Организационный момент. Объяснение нового материала. Сообщение целей и задач урока. Краткие биографические сведения о поэте. Микровывод. Игра в «Ассоциации». Микровывод. Работа с текстом стихотворения «Тихая моя родина». Микровывод. Работа с текстом стихотворения «Звезда полей». Словарная работа. Слово учителя. Микровывод. Закрепление и подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок. Домашнее задание. | Здравствуйте, ребята! Садитесь! Откройте тетради, запишите число, классная работа. Отметим, кого нет в классе. Сегодня у нас есть возможность познакомиться с жизнью и творчеством одного из замечательных поэтов – лириков Николаем Рубцовым, который унаследовал лучшие традиции русской классической литературы. Я надеюсь, что жизнь, трудная судьба Рубцова не оставят вас равнодушными и, конечно, вы проникнитесь любовью к его чистой и светлой, как родник, поэзии. Запишите тему урока: Образ Родины в лирике Н.М.Рубцова. Вслед за С.Есениным, сказавшим: «Я люблю Родину, я очень люблю родину…», Николай Рубцов восклицает:
Тихая моя родина! С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь. Эти строки будут эпиграфом сегодняшнего урока.
Попытаемся, опираясь на воспоминания друзей поэта, критиков и – главное – его стихи, представить себе личность и поэтический мир Н.М.Рубцова. Слово учителя. Биография Н.Рубцова (презентация).
Давайте подведём итоги и сделаем выводы по первому этапу нашей работы. 1) Какие жизненные испытания, выпавшие на долю Рубцова, с вашей точки зрения, были для него самыми трудными?
2) Смог ли Рубцов преодолеть все испытания, которые выпали на его долю?
Лирика Рубцова очень мелодична и напевна. Ее называют тихой, светлой, родниковой. На его стихи написано много известных песен. Несмотря на то, что долю поэта выпало немало жизненных невзгод, он смог сохранить в душе бесконечную любовь к родной земле, своей Родине. Сейчас мы с вами поиграем в ассоциации. Я назову вам слово, а вы быстро, за 2-3 минуты нарисуете то, с чем для вас это слово ассоциируется. Закройте глаза, чтобы сосредоточиться, не отвлекаться, и то, что первым возникнет в вашем воображении, вы нарисуете. Итак, это слово – РОДИНА. Кто затрудняется, не умеет рисовать, пусть запишет слова, что бы он нарисовал. (Звучит спокойная музыка). Вывод: Среди русских слов больше добрых, теплых. Наверное, самое дорогое для себя место люди называли словами, состоящими из добрых звуков. Н.М.Рубцов не был исключением. Вот как он представляет свою родину. ( Звучит стихотворение Н.М.Рубцова «Тихая моя Родина», сопровождаемая рядом видеокартин на тему: «Русская природа»). - О чем это стихотворение? Какова его тема? – С каким чувством поэт говорит о своей “тихой родине”?
– О чем он вспоминает с грустью, с тоской?
– Что вспоминает с улыбкой?
-Совпадает ли автор и лирический герой? -Какие художественные изобразительные средства языка поэт использовал в этом стихотворении?
- Найди строки, выражающие главную мысль стихотворения «Тихая моя родина»? Как вы их понимаете?
-Из каких образов-деталей складывается в совокупности образ Родины в этом стихотворении Н.М.Рубцова? -Давайте перечислим чувства, с которыми соотносится образ Родины в этом стихотворении, и запишем их. (На доске) Образ Родины: Восхищение Грусть Тоска Радость – Разгадайте ребус и вы узнаете, какая народная половица выражает главную мысль и настроение стихотворения? (ребус на экране). Справка: Каждому числу соответствует буква в той же ячейке.
Вывод: Лирический герой возвращается на родину, домой в те места, которые всегда хранил в своей памяти, туда, где похоронена его мать. Разве об этом можно кричать или даже говорить громко. Запишите тему и идею стихотворения в тетрадь.
(Звучит аудиозапись стихотворения «Звезда полей»).
-О чем это стихотворение? Сформулируйте тему.
-Ребята, посмотрите на доску и запомните значения новых слов «заледенелый», «полынья», «потрясение».
-Какие образы содержатся в стихотворении?
-Когда светит звезда? Обратите внимание на эти строки: Звезда полей во мгле заледенелой, Остановившись, смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою... Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над зимним серебром... Звезда полей горит, не угасая… -Где горит звезда?
-Для кого горит «звезда полей»?
-Как вы думаете, кто такие «тревожные жители земли»?
-Где же звезда «восходит ярче и полней»? Подтвердите цитатой из текста.
-Что поэт подразумевает под образом «звезды полей»?
- Какие чувства испытывает лирический герой? Покажите это на примере строчек из стихотворения.
-Что же символизирует звезда?
Н.М.Рубцов наполняет этот символ новым содержанием: Звезда полей во мгле заледенелой, Остановившись, смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою… т.е. звезда полей — это символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. И каждый раз эта звезда становится маяком для тех, кто еще не сумел найти верную дорогу во мраке. Характерной чертой всех мифов, посвященных звездам, считалось воздействие небесных светил как на судьбу всего мира и человечества, так и на судьбы отдельных людей. Рубцовская звезда, несомненно, из тех, что обладают благотворной и охраняющей силой. «Звезда полей» отражается в полынье — и тем самым намечает в воздухе незримую ось между двумя мирами. На часах бьёт двенадцать: заканчиваются сутки, начинаются новые, и тут появляется звезда.
Сформулируйте и запишите тему и идею стихотворения
Для того чтобы выразить свои чувства, эмоции, донести их до нас, читателей, Н. М. Рубцов использует ещё и различные средства художественной выразительности. Вам сейчас предстоит очень интересная работа – найти в тексте стихотворения примеры перечисленных на слайде средств языковой выразительности, которые помогают автору передать свои эмоции. (На экране таблица, учащиеся наполняют её изобразительными средствами). Т.о. образ Родины в лирике Н.М.Рубцова раскрывается через конкретные вещные образы, а также через чувства, которые испытывает лирический герой к своей малой Родине. В заключении мне хотелось бы вам сказать, что Н. М. Рубцов умел видеть необычное в обычном. Он учит нас вглядываться в мир, в котором мы живём. Я думаю, что каждый из вас на сегодняшнем уроке сделал какие-то выводы, открыл что-то новое для себя. Спасибо всем! Мы с вами неплохо поработали. Оценки за урок.
Выучить наизусть одно из стихотворений Н.Рубцова. Составить графическую схему размера стихотворения.
| Приветствуют учителя. Записывают в тетрадях число, классная работа. Записывают тему урока и эпиграф к нему в тетради. Фиксируют в тетради основные факты биографии поэта. -Он рано потерял мать, двух сестёр, воспитывался в детдоме. Его разлучили с братом Борисом. Николай пережил войну, перенёс бедность и скитания. У него была сложная судьба. - Да, он много пережил в жизни, но не утратил любви к родине, к людям, не ожесточился, а продолжал создавать самые задушевные строки. Выполняют задание. Изображают свои ассоциации. - Это стихотворение о том, что лирический герой уже в зрелом возрасте возвращается на свою малую родину, видит знакомые места, с грустью вспоминает прожитую жизнь. -Поэт говорит о своей тихой родине с безграничной любовью, умилением, грустью. -Поэт вспоминает с грустью молодые годы, так как их уже больше не вернуть. -С улыбкой лирический герой смотрит на природу: речку, церковь, школу. Хоть и многое изменилось, но со своей малой родиной он чувствует самую смертную связь. Да, совпадают. Эпитеты: тихая родина, жгучая связь; сравнения: “ Словно ворона веселая, сяду опять на забор!”. - С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь. Лирический герой чувствует свое единство с природой: с каждой избой, тучею. Все это для него осталось приятным, но грустным воспоминанием. Родина для лирического героя складывается из многих вещных предметов. Это: обоз, церковная обитель, школа, речка, ивы, погост, изба и т.д. Записывают в тетрадь.
-“Нет земли краше, чем Родина наша”.
- В стихотворении «Звезда полей» описывается звезда, сияющая над зимними просторами родины. Стихотворение «Звезда полей» — это размышление автора о его привязанности к родному краю. -Заледенелый заледеневший, покрывшийся льдом. Полынья — незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря. Потрясение —1) глубокое, тяжело переживаемое волнение;2) полное изменение, коренная ломка чего-нибудь. -При чтении стихотворения возникают образы звезды, родины, простора полей, вечной красоты родной земли. -Т.е. звезда горит всегда: ночью, зимой, осенью… - вечно. -Над полями, над городами, над всей планетой. -«Для всех тревожных жителей земли».
-Это современники поэта. Городская жизнь, суета не оставляют времени любоваться звездой, которая является символом света, доброты, душевного спокойствия. А это всё связано с понятием Родина. Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней…
Н.М.Рубцов имеет ввиду свою родину. Лирический герой испытывает любовь к родной земле, счастье сознавать свою принадлежность к ней, всеобъемлющую радость, волнение. И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей...
Звезда — символ жизни, рока, судьбы.
Записывают тему и идею в тетради.
Заполняют таблицу.
Записывают домашнее задание в дневник.
|