СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная, посвященная 200-летию со дня рождения Н.А.Некрасова "Я лиру посвятил народу своему..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить литературные знания учащихся о жизни и творчестве Н.А.Некрасова. 

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная, посвященная 200-летию со дня рождения Н.А.Некрасова "Я лиру посвятил народу своему..."»

Тема: Литературная гостиная, посвящённая 200 – летию со дня рождения Н. А. Некрасова «Я лиру посвятил народу своему…»

Цели занятия:

  • Обучающая: закрепить литературные знания обучающихся о жизни и творчестве Н.А. Некрасова, познакомить со стихотворениями, Н.А. Некрасова посвящёнными народу, проанализировать их, раскрыть глубину чувств лирического героя.

  • Развивающая: развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением, развить интереса к личности  Н.А. Некрасова и литературе в целом, развивать образное мышление.

  • Коррекционнаяразвивать и совершенствовать навыки выразительного чтения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз, внимание, мышление, виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, обогащать словарный запас.

  • Воспитывающая: воспитывать интерес к поэзии, способствовать воспитанию патриотических чувств через творчество поэта Н.Некрасова; воспитанию всесторонне развитой личности, интереса к музыке, искусству, литературе.

  • Совершенствовать навыки групповой работы и творческих способностей каждого.

  • Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

  • Виды организации деятельности учащихся:  анализ стихотворений Н.А. Некрасова по вопросам, индивидуальное опережающее задание 10 учащимся – выразительное чтение наизусть стихотворений.  

  • Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство.

  • Методические приёмы: работа в группах, выразительное чтение.

Оборудование: портрет Н.А. Некрасова, компьютер, интерактивная доска для демонстрации слайдов к мероприятию, проектор, презентация к уроку «Я лиру посвятил народу своему…»», аудиозаписи «Что ты жадно глядишь на дорогу…», «Элегия», «Коробейники».












Эпиграф:             « Я лиру посвятил народу своему.

                          Быть может, я умру неведомый ему.
                          Но я ему служил — и сердцем я спокоен».

                                                                      Н.А. Некрасов.

 

Ход занятия.

Учитель

- Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости! 

Сегодняшнее наше мероприятие посвящено 200 – летию со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова. 


БИОГРАФИЯ Н.А. Некрасова.


Учитель

10 декабря исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. Имя Н.А. Некрасова известно каждому человеку с детства. Сегодня мы ещё раз перелистаем страницы удивительной некрасовской поэзии, услышим те стихотворения поэта, которые вошли в сокровищницу русской классической литературы. Но начнем, конечно же, с рассказа о жизни великого поэта.


Ведущий 1. 

Русский писатель: поэт, прозаик, драматург - Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря (по старому стилю – 28 ноября) 1821 в местечке Немирове Подольской губернии в семье небогатого мелкопоместного дворянина.  


Ведущий 2. 

Отец поэта - Алексей Сергеевич Некрасов был груб и малообразован, крестьяне ненавидели его за жестокость. Не любила его и семья. Он бил детей, несправедливо обращался с женой. Неприютно, страшно было жить в доме.


Ведущий 3.

Мать поэта Александра Андреевна Закревская – удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная женщина. Елена Андреевна – полная противоположность своему грубому и ограниченному мужу. Всю свою любовь и нежность она отдавала детям, серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла на фортепиано и пела.


Ведущий 1.   Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней он проводил долгие часы, её посвящал в свои сокровенные мечты. Елена Андреевна была и первой ценительницей его ранних стихотворных опытов. Она мечтала, чтобы её сын стал образованным человеком, и подала ему мысль о необходимости поступить в университет. Через всю жизнь пронес Некрасов любовь и благоговейное отношение к своей матери и с поразительной, щемящей нежностью воспел её во многих своих стихотворениях.  


Стихотворение «Мать».

Она была исполнена печали,
И между тем, как шумны и резвы
Три отрока вокруг нее играли,
Ее уста задумчиво шептали:
«Несчастные! зачем родились вы?
Пойдете вы дорогою прямою
И вам судьбы своей не избежать!»
Не омрачай веселья их тоскою,
Не плачь над ними, мученица-мать!
Но говори им с молодости ранней:
Есть времена, есть целые века,
В которые нет ничего желанней,
Прекраснее — тернового венка…


Ведущий 2.

Детство Некрасова прошло в родовом имении отца – в деревне Грешнево (ныне село Некрасово). Сельцо Грешнево было расположено неподалёку от города Ярославля, на берегу Волги. Прогулки по волжским берегам были  любимым занятием маленького Николая.

Грешнево было окружено лугами и полямиа несколько поодаль возвышалась зубчатая стена большого леса, в котором в изобилии росли грибы и ягоды. По лугам и в лесу подолгу бродил Некрасов в окружении крестьянских ребятишек.


 Ведущий 3.

В заборе, отделявшем барскую усадьбу от деревни, он проделал лазейку и через нее пробирался в деревню, чтобы участвовать в играх своих друзей: купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, катался с гор на салазках. Так, с самого раннего детства, Некрасову стала близка мила деревенская жизнь, жизнь простого народа.


Ведущий 1.

 Любовь к полям и лесам своей родины, к ее снегам и морозам, к её весеннему “Зеленому Шуму” зародилась у него в ранние детские годы и отразилась позднее в поэзии.


Ведущий 2.

 Уже в раннем детстве Некрасов был сильным и смелым, умел грести и плавать, метко стрелял из ружья, мог вскочить на любого коня и мчаться во весь дух. Обучаясь верховой езде, он то и дело падал с лошади, и был такой день, когда он упал восемнадцать раз подряд. Но в конце концов добился своего: сделался хорошим наездником.


Ведущий 3.

В 1838 г. Некрасов будучи 16-летним юношей поехал в Петербург для определения в дворянский полк. В Петербурге он познакомился с группой студентов и, отказавшись исполнить волю отца и выбрать карьеру офицера, решил готовиться к вступительному экзамену, чтобы учиться дальше. В 1839 пытался поступить в Петербургский университет, но экзамен не выдержал.


Ведущий 1.

Средств к существованию не было, так как отец лишил сына всякой поддержки. Из воспоминаний Некрасова…"Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным». Ел не каждый день, ходил зимою в дырявых сапогах и соломенной шляпе, простужаясь и кашляя, жил в чьём-то чулане, дрожащий, вечно голодный.


 Ведущий 2.

Несмотря на постоянные лишения он дал себе слово «не умереть на чердаке» и начал литературно-журнальную деятельность. За гроши или кусок хлеба писал неграмотным письма и прошения, давал уроки, писал статейки для "Литературной Газеты", сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны.   


Ведущий 3. Николай Алексеевич Некрасов стал большим поэтом, редактором журнала "Современник», «Отечественные записки», на страницах которого печатались произведения лучших и наиболее прогрессивных литераторов того времени – Тургенева, Гончарова, Островского.  


Ведущий 1.  Первые стихи были написаны еще в годы учебы в гимназии. В печати стихи Некрасова появились в 1838, в 1840 на его собственные средства был опубликован первый сборник стихов «Мечты и звуки», подписанный "Н. Н.". Сборник успеха не имел и после критики В.Г.Белинского в "Отечественных Записках" был уничтожен Некрасовым и стал библиографической редкостью.


Ведущий 2.

С 1840 Некрасов начал сотрудничать в театральном журнале «Пантеон...», с 1841 - в «Литературной газете» и «Отечественных записках». В 1842-1843 Некрасов сблизился с кружком В.Г.Белинского. В 1845 и 1846 Некрасов опубликовал несколько альманахов.

Ведущий 3.  В конце 1846 Некрасов, вместе с Панаевым, приобрел у Плетнева журнал "Современник"в который перешли многие сотрудники "Отечественных Записок", в том числе и Белинский.


Ведущий 1.

Решающая роль в становлении поэта принадлежит Виссариону Григорьевичу Белинскому. Некрасов вспоминал:

«Моя встреча с Белинским была для меня спасением. Ясно припоминаю, как мы с ним вдвоем часов до двух ночи беседовали о литературе. После этого я долго бродил по улицам в каком-то взбудораженном настроении, сколько для меня нового было в высказанных им мыслях».


Ведущий 2.

В 1847-1866 Николай Алексеевич Некрасов являлся издателем и фактическим редактором "Современника", на страницах которого печатались произведения лучших и наиболее прогрессивных литераторов того времени.


Ведущий 3.

1856 год ознаменовался выходом в свет сборника стихов Некрасова под названием «Стихотворения Н.А.Некрасова». Сборник имел необычайных успех, был распродан за несколько дней. Поэт был на пике славы.


Ведущий 1.  

По ритмике его стихи очень близки русским народным песням. Они напевны, мелодичны. И не случайно на музыку положены многие стихотворения поэта. Послушайте песню «Коробейники» в исполнении Вадима Козина.


Звучит песня «Коробейники»


Ведущий 2.

В начале 1875 Некрасов тяжело заболел. Операция, проведенная знаменитым хирургом, приехавшим из Вены, результатов не дала.


Ведущий 3.

Умер Николай Алексеевич Некрасов от тяжелой продолжительной болезни 8 января 1878 (по старому стилю - 27 декабря 1877) в Петербурге.


Ведущий 1.

Похороны Н.А.Некрасова, состоявшиеся на кладбище Новодевичьего монастыря, приобрели характер общественно-политической манифестации: несмотря на сильный мороз, до места захоронения тело поэта провожала толпа в несколько тысяч человек.

Гроб несли на руках до самого Новодевичьего монастыря, добрых восемь верст:

Много истратят задора горячего

Все над могилой моей.

Родина милая, сына лежачего

Благослови, а не бей!..

Как человека забудь меня - частного,

Но как поэта - суди...

И не боюсь я суда того строгого

Чист пред тобою я, мать.

В том лишь виновен, что многого, многого

Здесь мне не дали сказать...


Ведущий 2.

Вот мы и перелистали страницы жизни и творчества Н.А. Некрасова, страницы удивительной некрасовской поэзии, полной огромной любви и сочувствия к простому народу.


Ведущий 1.

Поэзия Некрасова учит нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого была, есть и будет обостренная чуткость к другому человеку, умение понять его, как самого себя, счастье радоваться его счастьем или страдать его страданием.


Ведущий 2.

 Он научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам. Особенно горячее сочувствие вызывали в нем крепостные крестьянки:  

Три тяжкие доли имела судьба,

и первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая — быть матерью сына раба,

А третья — до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли

Ведущий 3.

Некрасов же вводит в свои стихи и поэмы новую героиню — крестьянку, которая сочетает в себе нравственную чистоту, свойственную девушкам-дворянкам, и трудолюбие, стойкость, силу характера, которые формирует именно крестьянская среда. Быстро увядает девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слез, незаслуженных обид. На лице некогда прекрасной девушки “появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг”.


Ведущий 1.

Некрасов с болью в сердце говорит о суровой доле женщины-труженицы, женщины-матери, женщины-страдалицы. Одно из самых маленьких, пожалуй, стихотворений Некрасова «Вчерашний день…», но с каким глубоким смыслом.. Угнетённая, порабощённая крестьянка, но какая сила духа в ней…Это и восхищает поэта, восхищает это и нас.                                                                 

Ведущий 2.

Особенно  тяжелым был труд женщины-крестьянки в летнее время: нещадно жжет солнце, но молодая крестьянка-мать жнет рожь, а у соседней полосы заходится от крика грудной ребенок. Таков мотив стихотворения “В полном разгаре страда деревенская...”

Ведущий 3.

Я лиру посвятил народу своему,-

скажет он незадолго до смерти.-

Быть может, я умру, неведомый ему.

Но я ему служил. И сердцем я спокоен.

Ведущий 2.

Стихотворения поэта – это история. В них не только получила воплощение тема народных страданий, но и отразились в той или иной степени почти все стороны народного бытия и важнейшие стороны человеческого существования.


Учитель

Настоящему поэту неподвластно время. Стихи Некрасова учат нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого была, есть и будет обостренная чуткость к другому человеку, умение понять его, помочь в нужную минуту.

 Настоящий поэт учит нас любить свою Родину, верить в ее великое будущее.

 








Подведение итогов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!