СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал к уроку литературы в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Литература XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.»



Конспект урока по литературе (9 класс)


Тема: Литература XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.


Цель: расширить представления учащихся о литературе XVIII века.

Задачи:

  1. Образовательные:

  1. расширить представления учащихся об исторических условиях развития русской культуры и литературы XVIII века;


  1. дать понятие классицизма;


  1. раскрыть характерные особенности русского классицизма;



  1. познакомить девятиклассников с произведениями искусства эпохи классицизма.


  1. Воспитательные:

  1. воспитывать любовь и уважение к великому прошлому России;

  2. воспитывать уважение к одноклассникам через организацию слушания устных сообщений учеников.

  1. Развивающие:

  1. содействовать развитию эстетического вкуса через знакомство с произведениями искусства эпохи классицизма

  2. развивать аналитические умения школьников;

Литература:

  1. Литература. 9 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений: 2ч. Ч.1 / под ред. Г. И. Беленького. – 13-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009. – 368с.:ил.

  2. Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику Т. Ф. Курдюмовой, С. А. Монова, О. Б. Мариной / авт.-сост. Т. М. Амбушева. – Волгоград: Учитель, 2009 – 207с.

  3. Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт.-сост. С. Б. Шадрина. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 287с.

  4. http://lermontov.info/duel.shtml











Ход урока:

  1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. На парте должны лежать пишущие принадлежности, дневник, учебник по литературе. Хорошо. Можно начинать.

Откройте тетради, запишите тему урока (тема вынесена на слайд).

Сегодня на уроке мы начинаем изучение литературы XVIII века и подробнее остановимся на классицизме.

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

  1. Изучение нового материала.


Слово учителя: XVII век имел для России особое значение. Начало новой эпохи было положено преобразовательной деятельностью Петра I, когда, по словам А. С. Пушкина, «Россия вошла в Европу, как спущенный на воду корабль, - при стуке топора и при громе пушек» и «европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы» (имеется в виду приобретение Россией берегов Балтийского моря после победы над Карлом XII).


Слово учителя (беседа): Как же происходило становление русской государственности в XVIII веке? Как этот процесс связан с деятельностью Петра I?

(Ученики: Петровские реформы были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к западноевропейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества. Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями устаревшего образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования. Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.)


Слово учителя: Велики были завоевания этого времени в области науки, просвещения, искусства и литературы, поставившие Россию в конце XVIII века вровень с европейскими государствами:


  1. В 1721 г. учреждается петербургская Академия наук;

  2. В 1755 г. Открывается Московский университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и разночинцев);

  3. В 1757 г. Основана Академия художеств и открыт русский профессиональный публичный театр сначала в Петербурге, годом позже – в Москве.


О культуре России XVIII века нам расскажут

(Дети выступают с устными сообщениями)


Слово учителя: Но эпоха утверждения самодержавия таила в себе острые противоречия. В XVIII веке было полностью завершено закрепощение крестьян. Тяжелое положение крепостных неоднократно приводило к крестьянским волнениям и мятежам (восстание под руководством Емельяна Пугачева в 1773-1775гг.).


Дворянство же получило в XVIII веке особые права и привилегии. Получает широкое распространение французская культура – моды, манеры, язык. В Россию из Франции потянулись искатели легкого заработка (воспитатели дворянских детей - гувернеры). Это связано с тем, что истоком мирового классицизма является Франция XVII века.

Запись в тетради теоретических понятий: Запишем определение классицизма (определение вынесено на слайд). Классицизм (от лат. classicus — образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 — начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.


Слово учителя: Основателями классицизма явились Буало, Мольер, Державин, Ломоносов.

В основе направления лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам.

Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями – основа эстетики классицизма. Главной задачей направления явилось воспитание человека в духе верности абсолютистскому государству.


В России классицизм получает развитие в 1730-1750 гг. Главным двигателем развития литературы был пафос государственного строительства.


В рамках русского классицизма существовало 2 направления: критическая, сатирическая, обличительная литература (Кантемир, Фонвизин, Крылов) и высокая, гражданско-патриотическая одическая поэзия (Ломоносов, Тредиаковский).

Литература пропагандирует важнейшие события политической жизни общества.

Существует несколько отличий русского классицизма от западного: сатирическая направленность, обращение к русской истории, патриотический пафос.


Для классицизма, как для русского, так и для западного характерна строгая иерархия жанра:

  • высокие жанры: трагедия, ода, эпопея. Их сфера – государственная жизнь, религиозная история. Герои – монахи, полководцы, мифические персонажи, религиозные деятели;

  • низкие жанры: комедия, сатира, басня. Изображают частную повседневную жизнь средних сословий.

Смешение героического и обыденного не допускается.


Запись в тетради: Запишем основные признаки русского классицизма. Это информация для нас очень ценна, так при работе в произведениями классицизма мы будем эти признаки определять.


Основные признаки русского классицизма:

  • Обращение к образам и формам античного искусства.

  • Герои четко делятся на положительных и отрицательных.

  • Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник.

  • В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.

  • Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.


  1. Домашнее задание.


Учитель: Откройте дневники и запишите домашнее задание.










  1. Обобщение.


Слово учителя (беседа): Подведем итог. Какое литературное направление называется классицизмом? (Ученики: Направление в европейской литературе и искусстве 17 — начала 19 вв., одной из важных черт которого являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.)



Назовите основателей классицизма. (Ученики: Буало, Мольер, Державин, Ломоносов.)


Какова задача литературного этого направления ? (Ученики: Воспитание человека в духе верности абсолютистскому государству.)


Когда классицизм получает свое распространение в России? (Ученики: В России классицизм получает развитие в 1730-1750 гг.)


Назовите отличия русского классицизма от западного. (Ученики: сатирическая направленность, обращение к русской истории, патриотический пафос.)


Перечислите основные признаки русского классицизма. (Ученики: Обращение к образам и формам античного искусства; герои четко делятся на положительных и отрицательных; сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник; в конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует; принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.)


- Молодцы! Вы хорошо постарались, поэтому все, кто работал, непременно получат хорошие отметки (выставление отметок + их комментарий).










































бивак - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.


добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью.


картечь - артиллерийский снаряд.


драгун - солдат или офицер кавалерии.


улан - солдат или офицер легкой конницы, Особенностью обмундирования этого рода войск была “уланка” - головной убор с квадратным верхом.


кивер - высокий головной убор у военных.


лафет - станок, на который укрепляется пушка.


редут - полевое укрепление, обнесенное валом.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!