СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лиризм прозы Сергея Цырендоржиева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лиризм прозы Сергея Цырендоржиева»








Тема: « Лиризм прозы Сергея Цырендоржиева












Автор : Базарова Марина Батуевна

Учитель бурятского языка

Талецкой СОШ,Заиграевского района

Телефон:89503927782












Содержание:

  1. Введение

  2. Основная часть.

  3. Заключение

  4. Литература






























Введение

Лирическая проза - жанр, совмещающий в себе черты, характерные как для лирики, так и для эпоса. Явление это вызывает множество противоречивых суждений, связанных со сложностью определения специфики жанра. Само по себе присутствие лирических стилевых средств в произведениях не определяет лирическую прозу. Все дело в том, какова мера проникновения лирики в прозу. В отдельных случаях она лишь слегка окрашивает повествование, в других — обнаруживает себя более открыто: в лирических отступлениях, в поэтически-возвышенной тональности всего произведения, наконец, она может проявиться настолько сильно, что изменится сама повествовательная структура жанра. Творчество Сергея Цырендоржиева – это особый мир лирического и философского видения мира, где отражается огромный мир родного края, человеческих отношений, красота и первозданность внутреннего мира людей. Его творчество оказывает влияние на духовный опыт личности, способствует формированию гражданского сознания, выработке нравственных оценок.

Творчество писателя относится к числу малоизученных. На сегодняшний день мы имеем только газетные публикации посвященные творчеству писателя. Это в основном статьи любителей его таланта и товарищей по перу, опубликованные в связи с выходом новой книги, юбилейными датами.

Заслуживают упоминания статьи литературоведов В.Ц. Найдакова, С.Ж.Балданова, Э.А Бальбурова, М. П Хамаганова и др.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что есть необходимость изучения прозы С. Цырендоржиева, потому что творчество данного писателя является не до конца исследованным. Работа в этом аспекте должна не только способствовать раскрытию идейного замысла произведений, более глубокому их прочтению и осмыслению, но и формированию нового взгляда на них, так как лирическое начало в прозе С. Цырендоржиева – уникальное явление в бурятской литературе.

Цель исследования: на основе анализа творчества С.Цырендоржиева раскрыть роль лирического начала в его произведениях.

Задачи исследования:

  1. Выявить лирическое начало в повестях С. Цырендоржиева.

  2. Определить элементы лирического начала, приемы и средства лиризации: несобственно-прямую речь, внутренние монологи, лирические отступления и др. в текстах данного писателя.

  3. Проанализировать роль образа автора как лирического героя, организующего повествование.

Объектом исследования является бурятская проза 1960 – 70- х гг.

Предметом исследования является лиризм в прозе С. Цырендоржиева.

Методологической основой исследования являются труды отечественных ученых М.М. Бахтина, Л.Я. Гинзбург, А.Б.Есина, Т.И. Сильман, Л.И. Тимофеева, О.И. Федотова, а также труды бурятских литературоведов А.Э Бальбурова, М.П Хамаганова, В.Ц. Найдакова, С.Г. Осоровой и других.

Основная часть.

Сергей Сультимович Цырендоржиев родился 28 февраля 1937 года в селе Сосново-Озерское. Окончив в 1954 году Сосновоозерскую среднюю школу, Сергей Цырендоржиев в течение года работает учителем Ульдургинской семилетней школе. Затем поступает на историко-филологический факультет Бурятского государственного пединститута им. Д. Банзарова. С 1962 года начинается его профессиональная журналистская деятельность: работал завотделом писем «Еравнинской правды», собственным корреспондентом республиканской газеты «Буряад унэн», а в конце 1962 года назначается заместителем редактора газеты «Молодежь Бурятии» Автор более 10 книг, вышедших в Улан-Удэ и Москве, таких как «Где ты, моя утренняя звезда?» (1975), «Встречный огонь» (1976), «Волшебство песни» (1977), «Устремленность» (1979), «Вечный круговорот» (1980), «Поклон старикам» (1983), «До свидания журавли» (1985) и др.

М.П Хамаганов в своей статье «О повестях Сергея Цырендоржиева» говорит что, Сергей Цырендоржиев – человек творческого порыва. Рассмотрим отрывки из произведения «Встречный огонь». Отрывки в которых вложены душевные переживания, мысли лирического героя.

«Ждешь ли ты меня, мама? Слышишь ли мои шаги? Мамочка, милая! Ты же всегда говорила, что большой палец может прижаться лишь к своей ладони, а человек к родному очагу».

В данном лирическом отрывке мы понимаем, что главный герой чувствует вину перед матерью, он раскаивается и ищет себе оправдание тем слезам, которые она проронила, той боли, которую он причинил ей. Не зря с древних времен буряты говорят, что человек связан с матерью и родной землей пуповиной. Все откликается в уме и сердце героя. Отдельные случаи из жизни, произошедшие с героем в разное время, изображаются с точки зрения привычной временной логики непоследовательно, но именно благодаря этому воссоздается целостная картина человеческой жизни. В структуре произведений С.Цырендоржиева лирические отступления играют большую роль в создании образов, в типизации и характеристике героев, в раскрытии идейного замысла автора, в создании особой, окрашенной авторским субъективизмом картины.

Психологическое состояние героя в повести «Два встречных огня» дано как при помощи прямого самораскрытия и самоанализа, так и мысли, внутренние монологи, рефлексии – что сближает повесть с лирикой. Лирические отступления в повести связаны с описанием мира чувств героя. Главный герой Балбар воплощает черты взбалмошного характера, он несдержан в проявлениях эмоций и чувств. Именно по вине своего непростого характера он одинок. Лирический герой ищет свое место этом мире, он так и не определился со своими жизненными ценностями и моральными устоями. «Надежда, с которой он жил, погасла, словно последняя головешка в пепле костра. Балбару казалось, что Дарима всегда будет любить только его… Что же делать?.. Говорят, любовь приходит только один раз. Значит, не найдется в целом свете для Балбара другой женщины. Бутид – Ханда?.. Если бы сердцу можно было приказать. Все это пустые думы. Эх, Дарима…».[1,20]

  Да, эти строки посвящены любви простой и обычной, со своими страстями и переживаниями и все это передается автором через его перо. Мы знаем что, С. Цырендоржиев— тонкий лирик, способный передать любые оттенки душевного состояния. Автор для того, чтобы представить себе лирического героя, «открывает» его сердце. В ней запечатлено одно из нелегких душевных состояний, которое переживает каждый человек.

«Где ты, моя утренняя звезда?» С.Цырендоржиева- это повесть о войне, хотя в центре ее находится одна чабанская семья, живущая в небольшом бурятском улусе, расположенном в далеком Забайкалье, в тысячах километров от арены военных действий, а главным героем является маленький бурятский мальчик Агван.

Великая Отечественная война — неисчерпаемая тема нашей литературы. Меняются материал, авторская тональность, сюжеты, но память о трагических днях живет и в новых книгах о ней. Так и повесть «Где ты, моя утренняя звезда?».

Удивительно много вместилось в это небольшое по объему произведение. «Где ты, моя утренняя звезда?» С.Цырендоржиева- это повесть о войне, хотя в центре ее находится одна чабанская семья, живущая в небольшом бурятском улусе, расположенном в далеком Забайкалье, в тысячах километров от арены военных действий, а главным героем является маленький бурятский мальчик Агван. Стремясь передать тяготы и трагизм войны через восприятие и понимание маленького героя, познающего мир во всей данности, автор находит удачное художественное решение – быть героем - малышом на равных. Где – то бушует война, но она «слышна» и здесь, в бурятском улусе, на далекой чабанской стоянке. Внутренняя взволнованность, непосредственность, ежедневное познание себя и всего происходящего вокруг, неустанная работа души ребенка умело воссоздаются, благодаря глубокому проникновению повествователя во внутренний мир героя.

Говоря о мастерстве художника слова и глубине аналитической мысли, В.Ц Найдаков пишет: «… то ли от того, что многое в повести показано через восприятие Агвана и потому получает значение события, то ли от лиричности, проникновенности повествования, предающих всему достоверность лично пережитого, то ли от глубокого психологизма и пластичности в изображении обычных человеческих чувств и переживаний, а скорее всего, благодаря всей совокупности идейно – художественных особенностей произведения, все происходящее в повести глубоко затрагивает душу читателя, глубоко волнует его пронзительной правдой изображенного, наталкивает на воспоминания». Лирический повествователь не раз напоминает о себе, его размышления перекликаются с переживаниями многих и каждого. Ощущение родовой связи с миром, вселенной выводит на мысли общечеловеческого характера: «…Земля молчит. И когда больно прорезает ее трава. И когда падают в нее люди. Она молчит, но она рождает в себе живое, оберегает и не дает пропасть мертвому. И ей, земле, одинаково важно, чем больно человечество и чем думает один человек, как живет один человек, что происходит с ним…» Рассмотрим произведение С. Цырендоржиева «Дни дедушки Бизья».

В центре внимания С. Цырендоржиева улусные люди, сельские труженики. Линию поэтизации их, начатую в первых своих повестях, он продолжил в произведении «Дни дедушки Бизья», опубликованном в журнале «Байкал» (1979, №3) в переводе В. Митыпова.

Бизья Заятуев – трудолюбивый человек, он неутомимо работает строителем – плотником со дня организации колхоза. Отличительная черта Бизьи в том, что он – непревзойденный мастер своего дела. В прозе С. Цырендоржиева всегда есть движение – порывистое, стремительное, есть дыхание ощутимое, ясное, богатая световая и цветовая гамма. Писатель как художник исследует идейно – эстетическое, нравственное начало человека и пишет о самом главном – о внутреннем мире человека, воспитаний человека – гражданина. Терпение, труд, старание, переосмысление своих действий – слагаемые качеств гражданина, в первую очередь человека – считает писатель.

Конечно же, в этих текстах выражены непосредственные мысли и ощущения автора, с другой стороны, это как бы и не его мысли и переживания, а то, что выстрадал и хотел выразить его герой. Я думаю, что художник пропускает через образы героев свою судьбу, свои личные переживания и раздумья, у каждого героя есть своя, именно им выстраданная судьба. «Цырендашиевская» проза сохраняет характерные для лирической прозы ряд устойчивых черт, таких, например, как печаль, раздумья, камерность, мотивы разочарования, одиночества, бренности земного бытия. Но философско–лирическое напряжение является определяющим для внутренней формы произведения, и этот трагизм лейтмотивом проходит через всю повесть.

« В последнее время старик Бизья стал все чаще и чаще задумываться о тех путях, с которых не бывает возврата. Кто знает откуда брались эти думы, что заставляют клонить большую посидевшую голову, то расхаживать, заложив руки за спину, то вдруг сидеть, глубоко задумавшись, в той позе предвечного раздумья, когда человек, обхватив руками живот и поджав к груди колени, повторяет свое состояние в чреве матери, - впрочем, младенчество и старость, смерть и рождение – разве не схожи они между собой?» «Цырендашиевская» проза сохраняет характерные для лирической прозы ряд устойчивых черт, таких, например, как печаль, раздумья, камерность, мотивы разочарования, одиночества, бренности земного бытия. Но философско–лирическое напряжение является определяющим для внутренней формы произведения, и этот трагизм лейтмотивом проходит через всю повесть. Для Бизьи смысл жизни был в «деньгах», но они утратили ценность. Несмотря на свое богатство главный герой не нашел «счастье». В произведениях этого жанра личное, субъективное начало выступает основой художественного воплощения действительности. «Лирическое и психологическое в художественном произведении» проанализирована проблема проявления названных феноменов в рамках одного произведения. Лирическое начало не конфликтно по отношению к сюжетной стороне и к психологизму произведений, но при этом лирическое начало не является синонимом психологизма. Когда читаешь повести С. Цырендоржиева приходит важная мысль – мысль о драгоценностях жизни. Думаю, что мы богатые люди, что имеем такого прозаика, который занимает одно из вершинных мест на олимпии бурятской прозы 60 – 70-х гг. Мне немного удалось затронуть одну грань многоликого таланта С. Цырендоржиева.



Заключение

Немало нового внес С.Цырендоржиев в развитие повествовательных форм художественной прозы. Его лирические повести – образец подлинного искусства самораскрытия от первого лица, высочайшее единство перевоплощения автора в своего героя. Заслугой писателя в его повестях явилось то, что он наделяет своих героев рассказчиков остротой объективного зрения, способного анализировать не только свой внутренний субъективный мир, но и окружающую действительность. В целом С. Цырендоржиев в своих повестях хочет показать судьбу простого человека. Близкого по духовному миру, мышлении, самосознании. Прозаик отличается от других писателей, мастеров словесности своей индивидуальностью и субъективностью.

Переосмысливая повести, определяя значимости темы, «новизны» содержания с новаторской формой – можно подумать, что действительно С. Цырендоржиев охватывает актуальные темы. Потому, что каждый читатель, который имел возможность познакомиться хотя бы с одной повестью. Расскажет о своих впечатлениях, философских размышлениях о жизни, о человеке и его призваний, о мире человеческих отношений.

Итак, художественная система С. Цырендоржиева имеет следующие особенности:

  1. основные сюжетные линии ранней прозы: изображение бурятской деревни и трудового народа;

  2. внутренне движение прозы основывается на конфликте личного и эпического сознания (двуединство лирического и эпического начал в прозе);

  3. в основе большинства его произведений лежит конфликт между жизнью и смертью, которые предстают увиденными одновременно с двух точек зрения: надличностной (эпической) и сугубо личной (лирической);

  4. главное направление, по которому развивалось Цырендашиевкое творчество в лирических миниатюрах, заключалось в сочетании лиризма стиля и психологического саморазвития характера;

  5. излюбленный прием повествователя, усиливающий эмоционально-эстетическое воздействие, - ассоциативное сопоставление жизненных фактов и явлений;

  6. художественная система Цырендашиева биполярна, то есть включает элементы описательности и сюжетности. Содержание которого переведено в лирическое.

Талант С. Цырендашиева, огромный, бесспорный, но жаль, что его творчество остается неисследованной до конца. В моей же работе сделана попытка проанализировать и рассмотреть лирическое начало в творчестве писателя.


































Список литературы

1. Цырендоржиев С. Два встречных огня/ Текст. /С. Цырендоржиев, М.,1984.

2. Цырендоржиев,С. Устремленность/Текст. / С Цырендоржиев -Улаан –Удэ. Бурятское кн.изд – во., 1983.

3. Цырендоржиев, С. Поклон старикам / Текст. / С. Цырендоржиев –Поклон старикам:Бурятское кн изд - во, 1953.

4. Цырендоржиев,С. Хүлгөөтэ hүни /Текст. / С. Цырендоржиев -Улаан -Удэ: Буряад. ном. хэбл, 1972.

5. Бальбуров, Э.А. Поэтика лирической прозы: 1960-1970-е годы. /Текст. / Э.А.Бальбуров Новосибирск: Наука, 1985.

6. Балданов, С.Ж. Художественная деталь в бурятской прозе. / Текст. / С Ж. Балданов Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1987.

7. Белая, Г.А. Художественный мир современной прозы. / Текст. / Г.А. Белая -М.: Наука, 1983.-

8.Белинский, В.Г. Разделение поэзии на роды и виды Текст. / В.Г. Белинский //Белинский В.Г.Полн. собр. соч. М.,1951





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!