СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Листая страницы вновь..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий  урок по роману "Евгений Онегин"

Просмотр содержимого документа
«"Листая страницы вновь..."»

МАОУ СОШ С. БЕРЕЗОВКА

Зенкина Ж.В., учитель русского языка и литературы

  1. Листая страницы вновь...

Обобщающий урок по роману «Евгений Онегин»


Данный является обобщением изученного материала по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в 9 классе.

Цели:

1.Закрепить знания о романе.

2.Развивать речь, мышление, коммуникативные навыки.

3.Воспитывать любовь к русскому языку, поэзии, литературе.

4. Помочь учащимся понять образ Евгения Онегина;

5. Содействовать формированию нравственных ценностей через изучение литературного произведения;

6. Содействовать пониманию себя и своих поступков через образ литературного героя;

7. Содействовать формированию коммуникативных компетенций: умение работать в группе, умение выстраивать диалог.


ДАЙ БОГ, ЧТОБ В ЭТОЙ КНИЖКЕ ТЫ

ДЛЯ РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ДЛЯ МЕЧТЫ,

ДЛЯ СЕРДЦА, ДЛЯ ЖУРНАЛЬНЫХ СШИБОК

ХОТЯ КРУПИЦУ МОГ НАЙТИ.

А.С.Пушкин (из романа «Евгений Онегин»)

Методические приемы: проблемный вопрос, беседа, анализ высказываний критиков.

Форма работы: групповая (класс делится на 4 группы)

Оформление урока: запись темы на доске, портрет А.С. Пушкина, портрет Евгения Онегина (иллюстрация К. И. Рудакова), цитаты из критических статей Белинского, Герцена, Писарева об Онегине и Татьяне.


Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Тема урока « Листая страницы вновь». Эпиграфом к уроку взяты слова А.С. Пушкина (читаем). Как вы их понимаете? (1 минута)

Ответы:

Мы прочитали роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Через книгу автор ведет с нами диалог, говорит с читателями о том, что его волнует, что тревожит его душу, приглашает своего читателя к размышлению.


- Как вы думаете, над чем нас с вами приглашает поразмышлять А. С. Пушкин, когда мы с вами читаем его роман? ( учитель выслушивает ответы учеников)

(2 мин.)


Итак, во-первых, поэт намеревался постичь тип современного ему человека, который принадлежал к петербургскому дворянскому обществу, автор искал причины разочарования молодого дворянского интеллигента; во-вторых, Пушкин размышлял о человеке, о смысле жизни, о счастье и несчастье, об общечеловеческих ценностях – это главный вопрос всей литературы. «Человек! Затерянный среди пустынь вселенной, один на маленьком куске земли, несущейся с неуловимой быстротой куда-то в глубь безмерного пространства, терзаемый мучительным вопросом – зачем он существует? Возможно ли счастье на земле и что такое счастье?». Каждое поколение ищет ответ на этот вопрос, и А.С. Пушкин и его герой не исключение.


Создание проблемной ситуации. (1 мин.)

«Корзина идей»

Вопрос: Что такое, по-вашему, счастье? Что значит быть счастливым?

Выслушивая ответы учащихся, учитель записывает на доске ключевые слова:


ЛЮБОВЬ
ДРУЖБА
ПОЛЕЗНОЕ ДЕЛО
ИДЕАЛ, К КОТОРОМУ НУЖНО СТРЕМИТЬСЯ


Обратимся снова к роману и попытаемся выяснить, были ли в жизни Евгения Онегина настоящая любовь, дружба, интересное дело, идеалы.


  1. Организация работы по группам.


Каждая группа получает карточку с вопросами, организует работу с текстом художественного произведения, справочными материалами, учебником, словарями, конспектами, которые лежат на столе у каждой группы. Время работы групп 5 минут.


1 группа: Любовь в жизни Евгения Онегина.

Вопросы:

  1. Как Онегин относится к любви в светском обществе? (гл.1, строфы 10, 11, 12; гл. 4, строфа10)

  2. Почему Евгений Онегин отказался от любви Татьяны Лариной? (гл. 4, строфы12, 13, 14, 15, 16, 17)

  3. Почему Татьяна-княгиня отказалась от любви Онегина? ( гл.8, строфы 60 – 67)

  4. Почему счастье Татьяны и Евгения оказалось невозможным?

  5. К какому выводу вы пришли?


2 группа: Дружба в жизни Евгения Онегина.

Вопросы:

  1. Где встретились Онегин и Ленский? Какую характеристику дал им автор? (гл.2, строфа 13)

  2. Почему Пушкин пишет «от делать нечего друзья»? Сопоставьте Онегина и Ленского: внешность, воспитание, образование, общественное положение, отношение к жизни, любви, поэзии. (гл. 2, строфы 6 – 19)

  3. Что послужило причиной дуэли? Что побудило Онегина принять вызов Ленского? (Гл. 6, строфы 9 – 12; 28, 30, 31)

  4. Какова авторская оценка поведения Онегина и Ленского на дуэли? (гл.6, строфы 33 – 60)

  5. Прошел ли Онегин испытание дружбой? К каким выводам вы пришли?


3 группа: Образ жизни Евгения Онегина в Петербурге.

Вопросы:

  1. Как проходил день столичного денди?

  2. Каковы увлечения Евгения Онегина?

  3. Сумел ли он найти полезное дело?

  4. В какой науке преуспел Евгений Онегин?

  5. Каковы причины разочарования Онегина в жизни: внешние (среда обитания), внутренние? (гл.1, строфы 15 – 35)


4 группа: Почему Евгений Онегин не смог создать духовный мир, найти свой идеал?

1) Определите отношение Евгения к труду, к творчеству, к чтению, к природе.

2) Какое воспитание получил Евгений Онегин и наложило ли оно отпечаток на его поведение? (гл.1, строфы 54, 63 – 66; гл.1, строфы 2 – 7)


Для справки. А.С. Пушкин о воспитании: «В России воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок окружен одними холопами, видит одни гнусные примеры, своевольничает или раболепствует. Не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести.

Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основаниям всех наук, производимых каким-нибудь нанятым учителем».



  1. Заслушиваются ответы учеников по группам, ведется обсуждение спорных вопросов, заслушиваются различные мнения. (4 минуты)


Выводы, к которым пришли учащиеся:

1 группа: Вначале герой не послушался голоса своего сердца, а поступил рассудительно, любовь для него была лишь «наукой страсти нежной» или домашним кругом, ограничивающим свободу человека. А когда влюбился по-настоящему, Татьяна не поверила в искренность его чувств, увидела в этом лишь интрижку. «А счастье было так возможно, так близко!» Окончательно утрачена надежда на счастье.

2 группа: Испытание дружбой Евгений Онегин не прошел. Причиной трагедии стала неспособность жить жизнью чувства, он глух к голосу собственного сердца и к чувствам Ленского. Дуэль – следствие равнодушия и боязни общественного мнения. С одной стороны, Онегин презирает светское общество, а с другой стороны, боится его злоязычия.

3-4 группы: Герой узнал свет и не принял его лицемерную мораль. Праздность порождает пустоту мыслей, холодность сердец. Онегина не устраивает консерватизм и невежественные взгляды дворянства, но выхода из этой ситуации он не видит, гражданского идеала для себя так и не нашел, полезным делом не занялся, не нашел применения своим силам. Трагедия Евгения Онегина в том что в его жизни нет ни любви, ни дружбы, ни дела, которому бы он мог себя посвятить. Евгений Онегин не вписался в общество, потому что ценности личности и ценности общества не совпали.


Спасибо за ваши ответы.


  1. Роман в критике (может, видео?) - 10 мин.

Роман «Евгений Онегин», вначале восторженно воспринятый современниками, в 30-е годы ХIХ века был подвергнут резкой критике.

Ю.Лотман: «Пушкин ушёл настолько вперед от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал»

В эпоху революционных потрясений (например, 60-е годы ХIХ века), когда социально-политическая борьба достигала высшей точки напряжения, гуманный Пушкин вдруг оказывался неинтересным, ненужным. А потом интерес к нему разгорался с новой силой.

Ф.Абрамов: «Нужно было пройти через испытания, через реки

и моря крови, нужно было понять, как хрупка жизнь, чтобы

понять самого удивительного, духовного, гармонического,

разностороннего человека, каким был Пушкин.

- У вас на партах лежат конверты, в которых лежат цитаты знаменитых литературных критиков, которые оценили образы Евгения Онегина и Татьяны. Вам предстоит согласиться или не согласиться с авторами высказываний и доказать свою точку зрения.


Онегин:


1. «Онегин – страдающий эгоист, которого душат «бездеятельность и пошлость жизни».» (В. Г. Белинский)

В.Г.Белинский: «Онегин – добрый малой, но при этом

недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в

великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни

душат его»; «страдающий эгоист», «эгоист поневоле»;

«Силы этой богатой натуры остались без приложения,

жизнь без смысла…»



2. Д.И. Писарев: «Онегин не что иное, как Митрофанушка

Простаков, одетый и причесанный по столичной моде

двадцатых годов»; «человек чрезвычайно пустой и совершенно ничтожный», «жалкая бесцветность».


3. Ф.М. Достоевский: Онегин «отвлеченный человек»,

«беспокойный мечтатель во всю его жизнь»;

«несчастный скиталец в родной земле», «искренно

страдающий», «не примиряющийся, в родную почву и

в родные силы ее не верующий, Россию и себя самого

в конце концов отрицающий»


  1. Александр Иванович Герцен: «Онегин – умная ненужность, герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе.»



  • А что вы думаете о Евгении Онегине? Кто Онегин – «страдающий эгоист», как считает В.Г.Белинский, или «умная ненужность», как считает Герцен.


(Вопросы, наталкивающие на выводы)



Вопросы для обобщения:

  1. Согласны ли вы с мнением С. Бонди: «…Люди благородные, с высокими требованиями к жизни, тонко и сильно чувствующие, всегда несчастны… Или они гибнут, как Ленский, или продолжают жить с опустошенной душой, без надежд на счастье».

  2. Виноват ли сам Онегин в трагическом итоге своей жизни?

  3. Был ли у Онегина другой путь, могла бы его жизнь сложиться иначе? (Среди современников Онегина были люди, которые нашли себе цель, нашли применение своим способностям: декабристы, сам автор романа, Грибоедов: занимался философией, политикой, сочинял музыку, друг Пушкина Чаадаев)

  4. Белинский считал, что «бывают существа, одаренные большими духовными силами, обещают много, исполняют мало или ничего не исполняют. Это зависит не от них самих, тут есть fatum, заключающийся в действительности, из которой не в силах и не во власти человек освободиться”. А вы как считаете?


  1. Предлагаю вам в творческой форме выразить вашу точку зрения о герое или романе в целом.

Предлагается сочинить два синквейна по изученному произведению, один – в целом о романа, другой- о каком- нибудь герое произведения. Для этого напомним учащимся, что синквейн – это пятистрочная стихотворная форма, которая возникла в США в начале 20 века по аналогии с японскими хокку. В 1997 году появилась и в России. Ценность такого стихотворения состоит в философском обобщающем взгляде на тот или иной предмет обсуждения, в умении выделить самое главное и синтезировать это главное в короткой упорядоченной форме. Напомним правила построения синквейна:

1.Тема- одно слово- существительное или местоимение, объект или предмет исследования, размышления.

2. Два слова- прилагательные или причастия, ( могут быть существительные) , определяющие выбранный объект.

3. Три глагола, характеризующие действие указанного предмета.

4. Фраза из 4-5 слов, выражающая личное отношение автора к предмету, возможно, как эпиграф ко всему произведению

5. Одно слово как резюме, весомая точка, значимая ассоциация.




Учитель предварительно составляет свои синквейны: (5 мин.)

Онегин.

Холодный, бесчувственный.

Страдает, роскошествует, хандрит.

Эгоист поневоле, герой времени.

Противоречив!




Татьяна.

Чувственная, душевная.

Верит, надеется , ждёт.

Любимый женский образ Пушкина..

Идеал!







« Евгений Онегин».

Реалистический, необычный.

Учит, захватывает, влечёт.

Первый русский роман.

Необходимость!



Рефлексия

Выберите одну из предложенных фраз и продолжите предложение:

  • Сегодня на уроке я понял, что…

  • Сегодня на уроке я пришел к выводу, что

  • Сегодня на уроке меня удивило…

  • Сегодня на уроке я сделал открытие (какое?)


( время выполнения задания 2 минуты, затем ученики по желанию зачитывают свои ответы)



Домашнее задание : Мы много говорили на уроках о произведении Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», о его героях и их судьбах. Дома я вам предлагаю написать письмо какому-нибудь герою романа и рассказать о своих впечатлениях, об отношении к нему, о событиях того времени и нашем видении их.

СОЧИНЕНИЕ - ПИСЬМО ГЕРОЮ.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!