СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лирика Рубцова о природе и родине

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок регионального компонента, посвященный лирике Рубцова о природе и родине, включающий выразительное чтение стихотворений и сопоставительный анализ стихов разных поэтов.

Просмотр содержимого документа
«Лирика Рубцова о природе и родине»

БЕРЕЗЫ


Я люблю, когда шумят березы,


Когда листья падают с берез.


Слушаю - и набегают слезы


На глаза, отвыкшие от слез.



Все очнется в памяти невольно,


Отзовется в сердце и в крови.


Станет как-то радостно и больно,


Будто кто-то шепчет о любви.



Только чаще побеждает проза,


Словно дунет ветер хмурых дней.


Ведь шумит такая же береза


Над могилой матери моей.



На войне отца убила пуля,


А у нас в деревне у оград


С ветром и дождем шумел, как улей,


Вот такой же желтый листопад...



Русь моя, люблю твои березы!


С первых лет я с ними жил и рос.


Потому и набегают слезы


На глаза, отвыкшие от слез...









Birken



Ich mag sehr, wenn leis die Birken rauschen,


wenn das Laub sich von den Birken trennt.


Und die Tränen steigen mir beim Lauschen


in den Blick, der Tränen kaum noch kennt.



Alles kommt mir ins Gedächtnis wieder


und erklingt im Herzen und im Blut.


Froh und traurig stimmen mich die Lieder,


wie es sonst ein Liebeslied nur tut.



Aber öfters siegen Prosawerke,


so als bliesen Stürme, trüb und trist.


Denn es rauscht auch eine solche Birke,


wo mein Mütterlein begraben ist.



Unser Vater ist im Krieg geblieben.


Und im Dorfe rauschte überall


damals auch, vom nassen Wind getrieben,


solch ein gelber Birkenblätterfall...



Heimatland, ich mag dein Birkenrauschen!


Seit der Kindheit ist es mir präsent.


Deshalb steigen Tränen mir beim Lauschen


in den Blick, der Tränen kaum noch kennt...








В МИНУТЫ МУЗЫКИ


В минуты музыки печальной

Я представляю желтый плес,

И голос женщины прощальный,

И шум порывистых берез,


И первый снег под небом серым

Среди погаснувших полей,

И путь без солнца, путь без веры

Гонимых снегом журавлей...


Давно душа блуждать устала

В былой любви, в былом хмелю,

Давно понять пора настала,

Что слишком призраки люблю.


Но все равно в жилищах зыбких —

Попробуй их останови! —

Перекликаясь, плачут скрипки

О желтом плесе, о любви.


И все равно под небом низким

Я вижу явственно, до слез,

И желтый плес, и голос близкий,

И шум порывистых берез.


Как будто вечен час прощальный,

Как будто время ни при чем...

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чем.




























AT MOMENTS OF MUSIC


At moments of so sad an air

When for a yellow shore I wish

A lady's voice bids, "May you fare

Well" as impulsive birch trees swish;


Below the gray sky, first are snows

To lie on fields where flames have lain,

The sunless, faithless flyway goes

For many a snow driven crane...


It's been long since my soul was all in

To range through bygone love and sprees,

Long since it's time I saw this palling

With too much love for ghosts I'm seized.


But after all in mean abodes —

To stop these short is hard enough —

The violins in swapping modes

Wail for the yellow shore, for love.


It's under the low sky where I

Still see the yellow shoreline squish,

Voice dear enough to make me cry,

And those impulsive birch trees swish.


This farewell hour will wind up ne'er,

Of time, there's nothing to be heard...

At moments of so sad an air

Pray do say nothing; mum's the word




























БЕРЕЗА

Росла красивой,

Росла высокой,

Ее сломили –

Она засохла.

Ее сломили

Зимой, по насту.

Ручьи будили:

«Вставай и здравствуй!» –

Будили ветры,

Будили птицы,

Но мертвых веток

Не добудиться...

А пень остался,

И птиц услышал,

И догадался,

Что жив и дышит.

Тянул, как брагу,

Он все упорней

Живую влагу

В живые корни.

Но сок пьянящий,

Не нужный стеблю,

Едва поднявшись,

Течет на землю...

Я припадаю

К пеньку губами,

Я обнимаю

Пенек руками,

И пью, как брагу,

Скрывая слезы,

Родную влагу

Родной березы.

Я знаю горе,

Я горю внемлю,

Живи же, корень,

Я буду стеблем!

Я – продолженье

Твое живое,

Твое цветенье

С твоей листвою,

И все, что гибнет

Во мне и вянет,

Твой сок поднимет,

Спасет, распрямит...













БЕРЕЗА


Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.


На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.


И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.


А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.





СЕВЕРНАЯ БЕРЕЗА


Есть на севере береза,

Что стоит среди камней.

Побелели от мороза

Ветви черные на ней.

На морские перекрестки

В голубой дрожащей мгле

Смотрит пристально березка,

Чуть качаясь на скале.

Так ей хочется “Счастливо!”

Прошептать судам вослед

Но в просторе молчаливом

Кораблей все нет и нет...

Спят морские перекрестки,

Лишь прибой гремит во мгле.

Грустно маленькой березке

На обветренной скале.
















Цели урока:

введение учащихся в мир поэзии Н.Рубцова, достичь понимания текста и авторской позиции;

анализ поэтического текста “Звезда полей”;

активизация и совершенствование речевой деятельности учащихся в процессе чтения и анализа лирического произведения;

пробудить интерес к творчеству поэта;

воспитание любви к родному краю.


Оборудование: компьютерная презентация.


Методические приёмы: сочетание методов творческого чтения, эвристического и исследовательского, выразительное чтение стихотворений, анализ поэтического текста


Тип урока: изучение нового материала.

Эпиграфы к уроку. (до времени скрыты)

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

(Ф. И. Тютчев)


 Но я у Тютчева и Фета
   Проверю искреннее слово,
   Чтоб книгу Тютчева и Фета
   Продолжить книгою Рубцова!..




Настрой. Введение в тему урока.

Вы знаете, о творчестве какого поэта у нас сегодня состоится разговор: к уроку вы знакомились с биографическими материалами стендов кабинета, учили наизусть стихотворение.

В. Кожинов, исследователь творчества Н. Рубцова, писал: “Первая строка стихотворения всегда очень важна...” «Многие зачины Рубцова – это как бы предельно краткие стихотворения, подчас замечательные уже сами по себе».

- Прочитайте первую строчку стихотворения, подготовленного на урок. (несколько учащихся)


- Сделайте вывод: какую тему в творчестве Рубцова мы будем рассматривать сегодня? (тема природы и родины)


Н. Рубцов родился в Емецке. Но духовной родиной всю жизнь считал Николу , Никольское – село, затерявшееся в глубине Вологодского края. Сюда он возвращался много раз, здесь созданы многие его лирические шедевры, посвященные природе и родине.


Видеофильм «Поэт Н. Рубцов». гл. «Никола» ( около 8 минут: 38м. – 45 м. 30 с.)


Несколько стихотворений, посвященных Николе и северной природе, прозвучало в фильме. А сейчас, в продолжение разговора, прослушайте литературно-музыкальную композицию, ведущими которой будут участники Рубцовского клуба.


Композиция «Мир природы в лирике Рубцова» ( около 12 минут)


Аналитическая работа со стихотворением «Северная береза»


  1. Насколько важен для лирического героя Рубцова окружающий его растительный мир, можно судить по тому количеству и разнообразию образов деревьев, цветов, которые представлены в текстах стихотворений. Помимо упоминаний таких природных «стихий», как лес, поле, луг, в стихотворениях встречаются конкретные образы деревьев. – ивы, сосны, тополя, берёзы, дубы, осины и других, цветов – ромашек, колокольчиков, фиалок, трав – подорожника.


Нередко у Рубцова образ цветка или дерева составляет основу зачина стихотворения. По признаку национальной принадлежности в лирике Рубцова можно выделить образы, относящиеся к национальному русскому пейзажу (Например, образы ивы, берёзы, сосны, тополя, подорожника).


  1. Сейчас мы с вами будем анализировать стихотворение Рубцова. Но для начала надо провести аналитическую работу и определить, какое из трех стихотворений принадлежит Рубцову? Чтобы решить эту задачу, надо вчитаться в стихотворения, найти в одном из них черты биографичности, переклички с судьбой поэта. (около 5 минут)

(Предлагаются стихотворения: Н. Рубцов «Северная береза», О. Фокина «Береза», С. Есенин «Береза».)

Черты биографичности: в названии слово северная, одиночество березы, море, всегда тянувшее к себе поэта.


  1. Групповая работа. (группы с условными названиями) – около 5 минут

- идеологи: чувства, настроение и идея стихотворения;


- эстеты: поиск ИВС в стихотворении (черные ветви, дрожащая мгла, молчаливый простор – холод и пустота; березка смотрит, хочет прошептать, березке грустно; спят перекрестки – метафора)


- акустики : звукопись и цветопись; (р – грохот прибоя, дрожь березки; цвета мало: Рубцов больше использовал свет, чем цвет)


- ритмики: рифма и размер; (перекрестная; двусложный, хорей)



В случае затруднения группы могут обратиться за помощью к эксперту (ученику, который заранее знал и выполнил анализ этого стихотворения с помощью учителя).


  1. Озвучивание результатов своих работ. (около 5-7 минут)

  2. Выразите свое отношение к стихотворению. (несколько человек)


Известность лирики Рубцова за рубежом.


Если позволяет время – слушаем часть стихотворений Рубцова (или целиком), переведенных на английский и немецкий языки, в которых упоминается березка.(Стихотворения читаю учащиеся класса.)

«В минуты музыки» - на английском; «Березы» - немецком.


Д/З. составить синквейн: береза; Рубцов (на выбор).























Идеологи

Эстеты

Эстеты

Акустики

Акустики

Ритмики

Ритмики




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!