СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература. Урок №8. 7 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литература. Урок №8. 7 класс.»

Урок № 8.

Тема: Выражение душевных настроений в стихотворениях о родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Размышления А. Т. Твардовского о взаимосвязи человека и природы в стихотворениях.

Задачи:  Сегодня мы проанализируем стихи о Родине и родной природе Валерия Брюсова, Федора  Сологуба, Николая Заболоцкого, Сергея Есенина, Николая Рубцова, Александра Твардовского.

Тема Родины в русской поэзии характеризуется своим традиционным лексическим фондом, который на протяжении многих лет претерпел ряд изменений. Можно выделить группы наиболее активных, регулярно повторяющихся слов: Родина, Отчизна, Отечество, родной край, страна отцов. В поэзии 19 века наиболее часто повторяющаяся лексическая группа – это существительные, обозначающие детали сельского пейзажа  называющие жителей сельской местности, явления природы: кров, очаг, хижина, обитель, река, ручей, холм, дубрава. Традиционным представлением о России как о северной стране, лишенной тепла и солнца, обусловлено широкое употребление таких слов: снег, мороз, холод, туман, болота, непогода, тучи, вьюга, буран, метель, зима. Русский пейзаж – это прежде всего зимний пейзаж (А.С. Пушкин «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Зимний вечер»). Обращение к поэзии реальной русской действительности вызвало употребление таких слов, как даль, ширь, простор, раздолье, пространства, равнины. Ассоциативно близкими этим словам являются такие: поля, степи, дорога, конь, тройка. С темой родины связаны слова дым, дымка, журавли, дуб, липа, береза, рябина. Данная лексика выполняет функцию ключевых слов, она нередко используется в заглавиях стихотворений.

Задание:

  1. Почитайте стихотворение Николая Михайловича Рубцова «Тихая моя родина» на с. 228 учебника по литературе.

  2. Письменно ответьте на вопросы по этому стихотворению.

  1. Что можно узнать из этого стихотворения о жизни поэта?

  2. Какие перемены произошли в родном краю ? Нарушили ли они «чувство Родины» в душе лирического героя ?

  3. Какое значение имеет настойчивое повторение слова «тихий», «тихо»?

  4. Какие средства художественной выразительности использует автор?

  1. Прочитайте стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Первый снег» на с. 220 учебника по литературе.

  2. Письменно ответьте на вопросы по этому стихотворению

  1. Каким чувством проникнуто это стихотворение? 

2. В каком из перечисленных далее значений употреблено слово «проза» ?

Проза 1. Нестихотворная литература, в отличии от поэзии.

  1. (Переносное) Будничное, повседневное в жизни.

  1. Почитайте стихотворение Федора Сологуба (настоящая фамилия Тетерников) «Забелелся туман над рекой» на с.222 учебника по литературе

  2. Письменно ответьте на вопросы по этому стихотворению

  1. Какие события составляют внешний сюжет стихотворения?

  2. О чем думает, что чувствует лирический герой ? 

  1. Почитайте стихотворение Сергея Александровича Есенина «Топи да болота» на с. 224 учебника по литературе

  2. Письменно ответьте на вопросы по этому стихотворению

  1. Определите тему стихотворения.

  2. Какова основная мысль, в каких строчках это выражено?

  3. Какие средства художественной выразительности использует автор?

  1. Почитайте стихотворение Николая Алексеевича Заболоцкого «Я воспитан природой суровой» на с. 226 .

  2. Письменно ответьте на вопросы по этому стихотворению

  1. Почему поэт называет природу родного края «суровой»?

  2. Какие приметы весны называет поэт?

  3. Какие строчки повествуют о полном слиянии души лирического героя с природой?

  1. Почитайте стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Снега потемнеют синие» на с. 151 учебника по литературе.

  2. Письменно ответьте на вопросы .

  1. Какова тема стихотворения?

  2. Какой приём использует поэт: воды зайдут, прикинутся, ринутся?

  3. Как влияет весна на поэта?

  1. Почитайте стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Июль – макушка лета» на с.152 учебника по литературе

  2. Письменно ответьте на вопросы по этому стихотворению

  1. Какова тема стихотворения?

  2. Как вы понимаете «макушка лета»?

  3. Какие приметы, детали говорят о близком конце лета?

  1. Почитайте стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «На дне моей жизни» на с. 153 учебника по литературе.

  2. Письменно ответьте на вопросы

  1. В какой период жизни поэта написано это стихотворение? 

  2. О чем этом стихотворение?

Домашнее задание. Письменно в тетрадях ответьте на вопросы из конспекта, которые мы не успели разобрать на уроке. Фотографируете или сканируете свои ответы и присылаете мне на электронную почту или социальную сеть «Вконтакте» для проверки не позднее 18:00 следующего дня! Это обязательно!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!