СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная «Несовместимы дети и война!»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий Литературной гостиной, посвящённой участию детей в ВОВ, для учащихся 5-10 классов.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная «Несовместимы дети и война!»»

Литературная гостиная.

«Несовместимы дети и война!»

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.

Р. Рождественский.

Все участники мероприятия приглашаются в зал, украшенный в тематике мероприятия, звучат песни военных лет.

Резкий контраст – какие-нибудь песни о детстве или голоса птиц

Голос за сценой

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось?


На сцене дети младших классов (6 человек), звучит веселая музыка, дети играют в мяч, девочка баюкает куклу, мальчик катает машину, остальные играют, звучит веселая музыка. Потом слышится тихий гул самолета, слышатся разрывы бомб. Дети, застыв, замирают и смотрят в небо.

Немая сцена

Кучерносова: Девочка спрашивает ветер:

Почему люди все на свете

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?

Чуль Л. А.: Война – война – война

Раздаётся ещё один взрыв, и дети разворачиваются спиной к зрителям. Одна девочка из этой группы медленно подходит к микрофону.

Кучерносова: Были родом из детства все друзья у меня,

Уля: Не могу я согреться без них у огня.

Дети, поворачиваясь по одному:

Даша: Мы могли стать поэтами,

-писателями,

-музыкантами,

- врачами,

-строителем

- (хором) или просто родителями. Пауза. Дети уходят.

На экране надпись.

«Войну начинают взрослые и сильные мужчины! А расплачиваются дети, женщины и старики…»

Вступительное слово модератора литературной гостиной:

- Здравствуйте, уважаемые гости и участники литературной гостиной! Рада Вас приветствовать в этом уютном и тёплом зале. Сегодня у нас состоится очень важный и серьёзный разговор. Наше мероприятие посвящается 75-летию победы в ВОВ и участию детей в этой страшной трагедии. Познакомимся с писателями, отразившими эту тему в своём творчестве.

Зайцева Дарина: Маршак Самуил Яковлевич - поэт, переводчик. Его отец, талантливый изобретатель, поддерживал в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Первые литературные опыты будущего поэта относятся к гимназическим годам, затем самообразование, когда он целые дни проводит в библиотеке.

С начала 1920-х участвует в организации детских домов в Краснодаре, создает детский театр, в котором начинается его творчество детского писателя.

В годы Великой Отечественной войны Маршак писал стихи для военных плакатов, антифашистские памфлеты, рифмованные подписи к газетным карикатурам.

Стихотворение С.Я. Маршака «Мальчик из села Поповка» было написано в годы Великой Отечественной Войны.

Отступая из деревни Поповки, немцы сожгли ее дотла. Работоспособное население они угнали с собой, а стариков и детей - расстреляли. Единственным жителем Поповки, уцелевшим после ухода немцев, был трехлетний Петя.

Киреев: Со стихотворением «Мальчик из села Поповка» выступит Зайцева Дарина.

Стихотворение под видеоклип с одноимённым названием


Воронина: Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными.

Киреев: И когда дети беспощадной волею судьбы оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Воронина: Стихотворение «Дети войны» Лора Тасси посвятила своим бабушке и дедушке.

Стихотворение-инсценировка «Дети войны»

Оборванного мишку утешала

Девчушка в изувеченной избе:

"Кусочек хлеба - это очень мало,

Но крошечка достанется тебе..."

Снаряды пролетали и взрывались,

Смешалась с кровью черная земля.

"Была семья, был дом... Теперь остались

Совсем одни на свете - ты и я..."

... А за деревней рощица дымилась,

Поражена чудовищным огнём,

И Смерть вокруг летала злою птицей,

Бедой нежданной приходила в дом...

"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,

И мне дадут на фронте автомат.

Я отомщу за то, что слезы прячу,

За то, что наши сосенки горят..."


Но в тишине свистели пули звонко,

Зловещий отблеск полыхнул в окне...

И выбежала из дому девчонка:

"Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!.."


... Молчание. Ни голоса не слышно.

Победу нынче празднует страна...

А сколько их, девчонок и мальчишек,

Осиротила подлая война?!..


Киреев Э.: В ноябре 1941 года фронтовой корреспондент и поэт Алексей Сурков написал стихи, впоследствии ставшие словами песни "В землянке". В качестве военного корреспондента газеты «Красноармейская правда» он прибыл в 258-й полк, который внезапно был атакован танковой дивизией гитлеровцев. Бой был настолько тяжелым, что потрясённый Сурков всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки. Вот что он написал тогда, в далёком 1941 году, своей жене.


Хор исполняет песню

Воронина: Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Учаев: Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны.

Егоров: Нужны были и смелость, и отвага,

чтоб жить под оккупацией врага,

Всегда страдать от голода и страха,

Прошла где неприятеля нога.

Тетиора: В тылу страны нелёгким было детство,

Одежды не хватало и еды,

Страдали от войны все повсеместно,

Хватило детям горя и беды.

: Война. Страшней нет ничего на свете,

«Для фронта всё!» — девиз страны таков,

Трудились все: и взрослые, и дети

В полях и у мартенов, у станков.

Киреев: Мальчишки - разведчики, токари, пахари, поэты, мыслители, артисты, охранители городов, целители ран - они выдержали войну и победили вместе со взрослыми.

Полина: К трудным, но героическим событиям военных лет возвращает нас повесть Валентина Петровича Катаева «Сын полка», написанная в 1944 году.

Клещенок: В ней говорится о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла все: родных и близких, дом и само детство.

Три года жил Ваня, как бродячая собака, без дома, без семьи. Он боялся людей и все время испытывал голод и постоянный ужас.

И вот попал в батарею, командиром которой был капитан Енакиев.

Посмотрите, пожалуйста, отрывок из повести В.Катаева «Сын полка». Это сцена встречи Вани-пастушка с мальчиком, который был сыном полка кавалеристов.

Автор.

Мальчик этот был ненамного старше Вани. Ему было лет четырнадцать. А по виду и того меньше. Но, боже мой, что это был за мальчик!

Сроду ещё не видал Ваня такого роскошного мальчика. На нём была полная походная форма гвардейской кавалерии.

К такому мальчику даже страшно было подойти, не то что с ним разговаривать. Однако Ваня был не робкого десятка. С независимым видом он приблизился к роскошному мальчику, расставил босые ноги, заложил руки за спину и стал его рассматривать.

Но военный мальчик и бровью не повёл. Ваня молчал. Молчал и мальчик. Это продолжалось довольно долго. Наконец военный мальчик не выдержал.

Мальчик: – Чего стоишь?

Ваня:  – Хочу и стою.

Мальчик: – Иди, откуда пришёл.

Ваня:  – Сам иди. Не твой лес. А ты кто такой вообще? 

Мальчик: – Я ефрейтор гвардейской кавалерии. Понятно?

Ваня: – Да! Ефрейтор! Видали мы таких ефрейторов!

Мальчик: – А вот представь себе, ефрейтор! 

Ваня: – А ты не больно модничай. А то получишь.

Мальчик: – От кого? 

Ваня: – От меня.

Мальчик: – От тебя? Молод, брат.

Ваня: – Не моложе твоего.

Мальчик: – А тебе сколько лет?

Ваня: – Тебя не касается. А тебе?

Мальчик: – Четырнадцать.

Ваня:  – Так какой же ты солдат? Таких маленьких не берут.

Мальчик: – А вот меня взяли.

Ваня: – Как же это тебя взяли?

Мальчик: – А вот так и взяли.

Ваня:  – А на довольствие зачислили?

Мальчик: – А как же.

Ваня:  – Заливаешь.

Мальчик: – Не имею такой привычки.

Ваня: – Побожись.

Мальчик:– Честное гвардейское.

Ваня: – И оружие дали?

Мальчик: – А как же! Всё, что положено.

Ваня: – А меня не взяли. Сперва взяли, а потом сказали – не положено. Я у них даже один раз в палатке спал. У разведчиков, у артиллерийских.

Мальчик: – Стало быть, ты им не показался,  раз они тебя не захотели принять за сына.

Ваня:  – Как это – за сына? За какого?

Мальчик: – Известно, за какого. За сына полка. А без этого не положено.

Ваня:  – А ты – сын?

Мальчик: – Я – сын. Я, братец, у наших казачков уже второй год за сына считаюсь. Меня, братец, сам майор Вознесенский на свою фамилию записал, поскольку я являюсь круглый сирота. Прощай, брат.

Ваня: – Прощай, – уныло сказал Ваня и побрёл прочь.

Автор.

«Стало быть, я им не показался», – с горечью подумал он. Но тотчас всем своим сердцем почувствовал, что это неправда. Нет, нет. Сердце его не могло обмануться. Сердце говорило ему, что он крепко полюбился разведчикам.


На экране демонстрируется видеоролик «Орленок»


Киреев: «Сыновья полков». Они воевали наравне со взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Некоторые, повторяя подвиг Сусанина, заводили отряды врагов в непроходимые леса, в болотные трясины, на минные поля. Пионерами — героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо.


Дети с портретами героев выходят

Валя Котик

К началу войны Вале едва исполнилось 11 лет. В оккупированном фашистами городе Валя вместе со своим братом и друзьями начал помогать партизанам: они искали оставшееся оружие в полях, где проходили бои, собирали данные о расположении вражеских войск, их численности, местонахождении складов.

В день своего рождения 11 февраля 1944 года мальчик узнал, что Красная Армия освободила его родной город Шепетовку. Освобождение города стало его последним боем. Он был смертельно ранен в живот. 17 февраля (почти через неделю после своего 14-летия) отважный герой скончался.

При жизни Валя Котик был награждён орденами Ленина и Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» II степени, а посмертно был удостоен звания Герой Советского Союза.






Зина Портнова

Восьмиклассница Зина приехала на каникулы к бабушке из Ленинграда в деревню. Там и застала её война. Зина и другие школьники ходили по селу, вроде бы прогуливаясь, и добывали самые нужные сведения. Благодаря им удалось обезвредить большое количество врагов.

Однажды, возвращаясь с задания, Зина попала в засаду. Худенькую девочку с двумя косичками арестовали. Когда её пытали, она молчала. Не добившись от неё никаких сведений, девочку передали начальнику.

Начальник же применил другую тактику: он не бил Зину, а говорил очень ласково. Его целью было добыть сведения о партизанах-подпольщиках. Он предлагал ей шоколадные конфеты и белый хлеб, но девочка упорно молчала. Эта пытка едой длилась несколько дней, но не принесла результатов. Тогда начальник вытащил пистолет и покрутил им у девочки перед носом. Он говорил, что в пистолете есть маленькая пуля, которая поставит точку в жизни девочки. За окном засигналила машина, начальник отвернулся. Этого хватило, чтобы Зина взяла пистолет. Она выстрелила в упор и также уверенно уложила ещё одного немца, который вбежал на шум.

 Девочка выскочила в окно и побежала, отстреливаясь. В обойме кончились патроны. Храбрую школьницу с двумя косичками расстреляли, так и не узнав никаких сведений о партизанах.

Пионер-герой Портнова Зинаида, несмотря на пытки, проявила невероятную силу духа, не выдав никого из товарищей. Девочка прошла через страдания, которые не выдержал бы взрослый.

И только через 13 лет указом Президиума Верховного Совета СССР юной мстительнице Зинаиде Мартыновне Портновой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


Лёня Голиков

Леня Голиков оказался в оккупированном немцами городе. Он видит все ужасы немецкой власти, вступает в партизанский отряд. Леня становится разведчиком. В его короткой биографии 27 боевых операций. Мальчишка уничтожил 78 вражеских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 14 мостов и 9 автомобилей. Самый известный подвиг был совершен 13 августа 1942 года. Голиков во время разведки подрывает автомобиль, в котором находится генерал-майор инженерных войск немецкой армии. Портфель, который был у генерала, отправили в штаб. Бумаги содержали важную информацию. Это были схемы минных полей. Все сведения были оценены по заслугам. Леня Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза и к награждению медалью «Золотая звезда». Получить Леня ничего не успел. Немцы начали операцию по поиску партизан. Измученные преследованием и погоней партизаны остановились в деревне Острая Лука. Среди жителей оказался предатель, деревню окружили каратели. Партизаны героически сражались. Из окружения вышли всего 6 человек, они и сообщили о судьбе партизанского отряда. Среди погибших был и Леня Голиков. На тот момент ему было 16 лет. Звание Героя Советского Союза было присвоено мальчишке уже посмертно.

Марат Казей

Марат родился в 1929 году в селе рядом с Минском. Его отец был убежденным коммунистом, на работе его ценили и уважали. Но в 1935 году отец мальчика был арестован правительством по доносу и отправлен на Дальний Восток, где после пропал без вести. Мать Марата Анну уволили с работы, отчислили из института, лишили жилья. До войны арестовывали несколько раз, так как Анна сразу занялась подпольной деятельностью. В 1942 ее повесили гестаповцы.

Смерть матери породила ненависть в сердце Марата. Он вместе со своей сестрой Ариадной ушел в партизанский отряд, где наравне со взрослыми вел борьбу против фашистов. Уже в 1943 году Марат ходил в атаку на немцев. Он был ловкий и юркий, что помогало ему в разведке. Его часто посылали за ценными сведениями, и мальчик всегда возвращался с важной информацией. В 1943 году его отряд был окружен, но мальчик смог прорваться через кольцо врага и привести помощь. Ариадна в этом оцеплении отморозила ноги, ее самолетом вывезли в тыл. Марат остался служить в партизанском отряде и еще не раз добывал ценную информацию. Наравне со взрослыми Марат сражался за Родину, не жалея своих сил. Он смело выполнял самые сложные задания, а его юность, ловкость, ум помогали в сложных ситуациях не только самому мальчику, но и всему отряду.

В 1944 году, находясь на очередном задании, Марат оказался в окружении врага. Пока не кончились патроны, Марат мужественно отстреливался от немцев. У ребенка в запасе была граната. Он подорвал ею сам себя, захватив несколько приближающихся фашистов.

Уже посмертно Марату было присвоено звание героя Советского Союза. В 1965 году его наградили медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», а также орденом Ленина.


Полина: Одной из любимых песен в годы Великой Отечественной войны и у бывалых бойцов, и у ребят стала песня «Орленок», которая впервые прозвучала в 1936 году в Москве. Написана она была композитором Виктором Белым и Яковом Шведовым и сразу стала популярной.

Наравне с книгой о Павле Корчагине комсомольцы брали с собой другое сильное оружие – песню «Орленок».


На экране проецируются слова песни «Орлёнок», все зрители из зала поют её.


Чуль Л. А.: Во второй мировой войне на Земле погибло тринадцать миллионов детей! 9 миллионов советских детей осиротели за годы этой страшной войны. И чтобы не повторилось такой ужасной трагедии, человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах. Мы все должны помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети.

Киреев: Давайте все минуту помолчим.

Мы жизнью им обязаны на свете –

И сами мы и даже наши дети.

Их подвиг не забыт, неповторим.

Давайте все минуту помолчим.

Полина: Объявляется минута молчания.


Звучит метроном, гаснет свет, на экране – слайды детских рисунков о войне


Киреев: Заветной мечтой каждого из нас, любого ребёнка является мир на земле.


Нет, слово «мир» останется едва ли,

Когда войны не будут люди знать.


Ведь то, что раньше миром называли,

Все станут просто жизнью называть.


Ларин: И только дети, знатоки былого,

Играющие весело в войну,

Набегавшись, припомнят это слово,

С которым умирали в старину.


Ососов: Хотим мы вырасти врачами,

Строителями, скрипачами,


Учителями, и артистами,

И летчиками, и связистами!


Хотим под мирным небом жить,

И радоваться, и дружить,


Хотим, чтоб всюду на планете

Войны совсем не знали дети.


Чтоб без войны все в мире жить могли,

Пусть льдинки злобы и вражды растают.

Дружить давайте, дети всей земли,

Пусть наша дружба с нами вырастает.


Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна!

И как огонь с водой несовместимы,

Несовместимы дети и война!


Звучит песня «Несовместимы дети и война»

С презентацией (фото наших детей)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!