СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература 11 кл Серебряный век

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводная лекция о литературе Серебряного века плюс слайды и видео по теме (ссылка ниже)

https://disk.yandex.ru/d/ExK5xRZrIPMJ5Q

Просмотр содержимого документа
«Литература 11 кл Серебряный век»

Сегодня на уроке нам представится возможность соприкоснуться с историей рубежа веков, который именуется серебряным веком.


А сейчас откройте тетради и запишите дату и

тему урока: "Серебряный век". Характеристика литературного процесса. Основные направления».


Для того чтобы погрузиться в атмосферу рубежа веков. Вспомним, что же происходило в это время, с какими историческими событиями связан рубеж веков?

Все верно, прежде всего это три революции: -первая русская революция 1905-1907г. Февральская и Октябрьская революция 1917г. и первая мировая война 1914-1918г.


Как вы думаете, В каком состоянии НАХОДИЛИСЬ люди в этот период ИСТОРИИ СТРАНЫ?

Люди растеряны, напуганы, в стране хаос. Народ живет в страхе того, что их жизнь может оборваться в любую минуту.


На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово "кризис"


Новое видение мира, таким образом, определило и новое лицо литературы.

Обновление литературы станет причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы.


А почему он серебряный? Об этом в наше время пишут диссертации. Рассказать эту тему за 45 мин невозможно, нужно лет 5, чтобы разобраться в ней. Поэтому у нас с вами сегодня только беглый осмотр. ( видео _Серебряный век)


Книги серебряного века – это весь наш интеллектуальный багаж. Это огромное, как глобус, пространство. Даты серебряного века известны нам достаточно точно : это 1894 год, выход сборника «Русские символисты», где из 11-ти авторов – 9 был сам Валерий Брюсов под разными псевдонимами, остальные – его друзья! А вот со второй датой, обозначающей конец эпохи СВ много разногласий, но я предпочитаю 1929 года. Почему именно 1929 год? Это конец НЭПа, как считают многие, это прекращение независимого книгоиздания в России. Но главное, это появление в России последней литературной группы, которая наследует СВ, которая тогда же и разогнана. - это группа АББАРИУТОВ : Хармс, Сведенский, Заболоцкий.


СВ – это век групп и течений, невероятно богатых и разнообразных Почему же СВ называется Серебряным!? _ По аналогии с золотым… (Золотой век русской поэзии – это конец 18-го, начало 19-го века, это Пушкин, Лермонтов. Это расцвет лит-ры после 1812 года, т. е появление гениальной плеяды, начиная с Батюшкова и Жуковского, и заканчивая последними птенцами пушкинской эпохи, это Баратынский и Языков.

Какие смыслы, ассоциации имеет слово – серебро?! Серебро – луна, золото – солнце. Ночь, луна и все ночные вещи, ночные животные, типа нетопырей, ночные видения, сны. Если солнце русской поэзии – это Пушкин, то луна русск. Поэзии – это…. Блок!


Что еще связано с серебром?. Сейчас самый модный тренд сезона – это вампиризм.

Каким образом вампиризм связан с серебром? Вампир боится серебра, его убивают серебряной пулей, и потом еще что надо с ним сделать, если читали Проспера Мериме?! Осиновый кол в сердце.


Но вампир боится серебра не просто так. А почему он его боится, скотина такая? Ведь серебряной пулей убивают еще и оборотня. Почему же они убиваются только серебряными пулями?!

Из чего изготовлен крест, который опускают в освещаемую воду? Из серебра! Какие фильтры чаще всего делают воду чистой? Серебряные! Серебро, вообще, символ чистоты. В том числе и химической. Это еще и символ святости, не будем об этом забывать.


Так вот, на очень сложном пересечении, на очень интересном пересечении смыслов возникает СВ. Он серебряный не потому, что он уже не золотой. Это немножечко выродившееся золото. Он серебряный потому, что в нем есть этот крест святости и порока. Вот теперь очень сложный вопрос: кто объяснит мне.

Что общего между святостью и вот таким настоящим, самозабвенным пороком?!

Не каким-нибудь там мелким воровством там, коррупцией, а пороком настоящим, настоящим злом? Что общего у них? Это же пограничные вещи, как вы понимаете.

Это две стороны одной медали! И Человеческой природы вообще! Это два предельных состояния, так бы я сказала. Потому что, и святость – это всегда героическая саморастрата, и порок – это тоже требует самоуничтожения. Все мы понимаем, что настоящий, профессиональный порок требует всей жизни, всего человека. Маньяк - это слово от какого происходит однокоренного слова? – МАНИЯ. А мания – одинаково присуща и святым и преступникам.


Поэтому русский СВ – это саморастрата, это самоуничтожение в процессе творчества, это совершенно новый подход к литературе. Литература становится формой жизни. В СВ граница между жизнью и творчеством стирается.

Слайд 02

Мы сейчас будем говорить о модернизме. Это литературное, культурное, философское течение, которое зарождается во второй половине 19 века. И вот здесь обратите внимание на одну очень занятную особенность – модернизм, как мы понимаем… Я надеюсь, это слово ни у кого не вызывает вопросов… Модернизм – это слова «мОдерн», то есть Современный, то есть новое время. Для человека МОДЕРНА, самое болезненное, самое постоянное состояние - это чувство вины.


Нормальное состояние человека-модерна – это состояние вины от разрыва с традициями. Это принципиально новое время, когда теплые, уютные, традиционные ценности семейные, религиозные, патриотические ценности, нормальные ценности человека, очень серьезно подвинулись.


Произошла огромная мировоззренческая революция.

Назовите те три главные революции, которые произошли в 19 веке и подготовили катастрофу 20 века?!

  1. Биологическая теория - учение Дарвина, который серьезно подточил устои религиозные, и заодно заложил основы расовой теории.

  2. Вторая теория, которая серьезно подточила стены традиционного человеческого дома – это экономическая теория - это Марксизм.

  3. ну и , наконец, есть третья теория, гигантское философское учение, философская революция. Этот человек замечательно о себе сказал: «Найти меня легко, трудно будет теперь потерять меня». Человек, который сказал: «Человек – есть то, что должно быть преодолено» . И если символом Карла Маркса является борода, то символом этого мыслителя являются его огромные, «моржовые, как сказал Хлебников усы, … и кто же это? – Нитше. Нитше провозгласил, что БОГ умер. Нитше автор работы «АнтихристиАнин», которую еще переводят как «Антихрист», тоже в известном смысле автор великой революции 20 века, и катаклизмов 20 века.


После этих трех революций уютный дом человечества рухнул, человек остался на голой земле, и начинается, естественно, строительство новых философий, которые позволяют ему выжить, которые позволяют как-то объуютить пространство.


Начало 20 века – это ощущение катастрофы. И весь мир живет предчувствием этой катастрофы. И вот теперь смотрите, какая интересная штука, вывод, который и для меня был совершенной неожиданностью – какие страны – модерны, где модерн был самым ярким? Ну, первое, мы с глубокой нац. Гордостью должны сказать, что это - Россия. Потому что, самые торгуемые, самые дорогие вещи на рынках мирового авангарда – это русская живопись. Символом мировой живописи и мирового авандарда стал не только Пикассо, но и черный квадрат Малевича. Вспомним еще моду на всю русскую литературу, на русскую драматургию, на Леонида Андреева, которого так мало ставят у нас, и так много за рубежом, на драматургию Чехова, из которой вырос модерн , и так далее. Конечно, Россия, она в первом ряду. Но кто еще, какие еще страны дали самое богатое модернистское искусство?!


Это Франция, где модернизм начался гораздо раньше, после этого французская живопись съела французскую поэзию. «Проклятые» поэты, это поэт Муди, Модлер, и именно с него началась эстетизация безобразного, эстетизация зла, преступления, крови, разложения.

Еще одна, ныне забытая лит-ная область – это Скандинавия. Это Стринберг, Ипсен «Пер Гюнт», его постановка во МХАТЕ - это центральное событие театральной жизни. «Онора» - знаменитый конфликт святой женщины и пошляка-мужчины. Япония, (Окутавага), где печатается добрый десяток людей, с их идеей сверх человека, которая является главной в модернизме. Германия, Австровенгрия, их знаменитый Кафка, человек, одержимый чувством вины, предсказавший весь русский, и не только русский, весь 20 век.


И вот какая интересная закономерность – две вещи заметны: что наиболее бурно, и при этом наиболее трагически, модерн развивается в тех странах, где соблюдены два условия: они очень заметны в России - ( у России не было Шекспира, но она догнала и Англию, и Франция… она за сто лет прожила 10 веков европейской культуры, она не имела такой светской культуры, как Англия. Россия достигла и обогнала и Англию, и Францию, и весь мир… С чем это связано?

Странно, но модерн наиболее бурно цветет в тех странах, где он запоздал, потом что оттянутая пружина всегда бьет больнее.


Надо сказать, что модернизация русского общества страшно запоздала. Русское общество было дико архаично. И в это время в архаическом этом обществе с огромной силой , компенсируя эту отсталость, развивается модерн.


Есть вторая причина – что объединяет, например Японию, с ее культом самурайства, Россию, с ее архаикой… Эти страны были более закрыты от внешнего влияния!!!

Это закрытые общества, и поэтому там более интенсивно цветет модерн! Это очень странно – сказать кому-нибудь, что НЕСВОБОДА – условие наиболее пышного развития культуры! Бред!


Но это несвобода особая, это та несвобода, в которой сильна и влиятельна традиция. Чем общество закрытее – тем интенсивнее в нем борьба.

Серебряный век – это своего рода теплица, огромное цветущее болото, огромная, страшно напряженная теплица, где жарко, влажно, в которой расцветает зелеными, великолепными узорами плесень по всем стеклам, но эта теплица обречена, потому что она перегревается, потому что растения, которые в ней так пышно расцветают, рано или поздно сломают, обрушат ее.


И первый пророк русского СВ, и первый писатель СВ - это Всеволод Гаршин, несчастный безумец, который предсказал весь русский СВ и всю его историю. Гаршин участник русско-турецкой войны, ему было тогда 20 лет, он, тяжелораненый пролежал очень долго с разлогающимися трупами на поле битвы, и там подвинулся умом. В 33 года покончил с собой несчастный Гаршин. Кстати, его очень любил Лев Толстой, медведь такой, который всегда ценил звериную мощь, и она была у Гаршина. Если есть среди вас люди с крепкими нервами, прочитайте его «Красный цветок», пару бессонных ночей я вам гарантирую, очень мощно сделано.

Для модернизма характерна темная сторона жизни, безумие, маньячество, навязчивые идеи.


Гаршин пишет рассказ о пальме и мелкой пухлой травке в теплице. Пальма ломает теплицу и замерзает и травка очень переживает и недоумевает – чего же не хватало пальме.

Мы с вами люди пост-модернизма, мы пухлая трава, у нас есть механизм, который нас ограничивает в росте, нам страшно, а вот пальма – это модернизм, это русский серебряный век.


Пальма вошла в роковое противоречие со своей теплицей, она пробила ее, но существовать вне теплицы она тоже не может. Жить она могла только в этой теплице. Она доросла до 17-го года, устроила 17-й год, восторженно его приветствовала и погибла. Вот в этом заключается и весь парадокс.

Теплица русского государства – она была душна, невыносима, но только в этой теплице могла возникнуть эта культура. Такого культурного расцвета, как в первой половине 20 века Россия не знала никогда.


У нас была бледная копия СВ в 70-е годы, в эпоху застоя, когда одновременно работали Тарковский отец и сын, братья Стругацкие, Шукшин, Высоцкий, Аксенов, Евтушенко, Вознесенский. Великая культура. Но по сравнению с СВ, как бы это ни было хорошо, это все-таки снятое молоко, А СВ – это сливки, это самое лучшее, что дала Россия в 20 веке.


Результатом русского СВ – Блоком, Маяковским, Ахматовой, Цветаевой, Пастернаком, Мандельштамом, жила и живет вся художественная культура до сих пор, пытаясь освоить этот запас. До сих пор второстепенные авторы СВ ждут своего изучения.


Итак два условия, при которых возможен стал такой расцвет худ литературы - это любовь к традициям ( христианство, православие самодержавие) и закрытость общества и государства.


И культура все делает, чтобы это общество стало просвященным: вспомните, сколько грамотного населения было в России в 1880-е годы? Около 7%. За 10 лет это кол-во увеличивается втрое. Нарождается капитализм. Ребята. Появляется грамотный рабочий, пролетарий. Россия из крестьянской страны, становится страной бурного промышленного развития. Наше Поволжье становится Чикаго. Русское купечество уже во втором поколении культурнейшие люди. Купечество пришло в культуру, стало деньги на него давать. Станиславский ведь имел далеко не элитно-дворянское происхождение.


Появляется огромная массовая культура. Но, парадокс, и появляется пошлятина, колоссальная. Почему с высокой культурой с Блоком расцветает пошлость. Сохраняется равновесие. У всякого предмета есть тень. Как культурные растения растут из навоза. Из чего вырастает великий роман 19 века – из газетной хроники, из фельтонов. Блок, Сологуб растут из городского романса. И если бы не было этой среды, этого навоза, этой стремительно распространяющейся массовой культуры, то, простите, на этом фоне не так сверкало бы величие серебряного века.


С какого литературного течения начинается у нас в России модернисткая литература? Символизм.


Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символ. Приведу лишь один, но очень значимый пример:


Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала

И повторится все как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

1. Как вы думаете, о чем это стихотворение?

2. В чем его основная идея?

3. Каким настроением оно наполнено?


Совершенно верно! Блок глубоко переживал отсутствие творческого начала в окружающей его действительности, и это побудило поэта назвать современный ему мир "страшным миром". Этот мир лишен гармонии, музыки, он глухой и бесчувственный, замкнутый.


Стихотворение воспроизводит действительность ("улицу"), тусклую, беспросветную ("ночь", "тусклый свет"), враждебно холодную ("ледяная рябь канала"). Искажается, лишается сакрального (священного) и гуманистического ореола "свет".

В мировой литературе "свет" – это традиционная метафора гармонии, разума, добра, полноты жизни.

Свободы, движения нет, возможна лишь имитация движения – "ледяная рябь" на поверхности. Жизнь замерла, превратилась в бессмысленное круговращение, однообразное движение по кругу.

И даже смерть в этом мире не может преодолеть унылого однообразия, потому что все повторится, все "начнешь опять сначала". Образ мрачной улицы у поэта разрастается и становится философской метафорой ограниченности жизни, ее пустоты.


Время и пространство стихотворения как бы ограничиваются, замыкаются, а ощущение безысходности ("исхода нет") усиливается.



Пастернак очень точно сказал о символизме. Он начался в 1890-е годы, и никогда не кончится. Это одно из тех великих течений, которые остаются навсегда. Есть образы – а вещи только их слабое отражение, есть символы, а то, что мы видим – тени незримого мира. Платон. (греческий философ).


Действия символистов развиваются не здесь и сейчас - а в мире образов и символов. Границы между жизнью и творчеством сняты, художник живет здесь и сейчас, он должен умирать на глазах у публики. Публичное умирание, ссоры и выяснения отношений на глазах у публики – это нормальная жизнь художника СВ и художника- символиста особенно. Жизнь символиста происходит в теснейшем взаимодействии с символами.

Основные принципы символизма:

- вера в мистические идеалы и обновление мира;

-многозначность используемых слов;

- установка на сотворчество с читателем;

-значимость используемой символики;

- музыкальность поэзии.


Яркие представители символизма –Блок, Белый, Сологуб.

Символизм цветет очень бурно и весело в предвкушении новой эры. Но потом все это очень трагично закончилось. Где и чем? 1905 год – первая русская революция. Формально она революцией не была. Ленин называет ее генеральной репетицией, это было время массовых стачек, восстаний. А после 1907 года начинается реакция. Самое страшное время. И символизм, устремленный вперед, начинает распадаться.


И на смену ему приходит самое интересное лит-е течение – АКМЕИЗМ.

Акмеизм - модернистское течение (от греч. akme – острие, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла. Одной из ярких представительниц этого направления стала Анна Ахматова.


Это Гулимев, Мандельштам, Ахматова. В них дух азарта, радости, постижения жизни. Акмеист, в отличии от символиста, это человек, который любит реальность. Мы вернем слову значение, смысм и вес – это идея Гумилева. Идея радости, «акме» - это плодотворное равновесие, зрелость. Это вера в сильного человека, тогда как символист – это больной человек- модерн.

Основными принципами акмеизма 

-Отношение к поэзии как к мастерству

-Утверждение красоты жизни в её чувственных проявлениях

-Возрождение традиций «золотого века» русской поэзии

-Романтические мотивы

-Возвращение ценностей и красоты реального мира


А следом за акмеистами приходит другое великое течение - это ФУТУРИЗМ.


Футуризм - авангардистское течение начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.


Футузисты – пропитаны тотальной ломкой всего происходящего. Это люди, которые принципиально нацелены на строительство нового мира, и главным образом это поэтика урбанистическая, то есть городская. Это жизнь города, и главный поэт- урбанист – Брюсов, Маяковский. Футуристы – это не просто разрушители, это строители нового мира, которым радостно на руинах резвиться и строить стерильный, как у Маяковского, чистый мир будущего.


Основными принципами футуризма принято считать:

-Пафос отрицания «старого искусства», утверждение «нового искусства», призванного преобразить мир

-Установка на обновление поэтического языка

-Эстетическое бунтарство, эпатаж

-Новые функции искусства как выражения творчества масс


Вот, собственно, на футуризме, русский СВ и закончился.


И последние искры СВ дотлевают в 20-е годы, о чем мы поговорим отдельно. Это уже другая тема.

Весь бурный 20-й век питается плодами этого, начавшегося в 1894 году и закончившегося в 1929 годы СВ.


Можем ли мы с вами исторически оправдать, этот СВ, который родился в величайшей стране и который разрушил величайшую страну?!


И, кстати говоря, Горький, о котором нужно говорить отдельно, это ведь тоже явление модерна. Горький – классический мрачный социальный реалист, но самые известные произведения Горького, это ведь не проза – это стихи, и стихи вполне себе символистские. Это «Песня о соколе» и «Песня о буревестнике».

«Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море.
Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо, и бились волны внизу о камень…
……Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях…
Уж испугался, отполз проворно, но скоро понял, что жизни птицы две-три минуты…
Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:
— Что, умираешь?
— Да, умираю! — ответил Сокол, вздохнув глубоко. — Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо… Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!
— Ну что же — небо? — пустое место… Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно… тепло и сыро!
…….А я ведь мог бы узнать все это, взлетевши в небо хоть ненадолго.
Сказал и — сделал. В кольцо свернувшись, он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на солнце.
Рожденный ползать — летать не может!.. Забыв об этом, он пал на камни, но не убился, а рассмеялся…
— Так вот в чем прелесть полетов в небо! Она — в паденье!.. Смешные птицы!
….«Безумству храбрых поем мы славу!
Безумство храбрых — вот мудрость жизни. … Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!
Безумству храбрых поем мы песню!..»

Это хорошие стихи, потому что революционные по форме, во-вторых, посмотрите, какая резкая , яркая живопись: «над седой равниной моря ветер тучи собирает, между тучами и морем гордо реет буревестник, черной молнии подобный.


Стихотворные размеры:

Хорей : двусложный, с уд. на первом слоге

Ямб: двусложн. с уд-ем на втором слоге

Дактиль: трехсложн. С уд. на первом слоге

Амфибрахий: трехсложн. суд. на втором слоге

Анапест: трехсложн. С уд. на третьем слоге


Симанический ореол стихотворного размера – определенный стихотворный размер соответствует определенной тематике.


Русский СВ – это пафос стремительного развития, уничтожения и разрушения. А верно ли это стратегически?


Все знают замечательную песню Макаревича « ты был неправ, ты все спалил за час». Так вот русский СВ все спалил за час. Он уничтожил себя за каких-то 20 лет.

А уж сколько в русском СВ ранних смертей, до 40-ка мало кто доживает, до 50-ти единицы. А сколько самоубийств?! Сколько семейных катастроф, бытовых катастроф ! Ужасное, кровавое время! Но посмотрите, как долго до нас доходит этот серебряный свет.

Поэтому, это главная мысль, которую я попытаюсь донести

Если для страны это путь был самоубийственным, то для культуры – единственно возможным.


И в этом плане русский СВ в истории и вечности – оправдан. Именно поэтому его как до сих пор ненавит все усмирители и все посредственности.


А мы с вами, люди молодые и творческие будем любить его всегда и черпать в нем уверенность, что мы живем правильно.


А СВ – это бешеный пафос самоуничтожения.(слайд 1) Посмотрите на всех этих людей, которые тут перед вами – из них Бальмонд, пожалуй прожил больше всех, и то умер в состоянии клинического безумия, когда уже только перечитывал свои стихи. Да Бунин прожил довольно долго, но в эмиграции, потеряв родину на 50 лет. Сологуб погиб от голода и отчаяния в 63 года, одинокий и несчастный. Блок умер в 41 год, Маяковский застрелился в 37-мь, Цветаева повесилась в 49, Мандельштам – в 47 погиб в лагере, Гумилев - расстрелян в 35. Я уж не говорю про сотни имен второго ряда.


ДЗ:

1. Темы эссе:

Хочу ли я жить в русском СВ и почему?

Мой любимый персонаж СВ

Почему русский СВ так связан с темой смерти?

2. Бунин. Кратко о жизни и тв-ве. Выучить наизусть одно из стих-ний Бунина «крещенская ночь», «Собака», «Одиночество».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!