Задача
Группа лингвистов решила понаблюдать за тем, как люди объясняют слова в условиях временных ограничений. Для этого они записали, как школьники играют в «Шляпу»*, а затем разметили реплики участников определенным образом. Перед вами фрагмент получившегося корпуса. Известно, что в столбце I указаны номера диалогов, в столбце II — реплики объясняющих, в столбце III — ответы партнеров, в столбце IV — объясняемое слово.
Задание 1. Поясните, что обозначают теги (столбцы V, VI и VII) в следующих диалогах (1–11):
I | II | III | IV | V | VI | VII |
1 | Ты долго, например, играешь в хоккей, ты становишься тренером, у тебя тренерский это как? | Опыт! | опыт | AS | Q | 1 |
2 | Мм и наказание. | Преступление. | преступление | C | E | 1 |
3 | Вот когда тебе тренер говорит, что именно туда надо бежать, именно вот вправо, например, что он делает? | Указывает. | утонченность | F1 AS | Q | 0 |
4 | Коне... Антоним слова начало. | Конец. | конец | F2 N | E | 1 |
Да... Змей из Библии, как его называют? | Горыныч? | искуситель | C | Q | 0 |
5 | В музее, древнее что-то. | Искусс... искусность? | экспонат | D | E | 0 |
Ну, нет. Древнее, это считается. | Памятник. | экспонат | P | E | 0 |
Когда находишь что-то древнее, еще до нашей эры вообще просто. | Находка. | экспонат | AS | E | 0 |
6 | Была песня такая у группы «Ленинград», которую еще все пели, там эээ про лабутены. | — | экспонат | C | E | 0 |
Ну, как название этой песни? | Экспонат? | экспонат | P | Q | 1 |
Так, так, ну... вот есть качество, благодаря которому он может... | — | всемогущий | F2 D | T | 0 |
7 | Это... короче, цвет, у которого первые три буквы такие же, как у континента, куда плыл Христофор Колумб. | Аметист? | индиго | F2 | E | 0 |
8 | Вот ты знаешь такое слово? | — | плац | F3 | Q | 0 |
9 | А в городе самое главное что? Главное здание города? | Дом. | администрация | D | Q | 0 |
Дебил! Главное — администрация! | — | администрация | F2 | E | 0 |
10 | Ну вот, просто берешь по льду вот так вот... ботинками. | Скользишь. Скользить. | скольжение | F1 AS | E | 0 |
Другое! | Скользить, скольжение. | скольжение | P | E | 1 |
11 | Когда ты получаешь за... | Глаза? | грант | AS | T | 0 |
Задание 2. Поясните, что обозначают теги в диалогах 12–14:
12 | Есть слово «просветление», а есть... | Потемнение. Помрачнение. | помрачнение | N | E | 1 |
Правильно. Что ты вот это делаешь? | Фоткаюсь. | снимок | F1 | Q | 0 |
По-другому. | Селфи? | снимок | P | E | 0 |
По-другому. | Фотографирую? Фотки, фотографии... | снимок | R | E | 0 |
13 | Допустим, талия бывает широкая, а бывает... | Маленькая. | утонченность | N | E | 0 |
Нет. Узкий. Синоним к слову узкий какой? | Стройный. | утонченность | Y | Q | 0 |
Синоним давай. Говорят: «У него такой музыкальный вкус». | Изысканный. | утонченность | C | E | 0 |
14 | Медсестра, когда приходит, она что делает раненым? | Перевязывает. Перевязка. | перевязь | S | Q | 0 |
Задание 3. Самостоятельно разметьте диалоги 15–20:
15 | Ээээ... Конфетка такая... Есть конфетки разные... | Леденец? | ирис | | | |
Еще? | Барбарис? | ирис | | | |
В смысле? Конфетки... Такая в оранжевом цвете, оранжевого даже такого. | — | ирис | | | |
16 | Есть свет, а есть... | Тьма, темнота. | мрак | | | |
Синоним. | Мрак. | мрак | | | |
17 | Вот в «Ну, погоди!» антагонист. | Волк. | волк | | | |
18 | Вот ты когда едешь в поезде в купе, это как называется по-другому? | Плацкарт? | плац | | | |
Да, и про... без, без карт. | Купе? | плац | | | |
Без карт. | Что без карт? | плац | | | |
Плацкарт без карт. | Плац? | плац | | | |
Хм-хм-хм... С водой связано. | Гидравлика. | гидравлика | | | |
19 | Вот когда человек уезжает в отпуск на работе... Даже не в отпуск, а по каким-то делам рабочим... | Отдых. | командировка | | | |
Нет, по-другому. По работе едет. | Командировка? | командировка | | | |
20 | Вот — о! | Гребешок! | челка | | | |
Нет. | Волосы. | челка | | | |
Нет. | Шишка. | челка | | | |
Ну когда ты на лбу волосы... | Челка. | челка | | | |
* «Шляпа» — это игра, в которой игрок должен за небольшое время (обычно за 20 секунд) объяснить как можно больше слов, чтобы его партнер их отгадал. Игрок вытягивает из некоторой непрозрачной емкости (которая и называется «шляпа») бумажку, на которой написано какое-то слово (нарицательное существительное в именительном падеже), и пытается максимально быстро объяснить партнеру его значение, не используя одкоренные с ним слова. При этом нельзя апеллировать к написанию слова или указывать на предмет, его обозначающий. Если партнер правильно назвал загаданное слово, игорок вытягивает следующую бумажку, и всё повторяется заново, пока не истекут 20 секунд, после чего шляпа с бумажками переходит к следующему игроку.
Подсказка 1
Разметка в столбцах V, VI и VII является результатом анализа реплик говорящего (столбец II) или показывает на отношения между некоторыми из столбцов II–IV.
Подсказка 2
Столбец VI указывает на некоторое свойство реплики говорящего (столбец II). В столбце VII указывается отношение между ответом отгадывающего и загаданным словом (столбцы III и IV). В столбце V указывается некоторое отношение между репликой говорящего и загаданным словом. При этом анализируется всё высказывание объясняющего целиком или его ключевая идея.
Решение
Проще всего понять, что размечено в столбце VII. Можно заметить, что 1 ставится напротив реплики только в том случае, если ответ отгадывающего или одно из его предположений совпадает с загаданным словом. В остальных случаях в ячейке таблицы ставится 0. Таким образом в столбце указывается успешность объяснения: 1 — слово отгадано, 0 — слово не отгадано.
Разметка в столбце VI опирается на некоторое свойство реплик объясняющего — можно заметить, что Q ставится, если реплика говорящего имеет вопросительную интонацию (в подтверждение идеи можно увидеть связь с английским question).
Осталось разобраться с E и T. Можно обратить внимание на то, что T ставится только на концах диалога, при этом реплики в таком случае заканчиваются на многоточие и имеют незаконченный характер. Если вспомнить правила игры в «Шляпу», становится понятно, что незаконченной реплика может быть в том случае, если у говорящего закончилось время. Таким образом, E ставится, если реплика не является вопросительной, а T — если говорящий не успел закончить высказывание, и мы не можем понять, задумывалось ли оно как вопросительное или нет.
Чтобы понять, как устроена разметка в столбце V, нужно проанализировать реплику объясняющего целиком и сравнить ее с загаданным словом. Подробное описание значения каждого тега и типа реплик можно увидеть ниже. Во втором задании встречаются новые виды тегов, которые можно вывести, зная смысл тегов из задания 1.
Ответы на задания 1 и 2.
В столбце VII указывалась успешность объяснения: 1 — слово отгадано, 0 — слово не отгадано.
В столбце VI указывается, является ли реплика говорящего утвердительной, вопросительной или мы не можем этого понять, так как реплика не была закончена (вышло время).
В столбце V указывается ключевая идея объяснительной реплики.
Тег | Расшифровка | Прототип |
AS | Объяснение слова через описание ситуации с участием адресата. | Addressee + situation |
S | Объяснение слова через описание ситуации (без участия адресата). | Situation |
D | Объяснения слова через словарное определения или конкретный факт о нем. | Definition |
C | Объяснение слова с использованием общекультурных отсылок. | Cultural |
P | Запрос на перебор вариантов. | Phatic |
R | Полный повтор предыдущей фразы. | Repeat |
N | Объяснение слова через антонимы. | aNtonym |
Y | Объяснение слова через синонимы. | sYnonym |
F1 | Объяснение слова с помощью жеста (НАРУШЕНИЕ). | Foul |
F2 | Объяснение слова через однокоренные слова / апелляция к буквам / названа часть слова или само слово (НАРУШЕНИЕ). | Foul |
F3 | Отгадывающий увидел слово (подглядел в бумажку) (НАРУШЕНИЕ). | Foul |
E | Объяснение слова утвердительным предложением. | |
Q | Объяснение слова с помощью вопроса. | Question |
T | Объясняющий не успел закончить объяснение (закончилось время). | Time |
Указание слов, от которых были образованы теги, не требовалось в задаче.
Ответ на задание 3:
15 | Ээээ... Конфетка такая... Есть конфетки разные... | Леденец? | ирис | D | E | 0 |
Еще? | Барбарис? | ирис | P | Q | 0 |
В смысле? Конфетки... Такая в оранжевом цвете, оранжевого даже такого. | — | ирис | D | E | 0 |
16 | Есть свет, а есть... | Тьма, темнота. | мрак | N | E | 0 |
Синоним. | Мрак. | мрак | Y | E | 1 |
17 | Вот в «Ну, погоди!» антагонист. | Волк. | волк | C | E | 1 |
18 | Вот ты когда едешь в поезде в купе, это как называется по-другому? | Плацкарт? | плац | AS | Q | 0 |
Да, и про... без, без карт. | Купе? | плац | F2 | E | 0 |
Без карт. | Что без карт? | плац | R | E | 0 |
Плацкарт без карт. | Плац? | плац | F2 | E | 1 |
Хм-хм-хм... С водой связано. | Гидравлика. | гидравлика | F3 | E | 1 |
19 | Вот когда человек уезжает в отпуск на работе... Даже не в отпуск, а по каким-то делам рабочим... | Отдых. | командировка | S | E | 0 |
Нет, по-другому. По работе едет. | Командировка? | командировка | P | E | 1 |
20 | Вот — о! | Гребешок! | челка | F1 | E | 0 |
Нет. | Волосы. | челка | P | E | 0 |
Нет. | Шишка. | челка | R | E | 0 |
Ну когда ты на лбу волосы... | Челка. | челка | AS | T | 1 |