СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лирика дружбы в поэзии А.С. Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование, предполагающий серьезную домашнюю подготовку учителя и учеников по поиску дополнительной информации о всех именах собственных, встречающихся в сравниваемых стихотворениях "19 октября (1825)" и "Пирующие студенты"

Просмотр содержимого документа
«Лирика дружбы в поэзии А.С. Пушкина»

Л-ра 9 кл. Уроки № 31-32

Литература 19 века.

Тема: Лирика дружбы в творчестве А.С. Пушкина.

Урок «открытия» нового знания.

Педагогическая цель:

  • Познакомить учащихся с темой дружбы в лирике А.С. Пушкина.

Ход урока:

И я слыхал, что божий свет

Единой дружбою прекрасен,

Что без неё отрады нет,

Что жизни б путь вам был ужасен,

Когда б не тихой дружбы свет…

(1818 год)

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

  1. Заявка на оценку: за каждый правильный ответ, правильно выполненное задание – 1 балл. Максимум -

Приемы

Действия

Формирование УУД

Учителя

Учащихся

Делают заявку на оценку

Задает вопросы, выводит на самоопределение

Самоопределяются.

Р: самоопределяться:


  1. Этап актуализации и пробного учебного действия.

        1. Чтение отрывка из стих-ия Пушкина «И я слыхал, что божий свет…»

Приемы

Действия

Формирование УУД

Учителя

Учащихся

Рассуждение

Дает задания, следит за работой в классе, направляет д-ть уч-ся.

Читают эпиграф. Рассуждают о его смысле.

П: рассуждать, адекватно понимать прочитанное



  1. Этап построения проекта выхода из затруднения.

        1. Как слова эпиграфа будут связаны с темой урока? Запись темы урока.

        2. Дома вы работали над содержанием двух стихотворений Пушкина «Пирующие студенты» и «19 октября 1825 года». Именно эти стихотворения будут сегодня в центре внимания на уроке.

        3. Определите главную задачу урока.

  • Сравнить стих-ия, выявить общие и отличительные черты.


Приемы

Действия

Формирование УУД

Учителя

Учащихся

Целеполагание

Выводит на формулирование основного вопроса и цели урока, планирование д-ть

Рассуждают, отвечая на вопросы учителя, формулируют основной вопрос или цель урока, предлагают план д-ти

П: устанавливать причинно-следственные связи при рассуждении, делать выводы,

Р: формулировать тему, главный вопрос и цель урока, планировать д-ть


  1. Этап реализации построенного проекта.

  1. Вчитайтесь ещё раз в тему урока и постарайтесь сформулировать основной вопрос, на который мы должны сегодня ответить. (Какое место в жизни и творчестве поэта занимает тема дружбы? Каково отношение Пушкина к лицейскому братству?)

  2. Обратите внимание на время создания стихотворений и на время, изображённое в них. Какой вопрос, по-вашему, нужно добавить к основному вопросу урока? (Изменилось ли с течением времени отношение Пушкина к друзьям?)



Приемы

Действия

Формирование УУД

Учителя

Учащихся

Выход на основной вопрос урока

Дает задание, помогает составить план экскурсии, следит за работой, направляет, консультирует

Рассуждают, доказывают свою позицию

П: выбирать главное, воспринимать информацию, заполнять таблицу, сравнивать

К: участвовать в речевом общении; задавать вопросы;


  1. Этап включения в систему знаний и повторения.

        1. По каким критериям будем сравнивать стих-ия?

  1. Время создания и изображенное время.

  2. Тематика стих-ий.

  3. Композиция.

  4. Фамилии лицеистов, встречающиеся в обоих стих-ях.

  5. Чувства ЛГ.

  6. Настроение ЛГ.

  7. Образ ЛГ.

  8. Жанровая принадлежность.

        1. Работа в тетрадях. Составление и заполнение таблицы. По ходу анализа и сравнения демонстрируется ПРЕЗЕНТАЦИЯ.


Критерии сравнения

«Пирующие студенты»

«19 октября» 1825 года

Время создания и изображенное время.

Пушкин-лицеист, 2-ой год после Отечественной войны, подъём общественного движения.

Описание пирушки даётся в момент её происхождения

Ссылка Пушкина в Михайловское, канун восстания декабристов; воспоминание о друзьях происходит в момент написания стих-ия

Тематика стих-ий. Предмет изображения? 3-я строфа «19 окт.»

«Перекличка» друзей, пир как совместная трапеза, на которой круг друзей противостоит всему остальному, враждебному миру – это общая тема

Тема каждого стих-ия?

Пирушка, полная беззаботного веселья

Воспоминание о друзьях, полное грусти и ностальгии

Композиция.

Вступление отсутствует, автор сразу нас вводит в основную часть

Есть вступление и основная часть

Основной прием

АНТИТЕЗА/КОНТРАСТ

Кант, Сенека, Тацит, фолиант – учение, наука; Эпикур, Вакх – веселье, наслаждение.

Контекстные антонимы в 1-2 строфах к словам Кант, Сенека, Тацит, фолиант – «Досужий час», «шампанское», «пунш», «грог»

Камин – стужа;

Келья – лес, поле;

Контраст в основной части «19 окт.» («один» - «друг», «товарищи», «друзья»).

Что с чем сталкивается в стих-ях?

2 мировоззрения:

Кропотливый труд противопоставлен бездумному наслаждению жизни, трезвость – безудержному веселью.

Полное одиночество и мысленный круг друзей

Фамилии лицеистов, встречающиеся в обоих стих-ях

Дельвиг, Горчаков, Пущин, Корсаков, Кюхельбекер

Чувства ЛГ


Настроение ЛГ.

Весёлое, насмешливое, ироническое

Исчезает юношеская насмешка, появляется бережное, даже нежное отношение к друзьям

Образ ЛГ.



Жанровая принадлежность.

Оба являются посланиями, но «19 окт» - еще и элегия


Вакхическая песня – весёлая, увеселительная, песня наслаждений

Элегия – стих-ие, проникнутое грустью




  1. С какими событиями в жизни Пушкина и в истории страны связан 1814 год? (Пушкин-лицеист, 2-ой год после Отечественной войны, подъём общественного движения).

  2. Совпадает ли время написания и изображённое время в стих-ии «Пирующие студенты»? (Описание пирушки даётся в момент её происхождения).

  3. Какими событиями отмечен 1825 год в судьбе поэта и страны? Совпадает ли время написания и изображённое время в стих-ии «19 октября 1825 года»? (Ссылка Пушкина в Михайловское, канун восстания декабристов; воспоминание о друзьях происходит в момент написания стих-ия).

  4. Тематика стихотворений

  • Что является предметом изображения в обоих стих-ях? Найти ответ на этот вопрос вам поможет 3-я строфа стихотворения «19 октября». («Перекличка» друзей, пир как совместная трапеза, на которой круг друзей противостоит всему остальному, враждебному миру – это общая тема).

  • Уточните тему каждого стих-ия. («Пир. ст.» - пирушка, полная беззаботного веселья; «19 окт.» - воспоминание о друзьях, полное грусти и ностальгии).

  1. Композиция.

  • Прочитайте 1 и 2 строфы стих-ия «П.с.» Есть ли вступление в этом стих. или автор нас сразу вводит в атмосферу пирушки? (В «П.с.» вступление отсутствует, автор сразу нас вводит в основную часть – в атмосферу пирушки; в «19 окт.» есть вступление и основная часть).

  • Зачитайте вступительную часть «19 окт.». Какая картина рисуется перед вашими глазами? Каковы основные образы? Опишите их.

  • Какой приём использует Пушкин уже во вступлении стих-ия «19 окт.»? (Антитеза).

  • Какие образы противопоставляются?

  • Давайте посмотрим, нет ли приёма антитезы в стих. «П.с.» в 1-4 строфах.

  • Кто такие Кант, Сенека, Тацит? Что такое «фолиант»? Кто такой Галич, Эпикур, Вакх? С чем ассоциируются слова Кант, Сенека, Тацит, фолиант? А с чем – Эпикур, Вакх? (Кант, Сенека, Тацит, фолиант – учение, наука; Эпикур, Вакх – веселье, наслаждение).

  • Чем, по-вашему, являются в лексическом отношении слова «учение, наука» и «веселье, наслаждение»?

  • Найдите к словам Кант, Сенека, Тацит, фолиант контекстные антонимы в 1-2 строфах. («Досужий час», «шампанское», «пунш», «грог»).

  • Найдите контраст в основной части «19 окт.» («один» - «друг», «товарищи», «друзья»).

  • Раз оба стих-ия построены на приёме антитезы, контраста, значит, в этих произведениях должно присутствовать столкновение чего-то или кого-то. Что с чем сталкивается в этих стих-х? С чем сопряжено учение? А наслаждение? (В «П.с.» - 2 мировоззрения: кропотливый труд противопоставлен бездумному наслаждению жизни, трезвость – безудержному веселью. В «19 окт.» - полное одиночество и мысленный круг друзей).

  1. Фамилии каких друзей-лицеистов встречаются в обоих стих-х? (Дельвиг, Горчаков, Пущин, Корсаков, Кюхельбекер).

  2. Давайте определим, являются ли одинаковыми чувства, с которыми лирический герой обращается к этим друзьям в обоих стих-х.

  • Дельвиг. Кто он? Что, как, с каким чувством о нём говорит Л.Г. в стих. «П.с.»? Меняется ли отношение Л.Г. к Дельвигу в стих. «19 окт.»? Пушкина называют мастером перифраза? Что такое перифраз? Найдите описательные обороты к слову Дельвиг в обоих стих-ях.

  • Горчаков, Пущин, Корсаков, Кюхельбекер. Чувства, перифразы.

  1. За что, кого поднимает тост лирический герой стих. «19 окт.»? Как вы это объясните? (За Лицей, за Александра I).

  • Что вам известно о личности Александра I?

  1. О каких лицеистах Пушкин ещё вспоминает в стих-х? (Малиновский, Матюшкин, Яковлев). Чувства, описательные обороты.

10) Каким настроением проникнуто каждое стих-ие в отдельности? (в «П.с. – весёлое, насмешливое, ироническое; в «19 окт.» - исчезает юношеская насмешка, появляется бережное, даже нежное отношение к друзьям).

11) Какова жанровая принадлежность каждого стихотворения? (Оба являются посланиями). Докажите, что это послания.

  • Уточните жанр стих-ия «19 октября». (Элегия) Почему?

  • «Пирующие студенты» литературные критики относят к жанру вакхической песни. Кто такой Вакх? Вакхическая – значит, какая? (Весёлая, увеселительная, песня наслаждений). Сколько раз встречается в стих-ии имя Вакх? О чём это говорит? Согласны ли вы с утверждением критиков о том, что стих. «П.с» можно назвать вакхической песней?

12) Нарисуйте образ лирического героя в этих стих., дайте его характеристику. (На выбор: синквейн или четверостишие).

13) Просмотрите ещё раз стихотворение «19 октября», найдите строки, которые можно было бы взять в качестве эпиграфа к нашему уроку.

14) На основе содержания этих двух стихотворений сделайте вывод, каким другом был Пушкин, что в его жизни и творчестве значила дружба.

15) Хотели бы вы иметь такого друга, как Пушкин? Почему?

16) Какая тема сегодняшнего урока была бы наиболее удачной: тема дружбы в лирике Пушкина или лицейское братство в лирике Пушкина? Почему?

17) В начале урока мы говорили о времени создания стихотворений и об изображённом в этих стихотворениях времени. Как вы думаете, о каком времени мы забыли упомянуть? (О сегодняшнем)

18) Проведите параллель между содержанием рассмотренных стихотворений и сегодняшним днём? Является ли актуальной тема дружбы?

19) Чем вам запомнятся школьные годы? И будете ли вы их, вообще, вспоминать?

20) Что для вас значат слова ДРУГ и ДРУЖБА?

21) возвращение к главной задаче, основным вопросам урока.


Приемы

Действия

Формирование УУД

Учителя

Учащихся

Заполнение таблицы. Сравнение. Составление критериев. Анализ. Чтение. Просмотр презентации.

Дает задания, задает вопросы, следит за работой в классе, направляет д-ть уч-ся, консультирует

Составляют критерии для сравнения. Заполняют таблицу в процессе сравнения и анализа стих-ий. Просматривают презентацию. Рассуждают, доказывают свою позицию. цитируют текст

П: адекватно воспринимать услышанное и прочитанное, рассуждать, делать выводы, доказывать свою позицию, овладевать изучающим чтением, сравнивать, анализировать.

Р: составлять критерии для сравнения


  1. Домашнее задание:

  1. Сочинения-рассуждения на темы:

  • Дружба в моей жизни.

  • Чем мне запомнятся школьные годы?

  • Роль дружбы в жизни Пушкина.

  1. Подобрать стихотворения, связанные с вольнолюбивой лирикой Пушкина, проанализировать их устно.

  1. Рефлексия (по материалу папки)

6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!