СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная. "На изломе души" (поэзия Виктора Сутченко)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся познакомятся с деятельностью донецкого поэта В.Сутченко, разовьют творческие способности, эстетический вкус. Мероприятие дает возможность воспитать в себе чувство патриотизма, любви к родному краю, своему народу.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная. "На изломе души" (поэзия Виктора Сутченко)»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ

11 класс

Тема: «НА ИЗЛОМЕ ДУШИ» (поэзия Виктора Сутченко)

Цель: - знакомство с литературной деятельностью донецкого поэта Виктора Сутченко;

- в ходе презентации книги В.Сутченко «На изломе души» и анализа стихотворений определить уровень значимости поэзии поэта;

- в ходе подготовки и проведения мероприятия расширить литературный и литературоведческий кругозор учащихся, развить творческие способности, эстетический вкус; дать возможность ученикам воспитать в себе чувство патриотизма, любви к родному краю.

Оформление: кабинет празднично убран, на доске написана тема, эпиграф, прикреплен плакат, на каждом столе лежит сборник стихотворений В.Сутченко.

Эпиграф:

Понятным быть себе

и всем вокруг

От самой нежной

до суровой строчки…

Поэзия,

ты мой последний друг,

И нашей дружбе –

никакой отсрочки!

(В.Сутченко. «Последний друг»)


СЦЕНАРИЙ


Учитель. Сегодня у нас в литературной гостиной необычная встреча.

Очень часто нам кажется, что талантливые люди, знаменитые, известные люди живут где-то далеко, и ни в коем случае мы не сможем увидеть таковых. А если и увидим, то где-нибудь далеко отдома. Иногда мы просто не можем заметить то прекрасное, что находится рядом. Как говорится в стихотворении:

Лицом к лицу – лица не увидать.

Большое видится на расстоянии.

И очень жаль. Наверное, таким образом мы многое теряем, но так уж устроен человек. Но человек еще и исправляет свои ошибки. И вот сегодня мы попытаемся исправить одну из них.

Чтение стихотворения «Весь в этом я»

Принаддежу

шахтерскому я краю,

Русскоязычен –

не моя вина,

Сдается мне:

себя не обираю –

Культура,

слава богу, всем одна.

И Пушкин, и Есенин,

и Шевченко

В душе моей

забили уголки,

Пусть мой язык

москальского оттенка,-

Какой уж есть,

хоть луком затолки.

Я украинец

дедушкой и мамой,

Козак по крови, -

пращур из Сечи,

Я жил всегда

по совести упрямо,

По Парацельсу

всех людей лечил.

И немогу – мне больно,

что отныне,

Кому-то кто-то

вроде бы не брат,

Хочу, чтоб в моей

неньке Украине,

Был всяк достоин

и друг другу рад.

Оно неплохо:

жить отдельной хатой,

Но дом, по-русски,

он один для всех,

Оно неплохо:

быть сейчас богатым,

Но только умным –

в большей быть красе.

И, мой шахтер,

потомственный дончанин,

Прости меня

за строки от души,

Но вдруг беда:

отчаянье, отчаянье

Мой стих исповедальный

совершит.

Учитель: Сегодня мы с вами попытаемся уйти в мир извечных романтических истин Любви, Надежды, Веры, без которых в любое время человек не может выжить. Вспомним, что литература – это храм, куда можно войти лишь с чистой совестью и благородными стремлениями, вспомним, что стихи – не то, что мы о них думаем, а то, как они на нас действуют, и окунемся в мир поэзии.

Виктор Анатольевич Сутченко, с творчеством которого мы сегодня познакомимся, имел множество достоинств. Его талант проявился в разных направлениях: он играл, пел, рисовал, он – был врачом-онкологом, руководил онкологическим отделением больницы №25 города Донецка, был главным онкологом города Донецка, и он писал стихи.

Мы попытаемся с вами произвести целостный анализ текста на примере сборника стихов «На изломе души».

?? Вчитайтесь в эпиграф, о чем он? Какая тема поднимается в нем? (о назначении поэта и поэзии, о месте и роли поэта)

?? Какие темы являются основными в сборнике? (тема Родины, города; философские размышления о сути жизни,, любви; труд медиков, шахтеров; пейзажная лирика; тема Великой Отечественной войны)

Ученик: Родился Виктор Анатольевич в 1944 году в селе Карповка Александровского района Донецкой области. Затем семья переехала на Сумщину, в городок Ромны. С детства его окружали интересные люди, с которыми пришлось жить в одном доме. Один из них – Николай Данилович Ббаженов, автор 2-х томов из серии «Жизнь замечательных людей».

Ученица: Да и отец с матерью люди небезынтересные. Отец – Анатолий Тимофеевич – будучи инструктором райкома, успевал руководить хором, драмкружком, писать картины, стихи, играть на всем, что попадалось под руку. И мать, Ефросинья Ефимовна, фронтовичка, у которой многому можно было научиться.


Ученик: читает стихотворение.

Мама, знаю, уходит в прошлое

Долгожданный когда-то день,

Ты прости наше время пошлое,

Нынче в моде: не совесть – лень.

Как же ждали когда-то долгими

Месяцами Вы ту весну,

А она заплутала дорогами,

Ей бы солнцем скорей блеснуть.

Как надеялись ВЫ и жили ВЫ

Знает, разве, господь один,

Были молоды Вы и жилявы

И мужали в разрывах мин.

Как любили Вы до отчаянья

Обстоятельствам вопреки

Вы не жили одними печалями –

Друг у друга просили руки.

И как верили, как мечтали Вы,

Только б год, один день, ну, час –

Без войны, …да увидеть Сталина,

Ну, а ты: о судьбе врача.

И когда Левитаном-диктором

Был объявлен войны конец,

В честь Победы Ты сына Виктором

Назвала, как хотел отец.

И судилось мне и рядилося:

Имя-смысл по судьбе нести,

Потому, как у бога милости,

Я сегодня прошу – прости.

Ты прости, что сегодня разрушены

Те мечтания трудных лет –

Собрались беды в чертову дюжину

И кружатся навеселе.

Что сегодня на пенсии трудно так,

Фронтовичке почет не тот,

Все ж хочу, чтобы сердце тронуто

Было звуком мажорных нот.

Ты прости, что так обернулося,

Все, что было, поверь, не зря,

И войною израненной юности

Будет вечно алеть заря.

Обещанья – не просто пряники,

Обещаю за всех живых:

Мои дети, внуки и правнуки

Будут знать: Вы были правы…

Пусть уходит все дальше в прошлое

Долгожданный когда-то день,

Видишь, мама, на времени пошлом,

Словно память, цветет сирень.


Ученик: Учеба в школе-десятилетке в сочетании с художественной школой, боксом, военный факультетмедучилища, три года армии в Германии, затем мединститут и университет одновременно, напряженная работа врача-хирурга – вот те ступеньк, своеобразная цепочка, схема жизни, по которой шел Виктор Анатольевич.
Ученица: Ну а стихи?

Отдельные попытки писать стихи были еще в школе. Но серьезно, по его же словам, он к этому отнесся тогда, когда пришел жизненный опыт. Считает, что в этом ему помогла онкология.

Ученик: Тематика его произведений очень разнообразна. Это стихи и о любви, и о «братьях наших меньших», и о медицине, и о поэзии, и о памяти, и посвящения.

И хотя политика не была его страстью, но как истинный поэт-гражданин он чувствовал, как иногда плохо бывает народу, той стране, в которой вырос и жил, и поэтому обойти эту тему он не смог.

Ученица: читает стихотворение «Народу моему». Анализирует стихотворение, рассказывает о своих впечатлениях от прочитанного.

Тебе так плохо – знаю,

тебе так больно – слышу.

Народ мой, добрый гений,

переживи зиму,

Голгофу, крест с гвоздями,

разобранную крышу

И катафалк с надеждой

да будет посему.

Вожди взялись за дело –

замучили пространство,

Где мой народ когда-то

воздвиг Святую Русь.

Идей ордой безумной

взорвали постоянство,

Теперь в церквях,

что строим,

безмолствует Иисус.

Страны великой тело,

распяли принародно,

Куски с кровавой бойни

сжирают по углам,

И сворою шакальей

озлобленно-голодной

Народ в дерьмо был загнан

и превращен был в хлам.

Теперь… торгуй, мамаша, -

страна на рынок вышла,

Теперь ты – деловая,

теперь ты – бизнесмен,

Иначе ты загнешься,

как ни ворочай дышло,

Терпи и власть, и рэкет –

эпоху перемен.

Да, я забыл напомнить:

не вздумай лечь в больницу,

«Лимонов» сетка надо –

уж лучше прямо в гроб.

Но и туда, мамаша,

не надо торопиться,

И смерть теперь покруче

свой украшает лоб.

А жаловаться, что ты:

иль склочница, иль дура,

Неужто ты не видишь,

как тяжко там вверху.

То мерседес, то дачи,

швейцарская натура –

Загружены по «эти», -

скажу как на духу.

Вот потому за дело,

Мое родное братство,

Давайте скопом выйдем

да скажем свое «Нет!»

Мы больше не дадим

уродовать богатство,

Отцов своих и дедов

позорить столько лет.

Земля чтоб встрепенулась,

чтоб церкви задышали,

Чтоб в переходах старцы

мольбой не рвали рук,

Чтоб хлеба было вдоволь,

чтоб женщины рожали,

Чтобы страна исчезла

из стариков-старух.

И снова златоглаво,

давая жизнь потомкам,

В славянском мире дивно

взошла б святая Русь,

Во все сердца бы снова

почетно и негромко,

Опять пришел, как друг,

восторженный Иисус.

Ученик: читает стихотворение «Грустная исповедь».

Я с детства болен Киевскою Русью,

Руси советской жизнь свою отдал.

Свой идеал сменил я с горькой грустью

На светопреставления идеал.

Был гражданин большой страны – Советов,

Любил весь мир, всех братьями считал,

По прошлому не ностальгия это –

Теперь я – пан и дядьку не чета,

Тому, что был когда-то коммунистом,

Мундиром за границей дорожил.

Во всех делах был первый и неистов,

Теперь я счастлив, что покамест жив.

Что мальчики с дебильными глазами –

Охранники у боссов и босят

Мне позволяют жить под небесами,

Прощая мне мой ироничный взгляд.

Дда, что я им теперь – бесплатный лекарь,

По Куперу – последний могикан,

Теперь нет денег – нет и человека,

Не нужно это качество пока.

Но беды человека – мои боли,

И в час, когда я разуверюсь сам,

Тогда в село я еду к теще, в поле,

Где на колени брошусь к небесам.

И атеист, не верующий в Бога,

Я сердцем простираюсь в спелой ржи,

И все прошу, прошу его в дорогу,

Еще дать сил, чтоб людям послужить.

Учитель: Не мог Виктор Анатольевич обойти и такой период нашей истории, который связан с Афганистаном. 15 февраля 1989 г. оттуда были выведены советские войска. И, с одной стороны, это было счастье, потому что не будут там гибнуть наши ребята, а с другой – горе, потому что это трагедия не одной семьи: тысячи солдат не вернулись домой. И поэт пытался осмыслить поступки правительства.

Ученик: читает стихотворение «Прозрение».

Рыдай, моя Родина,

Плачь, моя мать,

У гроба казненной

Политиком юности.

Нам, видно, придется

«Мозги» занимать,

Чтоб впредь не творить

Ужасающих глупостей.

У нас на Руси

Уж давно так идет,

Что смерть на миру

Нам геройством является.

Чего же так тихо

И этот, и тот

Из боя в гробу

К нам домой возвращается?

Чего же так радостно –

Тот, кого он

Пришел защитить

От врагов неуверенно,

Ему меж лопаток

Железный поклон

Со скал посылает

Ударом проверенным?..

Я помню всегда

Мы, воюя в себе,

Из красных и белых

Судьбу свою строили,

И тем, кто мешал

Отстояться судьбе,

Мы словно хорошее

Им заготовили,

Которое, знаю,

Забыто теперь,

Ну, что ж, я напомню:

Оно – интервенция!

И вот уже мы

Лихо ломимся в дверь,

В чужую дверь ломимся –

В печи Освенцима.

А там все свое,

Своя вера – ислам,

Там мы – иноверцы,

Меж «белыми-красными»,

И хором нас бьют,

Поделом, мол, Иван,

Чтоб к нам не совался

С идеями разными.

И гибнут ребята,

Сыночки мои,

И смерть интерлозунгом

Их разукрашена,

А кладбище новых

Принять норовит

И Горе питается

Вдовами нашими.

Нет! Просто медалями

Боль не унять.

Добраться б к тому,

Кем приказ тот подписанный,

Да глотку руками

Застывшими сжать

И так протащить

По Рассеи освистанным.

Чтоб «верх» поумнел

От политики той,

Чтоб «низ» отдавал

Свои жизни осознанно,

Чтоб наши потомки

У бед под пятой

Опять по углам

НЕ вздыхали разрозненно.

Рыдай, моя Родина,

Плачь, моя мать,

У гроба казненной,

Обманутой юности.

Тебе ли впервой

Сыновей отдавать

В угоду родной

Политической тупости!

Учитель: Но все же основное в его творчестве – это любовь, ее коллизии, нежная ткань взаимоотношений мужчины и женщины.

Звучит песня на слова В.Сутченко «Горько мне, что Ты – милая людям…» (музыка – учащихся)

Горько мне, что Ты – милая людям,

Сладко мне, что Ты – милая мне.

Мы с тобой – два горба на верблюде,

Что срослись на единой спине.

Мы с тобой – две руки у печали,

На ладонях несущих обман,

Мы с тобой – это слезы ночами,

Нескрипчий скрипичный диван.

Мы с тобой – и в затылок проклятья,

И в подушку щемящее «SOS»,

Мы с тобой – это чувство распятья,

Кровоточащий вечно Христос!

Ученик: читает стихотворение «Мне говорят: любви на свете нет»

Мне говорят: любви на свете нет,

Что с возрастом я стал сентиментален,

А я всегда несу Тебе букет,

Пишу стихи, как пушкинской Наталье.

Вокруг твердят: любовь – удел детей,

Не спорьте, друг, но это предрассудок,

Есть увлеченье, просто так – постель,

И нет Любви таинственного чуда.

Ну что сказать, - я лучше промолчу:

Уснувших сердцем не разбудят крики…

А я тоски и ревност хочу,,

Земной любви носить в себе улики.

Бессонниц частых прятать синеву

И сердца ритм взбешенного от взгляда,

Тебя Мадонной вижу наяву

И Рафаэля Санти мне не надо!

И пусть твердят, что я мираж зову,

Всем существом своим я протестую:

Лишь для Тебя на свете я живу,

Лишь от Любви на свете торжествую!

Звучит песня на слова В.Сутченко «Я помолюсь за твое счастье» (музыка – учащихся)

Я помолюсь за твое счастье,

В церквушке рядом помолюсь,

Чтоб боги дали мне участье

В твоей судьбе уменьшить грусть.

Я попрошу у черта силы

Безумство глаз твоих любить,

Ресниц задумчивых чернила

В узорах памяти хранить.

И уголки уллыбки дивной

Мечтать, как ласточек ловить,

Твоих волос шальные ливни

На сердце пьяное пролить.

Я помолюсь за нашу трудность,

За невозможность быть собой,

За чувств изменчивую юность,

За миг, подаренный судьбой.

Ученик: читает стихотворение «Женщине»

К тебе я тянусь, словно в ближнюю рощицу,

Чтоб спрятать от глаз разобщенность дши,

И, если подснежник увидеть захочется,

Его обрету в твоей нежной тиши.

Тебя обниму, если вдруг разуверюсь я

В друзьях, в своем деле, которым служу;

Когда все, чем жил, вдруг покажется ересью –

Твоими глазами о прошлом сужу.

И, если из бед уползаю калекою,

Встаю на советы твои – костыли,

И снова над жизнью азартно кумекаю,

Хоть мне ее заново в ноги стели.

И в час, когда сердце в груди не уместится

Взъяренное кровью побед, словно лев,

К Тебе я взлечу по веревочной лестнице

Восторг свой романсом отдать, осмелев.

Дерзаю и никну, дышу вдохновением,

И ночью, и днем – благодарен судьбе,

Что жизнь моя стала счастливым склонением:

Тебя, Ты, Тобою, с Тобою, к Тебе.

Звучит песня на слова В.Сутченко «Поздняя любовь» (музыка – учащихся)

Я в заботах живу,
И судьбой не обижен,

Но скрутила меня

Сила поздней любви,

И в щемящую пропасть

Лечу я все ниже

И оттуда, прошу,

Ты меня не зови.

Грустно кружится вальс

Мыслей горьких, влюбленных.

Я дождался тебя

За последним углом.

Оттого ли кричит

И ложится со стоном

Птица счастья по ноги,

Ломая крыло?

Мое сердце в рубцах,

Словно тело солдата,

От кровавых боев, -

От излеченных чувств.

Как случилось, что в нем

Вдруг расцвел виновато

Моей поздней любви

Пламенеющий куст?

Он горит, будто стыд, -

Нежно, искренне, ярко,

Как рябина в снегу

Полыхает огнем.

В моей поздней любви

Стань прощальным подарком,

Сумасшедшим подарком –

Мгновенья вдвоем.

Учитель: Виктор Анатольевич – врач. В мире разрушающихся ценностей актуальнейшей из тем является осознание своего долга перед пациентом, глубина внутреннего мира доктора. И поэтому, конечно же, поэт с тонкой, ранимой душой не мог обойти эту тему. Стихи, вошедшие в цикл «Моя медицина» пронизаны грустью, горечью, милосердием, добротой и бесконечной любовью к человеку.

Ученица: читает стихотворение «Будь жив-здоров, Величество мое»

Моя работа, знаю, как заклятье,

Как обреченность, меченность, порок,

И даже в гордом племени собратьев

Я часто перелажу за порог.

Где правила, обычаи и схемы,

Очерченность, привычки, ритуал.

И нет для меня радостней богемы:

Забот превозносить «девятый вал».

Ни спать, ни есть – шептать свою молитву,

Автобусом последним пренебречь

Во имя острого желания, что бритва,

Поверить: жив, как гору свалив с плеч.

Да, жив – вампир, персона грата,

Конечно же, - Величество мое,

Теперь давай, хоть в отпуск в Эмираты,

И сразу в поднебесье бытие.

Но, если «нет, ну нет» сказал Всевышний,
Вдруг в моих венах воском съежит кровь,

И в мае воронье взлетит на вишни

И черным станет цвет живых цветов.

Низверженности горькая отрава

Бокал труда наполнит до краев,

Но ты живи, падение и слава,

Мой пациент – Величество мое.

Взойди моей бессонною тревогой,

Кусочком сердца моего взойди.

А я опять рискну просить у Бога
Дать подышать еще твоей груди.

Еше чуть-чуть во имя твоих близких,

Еще чуть-чуть во имя мук моих,

Я поклонюсь до пола Тебе – низко

В своей нижайшей пркданной любви.

И, если чудо вспыхнет новым вдохом,

Ростком зеленым брызнет жизнь в момент –

Я крикну, небо легкими потрогав:

Будь жив-здоров, родной мой пациент!

Ученица: читает стихотворение «Медицинской сестре»

Нет родственней профессии и ближе

Любому, кто хоть раз попал в беду.

Я сам о ней услышал не из книжек –

Их губ сухих, сгорающих в бреду.

Из сказки детства вынес я упрямо

Признательность служителям Добра,

Лицом Добра была для меня мама –

Простая медицинская сестра.

С тех пор и сам обвенчан я с халатом,

С утра до ночи в нем судьбу вершу,

Но всякий раз, как клятвой Гиппократа

Сестринским званием я дорожу.

Профессией – высокой и земною,

Которая, как тень, где боль, остра.

- Прошу Тебя, сестра, побудь со мною… -

И вот на зов является сестра.

С полей войны, далеких медсанбатов,

Из песен древних, мудрости живых.

Взлетит она, разделит боль, утрату,

Неся тепло и ясность головы.

И детство рук, и верность сердца друга,

И, если нужно, мужество свое…

И ты покинешь роковой свой угол,

Куда тебя загнало бытие.

И стоит лишь на свет тебе родиться,

Иль пасть от раны где-то у берез,

Тебя подхватит ласковая птица –

И жизнь твоя расправит свой вопрос.

И раны твои дружно исцелятся,

И свет признательно увидишь ты опять –

И так вовеки будет повторяться,

Пока звучит аккорд – сестра и мать!

И было б, я мечтаю, по ней Честью,

Чтобы на видном месте всей страны,

Ей памятник взметнули, словно песню,

От бед лихих спасенные сыны!

Ученица: читает стихотворение «Сто шагов». Делает анализ, высказывает свое отношение к прочитанному.

Когда уймется город за окном,

Его мотором укротит автобус,

Последней остановке, как родной,

Я с лучшей стороны своей откроюсь.

Поселок дальний, у конца село,

Окраины безвестная больница,

Хочу я без громоподобных слов

От всей души Вам в пояс поклониться.

Как церкви, замечтавшейся вдали,

В поклон встают безгрешные старушки.

Здесь, на нехитром краюшке земли,

В прицеле я и сердцем я – на мушке.

Лишь со ступенек соскользнет нога,

В от самый миг другим принадлежащий,

Я – земский врач, и пастор, и слуга,

И трактор, что чжие судьбы тащит.

И взглядами обласканый иду,

Чтоб в ста шагах сто раз остановиться!

И первому доверят мне беду

Еще с утра, еще в пути в больницу.

Подбитый пес доверит лапу мне –

Враз мужиков помочь организую,

Поесть пообещаю я шпане,

Ее, чуть свет, на кухню притащу я.

И, может, с бомжем в яму опущусь,

Чтоб ногу осмотреть его больную.

Пусть бомж, звероподобен – ну и пусть –

Да не оставит Бог его кручину злую.

Все в тех несложных ста шагах с утра,

В них концентрат моей незряшной жизни,

Доверия, что золота набрав,

Я отдаю себя, лишь только свистни!..

И так люблю дорогу шиной съесть,

Чтобы в конце, тревожась, убедиться,

Что есть на свете белом, все же есть

Те сто шагов к окраинной больнице.

Учитель: Редко кто из поэтов может обойти тему «братьев наших меньших». Здесь и любовь, и восхищение, и жалость…

Ученица: под аккомпанемент гитары читает стихотворение «Случай на пляже»

Не знаю: как он появился,

Где люд на пляже изнывал,

Степной орел – я удивился,

Волнуясь, сцену наблюдал.

Большая птица с сильным телом

Так близко – перья сосчитать,

Орел, как бог, парил умело

И изучал людей, видать.

А люди встали вдруг в восторге.

В том дань, я понял, красоте,
И крики радости исторгли

Его полету в высоте.

И лишь мальчишка чей-то камень

Швырнул, не целясь – испугать,

Его потом, судите сами,

Все сразу принялись ругать.

А птица с мощными крылами

Размахом, верно, метра в два,

Над нами реяла, как знамя,

Как распрекрасные слова.

И пляж застыл, привороженный

Сияньем силы, красоты,

И люди верили влюбленно

В свои воздушные мечты.

Тут кто-то щелкнул аппаратом,
Запечатлеть желая мысль,

Но птица гордая, как атом,

Ушла в заоблачную высь.

А мне подумалось: и верно –

Не может снимок передать

Природы чуткой пульс и нервы –

Их можно только осязать.

Ученица: читает стихотворение «Казненной»

Ее убили ночью новогодней,

Топор ей в тело девичье всадили,

И рухнула всей статью благородной

Красавица на снег у ног рептилий.

Лишь был рассвет не в сговоре с бандитом,

Пришел помочь, и ель в подвал стащили,

И там нашел мальчишка Афродиту

Лесных зеленых сказочных идиллий.

По улице несли ее, девчонку,

Два парня осторожным шагом важным.

И все смотрели с горечью вдогонку,

И местью гнев метался в сердце каждом.

Какому же обычаю в угоду

Ее сразили, чтоб украсить вечер?

Ккакой подлец без имени и роду,

Подняв топор, зажег на радость свечи?

Вовеки нам не быть собою выше,

Неся природе горе и увечье,

Да будет проклят красоту сгубивший!

Да будет славен разум человечий.

Учитель: У всех времен и народов поэты посвящали свои стихи своим современникам, близким, друзьям, или тем, кто оказал на них огромное влияние. Ведь жизнь – это театр в лицах, в каждом из которых узнаешь частицу дорогого тебе мира, знакомого, повторяющегося и такого неповтоимого.

Читает стихотворение «Мы – актеры»

Жизнь – удивительная сцена,

Где каждый сам себе актер,

Во всех ролях попеременно

Мы выступаем с давних пор.

То роли возраста, работы,

То роль в общении людей,

И каждый раз в нас лик кого-то,

И каждый раз – иной удел.

Вот оли возраста я знаю:

Ах молодость – восторг, полет!

Еще чуть-чуть и лето тает –

Играем осени приход.

А роль в работе – сколько разных

Меняем в жизни должностей,

Лишь соответствуем – и праздник,

А нет – нам не собрать костей!

Знать, плохо мы сыграли что-то

И нам непонятым уйти,

И в новой роли нам работу

Искать, пока себя найти.

А сколько мы ролей играем,

Общаясь с разными людьми,

То в злых, то в добрых превращаем

Сидящих в нас чертей самих.

И режиссеров у нас масса –

Начальство, жены, свой контроль, -

Как тут не стать актером классным,

Как не сыграть прекрасно роль?!

И мы выходим опьяненно

Без света, рампы – просто так,

И поражает зал влюбленный

Актерских данных высота…

Жизнь – удивительная сцена,

Мир – шумный цирковой шатер,

Где каждый сам в своей Вселенной –

Его величество Актер!

Известно, что у каждого человека существует какой-то источник, то, от чего он отталкивается в своем творчестве, то, благодаря чему он сложился как поэт. Ведь талант никогда не возникает на пустом месте. И чтобы он развился, нужно еще что-то. Так, например, никто не спорит что А.С.Пушкин – гениальный поэт, но чтобы его талант блеснул, необходима была Арина Родионовна. Талантлив С.А.Есенин. Но не будь русских просторов, может, и не расцвел бы этот талант.

Не был исключением и В.А.Сутченко. Своеобразным камертоном его творчества стала донецкая земля, ее шахты, ее терриконы, ее заводы и поля. И конечно же, необыкновенные, удивительные люди, которые умеют трудиться, умеют и отдыхать, которые приходят на помощь в любую минуту, которые ценят и уважают в человеке – Человечность.

Виктор Анатольевич умер в 2015 году, но до последних дней служил донецкой земле, был верен своей благородной профессии. И все его стихи - это завещание нам, потомкам, о том, что жить нужно честно, нужно любить людей и беречь свою землю.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!