СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная "В гостях у поэтов Серебряного века"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная гостиная для учащихся 11 классов даёт представление о  поэзии Серебряного века как о яркой странице литературного процеса 20 века. 

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная "В гостях у поэтов Серебряного века"»

Литературная гостиная «В гостях у поэтов Серебряного века»


Цели мероприятия:

закрепить общее представление о поэзии «серебряного века» как о самой яркой странице русской поэзии по самобытности и творческой свободе;

прививать уважение к творчеству поэтов «серебряного века»; формировать любовь к чтению классических произведений литературы с доказательством необходимости существования этого вида познания наравне с современными технологиями (в частности ИКТ);

посредством реализации следующих задач:
- воспроизвести атмосферу литературного кафе по самовыражению участников и зрителей;

- научить доносить поэтическое слово через выразительное прочтение стихотворения и другие средства самовыражения ;
- научить видеть различие поэтической манеры поэтов разных литературных течений.



Ход мероприятия


Звучит музыка М Таривердиева «Ноктюрн»


Ведущий 1. На 30-ой сессии генеральной конференции ЮНЕСКО было решено ежегодно 21 марта отмечать Всемирный день поэзии. Наша встреча в литературной гостиной посвящена именно этому дню. И мы поговорим сегодня о русских поэтах начала 20 века.

( звучит музыка)


Ведущий 2. Конец 19-начало 20 века – это одно из самых сложных и интересных периодов в истории России. Это эпоха величайших социальных катаклизмов и грандиозных революционных битв. В воздухе носится ощущение тревоги, предощущение бури.


Ведущий 1. Но это и один из самых плодотворных периодов в русской культуре. Это всплеск новаций и развитие традиций в живописи, музыке, литературе, это масса новых имен, течений, направлений, объединений. В это время жили и творили такие художники, как М. Врубель, Р. Фальк, А. Лентуллов. В это время создавали свои музыкальные произведения такие композиторы, как И. Стравинский, А. Скрябин, С. Рахманинов, Д. Шостакович.


Ведущий 2. Но, пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей культуры этого периода стала поэзия, недаром получившая впоследствии название «поэзии серебряного века». Здесь и символисты с их стремлением к мистике, символам и воплощению впечатлений от хаоса Вселенной.


Ведущий 1. Здесь и акмеисты с их утверждением высочайшей самоценности земного бытия. Здесь и футуристы с их «пощечиной общественному вкусу», с их эпатажем обществу.


Ведущий 2. Это была эпоха полной свободы творчества. Свои стихи и поэтические принципы можно было представлять на вечерах в маленьких литературных кафе, становящихся литературно-артистическими клубами.


Ведущий 1. В новом 21 веке поэты Серебряного века вновь с нами. Они открывают свой сезон и приглашают нас в свои литературные салоны и кафе.


Сцена I.

(Несколько молодых людей, одетых в стиле 20-х годов XX века, ведут разговор.)

1-й. – Господа, вы вечером будете на "башне" у Иванова или в “Бродячей собаке”, а может, в Политехническом?

2-й. – Я бы предпочёл Мережковских. Любопытно, кого обласкает своей демонической улыбкой хозяйка салона Зинаида Николаевна?

3-й. – Вы хотите знать, какого новичка срежет Гиппиус?

4-й. – Да, господа, похоже, Зинаиде Николаевне доставляет удовольствие обнаруживать “ахиллесову пяту” своих оппонентов.

1-й. – Надо же, Блока, господа, самого Александра Блока обвинила в измене. Видите ли, он не вписался в её тоталитарный унисон.

2-й. – Полноте, господа, Зинаида Николаевна и Дмитрий Сергеевич – прекрасная пара. Знаете, они в жизни не расставались.

3-й. – Жаль, но сегодня Мережковские не принимают. Может, пригласим их “на башню”.

1-й. Сегодня среда, У Иванова, как всегда, собирается многочисленное общество. Должен признать, это первоклассная школа стиха.

2-й.  А как тебе новое название его квартиры “башня”.

3-й. . Что ж, необычно! С претензией на оригинальность: последний этаж углового дома на Таврической, причудливые комнаты, коридорчики: не то музей, не то сараище …

4-й. Кстати, я слышала, “на башне” сегодня гость – Валерий Брюсов. Конечно, он не петербуржец, а москвич, но главное не в этом. Он явно стремится в лидеры. Любопытно было бы послушать … Наверняка, Иванов с привычной язвительностью вынесет свой приговор … Да и открытие сезона не хотелось бы пропустить.

1-й. Что ж, едем! Сейчас одиннадцать, в полночь будем на “башне”. Как раз все гости соберутся.

(проходят в зал в сектор «Башня Иванова»)

Литературовед. Ива́нов Вячеслав Иванович -

(1866—1949), русский поэт, представитель и теоретик символизма. В его петербургской квартире (так называемая «башня Иванова») устраивались «ивановские среды», собиравшие литературно-артистическую интеллигенцию (1905—1912).

Символизм. Возник во Франции во второй половине 19 века, в Россию пришел в начале 20 века. Цель – вывести искусство из глубокого кризиса. Девиз – слова Гете: «Все преходящее есть только символ». Характерные черты: попытка познать запредельную суть мира, отсюда интерес к мистическому, символическому.

Сцена II. На «башне» Вячеслава Иванова.

Вс. Иванов. Господа, позвольте начать на правах хозяина .

Мы – два грозой зажжённые ствола,

Два пламени полуночного бора,

Мы – два в ночи летящих метеора,

Одной судьбы двужалая стрела.

Мы – два коня, чьи держит удила

Одна рука, - одна язвит их шпора;

Два ока мы единственного взора,

Мечты одной два трепетных крыла.

Мы – двух теней скорбящая чета

Над мрамором божественного гроба,

Где древняя почиет Красота.

Единых тайн двуглавые уста,

Себе самим мы – Сфинкс единый оба.

Мы – две руки единого креста.

(После чтения – аплодисменты, реплики …)

1-й. - Блистательно!

2-й. - Как выдержана форма сонета!

3-й. - И никакого “я”, всё “мы” – 5 раз! Как символично! Каков союз!

4-й. - А образы! Крест … Сфинкс … Божественный гроб … Как всё личностно …

Все. - Браво!

Вс. Иванов. Благодарю! Увольте от разбора моих стихов. Позвольте представить нашего московского гостя Валерия Брюсова. Просим!

Литературовед. Валерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабря 1873, Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.

В. Брюсов.

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором священным!

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побеждённым,

Зная, что в мире оставлю поэта.

Вс. Иванов. Недурно! Как вам, господа?..

(Реплики из зала):

1-й. - Когда говорят об искусстве, я смиренно опускаю голову … Что может быть выше красоты? Выше божественного идеала?

Вс. Иванов. Спасибо. А теперь завсегдатай литературных вечеров Константин Бальмонт. Встречайте!


Литературовед. Константин Дмитриевич Бальмонт – поэт-символист, переводчик, эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века.

А. Блок говорил о нем : «Когда слушаешь Бальмонта – слушаешь весну». И действительно, в поэзии его мы и сегодня находим упоение жизнью, ее весной, ее цветением, ее красотой.


К. Бальмонт.


Сквозь сеть алмазную зазеленел восток.

Вдаль по земле, таинственной и строгой,

Лучатся тысячи тропинок и дорог.

О, если б нам пройти чрез мир одной дорогой!

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Все воспринять и снова воплотить.


Звучит песня на стихи К. Бальмонта «Башня»


Сцена III. Кабаре «Бродячая собака».



У афиши стоит девушка и читает, к ней подходит Борис Пронин.


Пронин. Уважаемые дамы и господа! Вечер поэтов, указанный в программе, начнётся через несколько минут.

Голос ведущего. Это Борис Пронин, организатор кабаре “Бродячая собака”, гостями которого были по средам и субботам художники, поэты, музыканты. Если бы хватило силы, он бы весь свет превратил в театр.

Пронин. “Собаку” придумал всецело я. У меня возникла мысль, что надо создать романтический кабачок, куда бы все мы, “бродячие собаки”, могли приткнуться, дёшево прокормиться и быть у себя как дома. Не так давно у нас появился свой гимн.

От рождения подвала

Пролетает лишь быстрый год,

Но “Собака” нас связала

В тесно-дружный хоровод.

Чья душа печаль упала,

Опускайтесь в глубь подвала,

Отдыхайте, отдыхайте, отдыхайте от невзгод.

Все хлопают.

Пронин. Благодарю. Мы рады приветствовать Вас, дорогие гости, желающие провести с нами время в обществе знаменитых деятелей искусства. Не забудьте свои впечатления оставить в нашей свиной книге.  Усаживайтесь поудобнее, господа. У нас в гостях “Цех поэтов”. Первым просим читать Николая Степановича Гумилёва.

Литературовед. Акмеизм – производное от «акме» - «цвет», «цветущая сила».Возник в России в 1910 году. Цель – вернуть слову зримую точность. Девиз: «Искусство тем прекрасней, чем взятый материал бесстрастней – стих, мрамор, металл». Характерные черты: движение от идеи к конкретному образу, от запредельного к обыденному, от вечности к истории; мир снова полон красок, звуков, форм; в произведениях акмеистов – зримая точность, достоверность.

Николай Степанович Гумилев – русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник, офицер. «Ему не чужды были старые, смешные ныне предрассудки: любовь к Родине, сознание живого долга перед ней и чувств личной чести… Он писал стихи, насыщенные терпкой прелестью, овеянные ароматами высоких гор, жарких пустынь, далеких морей и редких птиц». Так сказал о Гумилеве А. Куприн.

Гумилёв. (Читает стихотворение “Жираф”).

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный ходит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только Луна,

Дробясь и качаясь во влаге широких озёр.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полёт.

Я знаю, что много прекрасного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Пронин. Ну, как, господа?

Реплики с мест.

1-й. - Стихотворение экзотично. Вы, Николай Степанович, - романтик, мечтатель. Как вы сказали про своего жирафа?

2-й. - Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полёт.

3-й. - Действительно, изысканный получился жираф. Но кто, интересно, та, чей “особенно грустен взгляд и руки особенно тонки”?

Пронин. Господа! Давайте же дадим слово дамам. Анна Андреевна, вы что-нибудь прочтете сегодня нам?

А. Ахматова. Я прочту.


Литературовед. Анна Андреевна Ахматова – одна из крупнейших поэтесс 20 века, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик. Когда-то ее называли «русская Сафо 20 века», она действительно вписала в великую Книгу Любви новые страницы. Могучие страсти, несравненный психологизм, напряженные драматические чувства – вот характерные черты ее любовных миниатюр.


А. Ахматова. (Читает «Песню последней встречи»).

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалась, что много ступеней,

А я знала – их только три.

Между клёнов шёпот осенний

Попросил: “Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой”.

Я ответила: “Милый, милый!

И я тоже умру с тобой …”

Эта песня последней встречи.

Я взглянула на тёмный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно – жёлтым огнём. (1911)

Звучит романс А. Вертинского «Сероглазый король»

Пронин. И еще одна наша поэтесса. Марина Ивановна, просим! Вы не любите слово «Поэтесса, вы – поэт! Что это, вызов нам, мужчинам?

Литературовед. Марина Ивановна Цветаева - русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века. В ее поэзии – любая страница – это атмосфера душевного горения, безмерности чувств, острейших драматических конфликтов. Ее стихи напоминают маленькие музыкальные пьесы, которые завораживают гибким, постоянно меняющимся ритмом.

М. Цветаева. Что вы?! Что вы?! Я люблю вас всех. Но сегодня я читаю только для одного.

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке,

Одно – единственное движение губ.

Имя твоё – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В лёгком щёлканье ночных копыт

Громкое имя твоё гремит.

И назовёт его нам в висок

Звонко щёлкающий курок.

Имя твоё, - ах, нельзя! –

Имя твоё – поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твоё – поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим – сон глубок.

4-й.  Да что же это?! Опять все лавры Александру Александровичу. Неужели мы не заслуживаем Вашего внимания?

М. Цветаева. Да я для вас даже спою, если вы поддержите.

Звучит песня А. Петрова «Под лаской плюшевого пледа» - видеоряд из к/ф «Жестокий роман».



Сцена IV. Беседа дам.

Входят три дамы и эмоционально обсуждают творчество Игоря Северянина.

1-я. Он гений – Игорь Северянин! Он повсеградно оэкранен, он повсесердно утвержден! Он покорил литературу!

2-я. Ах, перестаньте его так превозносить! Северянин пошло, безвкусно кривляется в своих поэзах! У него – сплошное оголтелое издевательство над русским языком, паясничество и непонятность. А славу ему создали истерички-курсистки и восторженные юнцы.

1-я. Ах, это неправда! Северянин очень популярен! Когда он читает свои стихи-поэзы, женщины забрасывают его цветами и останавливают уличное движение! Я сама этому свидетель!

3-я. Да, я тоже слышала, что в Керчи, в Симферополе, на Волге его так встречали, лошадей распрягали, и поклонники на себе его везли. Стихи Северянина, конечно же, экстравагантны, написаны в раскачивающихся ритмах, насыщены иностранными словами, однако мастерство и талант поэта очевидны.

Звучит романс А. Вертинского «В бразильской гавани» (слова И. Северянина).



Сцена V. В Политехническом институте.

(На последнем аккорде появляются футуристы. Они заранее заняли место на последних рядах в зале. А сейчас с места по очереди поднимается по несколько человек и, подходя к стене, украшенной в Политехническом институте выкрикивают лозунги.)

Александр Крученых. (С диванной подушкой на шнурке, перекинутом через плечо.) Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.

Давид Бурлюк. (С лорнетом в руке.) Только мы – лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Вл. Маяковский. (Со стаканом чая в одной руке и с портфелем – в другой, одет в жёлтую кофту с большим бантом.) Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих и прочее с Парохода Современности.

Виктор (Велимир) Хлебников. (С листьями петрушки в петлях костюма. Его лицо украшено геометрическими фигурами разного цвета.) Если этим Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченкам и Буниным нужна лишь дача на реке … С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество.

Литературовед. Вот так броско, ярко, скандально и весело в 10-е годы XX века заявили о себе футуристы. Новое литературное направление, пришедшее на смену символизму и акмеизму.

Футуризм возник в конце 19 века в Италии, в Россию пришел в 1910 году. Цель – провозгласить и утвердить новое искусство, искусство будущего. Девиз: «А один говорил «Дыр булл щир!» в ожидании гнева Господня» (Е. Рейн). Характерные черты: разрушение традиций в языке, желание дать новое название вещам; словотворчество, коренные сдвиги в поэтическом синтаксисе и ритмике, внимание к звуковой стороне языка.

Вл. Маяковский. Знакомьтесь: Александр Крученых, Давид Бурлюк, Виктор (Велимир) Хлебников и я – Владимир Владимирович Маяковский.

- Вы там, в третьем ряду, не размахивайте так грозно золотым зубом. Сядьте!

- А вы положите сейчас же свою газету или уходите вон из зала: здесь не читальный зал. Здесь слушают меня, а не читают.

- Что? Неинтересно вам? Вот вам трёшка за билет.

- А вы там тоже захлопнитесь! Что вы так растворились настежь? Вы не человек, вы – шкаф

1-й. . Маяковский, что вы подтягивает штаны? Смотреть противно!

Вл. Маяковский. А если они у меня свалятся …

2-й. . Маяковский, вы что, полагаете что все мы идиоты? Что тянете время?

Вл. Маяковский. Говорите: идиоты. Ну что вы! Почему все? Пока я вижу перед собой только одного. Ладно! Нате!

Через час отсюда в чистый переулок

Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

А я вам открыл столько стихов шкатулок,

Я – бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

Вот вы, женщина, на вас белила густо,

Вы смотрите устрицей из раковины вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца

Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

Ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

Кривляться перед вами не захочется – вот

Плюну в лицо вам

Я – бесценных слов транжир и мот.

3-й. . Маяковский – ты труп и ждать от тебя в поэзии нечего. Ваши стихи умрут раньше вас!

Вл. Маяковский. Вот странно. Труп я, а смердит он.

4-й.  Да бросьте, Маяковский. У вас есть хорошие стихи. Послушайте!

В. Маяковский.

Ведь если звёзды зажигают –

Значит – это кому-нибудь нужно.

Значит – кто-то хочет, чтобы они были!

Значит – это необходимо,

Чтобы каждый вечер

Над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

Вл. Маяковский. Спасибо, дорогой. А вы говорите: стихи умрут. Слово Александру Крученых.

А. Крученых.

Дыр бур шил

Убен щур

Скум

Вы со бу

Р л эз

Передаю эстафету Владимиру Хлебникову. (Поднимается с обрывком обойной бумаги.)

Хлебников. Послушайте: экспромт!

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно.

. ….

Смейево, смейево,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчик.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Вместе. Пощёчина общественному вкусу!

(Звучит «Ноктюрн» М. Ю. Таривердиева, выходят ведущие)



Ведущий 1.  Начало XX века. Это было особенное время – время экспериментов. И жили в нём особенные люди, движимые потребностью всё обращать в поэзию, стать целым миром, раствориться, разлиться в нём. Это была целая литературная планета, у которой был свой период младенчества, взросления, зрелости.

Ведущий 2. Анна Ахматова, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Сергей Есенин, Владимир Маяковский … Каждый из них оставил свой неповторимый след в литературной летописи, название которой “Поэзия Серебряного века”.

Ведущий 1. …Поэты Серебряного века. Поэты века минувшего. Они были веселы и мудры, независимы и талантливы. И они вновь и вновь воскресают для нас в своих стихах, ибо в этих строчках живы души людей, искренне любивших и глубоко страдавших, сумевших в самые трагические моменты высоко подняться над жизненными невзгодами.


Звучит песня М. Таривердиева «У зеркала» (слова М. Цветаевой)

(Все участники гостиной поднимаются и выстраиваются в две линии: на сцене и на авансцене)

Ведущий 1. Поэзия - прекрасная сказочная девушка, у которой при каждом слое вылетают изо рта драгоценности. Мысль поэта, живая и трепещущая, оправляется в золото и драгоценные камни, и нельзя уже затем разъединить мысль с ее оправой, не разрушишь ее.
Ведущий 2. Поэзия - это солнце, солнце с его темными пятнами и затмениями, освещающее весь мир. Поэзия –это музыка слов.

Звучит романс «Мне нравится, что вы больны не мной».

Участники кланяются и по группам покидают зал.


























Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №31 имени В. Я. Клименкова г. Липецка











Литературная гостиная

«В гостях у поэтов Серебряного века»









Учитель русского языка

и литературы

Е. В. Якухнова



















Липецк, 2013


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!