ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
11 класс
Тема: «НА ИЗЛОМЕ ДУШИ» (поэзия Виктора Сутченко)
Цель: - знакомство с литературной деятельностью донецкого поэта Виктора Сутченко;
- в ходе презентации книги В.Сутченко «На изломе души» и анализа стихотворений определить уровень значимости поэзии поэта;
- в ходе подготовки и проведения мероприятия расширить литературный и литературоведческий кругозор учащихся, развить творческие способности, эстетический вкус; дать возможность ученикам воспитать в себе чувство патриотизма, любви к родному краю.
Оформление: кабинет празднично убран, на доске написана тема, эпиграф, прикреплен плакат, на каждом столе лежит сборник стихотворений В.Сутченко.
Эпиграф:
Понятным быть себе
и всем вокруг
От самой нежной
до суровой строчки…
Поэзия,
ты мой последний друг,
И нашей дружбе –
никакой отсрочки!
(В.Сутченко. «Последний друг»)
СЦЕНАРИЙ
Учитель. Сегодня у нас в литературной гостиной необычная встреча.
Очень часто нам кажется, что талантливые люди, знаменитые, известные люди живут где-то далеко, и ни в коем случае мы не сможем увидеть таковых. А если и увидим, то где-нибудь далеко отдома. Иногда мы просто не можем заметить то прекрасное, что находится рядом. Как говорится в стихотворении:
Лицом к лицу – лица не увидать.
Большое видится на расстоянии.
И очень жаль. Наверное, таким образом мы многое теряем, но так уж устроен человек. Но человек еще и исправляет свои ошибки. И вот сегодня мы попытаемся исправить одну из них.
Чтение стихотворения «Весь в этом я»
Принаддежу
шахтерскому я краю,
Русскоязычен –
не моя вина,
Сдается мне:
себя не обираю –
Культура,
слава богу, всем одна.
И Пушкин, и Есенин,
и Шевченко
В душе моей
забили уголки,
Пусть мой язык
москальского оттенка,-
Какой уж есть,
хоть луком затолки.
Я украинец
дедушкой и мамой,
Козак по крови, -
пращур из Сечи,
Я жил всегда
по совести упрямо,
По Парацельсу
всех людей лечил.
И немогу – мне больно,
что отныне,
Кому-то кто-то
вроде бы не брат,
Хочу, чтоб в моей
неньке Украине,
Был всяк достоин
и друг другу рад.
Оно неплохо:
жить отдельной хатой,
Но дом, по-русски,
он один для всех,
Оно неплохо:
быть сейчас богатым,
Но только умным –
в большей быть красе.
И, мой шахтер,
потомственный дончанин,
Прости меня
за строки от души,
Но вдруг беда:
отчаянье, отчаянье
Мой стих исповедальный
совершит.
Учитель: Сегодня мы с вами попытаемся уйти в мир извечных романтических истин Любви, Надежды, Веры, без которых в любое время человек не может выжить. Вспомним, что литература – это храм, куда можно войти лишь с чистой совестью и благородными стремлениями, вспомним, что стихи – не то, что мы о них думаем, а то, как они на нас действуют, и окунемся в мир поэзии.
Виктор Анатольевич Сутченко, с творчеством которого мы сегодня познакомимся, имел множество достоинств. Его талант проявился в разных направлениях: он играл, пел, рисовал, он – был врачом-онкологом, руководил онкологическим отделением больницы №25 города Донецка, был главным онкологом города Донецка, и он писал стихи.
Мы попытаемся с вами произвести целостный анализ текста на примере сборника стихов «На изломе души».
?? Вчитайтесь в эпиграф, о чем он? Какая тема поднимается в нем? (о назначении поэта и поэзии, о месте и роли поэта)
?? Какие темы являются основными в сборнике? (тема Родины, города; философские размышления о сути жизни,, любви; труд медиков, шахтеров; пейзажная лирика; тема Великой Отечественной войны)
Ученик: Родился Виктор Анатольевич в 1944 году в селе Карповка Александровского района Донецкой области. Затем семья переехала на Сумщину, в городок Ромны. С детства его окружали интересные люди, с которыми пришлось жить в одном доме. Один из них – Николай Данилович Ббаженов, автор 2-х томов из серии «Жизнь замечательных людей».
Ученица: Да и отец с матерью люди небезынтересные. Отец – Анатолий Тимофеевич – будучи инструктором райкома, успевал руководить хором, драмкружком, писать картины, стихи, играть на всем, что попадалось под руку. И мать, Ефросинья Ефимовна, фронтовичка, у которой многому можно было научиться.
Ученик: читает стихотворение.
Мама, знаю, уходит в прошлое
Долгожданный когда-то день,
Ты прости наше время пошлое,
Нынче в моде: не совесть – лень.
Как же ждали когда-то долгими
Месяцами Вы ту весну,
А она заплутала дорогами,
Ей бы солнцем скорей блеснуть.
Как надеялись ВЫ и жили ВЫ
Знает, разве, господь один,
Были молоды Вы и жилявы
И мужали в разрывах мин.
Как любили Вы до отчаянья
Обстоятельствам вопреки
Вы не жили одними печалями –
Друг у друга просили руки.
И как верили, как мечтали Вы,
Только б год, один день, ну, час –
Без войны, …да увидеть Сталина,
Ну, а ты: о судьбе врача.
И когда Левитаном-диктором
Был объявлен войны конец,
В честь Победы Ты сына Виктором
Назвала, как хотел отец.
И судилось мне и рядилося:
Имя-смысл по судьбе нести,
Потому, как у бога милости,
Я сегодня прошу – прости.
Ты прости, что сегодня разрушены
Те мечтания трудных лет –
Собрались беды в чертову дюжину
И кружатся навеселе.
Что сегодня на пенсии трудно так,
Фронтовичке почет не тот,
Все ж хочу, чтобы сердце тронуто
Было звуком мажорных нот.
Ты прости, что так обернулося,
Все, что было, поверь, не зря,
И войною израненной юности
Будет вечно алеть заря.
Обещанья – не просто пряники,
Обещаю за всех живых:
Мои дети, внуки и правнуки
Будут знать: Вы были правы…
Пусть уходит все дальше в прошлое
Долгожданный когда-то день,
Видишь, мама, на времени пошлом,
Словно память, цветет сирень.
Ученик: Учеба в школе-десятилетке в сочетании с художественной школой, боксом, военный факультетмедучилища, три года армии в Германии, затем мединститут и университет одновременно, напряженная работа врача-хирурга – вот те ступеньк, своеобразная цепочка, схема жизни, по которой шел Виктор Анатольевич.
Ученица: Ну а стихи?
Отдельные попытки писать стихи были еще в школе. Но серьезно, по его же словам, он к этому отнесся тогда, когда пришел жизненный опыт. Считает, что в этом ему помогла онкология.
Ученик: Тематика его произведений очень разнообразна. Это стихи и о любви, и о «братьях наших меньших», и о медицине, и о поэзии, и о памяти, и посвящения.
И хотя политика не была его страстью, но как истинный поэт-гражданин он чувствовал, как иногда плохо бывает народу, той стране, в которой вырос и жил, и поэтому обойти эту тему он не смог.
Ученица: читает стихотворение «Народу моему». Анализирует стихотворение, рассказывает о своих впечатлениях от прочитанного.
Тебе так плохо – знаю,
тебе так больно – слышу.
Народ мой, добрый гений,
переживи зиму,
Голгофу, крест с гвоздями,
разобранную крышу
И катафалк с надеждой
да будет посему.
Вожди взялись за дело –
замучили пространство,
Где мой народ когда-то
воздвиг Святую Русь.
Идей ордой безумной
взорвали постоянство,
Теперь в церквях,
что строим,
безмолствует Иисус.
Страны великой тело,
распяли принародно,
Куски с кровавой бойни
сжирают по углам,
И сворою шакальей
озлобленно-голодной
Народ в дерьмо был загнан
и превращен был в хлам.
Теперь… торгуй, мамаша, -
страна на рынок вышла,
Теперь ты – деловая,
теперь ты – бизнесмен,
Иначе ты загнешься,
как ни ворочай дышло,
Терпи и власть, и рэкет –
эпоху перемен.
Да, я забыл напомнить:
не вздумай лечь в больницу,
«Лимонов» сетка надо –
уж лучше прямо в гроб.
Но и туда, мамаша,
не надо торопиться,
И смерть теперь покруче
свой украшает лоб.
А жаловаться, что ты:
иль склочница, иль дура,
Неужто ты не видишь,
как тяжко там вверху.
То мерседес, то дачи,
швейцарская натура –
Загружены по «эти», -
скажу как на духу.
Вот потому за дело,
Мое родное братство,
Давайте скопом выйдем
да скажем свое «Нет!»
Мы больше не дадим
уродовать богатство,
Отцов своих и дедов
позорить столько лет.
Земля чтоб встрепенулась,
чтоб церкви задышали,
Чтоб в переходах старцы
мольбой не рвали рук,
Чтоб хлеба было вдоволь,
чтоб женщины рожали,
Чтобы страна исчезла
из стариков-старух.
И снова златоглаво,
давая жизнь потомкам,
В славянском мире дивно
взошла б святая Русь,
Во все сердца бы снова
почетно и негромко,
Опять пришел, как друг,
восторженный Иисус.
Ученик: читает стихотворение «Грустная исповедь».
Я с детства болен Киевскою Русью,
Руси советской жизнь свою отдал.
Свой идеал сменил я с горькой грустью
На светопреставления идеал.
Был гражданин большой страны – Советов,
Любил весь мир, всех братьями считал,
По прошлому не ностальгия это –
Теперь я – пан и дядьку не чета,
Тому, что был когда-то коммунистом,
Мундиром за границей дорожил.
Во всех делах был первый и неистов,
Теперь я счастлив, что покамест жив.
Что мальчики с дебильными глазами –
Охранники у боссов и босят
Мне позволяют жить под небесами,
Прощая мне мой ироничный взгляд.
Дда, что я им теперь – бесплатный лекарь,
По Куперу – последний могикан,
Теперь нет денег – нет и человека,
Не нужно это качество пока.
Но беды человека – мои боли,
И в час, когда я разуверюсь сам,
Тогда в село я еду к теще, в поле,
Где на колени брошусь к небесам.
И атеист, не верующий в Бога,
Я сердцем простираюсь в спелой ржи,
И все прошу, прошу его в дорогу,
Еще дать сил, чтоб людям послужить.
Учитель: Не мог Виктор Анатольевич обойти и такой период нашей истории, который связан с Афганистаном. 15 февраля 1989 г. оттуда были выведены советские войска. И, с одной стороны, это было счастье, потому что не будут там гибнуть наши ребята, а с другой – горе, потому что это трагедия не одной семьи: тысячи солдат не вернулись домой. И поэт пытался осмыслить поступки правительства.
Ученик: читает стихотворение «Прозрение».
Рыдай, моя Родина,
Плачь, моя мать,
У гроба казненной
Политиком юности.
Нам, видно, придется
«Мозги» занимать,
Чтоб впредь не творить
Ужасающих глупостей.
У нас на Руси
Уж давно так идет,
Что смерть на миру
Нам геройством является.
Чего же так тихо
И этот, и тот
Из боя в гробу
К нам домой возвращается?
Чего же так радостно –
Тот, кого он
Пришел защитить
От врагов неуверенно,
Ему меж лопаток
Железный поклон
Со скал посылает
Ударом проверенным?..
Я помню всегда
Мы, воюя в себе,
Из красных и белых
Судьбу свою строили,
И тем, кто мешал
Отстояться судьбе,
Мы словно хорошее
Им заготовили,
Которое, знаю,
Забыто теперь,
Ну, что ж, я напомню:
Оно – интервенция!
И вот уже мы
Лихо ломимся в дверь,
В чужую дверь ломимся –
В печи Освенцима.
А там все свое,
Своя вера – ислам,
Там мы – иноверцы,
Меж «белыми-красными»,
И хором нас бьют,
Поделом, мол, Иван,
Чтоб к нам не совался
С идеями разными.
И гибнут ребята,
Сыночки мои,
И смерть интерлозунгом
Их разукрашена,
А кладбище новых
Принять норовит
И Горе питается
Вдовами нашими.
Нет! Просто медалями
Боль не унять.
Добраться б к тому,
Кем приказ тот подписанный,
Да глотку руками
Застывшими сжать
И так протащить
По Рассеи освистанным.
Чтоб «верх» поумнел
От политики той,
Чтоб «низ» отдавал
Свои жизни осознанно,
Чтоб наши потомки
У бед под пятой
Опять по углам
НЕ вздыхали разрозненно.
Рыдай, моя Родина,
Плачь, моя мать,
У гроба казненной,
Обманутой юности.
Тебе ли впервой
Сыновей отдавать
В угоду родной
Политической тупости!
Учитель: Но все же основное в его творчестве – это любовь, ее коллизии, нежная ткань взаимоотношений мужчины и женщины.
Звучит песня на слова В.Сутченко «Горько мне, что Ты – милая людям…» (музыка – учащихся)
Горько мне, что Ты – милая людям,
Сладко мне, что Ты – милая мне.
Мы с тобой – два горба на верблюде,
Что срослись на единой спине.
Мы с тобой – две руки у печали,
На ладонях несущих обман,
Мы с тобой – это слезы ночами,
Нескрипчий скрипичный диван.
Мы с тобой – и в затылок проклятья,
И в подушку щемящее «SOS»,
Мы с тобой – это чувство распятья,
Кровоточащий вечно Христос!
Ученик: читает стихотворение «Мне говорят: любви на свете нет»
Мне говорят: любви на свете нет,
Что с возрастом я стал сентиментален,
А я всегда несу Тебе букет,
Пишу стихи, как пушкинской Наталье.
Вокруг твердят: любовь – удел детей,
Не спорьте, друг, но это предрассудок,
Есть увлеченье, просто так – постель,
И нет Любви таинственного чуда.
Ну что сказать, - я лучше промолчу:
Уснувших сердцем не разбудят крики…
А я тоски и ревност хочу,,
Земной любви носить в себе улики.
Бессонниц частых прятать синеву
И сердца ритм взбешенного от взгляда,
Тебя Мадонной вижу наяву
И Рафаэля Санти мне не надо!
И пусть твердят, что я мираж зову,
Всем существом своим я протестую:
Лишь для Тебя на свете я живу,
Лишь от Любви на свете торжествую!
Звучит песня на слова В.Сутченко «Я помолюсь за твое счастье» (музыка – учащихся)
Я помолюсь за твое счастье,
В церквушке рядом помолюсь,
Чтоб боги дали мне участье
В твоей судьбе уменьшить грусть.
Я попрошу у черта силы
Безумство глаз твоих любить,
Ресниц задумчивых чернила
В узорах памяти хранить.
И уголки уллыбки дивной
Мечтать, как ласточек ловить,
Твоих волос шальные ливни
На сердце пьяное пролить.
Я помолюсь за нашу трудность,
За невозможность быть собой,
За чувств изменчивую юность,
За миг, подаренный судьбой.
Ученик: читает стихотворение «Женщине»
К тебе я тянусь, словно в ближнюю рощицу,
Чтоб спрятать от глаз разобщенность дши,
И, если подснежник увидеть захочется,
Его обрету в твоей нежной тиши.
Тебя обниму, если вдруг разуверюсь я
В друзьях, в своем деле, которым служу;
Когда все, чем жил, вдруг покажется ересью –
Твоими глазами о прошлом сужу.
И, если из бед уползаю калекою,
Встаю на советы твои – костыли,
И снова над жизнью азартно кумекаю,
Хоть мне ее заново в ноги стели.
И в час, когда сердце в груди не уместится
Взъяренное кровью побед, словно лев,
К Тебе я взлечу по веревочной лестнице
Восторг свой романсом отдать, осмелев.
Дерзаю и никну, дышу вдохновением,
И ночью, и днем – благодарен судьбе,
Что жизнь моя стала счастливым склонением:
Тебя, Ты, Тобою, с Тобою, к Тебе.
Звучит песня на слова В.Сутченко «Поздняя любовь» (музыка – учащихся)
Я в заботах живу,
И судьбой не обижен,
Но скрутила меня
Сила поздней любви,
И в щемящую пропасть
Лечу я все ниже
И оттуда, прошу,
Ты меня не зови.
Грустно кружится вальс
Мыслей горьких, влюбленных.
Я дождался тебя
За последним углом.
Оттого ли кричит
И ложится со стоном
Птица счастья по ноги,
Ломая крыло?
Мое сердце в рубцах,
Словно тело солдата,
От кровавых боев, -
От излеченных чувств.
Как случилось, что в нем
Вдруг расцвел виновато
Моей поздней любви
Пламенеющий куст?
Он горит, будто стыд, -
Нежно, искренне, ярко,
Как рябина в снегу
Полыхает огнем.
В моей поздней любви
Стань прощальным подарком,
Сумасшедшим подарком –
Мгновенья вдвоем.
Учитель: Виктор Анатольевич – врач. В мире разрушающихся ценностей актуальнейшей из тем является осознание своего долга перед пациентом, глубина внутреннего мира доктора. И поэтому, конечно же, поэт с тонкой, ранимой душой не мог обойти эту тему. Стихи, вошедшие в цикл «Моя медицина» пронизаны грустью, горечью, милосердием, добротой и бесконечной любовью к человеку.
Ученица: читает стихотворение «Будь жив-здоров, Величество мое»
Моя работа, знаю, как заклятье,
Как обреченность, меченность, порок,
И даже в гордом племени собратьев
Я часто перелажу за порог.
Где правила, обычаи и схемы,
Очерченность, привычки, ритуал.
И нет для меня радостней богемы:
Забот превозносить «девятый вал».
Ни спать, ни есть – шептать свою молитву,
Автобусом последним пренебречь
Во имя острого желания, что бритва,
Поверить: жив, как гору свалив с плеч.
Да, жив – вампир, персона грата,
Конечно же, - Величество мое,
Теперь давай, хоть в отпуск в Эмираты,
И сразу в поднебесье бытие.
Но, если «нет, ну нет» сказал Всевышний,
Вдруг в моих венах воском съежит кровь,
И в мае воронье взлетит на вишни
И черным станет цвет живых цветов.
Низверженности горькая отрава
Бокал труда наполнит до краев,
Но ты живи, падение и слава,
Мой пациент – Величество мое.
Взойди моей бессонною тревогой,
Кусочком сердца моего взойди.
А я опять рискну просить у Бога
Дать подышать еще твоей груди.
Еше чуть-чуть во имя твоих близких,
Еще чуть-чуть во имя мук моих,
Я поклонюсь до пола Тебе – низко
В своей нижайшей пркданной любви.
И, если чудо вспыхнет новым вдохом,
Ростком зеленым брызнет жизнь в момент –
Я крикну, небо легкими потрогав:
Будь жив-здоров, родной мой пациент!
Ученица: читает стихотворение «Медицинской сестре»
Нет родственней профессии и ближе
Любому, кто хоть раз попал в беду.
Я сам о ней услышал не из книжек –
Их губ сухих, сгорающих в бреду.
Из сказки детства вынес я упрямо
Признательность служителям Добра,
Лицом Добра была для меня мама –
Простая медицинская сестра.
С тех пор и сам обвенчан я с халатом,
С утра до ночи в нем судьбу вершу,
Но всякий раз, как клятвой Гиппократа
Сестринским званием я дорожу.
Профессией – высокой и земною,
Которая, как тень, где боль, остра.
- Прошу Тебя, сестра, побудь со мною… -
И вот на зов является сестра.
С полей войны, далеких медсанбатов,
Из песен древних, мудрости живых.
Взлетит она, разделит боль, утрату,
Неся тепло и ясность головы.
И детство рук, и верность сердца друга,
И, если нужно, мужество свое…
И ты покинешь роковой свой угол,
Куда тебя загнало бытие.
И стоит лишь на свет тебе родиться,
Иль пасть от раны где-то у берез,
Тебя подхватит ласковая птица –
И жизнь твоя расправит свой вопрос.
И раны твои дружно исцелятся,
И свет признательно увидишь ты опять –
И так вовеки будет повторяться,
Пока звучит аккорд – сестра и мать!
И было б, я мечтаю, по ней Честью,
Чтобы на видном месте всей страны,
Ей памятник взметнули, словно песню,
От бед лихих спасенные сыны!
Ученица: читает стихотворение «Сто шагов». Делает анализ, высказывает свое отношение к прочитанному.
Когда уймется город за окном,
Его мотором укротит автобус,
Последней остановке, как родной,
Я с лучшей стороны своей откроюсь.
Поселок дальний, у конца село,
Окраины безвестная больница,
Хочу я без громоподобных слов
От всей души Вам в пояс поклониться.
Как церкви, замечтавшейся вдали,
В поклон встают безгрешные старушки.
Здесь, на нехитром краюшке земли,
В прицеле я и сердцем я – на мушке.
Лишь со ступенек соскользнет нога,
В от самый миг другим принадлежащий,
Я – земский врач, и пастор, и слуга,
И трактор, что чжие судьбы тащит.
И взглядами обласканый иду,
Чтоб в ста шагах сто раз остановиться!
И первому доверят мне беду
Еще с утра, еще в пути в больницу.
Подбитый пес доверит лапу мне –
Враз мужиков помочь организую,
Поесть пообещаю я шпане,
Ее, чуть свет, на кухню притащу я.
И, может, с бомжем в яму опущусь,
Чтоб ногу осмотреть его больную.
Пусть бомж, звероподобен – ну и пусть –
Да не оставит Бог его кручину злую.
Все в тех несложных ста шагах с утра,
В них концентрат моей незряшной жизни,
Доверия, что золота набрав,
Я отдаю себя, лишь только свистни!..
И так люблю дорогу шиной съесть,
Чтобы в конце, тревожась, убедиться,
Что есть на свете белом, все же есть
Те сто шагов к окраинной больнице.
Учитель: Редко кто из поэтов может обойти тему «братьев наших меньших». Здесь и любовь, и восхищение, и жалость…
Ученица: под аккомпанемент гитары читает стихотворение «Случай на пляже»
Не знаю: как он появился,
Где люд на пляже изнывал,
Степной орел – я удивился,
Волнуясь, сцену наблюдал.
Большая птица с сильным телом
Так близко – перья сосчитать,
Орел, как бог, парил умело
И изучал людей, видать.
А люди встали вдруг в восторге.
В том дань, я понял, красоте,
И крики радости исторгли
Его полету в высоте.
И лишь мальчишка чей-то камень
Швырнул, не целясь – испугать,
Его потом, судите сами,
Все сразу принялись ругать.
А птица с мощными крылами
Размахом, верно, метра в два,
Над нами реяла, как знамя,
Как распрекрасные слова.
И пляж застыл, привороженный
Сияньем силы, красоты,
И люди верили влюбленно
В свои воздушные мечты.
Тут кто-то щелкнул аппаратом,
Запечатлеть желая мысль,
Но птица гордая, как атом,
Ушла в заоблачную высь.
А мне подумалось: и верно –
Не может снимок передать
Природы чуткой пульс и нервы –
Их можно только осязать.
Ученица: читает стихотворение «Казненной»
Ее убили ночью новогодней,
Топор ей в тело девичье всадили,
И рухнула всей статью благородной
Красавица на снег у ног рептилий.
Лишь был рассвет не в сговоре с бандитом,
Пришел помочь, и ель в подвал стащили,
И там нашел мальчишка Афродиту
Лесных зеленых сказочных идиллий.
По улице несли ее, девчонку,
Два парня осторожным шагом важным.
И все смотрели с горечью вдогонку,
И местью гнев метался в сердце каждом.
Какому же обычаю в угоду
Ее сразили, чтоб украсить вечер?
Ккакой подлец без имени и роду,
Подняв топор, зажег на радость свечи?
Вовеки нам не быть собою выше,
Неся природе горе и увечье,
Да будет проклят красоту сгубивший!
Да будет славен разум человечий.
Учитель: У всех времен и народов поэты посвящали свои стихи своим современникам, близким, друзьям, или тем, кто оказал на них огромное влияние. Ведь жизнь – это театр в лицах, в каждом из которых узнаешь частицу дорогого тебе мира, знакомого, повторяющегося и такого неповтоимого.
Читает стихотворение «Мы – актеры»
Жизнь – удивительная сцена,
Где каждый сам себе актер,
Во всех ролях попеременно
Мы выступаем с давних пор.
То роли возраста, работы,
То роль в общении людей,
И каждый раз в нас лик кого-то,
И каждый раз – иной удел.
Вот оли возраста я знаю:
Ах молодость – восторг, полет!
Еще чуть-чуть и лето тает –
Играем осени приход.
А роль в работе – сколько разных
Меняем в жизни должностей,
Лишь соответствуем – и праздник,
А нет – нам не собрать костей!
Знать, плохо мы сыграли что-то
И нам непонятым уйти,
И в новой роли нам работу
Искать, пока себя найти.
А сколько мы ролей играем,
Общаясь с разными людьми,
То в злых, то в добрых превращаем
Сидящих в нас чертей самих.
И режиссеров у нас масса –
Начальство, жены, свой контроль, -
Как тут не стать актером классным,
Как не сыграть прекрасно роль?!
И мы выходим опьяненно
Без света, рампы – просто так,
И поражает зал влюбленный
Актерских данных высота…
Жизнь – удивительная сцена,
Мир – шумный цирковой шатер,
Где каждый сам в своей Вселенной –
Его величество Актер!
Известно, что у каждого человека существует какой-то источник, то, от чего он отталкивается в своем творчестве, то, благодаря чему он сложился как поэт. Ведь талант никогда не возникает на пустом месте. И чтобы он развился, нужно еще что-то. Так, например, никто не спорит что А.С.Пушкин – гениальный поэт, но чтобы его талант блеснул, необходима была Арина Родионовна. Талантлив С.А.Есенин. Но не будь русских просторов, может, и не расцвел бы этот талант.
Не был исключением и В.А.Сутченко. Своеобразным камертоном его творчества стала донецкая земля, ее шахты, ее терриконы, ее заводы и поля. И конечно же, необыкновенные, удивительные люди, которые умеют трудиться, умеют и отдыхать, которые приходят на помощь в любую минуту, которые ценят и уважают в человеке – Человечность.
Виктор Анатольевич умер в 2015 году, но до последних дней служил донецкой земле, был верен своей благородной профессии. И все его стихи - это завещание нам, потомкам, о том, что жить нужно честно, нужно любить людей и беречь свою землю.