СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Лирика Н.М.Рубцова".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Лирика Н.М.Рубцова" (Стихотворения "Звезда полей", "Родина").

Просмотр содержимого документа
«"Лирика Н.М.Рубцова".»

Конспект урока литературы на тему:

Образ Родины в лирике Н.М.Рубцова.

Цель: выявить специфику образа Родины в лирике Н.М.Рубцова на материале стихотворений: «Тихая моя Родина», «Звезда полей».

Задачи:

1.Образовательная – познакомить учащихся с характерными особенностями образа Родины в лирике Н.М.Рубцова и основными фактами биографии поэта.

2.Развивающая-совершенствовать навыки анализа лирического произведения, продолжить работу по развитию устной речи и навыков выразительного чтения.

3.Воспитательная – развивать у детей чувство патриотизма, любви к родному краю, малой Родине, уважения к людям.

Оборудование и материалы: мультимедийная аппаратура, авторская презентация, учебник, тетради.

Оформление доски:

Двенадцатое марта

Классная работа

Образ Родины в лирике Н.М.Рубцова



Николай Михайлович Рубцов

( 3 янв. 1936 - 19 янв. 1971 г.г.)

Тихая моя родина!

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую тесную связь.

(Николай Рубцов)

Словарная работа.






Задание на дом: составить графическую схему размера стихотворения, выучить одно из стихотворений наизусть.



















































Ход урока:



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.





  1. Объяснение нового материала.


  1. Сообщение целей и задач урока.


























  1. Краткие биографические сведения о поэте.









Микровывод.

























  1. Игра в «Ассоциации».




















Микровывод.







  1. Работа с текстом стихотворения «Тихая моя родина».




















































































































Микровывод.










  1. Работа с текстом стихотворения «Звезда полей».


















Словарная работа.







































































































































Слово учителя.
















Микровывод.


















  1. Закрепление и подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок.


















  1. Домашнее задание.





















































































































Здравствуйте, ребята! Садитесь! Откройте тетради, запишите число, классная работа. Отметим, кого нет в классе.







Сегодня у нас есть возможность познакомиться с жизнью и творчеством одного из замечательных поэтов – лириков Николаем Рубцовым, который унаследовал лучшие традиции русской классической литературы. Я надеюсь, что жизнь, трудная судьба Рубцова не оставят вас равнодушными и, конечно, вы проникнитесь любовью к его чистой и светлой, как родник, поэзии.  Запишите тему урока: Образ Родины в лирике Н.М.Рубцова.
Вслед за С.Есениным, сказавшим: «Я люблю Родину, я очень люблю родину…», Николай Рубцов восклицает:

Тихая моя родина!
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.


Эти строки будут эпиграфом сегодняшнего урока.


Попытаемся, опираясь на воспоминания друзей поэта, критиков и – главное – его стихи, представить себе личность и поэтический мир Н.М.Рубцова. 



Слово учителя. Биография Н.Рубцова
(презентация).


Давайте подведём итоги и сделаем выводы по первому этапу нашей работы.
1) Какие жизненные испытания, выпавшие на долю Рубцова, с вашей точки зрения, были для него самыми трудными? 









2) Смог ли Рубцов преодолеть все испытания, которые выпали на его долю? 









Лирика Рубцова очень мелодична и напевна. Ее называют тихой, светлой, родниковой. На его стихи написано много известных песен. Несмотря на то, что долю поэта выпало немало жизненных невзгод, он смог сохранить в душе бесконечную любовь к родной земле, своей Родине. Сейчас мы с вами поиграем в ассоциации.  Я назову вам слово, а вы быстро, за 2-3 минуты нарисуете то, с чем для вас это слово ассоциируется. Закройте глаза, чтобы сосредоточиться, не отвлекаться, и то, что первым возникнет в вашем воображении, вы нарисуете. Итак, это слово – РОДИНА. Кто затрудняется, не умеет рисовать, пусть запишет слова, что бы он нарисовал.


(Звучит спокойная музыка).



Вывод: Среди русских слов больше добрых, теплых. Наверное, самое дорогое для себя место люди называли словами, состоящими из добрых звуков. Н.М.Рубцов не был исключением. Вот как он представляет свою родину.

( Звучит стихотворение Н.М.Рубцова «Тихая моя Родина», сопровождаемая рядом видеокартин на тему: «Русская природа»).



- О чем это стихотворение? Какова его тема?















– С каким чувством поэт говорит о своей “тихой родине”?







– О чем он вспоминает с грустью, с тоской?






– Что вспоминает с улыбкой?















-Совпадает ли автор и лирический герой?

-Какие художественные изобразительные средства языка поэт использовал в этом стихотворении?





- Найди строки, выражающие главную мысль стихотворения «Тихая моя родина»? Как вы их понимаете?

















-Из каких образов-деталей складывается в совокупности образ Родины в этом стихотворении Н.М.Рубцова?









-Давайте перечислим чувства, с которыми соотносится образ Родины в этом стихотворении, и запишем их.

(На доске)

Образ Родины:

Восхищение

Грусть

Тоска

Радость



– Разгадайте ребус и вы узнаете, какая народная половица выражает главную мысль и настроение стихотворения? 

(ребус на экране).

Справка: Каждому числу соответствует буква в той же ячейке.



Вывод: Лирический герой возвращается на родину, домой в те места, которые всегда хранил в своей памяти, туда, где похоронена его мать. Разве об этом можно кричать или даже говорить громко. Запишите тему и идею стихотворения в тетрадь.



(Звучит аудиозапись стихотворения «Звезда полей»).



-О чем это стихотворение? Сформулируйте тему.



























-Ребята,  посмотрите на доску и запомните значения новых слов «заледенелый», «полынья», «потрясе­ние».

















-Какие образы содержатся в сти­хотворении?









-Когда светит звезда? Обратите внимание на эти строки:

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая…



-Где горит звезда?











-Для кого горит «звезда полей»?





-Как вы думаете, кто такие «тревожные жители земли»?



























-Где же звезда «восходит ярче и полней»? Подтвердите цитатой из текста.











-Что поэт подразумевает под образом «звезды полей»?







-  Какие чувства испытывает лирический герой? Покажите это на примере строчек из стихотворения.  



















-Что же символизирует звезда?



Н.М.Рубцов на­полняет этот символ новым содержанием:

Звез­да полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…

т.е. звезда полей — это символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека.  И каждый раз эта звезда становится мая­ком для тех, кто еще не сумел найти верную дорогу во мраке.

Характерной чертой всех мифов, посвященных звездам, считалось воздействие небесных светил как на судьбу всего мира и человечества, так и на судьбы отдельных людей. Рубцовская звезда, несомненно, из тех, что обладают благотворной и охраняющей силой. «Звезда полей» отражается в полынье — и тем самым намечает в воздухе незримую ось между двумя мирами. На часах бьёт двенадцать: заканчиваются сутки, начинаются новые, и тут появляется звезда.



Сформулируйте и запишите тему и идею стихотворения



Для того чтобы выразить свои чувства, эмоции, донести их до нас, читателей, Н. М. Рубцов использует ещё и различные средства художественной выразительности. Вам сейчас предстоит очень интересная работа – найти   в тексте стихотворения примеры перечисленных на слайде средств языковой выразительности, которые помогают автору передать свои эмоции.

(На экране таблица, учащиеся наполняют её изобразительными средствами).

Т.о. образ Родины в лирике Н.М.Рубцова раскрывается через конкретные вещные образы, а также через чувства, которые испытывает лирический герой к своей малой Родине.

В заключении мне хотелось бы вам сказать,  что  Н. М. Рубцов умел видеть необычное в обычном. Он учит нас вглядываться в мир, в котором мы живём. Я думаю, что каждый из вас на сегодняшнем уроке сделал какие-то выводы, открыл что-то новое для себя.

 Спасибо всем!  Мы с вами неплохо поработали. Оценки за урок.



 

Выучить наизусть одно из стихотворений Н.Рубцова. Составить графическую схему размера стихотворения.












Приветствуют учителя. Записывают в тетрадях число, классная работа.





Записывают тему урока и эпиграф к нему в тетради.
























Фиксируют в тетради основные факты биографии поэта.









-Он рано потерял мать, двух сестёр, воспитывался в детдоме. Его разлучили с братом Борисом. Николай пережил войну, перенёс бедность и скитания. У него была сложная судьба.

- Да, он много пережил в жизни, но не утратил любви к родине, к людям, не ожесточился, а продолжал создавать самые задушевные строки.


Выполняют задание. Изображают свои ассоциации.




























- Это стихотворение о том, что лирический герой уже в зрелом возрасте возвращается на свою малую родину, видит знакомые места, с грустью вспоминает прожитую жизнь.



-Поэт говорит о своей тихой родине с безграничной любовью, умилением, грустью.



-Поэт вспоминает с грустью молодые годы, так как их уже больше не вернуть.


-С улыбкой лирический герой смотрит на природу: речку, церковь, школу. Хоть и многое изменилось, но со своей малой родиной он чувствует самую смертную связь.





Да, совпадают.


Эпитеты: тихая родина, жгучая связь; 
сравнения:

“ Словно ворона веселая, сяду опять на забор!”.


- С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.


Лирический герой чувствует свое единство с природой: с каждой избой, тучею. Все это для него осталось приятным, но грустным воспоминанием.

Родина для лирического героя складывается из многих вещных предметов. Это: обоз, церковная обитель, школа, речка, ивы, погост, изба и т.д.

Записывают в тетрадь.









-“Нет земли краше, чем Родина наша”.




























- В стихотворе­нии «Звезда полей» описывается звезда, сияю­щая над зимними просторами родины. Стихотво­рение «Звезда полей» — это размышление автора о его привязанности к родному краю.        


-Заледенелый заледеневший, покрыв­шийся льдом.

Полынья — незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.

Потрясение —1) глубокое, тяжело переживаемое волнение;2) полное изменение, коренная ломка чего-нибудь.



-При чтении стихотворения возни­кают образы звезды, родины, простора полей, вечной красоты родной земли.


-Т.е. звезда горит всегда:   ночью, зимой, осенью… - вечно.







-Над полями, над городами, над всей планетой.


-«Для всех тревожных жителей земли».



-Это современники поэта. Городская жизнь, суета не оставляют времени любоваться звездой, которая является символом  света, доброты, душевного спокойствия. А это всё связано с понятием Родина.


Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней…



Н.М.Рубцов имеет ввиду свою родину.


Лирический  герой испытывает любовь к родной земле, счастье сознавать свою принадлежность к ней, всеобъемлющую радость, волнение.

 И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...



Звезда — символ жизни, рока, судьбы. 



































Записывают тему и идею в тетради.



Заполняют таблицу.

































Записывают домашнее задание в дневник.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!