СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. Человек на войне, правда о нём. Жестокие реалии и романтика в военной прозе. Очерки, рассказы, повести русских писателей.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дистанционная работа по учебной дисциплине ОДБ02 "Литература". Разработка содержит ссылки на тематические видео-ролики.

Просмотр содержимого документа
«Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. Человек на войне, правда о нём. Жестокие реалии и романтика в военной прозе. Очерки, рассказы, повести русских писателей.»

Дата: 24.04.2020.

Учебная группа: ТЭО-19-1/9

Дисциплина: ОДБ02 «Литература»

Преподаватель: Скрипка Анна Викторовна

Задание:

  • Ознакомиться с материалом лекции, используя указанные ссылки для просмотра видео-роликов и презентации.

  • Оформить письменно тезисы к теоретическому блоку лекции по просмотренным материалам.

  • Написать сочинение-рассуждение на 1 из тем, опираясь на одно или несколько произведений о Великой Отечественной войне:

Остаться человеком в пламени войны.

Изображение ратного подвига в произведениях русских писателей о Великой Отечественной войне.

«Фронт и тыл – родные братья» (А.Т. Твардовский)

«Устарела» ли военная тема в литературе?

«Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой». (А.С. Пушкин).

«Сапогами не вытоптать душу!»

  • Сочинение оформить на листе формата А4 и прислать преподавателю с указанием своей фамилии, группы по адресу Вконтакте https://vk.com/id164772587 .

  • Срок выполнения работы: 26.04.2020!


Занятие № 24

ЛЕКЦИЯ № 24

Раздел 6. Литература периода Великой Отечественной войны и первых

послевоенных лет.


Тема: Человек на войне, правда о нём. Жестокие реалии и

романтика в военной прозе. Очерки, рассказы, повести

русских писателей.


Цели: дать понятие о литературе военных лет; определить тематику поэзии как самого оперативного жанра, отметив органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя; развивать личностные функции как самопредъявление, сотворчество. Воспитывать чувства любви к Родине, гордости за ратный подвиг народа; формировать уважительное отношение к героическому прошлому русского народа.

План:

  1. Введение. Человек на войне, правда о нём.

  2. Работа над повестью К. Воробьева «Убиты под Москвой».

  3. Поэт и писатель-фронтовик К. Симонов.


И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

Но она — спасена.

А. Твардовский

1. Введение. Человек на войне, правда о нём.

Поэзия Великой Отечественной войны. Это строки радости побед и боли потери близких и родных, в них отражена история нашей родины и судьба русского человека в те страшные годы.

Со временем все меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года. Тех, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву, кто познал кровавый снег Сталинграда, кто «пол-Европы по-пластунски прошагал»... Они не стояли за ценой, добывая победу, не считали, «кому память, кому слава, кому темная вода».

Память о войне... Правда о войне... Она жива и в прозаических произведениях.

Война – жесточе нету слова.

Война — печальней нету слова.

Война — святее нету слова...

https://ok.ru/video/295825769812

Почему-то именно эти строки А. Твардовского вспоминаются при чтении или перечитывании книг о войне:

1. Первый поток – художественно-документальные произведения.

2. Второй поток – героико-эпические произведения.

3. Третий поток – «лейтенантская проза».

Первый поток военной прозы – произведения художественно-документальные, в центре внимания которых были реальные исторические лица или события: подвиг героев-панфиловцев, переданный от лица реального участника – командира батальона Момыш-Улы, в повести Александра Бека «Волоколамское шоссе» (1944 г.); история молодежного подполья в небольшом шахтерском городке Краснодоне, воспетая Александром Фадеевым в романе «Молодая гвардия» (1945 .); повествование о драматической судьбе летчика Алексея Маресьева в повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке (1946 г.); история прошедшего фашистский плен офицера, изложенная в рассказе Михаила Шолохова «Наука ненависти» (1942 г.). Позднее, в годы оттепели, когда открылись многие архивы, получили слово непосредственные участники замалчиваемых прежде событий, поток художественно-документальной прозы стал одним из магистральных в литературе о войне. В произведениях данного ряда особенно подкупала достоверность, стремление авторов к правде, дефицит которой так остро переживался в предшествующие годы.

Второй поток военной прозы – героико-эпические произведения, воспевавшие подвиг народа и осмыслявшие масштабы разразившихся событий. Здесь недосягаемым для прозаиков образцом стала поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» - подлинный эпос Великой Отечественной, который в емком образе простого пехотинца, обычного даже в своей исключительности, дал собирательный образ солдата. В большинстве же произведений этого потока судьба отдельных солдат – лишь отправная точка для обобщающей мысли авторов, которые сосредоточились именно на воспевании величия народа-победителя и масштабности его подвига.

Писатели исследовали те стороны национального характера, которые позволили выстоять русскому солдату плечом к плечу с солдатами других национальностей в самые сложные периоды войны. Характеры большинства героев этих произведений – характеры цельные, уже сложившиеся, они не развиваются, а раскрываются, проявляют лучшие черты в тяжелейшие моменты военных испытаний. Подлинный расцвет героико-патриотических произведений наступит во второй половине 50-х годов, когда выйдут монументальные полотна Константина Симонова «Живые и мертвые» (1959 – 1979 г.г.) и Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» (1960 г.). Сами названия этих произведений говорят о том, на чьи традиции опирались их авторы – опыт Л.Н.Толстого и его эпопеи «Война и мир» оказался особенно актуальным для писателей, стремящихся сочетать панорамный взгляд на крупные исторические события с внимание к судьбе отдельной личности.

Третий поток военной прозы связан со стремлением писателей показать судьбу отдельного человека в нечеловеческих условиях войны, посмотреть на нее не глазами историка и не всевидящим оком писателя-эпика, но глазами простого солдата, офицера. Такой взгляд позволял рассмотреть детали, недоступные для авторов широких эпических полотен, ставить смелые, нередко трудноразрешимые нравственные проблемы и вопросы. Мысль о том, что война не только раскрывает сущностные черты личности, но и формирует их, закаляет волю человека – важнейшая для произведений этого ряда. Настоящим открытием в литературе о войне стала повесть писателя-фронтовика Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946 г.), положившая начало в нашей литературе одному из самых ярких явлений в литературе о войне, получившего название в 1950 – 1970 годы «лейтенантская проза».

Истинное лицо войны, суть «трудной работы солдата», цена потерь и самой привычки к утратам – вот что оказалось предметом раздумий героев и их авторов. Войдя в состав более широкого явления «военной повести», «лейтенантская проза» задала собой главные ориентиры художественных поисков для этого жанра. Значительными произведениями этого направления стали повести Юрия Бондарева «Батальоны просят огня» (1957 г.); Г.Бакланова «Пядь земли»(1959 г.) и «Навеки - девятнадцатилетние» (1979 г.); К.Воробьева «Убиты под Москвой» (1963 г.) и «Крик» (1962 г.); В.Курочкина «На войне как на войне» (1965 г.)

Пафос человечности в бесчеловечных условиях определил основное содержание произведений Юрия Бондарева «Горячий снег» и Бориса Васильева «А зори здесь тихие».



2.Работа над повестью К. Воробьева «Убиты под Москвой»


Просмотрите буктрейлер к повести «Убиты под Москвой», перейдя по ссылке https://youtu.be/YQ9fRlh4bfw .


Прав В. П. Астафьев: «Повесть «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве под Москвой...»

Обнаженная правда писателя, попавшего в декабре 1941 года под Клином в плен контуженым, открывает народную трагедию 1941 года. По словам, жены К. Воробьева, воспоминания о войне жгли его сознание, хотелось кричать об этом во весь голос. Чтобы сказать о том, чему был свидетелем, нужен, казалось, какой-то сверхчеловеческий язык, и К. Воробьев находит такие слова, которые передают нам беспощадную, страшную правду первых месяцев войны.

Внимательно посмотрите видеоролик (пересказ повести) «Убиты под Москвой», перейдя по ссылке https://youtu.be/VQG1edd5Jmg


Верный окопной правде войны, К. Воробьев, поведав о гибели молодых, красивых, полных жизни безоружных людей, брошенных под немецкие самолеты и танки, поставленных в нечеловеческие условия, рассказал, как там было на самом деле.

Вышла повесть в февральском номере журнала «Новый мир» за 1963 год, потом увидела свет в издательстве «Советская Россия».


По данной презентации оформите тезисный конспект (слайды 15,20,22,29,30!) перейдя по ссылке https://drive.google.com/open?id=1-AYEV6K1mCo7En45txZClxXoMD4ih8lG


Книга «Убиты под Москвой», как и другие честные и подлинно талантливые произведения, не только сохраняет нашу историческую память, усиленную глубоким, искренним переживанием трагической истории кремлевских курсантов, но и становится повестью-предупреждением: почему льется кровь сегодня?.. И что тогда зависит от нас?


3.Поэт и писатель-фронтовик К. Симонов


Война - самое трагичное событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушения, страдание многих людей. И особенно трагической для советского народа была война 1941-1945 года. Поэтому ее называют Великой, т.к. она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на нашу страну.

В годы военных испытаний 1215 писателей  ушли воевать с врагом. Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение Родины.

    Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны.

28 ноября 2020 года исполнится 105 лет со дня рождения выдающегося писателя, активного участника Великой Отечественной войны Константина Михайловича Симонова https://youtu.be/DH-UjK4VQdA (Записать основные факты биографии) К.М. Симонов широко известен в нашей стране, во всех республиках бывшего Советского Союза и в других зарубежных странах. Он сказал свое веское слово в прозе, поэзии, драматургии, литературной критике, публицистике, в редакторской и организаторской работе, в сфере деятельности творческих работников.

К.М. Симонов прожил жизнь, насыщенную событиями огромной исторической важности, и двигался он по ней не как пассажир, а был активным участником этих событий. Им проложены не то что отдельные участки, а целые магистрали замечательных дел и литературных творений.

Поэзия К. Симонова в видео-чтениях российских артистов (послушайте):

https://youtu.be/cmypgUBM5_A

https://youtu.be/nF4oqiIMJxI

https://youtu.be/A4di7PPN8do

https://youtu.be/AetfjHfWRak


Напоминаю! Задание после Лекции №23 сдали не все!!!!!

Лирика о Великой Отечественной войне:

К. Симонова «ЖДИ МЕНЯ», «ГОРЯТ ГОРОДА…», «Ты помнишь, Алёша, …», «АТАКА», «Всю жизнь он рисовал войну…»,

Н. Тихонова «Берлин 9 мая»,

М. Исаковского «Катюша»,

А. Суркова «Войны имеют концы и начала…», «Красоту, что дарит нам природа…» ,

А. Прокофьева «Слава армии нашей…»,

О. Берггольц ,

Дм. Кедрина,

А. Ахматовой,

Б. Пастернака, и др.;

песни А. Фатьянова;

поэмы «Зоя» М. Алигер,

«Февральский дневник» О. Берггольц,

«Пулковский меридиан» В. Инбер,

«Сын» П. Антокольского.


Выберете 1 поэзию военных лет и подготовьтесь к выразительному чтению. Записать голосовое сообщение (сначала назвать автора и название стихотворения) и прислать преподавателю на указанный адрес.



Вопросы для самопроверки



— Кто в центре событий повести Воробьева?

— Кто и почему стал для курсантов идеалом и кумиром, предметом восхищения, преклонения?

— Зачем понадобился капитану Рюмину ночной бой с мотомехбатальоном противника?

— Почему Рюмин решился на самоубийство?

— Чем стало это самоубийство для Ястребова?

— А какой предстает личность молодого человека на войне? Какие качества воплощает автор в Алексее Ястребове? Что более всего нам дорого в нем?

— Какую роль играют в произведении Воробьева пейзажные зарисовки?

— Какое чувство помогает курсантам, вооруженным только самозарядными винтовками, гранатами и бутылками с бензином противостоять врагу?

— Докажите, что автор повести приковывает пристальное внимание читателей к внутреннему миру героев.

— Каковы ваши впечатления от прочитанного произведения?

— Как вы думаете, какое значение имеют такие книги, как повесть Воробьева?



Список используемой литературы

Базовая:

Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. // Под ред. В.П. Журавлева - М.: Просвещение, 2016

Литература: практикум: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /

[Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; подред. Г.А. Обернихиной. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. – 272.

Дополнительная (информационные ресурсы):

http://живаяистория-россии.рф/blog/263-literatura-v-vojnu.html

http://niv.ru/doc/uchebnik/literatura-11-klass-2/literatura-perioda-vov.htm

https://www.stud24.ru/literature/analiz-pesy-shvarca-drakon/232413-681314-page1.html

https://infopedia.su/1x38a3.html

https://otherreferats.allbest.ru

https://bookz.ru

https://rustih.ru

https://ru.wikipedia.org/wiki/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!