Л-ра 9 кл. Уроки № 31-32
Литература 19 века.
Тема: Лирика дружбы в творчестве А.С. Пушкина.
Урок «открытия» нового знания.
Педагогическая цель:
Ход урока:
И я слыхал, что божий свет
Единой дружбою прекрасен,
Что без неё отрады нет,
Что жизни б путь вам был ужасен,
Когда б не тихой дружбы свет…
(1818 год)
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Заявка на оценку: за каждый правильный ответ, правильно выполненное задание – 1 балл. Максимум -
Приемы | Действия | Формирование УУД |
Учителя | Учащихся |
Делают заявку на оценку | Задает вопросы, выводит на самоопределение | Самоопределяются. | Р: самоопределяться: |
Этап актуализации и пробного учебного действия.
Чтение отрывка из стих-ия Пушкина «И я слыхал, что божий свет…»
Приемы | Действия | Формирование УУД |
Учителя | Учащихся |
Рассуждение | Дает задания, следит за работой в классе, направляет д-ть уч-ся. | Читают эпиграф. Рассуждают о его смысле. | П: рассуждать, адекватно понимать прочитанное |
Этап построения проекта выхода из затруднения.
Как слова эпиграфа будут связаны с темой урока? Запись темы урока.
Дома вы работали над содержанием двух стихотворений Пушкина «Пирующие студенты» и «19 октября 1825 года». Именно эти стихотворения будут сегодня в центре внимания на уроке.
Определите главную задачу урока.
Сравнить стих-ия, выявить общие и отличительные черты.
Приемы | Действия | Формирование УУД |
Учителя | Учащихся |
Целеполагание | Выводит на формулирование основного вопроса и цели урока, планирование д-ть | Рассуждают, отвечая на вопросы учителя, формулируют основной вопрос или цель урока, предлагают план д-ти | П: устанавливать причинно-следственные связи при рассуждении, делать выводы, Р: формулировать тему, главный вопрос и цель урока, планировать д-ть |
Этап реализации построенного проекта.
Вчитайтесь ещё раз в тему урока и постарайтесь сформулировать основной вопрос, на который мы должны сегодня ответить. (Какое место в жизни и творчестве поэта занимает тема дружбы? Каково отношение Пушкина к лицейскому братству?)
Обратите внимание на время создания стихотворений и на время, изображённое в них. Какой вопрос, по-вашему, нужно добавить к основному вопросу урока? (Изменилось ли с течением времени отношение Пушкина к друзьям?)
Приемы | Действия | Формирование УУД |
Учителя | Учащихся |
Выход на основной вопрос урока | Дает задание, помогает составить план экскурсии, следит за работой, направляет, консультирует | Рассуждают, доказывают свою позицию | П: выбирать главное, воспринимать информацию, заполнять таблицу, сравнивать К: участвовать в речевом общении; задавать вопросы; |
Этап включения в систему знаний и повторения.
По каким критериям будем сравнивать стих-ия?
Время создания и изображенное время.
Тематика стих-ий.
Композиция.
Фамилии лицеистов, встречающиеся в обоих стих-ях.
Чувства ЛГ.
Настроение ЛГ.
Образ ЛГ.
Жанровая принадлежность.
Работа в тетрадях. Составление и заполнение таблицы. По ходу анализа и сравнения демонстрируется ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Критерии сравнения | «Пирующие студенты» | «19 октября» 1825 года |
Время создания и изображенное время. | Пушкин-лицеист, 2-ой год после Отечественной войны, подъём общественного движения. Описание пирушки даётся в момент её происхождения | Ссылка Пушкина в Михайловское, канун восстания декабристов; воспоминание о друзьях происходит в момент написания стих-ия |
Тематика стих-ий. Предмет изображения? 3-я строфа «19 окт.» | «Перекличка» друзей, пир как совместная трапеза, на которой круг друзей противостоит всему остальному, враждебному миру – это общая тема |
Тема каждого стих-ия? | Пирушка, полная беззаботного веселья | Воспоминание о друзьях, полное грусти и ностальгии |
Композиция. | Вступление отсутствует, автор сразу нас вводит в основную часть | Есть вступление и основная часть |
Основной прием | АНТИТЕЗА/КОНТРАСТ |
Кант, Сенека, Тацит, фолиант – учение, наука; Эпикур, Вакх – веселье, наслаждение. Контекстные антонимы в 1-2 строфах к словам Кант, Сенека, Тацит, фолиант – «Досужий час», «шампанское», «пунш», «грог» | Камин – стужа; Келья – лес, поле; Контраст в основной части «19 окт.» («один» - «друг», «товарищи», «друзья»). |
Что с чем сталкивается в стих-ях? 2 мировоззрения: | Кропотливый труд противопоставлен бездумному наслаждению жизни, трезвость – безудержному веселью. | Полное одиночество и мысленный круг друзей |
Фамилии лицеистов, встречающиеся в обоих стих-ях | Дельвиг, Горчаков, Пущин, Корсаков, Кюхельбекер |
Чувства ЛГ | |
Настроение ЛГ. | Весёлое, насмешливое, ироническое | Исчезает юношеская насмешка, появляется бережное, даже нежное отношение к друзьям |
Образ ЛГ. | | |
Жанровая принадлежность. | Оба являются посланиями, но «19 окт» - еще и элегия |
| Вакхическая песня – весёлая, увеселительная, песня наслаждений | Элегия – стих-ие, проникнутое грустью |
| |
С какими событиями в жизни Пушкина и в истории страны связан 1814 год? (Пушкин-лицеист, 2-ой год после Отечественной войны, подъём общественного движения).
Совпадает ли время написания и изображённое время в стих-ии «Пирующие студенты»? (Описание пирушки даётся в момент её происхождения).
Какими событиями отмечен 1825 год в судьбе поэта и страны? Совпадает ли время написания и изображённое время в стих-ии «19 октября 1825 года»? (Ссылка Пушкина в Михайловское, канун восстания декабристов; воспоминание о друзьях происходит в момент написания стих-ия).
Тематика стихотворений
Что является предметом изображения в обоих стих-ях? Найти ответ на этот вопрос вам поможет 3-я строфа стихотворения «19 октября». («Перекличка» друзей, пир как совместная трапеза, на которой круг друзей противостоит всему остальному, враждебному миру – это общая тема).
Уточните тему каждого стих-ия. («Пир. ст.» - пирушка, полная беззаботного веселья; «19 окт.» - воспоминание о друзьях, полное грусти и ностальгии).
Композиция.
Прочитайте 1 и 2 строфы стих-ия «П.с.» Есть ли вступление в этом стих. или автор нас сразу вводит в атмосферу пирушки? (В «П.с.» вступление отсутствует, автор сразу нас вводит в основную часть – в атмосферу пирушки; в «19 окт.» есть вступление и основная часть).
Зачитайте вступительную часть «19 окт.». Какая картина рисуется перед вашими глазами? Каковы основные образы? Опишите их.
Какой приём использует Пушкин уже во вступлении стих-ия «19 окт.»? (Антитеза).
Какие образы противопоставляются?
Давайте посмотрим, нет ли приёма антитезы в стих. «П.с.» в 1-4 строфах.
Кто такие Кант, Сенека, Тацит? Что такое «фолиант»? Кто такой Галич, Эпикур, Вакх? С чем ассоциируются слова Кант, Сенека, Тацит, фолиант? А с чем – Эпикур, Вакх? (Кант, Сенека, Тацит, фолиант – учение, наука; Эпикур, Вакх – веселье, наслаждение).
Чем, по-вашему, являются в лексическом отношении слова «учение, наука» и «веселье, наслаждение»?
Найдите к словам Кант, Сенека, Тацит, фолиант контекстные антонимы в 1-2 строфах. («Досужий час», «шампанское», «пунш», «грог»).
Найдите контраст в основной части «19 окт.» («один» - «друг», «товарищи», «друзья»).
Раз оба стих-ия построены на приёме антитезы, контраста, значит, в этих произведениях должно присутствовать столкновение чего-то или кого-то. Что с чем сталкивается в этих стих-х? С чем сопряжено учение? А наслаждение? (В «П.с.» - 2 мировоззрения: кропотливый труд противопоставлен бездумному наслаждению жизни, трезвость – безудержному веселью. В «19 окт.» - полное одиночество и мысленный круг друзей).
Фамилии каких друзей-лицеистов встречаются в обоих стих-х? (Дельвиг, Горчаков, Пущин, Корсаков, Кюхельбекер).
Давайте определим, являются ли одинаковыми чувства, с которыми лирический герой обращается к этим друзьям в обоих стих-х.
Дельвиг. Кто он? Что, как, с каким чувством о нём говорит Л.Г. в стих. «П.с.»? Меняется ли отношение Л.Г. к Дельвигу в стих. «19 окт.»? Пушкина называют мастером перифраза? Что такое перифраз? Найдите описательные обороты к слову Дельвиг в обоих стих-ях.
Горчаков, Пущин, Корсаков, Кюхельбекер. Чувства, перифразы.
За что, кого поднимает тост лирический герой стих. «19 окт.»? Как вы это объясните? (За Лицей, за Александра I).
О каких лицеистах Пушкин ещё вспоминает в стих-х? (Малиновский, Матюшкин, Яковлев). Чувства, описательные обороты.
10) Каким настроением проникнуто каждое стих-ие в отдельности? (в «П.с. – весёлое, насмешливое, ироническое; в «19 окт.» - исчезает юношеская насмешка, появляется бережное, даже нежное отношение к друзьям).
11) Какова жанровая принадлежность каждого стихотворения? (Оба являются посланиями). Докажите, что это послания.
Уточните жанр стих-ия «19 октября». (Элегия) Почему?
«Пирующие студенты» литературные критики относят к жанру вакхической песни. Кто такой Вакх? Вакхическая – значит, какая? (Весёлая, увеселительная, песня наслаждений). Сколько раз встречается в стих-ии имя Вакх? О чём это говорит? Согласны ли вы с утверждением критиков о том, что стих. «П.с» можно назвать вакхической песней?
12) Нарисуйте образ лирического героя в этих стих., дайте его характеристику. (На выбор: синквейн или четверостишие).
13) Просмотрите ещё раз стихотворение «19 октября», найдите строки, которые можно было бы взять в качестве эпиграфа к нашему уроку.
14) На основе содержания этих двух стихотворений сделайте вывод, каким другом был Пушкин, что в его жизни и творчестве значила дружба.
15) Хотели бы вы иметь такого друга, как Пушкин? Почему?
16) Какая тема сегодняшнего урока была бы наиболее удачной: тема дружбы в лирике Пушкина или лицейское братство в лирике Пушкина? Почему?
17) В начале урока мы говорили о времени создания стихотворений и об изображённом в этих стихотворениях времени. Как вы думаете, о каком времени мы забыли упомянуть? (О сегодняшнем)
18) Проведите параллель между содержанием рассмотренных стихотворений и сегодняшним днём? Является ли актуальной тема дружбы?
19) Чем вам запомнятся школьные годы? И будете ли вы их, вообще, вспоминать?
20) Что для вас значат слова ДРУГ и ДРУЖБА?
21) возвращение к главной задаче, основным вопросам урока.
Приемы | Действия | Формирование УУД |
Учителя | Учащихся |
Заполнение таблицы. Сравнение. Составление критериев. Анализ. Чтение. Просмотр презентации. | Дает задания, задает вопросы, следит за работой в классе, направляет д-ть уч-ся, консультирует | Составляют критерии для сравнения. Заполняют таблицу в процессе сравнения и анализа стих-ий. Просматривают презентацию. Рассуждают, доказывают свою позицию. цитируют текст | П: адекватно воспринимать услышанное и прочитанное, рассуждать, делать выводы, доказывать свою позицию, овладевать изучающим чтением, сравнивать, анализировать. Р: составлять критерии для сравнения |
Домашнее задание:
Сочинения-рассуждения на темы:
Дружба в моей жизни.
Чем мне запомнятся школьные годы?
Роль дружбы в жизни Пушкина.
Подобрать стихотворения, связанные с вольнолюбивой лирикой Пушкина, проанализировать их устно.
Рефлексия (по материалу папки)
6