Литературная игра по произведению Крапивина « Та сторона, где ветер» для 7 классов.
Цель урока: раскрыть содержание повести В. П. Крапивина «Та сторона, где ветер».
Задачи: Образовательная: Открыть для себя имя Владислава Крапивина, познакомиться с его произведением.
Развивающая: Развить умение и способность разбираться в прочитанном, в том, чему учит книга В. Крапивина.
Воспитывающая: Понять современность и воспитательную роль его произведений в самосовершенствовании личности. На примере книги Крапивина стремиться воспитывать в себе честность, справедливость, желание всегда прийти на помощь, умение дружить и работать в команде.
Контролирующая: Проверить знание текста.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, карточки с заданием, фрагмент фильма.
Предварительная подготовка: Разделить классы на 2 команды по 7 человек в каждой, придумать название, выбрать капитана.
Правила игры: За каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу, только за 5 конкурс(фрагмент фильма) за ответ команда получит 5 баллов. Побеждает команда, набравшая больше всего баллов.
Домашнее задание к уроку: прочитать повесть В. П. Крапивина
«Та сторона, где ветер»
Ход игры:
Знакомство с биографией Крапивина и отрядом «Каравелла».( просмотр презентации)
Ответить на вопросы (Болельщики):
- Когда родился Крапивин?(14 октября 1938 года)
- А в каком городе он родился?(Тюмень)
- Как называется клуб, который он организовал?( «Каравелла»)
- Он стал почётным гражданином какого города? (Екатеринбург)
- Кем по профессии были его родители? (педагоги)
- Перечислите законы Острова детства.( чести и совести, братства и предательства, дружбы и мечты, жизни и моря – Как называли Крапивина друзья, каравельцы и поклонники? (Командор)
Угадай героя.
Скуластый, толстогубый, с широко посаженными глазами, со вздёрнутым носом и пояском жёлтых веснушек, протянувшихся через переносицу.(Генка)
Короткий чубчик торчком встаёт надо лбом от встречного ветра. Коричневые ноги, как спицы в колесе старой бабушкиной прялкию Растёгнутая рубашка-распашонка трепещет за спиной, будто маленький плащ. (Илька)
Легко во все стороны раскидывал свои «извините» и «простите».Всегда всё знает и обо всём имеет своё собственное мнение. Именно из-за своего мнения был однажды выгнан с урока истории. ( Шурка)
Он был в тренировочных брюках, в чёрной футболке, темноволосый и тонкий хлюпик. Брови тонкие и такие же тёмные, как и волосы. Серые с синеватыми прожилками глаза.Длинные, загнутые кверху ресницы.(Владик)
Никогда не работал дома. Ему нечего было делать в это городе.Он уезжал работать в тайгу, где строили деревообделочные и бумажные комбинаты, дома бывал нечасто, наездами. (Отец Генки)
Высокий человек в сапогах, серой кепке и мешковатом сером костюме. Доски прогибались под его сапогами. Лицом он был похож на испанца: прямой нос, узкий подбородок, волосы на висках подстрижены низко, как у тореадора, но губы были широкие и мягкие, а волосы светлые. (Отец Владика – Иван Сергеевич)
Когда он был маленький, страх перед молнией загонял его на диван, заставлял прятаться с головой под папиным пальто и лежать почти без дыхания, пока не утихнут самые дальние раскаты. ( Генка)
Он топал весело и смело. Не ворчал, не поднимал воротника и не заталкивал в карманы покрасневших рук. Впереди никаких неприятностей. Даже уроков на дом не задали, потому что суббота. ( Генка)
Жесткий воротник безжалостно тёр мокрую шею. Можно было снять куртку, но для этого пришлось бы скидывать ранец. Кроме того, брюки держались на широких шёлковых лямках, которые он ненавидел и показывать никому не собирался. (Илька)
Угадай змея, кому принадлежит. Соотнести героя со змеем.
«Фрегат» - Владику
«Синий демон» - Петька Лиманов
«Кондор» - Генка
«Василёк» - Надька Колпакова
«Погонщик туч» - Толька Селькупов
«Шмель» - Яшка
« Пассат» - Игорь Кан
« Леонардо» - Володька Савин
«Битанго» - Антошка Калинов
« Тигрёнок» - Илька
Вопрос-ответ.
- На какой улице жил Владик? (улица Чехова)
- Профессия отца Владика? (инженер)
- Как звали учительницу английского языка, которая учила Генку? (Вера Генриховна)
- Кем хотел стать Владик? (метеорологом)
- Как назывался велосипед Владика? («Прогресс»)
- Чем отличался барометр-анероид Владика от такого же у Шурика? ( Не было стекла)
- Какую книгу вместе с Владиком читали ребята во дворе? ( «Аэлита»
А. Н. Толстого)
- Фамилия Генки? (Звягин)
- Какое слово написал Яшка на ремешке своей брезентовой сумки? (Африка)
- Воробей мечтал о марках, особенно ему нравился заляпанный пятнами леопард на синей марке какого королевства? (Бурунди)
- С помощью чего илька смог поджечь лодку? (с помощью пороха из патрона)
5) Просмотр фрагмента фильма. ( 1.39.35 – 1.42.20)
( Сцена с фламинго)
- Скажите, какую фразу скажет Илька? (Это не воробей. Сравнили пень с ярмаркой)
6) Подведение итогов.