СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная «Сатиры смелый властелин» (к 280-летию со дня рождения Д. И. Фонвизина)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

К 280-летию со дня рождения Д. И. Фонвизина ознакомить обучающихся с комедий «Недоросль» и ее автором – Д.И. Фонвизиным; отметить черты классицизма в комедии «Недоросль»; дать представление о ее значении в развитии русской реалистической литературы, русского театра; обсудить проблемы гражданственности, воспитания и образования в комедии; рассмотреть проблему традиции и новаторства в пьесе.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная «Сатиры смелый властелин» (к 280-летию со дня рождения Д. И. Фонвизина)»

280 лет со дня рождения  Дениса Ивановича Фонвизина  14 апреля  2024  года исполнилось 280 лет со дня рождения Дениса Ивановича  Фонвизина  (1744 – 1792), русского просветителя, писателя - драматурга.  Фонвизин  выдающийся писатель своего времени, который стоял у истоков нового этапа развития русской сатиры. Он был писателем – новатором, открывший в русской литературе двери на новую ступеньку развития, а его блестящий ум оказал влияние на многие последующие поколения литераторов и мыслителей.

280 лет со дня рождения Дениса Ивановича Фонвизина 

14 апреля  2024  года исполнилось 280 лет со дня рождения Дениса Ивановича  Фонвизина  (1744 – 1792), русского просветителя, писателя - драматурга. 

Фонвизин  выдающийся писатель своего времени, который стоял у истоков нового этапа развития русской сатиры. Он был писателем – новатором, открывший в русской литературе двери на новую ступеньку развития, а его блестящий ум оказал влияние на многие последующие поколения литераторов и мыслителей.

Недоросль Дата написания  — 1781 год. Первая публикация  — в 1783 году в напечатана в Санкт-Петербургской вольной типографии.  Направление  — классицизм. Род  — драма. Жанр  — комедия. Тематика  — невежество и глупость дворянского сословия, злонравие и деспотизм.  Проблематика  Соответствуют ли помещики своему предназначению?  Невежество и нежелание развиваться; деградация личности . 

Недоросль

  • Дата написания  — 1781 год.
  • Первая публикация  — в 1783 году в напечатана в Санкт-Петербургской вольной типографии. 
  • Направление  — классицизм.
  • Род  — драма.
  • Жанр  — комедия.
  • Тематика  — невежество и глупость дворянского сословия, злонравие и деспотизм. 
  • Проблематика 
  • Соответствуют ли помещики своему предназначению? 
  • Невежество и нежелание развиваться; деградация личности . 
ЗАДАЧИ АВТОРА  1. Указать на основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков, поддерживаемый властью на самом высоком уровне.  2. Обличить пороки дворянства: считал, что дворянство несет ответственность за положение в стране, однако понимал, что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой высокой роли.  3.Выяснить причины, уродующие личность.  4.Осмеять невежество (дворян и их детей): дело в том, что детей, достигших 15 лет, называли тогда «новиками», а младших — «недорослями», но закон 1736 г. продлил право оставаться не­дорослями до 20 лет (для получения образования).  5.Обострить основной конфликт времени — конфликт между невежеством и просвещением.  6.Вынести на обсуждение тему воспитания.  7.Правдиво изобразить жизнь: расширял рамки классицизма, вводил элементы реалистического изображения действительности.

ЗАДАЧИ АВТОРА

1. Указать на основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков, поддерживаемый властью на самом высоком уровне.

2. Обличить пороки дворянства: считал, что дворянство несет ответственность за положение в стране, однако понимал, что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой высокой роли.

3.Выяснить причины, уродующие личность.

4.Осмеять невежество (дворян и их детей): дело в том, что детей, достигших 15 лет, называли тогда «новиками», а младших — «недорослями», но закон 1736 г. продлил право оставаться не­дорослями до 20 лет (для получения образования).

5.Обострить основной конфликт времени — конфликт между невежеством и просвещением.

6.Вынести на обсуждение тему воспитания.

7.Правдиво изобразить жизнь: расширял рамки классицизма, вводил элементы реалистического изображения действительности.

Первые постановки  Первая русская социальная комедия, прежде чем стать классикой, испытала ряд сложностей и отказов, которые теперь навсегда стали достоянием истории — пьеса «Недоросль» вошла в сокровищницу русской литературы и русского театра. Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену. Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге . А 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса. Успех «Недоросля» в Москве был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета . Появилось множество любительских постановок.

Первые постановки

Первая русская социальная комедия, прежде чем стать классикой, испытала ряд сложностей и отказов, которые теперь навсегда стали достоянием истории — пьеса «Недоросль» вошла в сокровищницу русской литературы и русского театра.

Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.

Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге .

А 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.

Успех «Недоросля» в Москве был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета . Появилось множество любительских постановок.

ГЛАВНЫЕ Действующие лица   Г-н Простаков. Гж. Простакова, жена его. Митрофан, сын их, недоросль. Еремеевна, кормилица Митрофанова. Правдин. Стародум. Софья, племянница Стародума. Милон. Г-н Скотинин, брат гж. Простаковой.

ГЛАВНЫЕ Действующие лица

  • Г-н Простаков.
  • Гж. Простакова, жена его.
  • Митрофан, сын их, недоросль.
  • Еремеевна, кормилица Митрофанова.
  • Правдин.
  • Стародум.
  • Софья, племянница Стародума.
  • Милон.
  • Г-н Скотинин, брат гж. Простаковой.

Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка) — недоросль, сын помещиков Простаковых, 15 лет. Имя «Митрофан» означает по-гречески «матерью явленный», «подобный своей матери».

Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка)

  • — недоросль, сын помещиков Простаковых, 15 лет. Имя «Митрофан» означает по-гречески «матерью явленный», «подобный своей матери».
Недоросль Слово «недоросль» до комедии Фонвизина не несло отрицательной семантики. Недорослями называли подростков, не достигших пятнадцати лет, т. е. возраста, определенного Петром I для вступления в службу. В 1736 г. срок пребывания в «недорослях» был продлен до двадцати лет.

Недоросль

  • Слово «недоросль» до комедии Фонвизина не несло отрицательной семантики. Недорослями называли подростков, не достигших пятнадцати лет, т. е. возраста, определенного Петром I для вступления в службу. В 1736 г. срок пребывания в «недорослях» был продлен до двадцати лет.
Госпожа Простакова жена Терентия Простакова, мать Митрофана и сестра Тараса Скотинина. Фамилия указывает как на простоту , неученость , необразованность героини, так и на то, что она попадает впросак.

Госпожа Простакова

  • жена Терентия Простакова, мать Митрофана и сестра Тараса Скотинина. Фамилия указывает как на простоту , неученость , необразованность героини, так и на то, что она попадает впросак.
Простаков Терентий Муж Простаковой , отец Митрофана. «Простак» –протофиля, наивный человек

Простаков

Терентий

Муж Простаковой , отец Митрофана.

«Простак» –протофиля, наивный человек

Скотинин Тарас  - дворянин, брат Простаковой. Крайне невежественен, глуп. Единственный интерес его жизни – свиньи, разведением которых он занимался. Ради денег рассчитывал жениться на Софье, племяннице Стародума. Из-за этого соперничал со своим племянником Митрофаном.

Скотинин Тарас

  • - дворянин, брат Простаковой. Крайне невежественен, глуп. Единственный интерес его жизни – свиньи, разведением которых он занимался.
  • Ради денег рассчитывал жениться на Софье, племяннице Стародума. Из-за этого соперничал со своим племянником Митрофаном.
Софья — племянница Стародума (дочь его сестры); мать Софьи — сватья Простакова и свойственница (как и С.) Простаковой. София — по-гречески означает «мудрость». Однако имя героини получает в комедии особый оттенок: мудрость Софьи — не рациональная, не мудрость, если можно так выразиться, ума, а мудрость души, сердца, чувства, мудрость добродетели.

Софья

  • — племянница Стародума (дочь его сестры); мать Софьи — сватья Простакова и свойственница (как и С.) Простаковой. София — по-гречески означает «мудрость». Однако имя героини получает в комедии особый оттенок: мудрость Софьи — не рациональная, не мудрость, если можно так выразиться, ума, а мудрость души, сердца, чувства, мудрость добродетели.
Софья- « мудрость » Милон- «мил он»

Софья- « мудрость »

Милон- «мил он»

Правдин Служащий дворянин, фамилия указывает на основное качество героя

Правдин

Служащий дворянин, фамилия указывает на основное качество героя

Стародум — дядя Софьи, родной брат ее матери. Фамилия «Стародум» означает, что носитель следует не обычаям патриархальной старины и не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II, когда просвещение и воспитание приняло ложные формы (слишком новые и слишком старые).

Стародум

  • — дядя Софьи, родной брат ее матери. Фамилия «Стародум» означает, что носитель следует не обычаям патриархальной старины и не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II, когда просвещение и воспитание приняло ложные формы (слишком новые и слишком старые).
ИДЕАЛЫ СТАРОДУМА  Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах. Эти афоризмы и в наше время интересны и актуальны.

ИДЕАЛЫ СТАРОДУМА

Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах. Эти афоризмы и в наше время интересны и актуальны.

Невежда без души — зверь. Великий государь есть государь премудрый. Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает. Для прихоти одного человека всей Сибири мало. Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения. Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — все болван. Последуй природе, никогда не будешь беден.
  • Невежда без души — зверь.
  • Великий государь есть государь премудрый.
  • Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
  • Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.
  • Для прихоти одного человека всей Сибири мало.
  • Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.
  • Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — все болван.
  • Последуй природе, никогда не будешь беден.
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ -Следуя теории классицизма, в комедии «Недоросль» все герои делятся? -Кто относится к положительным героям? - Кто относится к отрицательным героям? -Даже не читая ещё комедию, по какой подсказке, мы можем многое сказать о внутренних качествах героев?

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ

  • -Следуя теории классицизма, в комедии «Недоросль» все герои делятся?
  • -Кто относится к положительным героям?
  • - Кто относится к отрицательным героям?
  • -Даже не читая ещё комедию, по какой подсказке, мы можем многое сказать о внутренних качествах героев?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!