СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная "Науки юношей питают..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная гостиная может использоваться на неделе наук в феврале.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная "Науки юношей питают..."»



Литературная гостиная «Науки юношей питают…»

Ведущий 1: Науки юношей питают,

Ведущий 2: Отраду старым подают,

Ведущий 1: В счастливой жизни украшают,

Ведущий 2: В несчастной случай берегут;

Ведущий 1: В домашних трудностях утеха

Ведущий 2: И в дальних странствах не помеха.

Ведущий 1: Науки пользуют везде:

Ведущий 2: Среди народов и впустыне

Ведущий1: В градском шуму и наедине

Ведущий 2: В покое сладки и в труде.



Ведущий 1. Более двух столетий прошло со времени написания этого стихотворения, а как точны слова великого ученого, основателя Московского Университета, Михаила Васильевича Ломоносова

Ведущий 2. Мы знаем Ломоносова как химика, физика, математика, астронома, географа, историка…

Ведущий 1. Но сегодня мы, открывая литературную гостиную, скажем о том, что он был великим поэтом.

Ведущий 2. Россия, к счастью, богата писателями и поэтами, и каждый из них, наверняка, задумывался о том, что он делает, о своем творчестве…

Ведущий 1. Вот бы послушать, что они об этом думали…

Ведущий 2. Это сделать очень просто! Приглашаем наших чтецов!

Чтец 1. Александр Сергеевич Пушкин. Отрывок из стихотворения «Осень»

  

   И с каждой осенью я расцветаю вновь;

   Здоровью моему полезен русской холод;

   К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

   Чредой слетает сон, чредой находит голод;

   Но гаснет краткий день, и в камельке забытом

   Огонь опять горит -- то яркий свет лиет,

   То тлеет медленно -- а я пред ним читаю

   Иль думы долгие в душе моей питаю.

  

                 

   И забываю мир -- и в сладкой тишине

   Я сладко усыплен моим воображеньем,

   И пробуждается поэзия во мне:

   Душа стесняется лирическим волненьем,

   Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

   Излиться наконец свободным проявленьем --

   И тут ко мне идет незримый рой гостей,

   Знакомцы давние, плоды мечты моей.

  

                 

   И мысли в голове волнуются в отваге,

   И рифмы легкие навстречу им бегут,

   И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

   Минута -- и стихи свободно потекут.

   Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,

   Но чу! -- матросы вдруг кидаются, ползут

   Вверх, вниз -- и паруса надулись, ветра полны;

   Громада двинулась и рассекает волны.


Чтец 2: Анна Ахматова. «Творчество»


Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.


Чтец 3. Борис Пастернак «Во всем мне хочется дойти…»

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука -
Натянутая тетива
Тугого лука.



Ведущий 1. Такие разные поэты, но для всех творчество, вдохновение, поэзия – величайший подарок, радость, чудо!

Ведущий 2. А все-таки непонятно: ведь художественную литературу, поэзию называют искусством слова… Почему тогда о литературе мы говорим как о науке? Ведь наука должна быть точной: математика, физика, химия…

Ведущий 1. Литературоведение – наука о художественной литературе. Она изучает сущность и особенности литературы как вида искусства, её происхождение и развитие. 

Ведущий 2. Получается, что литература с одной стороны – искусство, а с другой – наука?

Ведущий 1. Конечно, не зная основ, понятий, приемов литературы, писатели и поэты не смогли бы достичь таких высоких результатов.

Ведущий 2. Кстати, в области литературы присуждается Нобелевская премия, одна из наиболее престижных премий мира. Нобелевскими лауреатами в области литературы в России стали Иван Алексеевич Бунин, Борис Леонидович Пастернак, Михаил Александрович Шолохов, Александр Исаевич Солженицын, Иосиф Александрович Бродский

Ведущий 1. Я думаю, интересно узнать, за что они получили такую награду…



Ученик 1. Иван Алексеевич Бунин (1870-1953), российский писатель, поэт. Его путь к признанию был долгим и непростым для Бунина как в родной стране, так и на мировой арене — на Нобелевскую премию он был впервые номинирован в 1923 году, а получил ее только спустя десять лет. Удостоен Нобелевской премии "За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы". Бунин написал автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», повести, рассказы, множество прекрасных стихотворений

Детство

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!


Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк... Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжелый, величавый.


Кора груба, морщиниста, красна,

Но как тепла, как солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.



Ученик 2. Борис Леонидович Пастернак (1890-1960), российский поэт. Удостоен Нобелевской премии "За выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы". Был вынужден отказаться от премии под угрозой высылки из страны. Шведская академия признала отказ Пастернака от премии вынужденным и в 1989 г. вручила диплом и медаль его сыну . Борис Пастернак написал роман «Доктор Живаго», повести, поэмы, множество удивительно красивых стихотворений


Золотая осень

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Ученик 3. Иосиф Александрович Бродский (1940-1996), поэт. Нобелевская премия присуждена "За многогранное творчество, отмеченное остротой мысли и глубокой поэтичностью". Литературное сообщество высоко оценило его произведения, однако Бродский подвергался преследованию со стороны властей: в 1963-м его сослали на исправительные работы в Архангельскую область. Во время ссылки его стихотворения публиковались в эмигрантских изданиях, поэта знали зарубежные литераторы и читатели. В 1965 году он вернулся из ссылки, работал переводчиком, но не имел возможности публиковать свои произведения. В 1972-м Бродский эмигрировал в Австрию, а затем в США. В 1987-м Иосиф Бродский стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, в это же время его начали публиковать на родине. 

Откуда к нам пришла зима,
не знаешь ты, никто не знает.

Умолкло все. Она сама
холодных губ не разжимает.
Она молчит. Внезапно, вдруг
упорства ты ее не сломишь.
Вот оттого-то каждый звук
зимою ты так жадно ловишь.

Шуршанье ветра о стволы,
шуршанье крыш под облаками,
потом, как сгнившие полы,
скрипящий снег под башмаками,
а после скрип и стук лопат,
и тусклый дым, и гул рассвета…
Но даже тихий снегопад,
откуда он, не даст ответа.

И ты, входя в свой теплый дом,
взбежав к себе, скажи на милость,
не думал ты хоть раз о том,
что где-то здесь она таилась:
в пролете лестничном, в стене,
меж кирпичей, внизу под складом,
а может быть, в реке, на дне,
куда нельзя проникнуть взглядом.

Бывает лед сильней огня,
зима — порой длиннее лета,
бывает ночь длиннее дня
и тьма вдвойне сильнее света;
бывает сад громаден, густ,
а вот плодов совсем не снимешь…
Так берегись холодных чувств,
не то, смотри, застынешь.

И люди все, и все дома,
где есть тепло покуда,
произнесут: пришла зима.
Но не поймут откуда.



Ведущий 1. Спасибо, ребята! Было очень интересно и увлекательно!

Ведущий 2. Сегодня здесь собрались любители проводить досуг за чтением, поэтому сейчас слово предоставляется представителю Библиотеки Дома Культуры п. Полетаево Гавриловой Екатерине. Она расскажет о самых интересных книгах для школьников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!