровка

Прототип

AS

Объяснение слова через описание ситуации с участием адресата.

Addressee + situation

S

Объяснение слова через описание ситуации (без участия адресата).

Situation

D

Объяснения слова через словарное определения или конкретный факт о нем.

Definition

C

Объяснение слова с использованием общекультурных отсылок.

Cultural

P

Запрос на перебор вариантов.

Phatic

R

Полный повтор предыдущей фразы.

Repeat

N

Объяснение слова через антонимы.

aNtonym

Y

Объяснение слова через синонимы.

sYnonym

F1

Объяснение слова с помощью жеста (НАРУШЕНИЕ).

Foul

F2

Объяснение слова через однокоренные слова / апелляция к буквам / названа часть слова или само слово (НАРУШЕНИЕ).

Foul

F3

Отгадывающий увидел слово (подглядел в бумажку) (НАРУШЕНИЕ).

Foul

E

Объяснение слова утвердительным предложением.


Q

Объяснение слова с помощью вопроса.

Question

T

Объясняющий не успел закончить объяснение (закончилось время).

Time

Указание слов, от которых были образованы теги, не требовалось в задаче.

Ответ на задание 3:

15

Ээээ... Конфетка такая... Есть конфетки разные...

Леденец?

ирис

D  

E  

0  

Еще?

Барбарис?

ирис

P

Q

0

В смысле? Конфетки... Такая в оранжевом цвете, оранжевого даже такого.

ирис

D

E

0

16

Есть свет, а есть...

Тьма, темнота.

мрак

N

E

0

Синоним.

Мрак.

мрак

Y

E

1

17

Вот в «Ну, погоди!» антагонист.

Волк.

волк

C

E

1

18

Вот ты когда едешь в поезде в купе, это как называется по-другому?

Плацкарт?

плац

AS

Q

0

Да, и про... без, без карт.

Купе?

плац

F2

E

0

Без карт.

Что без карт?

плац

R

E

0

Плацкарт без карт.

Плац?

плац

F2

E

1

Хм-хм-хм... С водой связано.

Гидравлика.

гидравлика

F3

E

1

19

Вот когда человек уезжает в отпуск на работе... Даже не в отпуск, а по каким-то делам рабочим...

Отдых.

командировка

S

E

0

Нет, по-другому. По работе едет.

Командировка?

командировка

P

E

1

20

Вот — о!

Гребешок!

челка

F1

E

0

Нет.

Волосы.

челка

P

E

0

Нет.

Шишка.

челка

R

E

0

Ну когда ты на лбу волосы...

Челка.

челка

AS

T

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!