СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистический анализ глаголов со значением психических состояний в произведениях малых и больших фольклорных жанров

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лингвистический анализ глаголов со значением психических состояний в произведениях малых и больших фольклорных жанров»

Под глаголами со значением психических состояний принято понимать те, которые передают эмоциональное состояние человека, а в ряде случаев животного, предмета или явления.

Основная функция таких глаголов – эмотивная. Она направлена на осуществляющего высказывание, его психическое и эмоциональное состояние, отношение к адресату, ведь именно при помощи этих факторов передаётся коннотация сообщения – дружелюбная, безразличная, негативная и т.д. Таким образом, употребление глаголов со значением психических состояний менее регламентировано и ограничено правилами. Оно ориентировано на передачу внутреннего состояния человека, его чувств.

Глаголы со значением психических состояний можно в свою очередь подразделить на две группы. К первой исследователи относят глаголы со значением функционирования (дремать, мёрзнуть, бодрствовать и т.д.), а ко второй – глаголы, которые передают патологические состояния, несущие отрицательную оценку.

Среди них большую группу составляют глаголы восприятия. Их, в свою очередь, также можно подразделить на три большие группы. К первой – наиболее обширной – мы будем относить глаголы с общим значением и типовой семантикой, ко второй – глаголы, передающие значение зрительного восприятия, к третьей и четвёртой – соответственно глаголы слухового восприятия и осязания.

Интересно отметить тот факт, что среди 100 рассмотренных нами пословиц и поговорок лишь в каждой пятой встретился глагол со значением психического действия. Выделить те, которые встречаются наиболее часто, нам также не удалось. Однако среди анализируемого фольклорного материала нам встретились 3 пословицы с глаголом любить и 3 с глаголом бояться:

Дело мастера боится;

Добрая совесть не боится клеветы;

Богатому не спится: богатый вора боится;

Любишь кататься – люби и саночки возить;

Злого любить - себя губить;

Сметану любить – корову кормить.

Давая характеристику рассмотренным нами глаголам, следует обратить внимание, что их грамматическая форма не отличается от анализируемых выше глаголов со значением физических состояний. Как и в предыдущих примерах, посыл пословиц и поговорок направлен не на конкретного, но подразумеваемого человека. Это не могло не отразиться на синтаксической структуре предложений. В подавляющем большинстве случаев все они являются односоставными, а именно – определённо личными.

С точки зрения временной составляющей все глаголы употреблены в форме единственного числа, настоящего времени. Если в предыдущих примерах значение действия передавали инфинитивы и глаголы в повелительном наклонении, то при данном анализе нам встретились глаголы в форме изъявительного наклонения.

Глагол любить наряду с глаголами взять, помнить оказался согласно нашим наблюдениям самым частотным среди рассматриваемой группы (Будет меня хозяин и любить и жаловать больше, чем Журку!»; Как увидел царь Василису Прекрасную, так и влюбился в нее без памяти; Царь с царицею его полюбили, а царевна в нем души не чаяла; Обрадовался Иван-царевич, взял рубашку, понес к отцу; Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили; Барин взял и посадил собачку к себе, а дед забрал деньги и пошел домой).

Как и при предыдущем анализе все глаголы употреблены в своём прямом значении. Чтобы доказать данную мысль, обратимся к толковому словарю.

ЛЮБИТЬ, люблю, любишь; любящий; любимый; несов. 1. кого-что. Испытывать любовь к кому-чему-нибудь Любить родину. Любить детей. Любить женщину. Учитель любим и уважаем, 2. что и с неопр. Иметь склонность, пристрастие к чему-нибудь Любить музыку. Любить читать. 3. кого-что и с союзом чтобы. Быть довольным тем, что нравится, что (кто) приходится по вкусу. Любить красивые вещи. Он любит лесть (льстецов, чтобы ему льстили). 4. (1 и 2 любить не употр.), что и с союзом «чтобы». Нуждаться в каких-нибудь предпочтительных условиях. Цветы любят тепло (чтобы было тепло).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!