СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Лингвистический калейдоскоп"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Развивать  познавательный интерес путем использования нестандартных заданий для расширения кругозора учащихся в целях развития познавательного интереса 

Просмотр содержимого документа
«" Лингвистический калейдоскоп"»

«Лингвистический калейдоскоп» урок- игра

Цели:

Образовательная : с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом учащимися 6 класса.

Развивающая : развивать познавательный интерес к русскому языку путем использования нестандартных заданий, расширение словарного запаса, развитие логики, развивать творческое воображение.

Воспитательная: воспитать навык взаимодействия во время игры в группе

Тип урока: интеллектуальная игра

Оборудование : раздаточный материал, плакаты с высказываниями о русском языке, карточки, буквы для анаграммы, лестница «Карьерный рост», жетоны конфеты для деления на группы ( 3 вида), конфеты для учёта баллов.



  1. Организационный момент.

Приветствие учителя. Проверка степени подготовленности класса к уроку.

1 ученик.- Нет величавей ничего на свете.

Родного языка. Он чист и светел,

Пронзителен, красив и многолик.

Живи и здравствуй, русский наш язык!

1 ведущий – Здравствуйте, ребята!

2 ведущий – Здравствуйте, уважаемые взрослые!

1 ведущий- Мы рады приветствовать вас на познавательно- игровой программе «Лингвистический калейдоскоп»

2 ведущий- Лингвистика – замечательная наука. Её название происходит, от латинского слова «лингва», что означает «язык»

1 ведущий- Всемирный конгресс лингвистов установил , что люди разговаривают примерно на 3000 языков.

2 ведущий- Официальными языками ОНН являются 6 языков : английский, французский, китайский, испанский, арабский и, конечно, русский.

1 ведущий- По числу говорящих русский язык считают четвертым после китайского, английского и испанского ( по материалам «Википедия»

2 ведущий- И, кстати, именно русский язык считается одним из самых сложных языков в мире.

1 ведущий- Да! Чего только не стоят все эти спряжения, склонения, местоимения!

2 ведущий- Но зато сколько желающих изучить русский язык. Ведь мы его слышим с детства и умеем на нем разговаривать писать.

1 ведущий-А вот насколько правильно мы умеем обращаться с русским языком, покажет наша сегодняшняя познавательно- игровая программа.

1 ученик- Спешите ребята,

Открыта палата.

Палата ума для ребят.

Бросайтесь, как тигры,

На новые игры,

На войско задач и шарад.

2 ученик- Смелей, хитроумцы

С упрямыми лбами,

Без всякого спроса

Хватайте на память

Все то, что понравиться в ней!

3 ученик- Мы отвечаем дружно

И здесь сомнений нет:

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

4 ученик- И пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование:

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

  1. Введение в тему

  1. Разминка.

- личное дело ученика для служебного пользования его родителей ( дневник)

- Что такое ручкохранилище? ( пенал)

- земля, которую может покрутить любой желающий ( глобус)

- его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника ( звонок)

- как называется школьный известняк? ( мел)

- предмет, опровергающий поговорку « что написано пером, не вырубишь топором» ( ластик)

  1. Постижение народной мудрости.

Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык - самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков. В них выражена народная мудрость и употребление их в вашей речи поможет сделать её более яркой, самобытной. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.

- Он здоровый в здоровом теле ( дух)

- Часть одежды, которую рекомендуют держат шире ( карман)

- У него глаза велики ( страх)

- Только там бывает бесплатный сыр ( мышеловка)

- Её ждут, сидя у моря ( погода)

- Эта часть предмета бывает золотой ( середина)

- Какую еду просит обувь у её владельца? ( каша)

- Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки, за ним можно лезть в карман ( слово)

- Её толкут, носят решетом, в нее прячут концы нечестные люди ( вода)

- Не цветы, а вянут; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. ( уши)

  1. Эксперт

( от каждой команды по одному человеку)

По предложенным предметам угадать поговорку или пословицу)

  1. Ножницы, линейка ( семь раз отмерь, один раз отрежь)

  2. Два игрушечных зайца

( за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)

  1. Камень, стакан воды

( под лежачий камень вода не течет)

  1. Птичка, басни Крылова

( соловья баснями не кормят)

  1. Корректор.

-Что значит быть грамотным?

- Грамотный- человек, умеющий читать, писать согласно нормам грамматики и правописания.

- Как –то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан.

Писатель А.И. Куприн посмотрел меню и заказал:

- Шесть порций орфографических ошибок

- Этого подать не можем, не держим,- ответил официант.

- Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы.

И зачитал злополучное меню.

- Чтобы не оказаться в щекотливом положении, вам предстоит оформить грамотно меню. Вставьте пропущенные буквы.

1. Бул….н кур…ый с фрик…дельками.

2. К…тлеты св…ные

3. Ра.. ольник с к…лбасой

4. П…льмени

5. Шамп…ньоны в яичном соусе.

6. К…мпот груш… вый

7. К…. сель клюкв…ый.

8. П… рожное б… сквитное.

9. Коври… ка ржа…ая.

10. Пиро… ки с к… пустой.

- Я еще бы добавила свои любимые блюда

( анаграммы) Плов, сомса, лагман.

  1. Лестница- чудесница «Карьерный рост»

– По одному человеку от команды при правильном ответе поднимаются вверх по лестнице.

  1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная ? ( Суббота)

  2. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом?

( именительный)

  1. Чем похожи существительные брюки, чернила, ножницы? ( только множественное число)

  2. Какую часть слова можно в земле найти ( корень)

  3. Каким членом предложения является обращение ? ( не является)

  4. Может ли в слове быть сто одинаковых букв? ( стол, стог, стон)

  5. Что у цапли впереди, а у зайца позади? ( У)

  6. Какие два местоимения портят дорогу? ( я-мы)

  7. Как написать «Сухая трава» четырьмя буквами? ( сено)

  8. Чем всё заканчивается? ( ё)

Всему название дано

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

  1. Всего лишь одна буква

  • Я вкусный суп из рыбы,

Когда ж прибавишь «М» уха-муха

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.

  • Со звуком (к)- я в школе на стене, карта-парта

горы, реки есть на мне.

Со звуком (п)- от вас не утаю-

тоже в школе я стою.

  • С «Р» в тетради я пишу, ручка- тучка

С «Т» на небо поспешу.

  • С «Б» мучительной бываю, боль-моль-роль-моль

С «М» одежду пожираю,

С «Р» актеру я нужна

С «С» для повара важна.

  • С твердым Л- огородное растение лук-люк

И приправа к пище.

С мягким - отверстие,

Прикрываемое крышкой.

  • С Ы мы мчим вас что есть мочи, лыжи-лужи

С У ноги вам промочим.



  1. Кто это? Что это?

На проекторе запись

Автор…. авторучка

Пон……и. понедельник

П.лот…. полотенце

. рак… трактор

Мар…ка мартышка

Этот АВТОР спит в портфеле.

Этот ПОНИ день недели.

Этот ПЛОТ из полотна.

Этот РАК сильней слона.

Эта МАРКА ест бананы.





  1. Игра «Черный ящик»

с пяти попыток догадаться, что находится в черном ящике

5баллов Штурмовой стрелково-гранатометный комплекс

4 балла Акула- ….морей и океанов

3 балла Атмосферное явление

2 балла Пьеса А.Островского

1 балл Явление природы, при котором возникают молнии





1 ведущий – Близится к завершению наша познавательно- игровая программа.

2 ведущий – И прежде чем мы подведем итоги, мы подведем итоги, мы еще раз хотим сказать вам о том, что очень важно знать и любить свой родной язык.

1 ведущий- «Русский язык в его классической чистоте – это наша последняя фамильная драгоценность…если у нас нынче и есть чем повеличаться перед человечеством, так только прекрасным языком, едва ли не самым богатым в мире - он и музыка, и тонкий инструмент познания, и сам по себе искусство., и совершенное средство общения по душам.»

2 ведущий – А Россия, по словам поэта В.Бокова,-«страна душевная»

1 ученик :Это так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.



2- ученик: Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.



3 ученик: Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.



4ученик: Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо -

Не скудела в наши дни.









9

Учитель русского языка и литературы города Ангрена СШ № 33 Расновская Е.Б.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!