СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная игра «Путешествие в Андерсенландию» (5-ые классы)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наверное, нет в мире человека, которому бы не было известно имя замечательного датского сказочника Ганса-Христиана Андерсена. «Дюймовочка» и «Огниво», «Принцесса на горошине» и «Гадкий утёнок», «Соловей» и «Калоши счастья» – кто не читал этих «историй»? Волшебный мир андерсеновских сказок покорял и покоряет своей добротой и поэтичностью.

«Там сверкали бенгальским огнём стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором, как лепестки цветов, отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья», – писал К.Г. Паустовский, передавая детские впечатления от знакомства с этим чудесным миром.

Сегодня у нас особенный день: нас ожидают путешествие в Сказочную страну и встреча со многими героями Андерсена. (Звучит песня И. Николаева «Маленькая страна» в исполнении Н. Королёвой.)

Просмотр содержимого документа
«Литературная игра «Путешествие в Андерсенландию» (5-ые классы)»

Литературная игра «Путешествие в Андерсенландию» (5-ые классы)

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя:

«Школьникам об Андерсене»


Нам Андерсен великий подарил

Гуманные лирические сказки…

Солдатик оловянный нам так мил,

Дюймовочки понравились нам глазки.


От снежной королевы нам тепло,

А лебеди вновь счастье обретают,

Русалочке с любовью не везло.

Он в лебедя утёнка превращает.


Фантазию и юмор породив,

Он жертвенность и стойкость возвеличил,

Неравенство с корыстью осудив,

Количество дел добрых увеличил.


Всем Андерсона надо прочитать!

Талантом одарил его всевышний.

Как жанр мы сказку будем почитать,

Всем изучить его совсем не лишне.


Фольклорного в нём доля велика,

В нём действуют и чувствуют игрушки…

Он Данию прославил на века,

Как наших россиян прославил Пушкин!



Наверное, нет в мире человека, которому бы не было известно имя замечательного датского сказочника Ганса-Христиана Андерсена. «Дюймовочка» и «Огниво», «Принцесса на горошине» и «Гадкий утёнок», «Соловей» и «Калоши счастья» – кто не читал этих «историй»? Волшебный мир андерсеновских сказок покорял и покоряет своей добротой и поэтичностью.

«Там сверкали бенгальским огнём стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором, как лепестки цветов, отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья», – писал К.Г. Паустовский, передавая детские впечатления от знакомства с этим чудесным миром.

Сегодня у нас особенный день: нас ожидают путешествие в Сказочную страну и встреча со многими героями Андерсена. (Звучит песня И. Николаева «Маленькая страна» в исполнении Н. Королёвой.)


Ребята, давайте поприветствуем членов нашего жюри! … будут оценивать ваши представления и ответы.

Наша литературная игра состоит из 5 конкурсов. А начнём мы с разминки!


  1. Разминка-пазл

На доске прикреплены части репродукции картины Н. Ромадина «Сон Андерсена». От каждой команды выходит по 1 человеку, задача которого – сложить из «кусочков» целое полотно. Побеждает та команда, участник которой быстрее другого справится с заданием. (Победитель получает 5 баллов).

Команды, тем временем, работают с карточками. На каждую букву необходимо вспомнить героя из сказок Андерсена.


  1. Театр сказок. Домашнее задание.

  1. Конкурс инсценировок. (Выступления оценивает жюри по 10-балльной шкале)

Приглашаем 1-ую команду: инсценировка эпизода из сказки «Свинопас». 2-ая команда подготовила инсценировку эпизода из сказки «Дурень Ганс».


  1. Викторина

Вопросы для всех команд. Спрашиваю тех, кто первым поднял руку. За правильный ответ команда получает 1 балл. Жюри фиксирует баллы. В конце конкурса мы переведём их в баллы.


1. Как начинаются русские народные сказки? Ну конечно: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...». У Андерсена всё иначе. Интересно, помните ли вы, какие сказки начинаются словами:

- «Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку». («Огниво».)

- «Видали вы когда-нибудь старинный деревянный шкаф, совсем почерневший от времени?..» («Пастушка и трубочист».)

- «Ну, начнём! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь». («Снежная королева».)


2. В предисловии к сборнику «Новых сказок» Андерсен устами одной из своих героинь – Бузинной матушки – замечает: «Из действительности-то и вырастают чудеснейшие сказки!»

– Так, одну удивительную, полную захватывающих приключений историю он услышал от... ласточки. Какая это сказка? («Дюймовочка».)

– Другую интересную историю ему поведало... бутылочное горлышко. Вспомните название «истории». (Сказка так и называется – «Бутылочное горлышко».)

– Сюжет какой сказки, по уверению автора, «заимствован прямо из газет»? («Дурень Ганс»)


3. В сказках зачастую самые обыкновенные предметы получают необычное назначение.

– Одна андерсеновская героиня пишет письмо – на чём бы вы думали? – на сушёной треске. Что это за сказка? («Снежная королева». Письмо на треске пишет лапландка, отправляя Герду к северной родственнице.)

– В какой сказке герой в качестве транспортного средства использует... нет-нет, не ковёр-самолёт, не Сивку-бурку, а ... предмет мебели? («Сундук-самолёт».)

– Всем известен оловянный солдатик за его потрясающую стойкость. А помните ли вы, кто его родители и сколько у него было братьев? (Его матушка – старая оловянная ложка, а братьев у него – 24, так как всего оловянных солдатиков было 25.)


4. Необыкновенное, поистине сказочное истолкование получают у Андерсена многие природные явления. Вот, например:

– Коротая с детьми зимние вечера, бабушка рассказывает им разные интересные истории. Как-то она поведала про то, что такое снег и откуда берутся ледяные узоры на окнах. Помните ли вы эту историю? А название сказки и имена детей? («На дворе ветер крутил снег. – Это роятся белые пчёлки! – говорила старая бабушка. – А у них тоже есть королева? – спрашивал мальчик... – Есть, – отвечала бабушка. – Она там, где рой всего гуще всегда взлетает на чёрной туче. Часто по ночам пролетает она по городским улицам и заглядывает в окошки, и стёкла тогда покрываются ледяными узорами, словно цветами».) («Снежная королева»; Кай и Герда.)

– Какая легенда бытует среди жителей Крайнего Севера о возникновении северного сияния? В какой сказке говорится об этом? (В сказке «Снежная королева» Герда услышала от лапландки историю о том, что в Финляндии «Снежная королева живёт на даче и каждый вечер зажигает голубые бенгальские огни».)

– В одной из сказок Спички, рассказывая о своём детстве, умилённо вспоминают, как пили по утрам «бриллиантовый чай». Догадались ли вы, о каком «чае» идёт речь? (Речь идёт о росе, так как Спички «в детстве» были деревцем. А сказка эта называется «Сундук-самолёт».)


5. Русская пословица говорит: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». А мы с вами попробуем «поймать» слово и даже определить, из чьих уст оно “вылетело”. Итак, кому из андерсеновских персонажей принадлежат следующие афоризмы?

- “Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься”. (Крот; «Дюймовочка».)

- “Да, позолота-то сотрётся, // Свиная ж кожа остаётся!” (Стены, лоскуток свиной кожи; «Старый дом».)

- “Как добры все люди и животные!” (Герда; «Снежная королева».)

- “Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!” (Автор; «Гадкий утёнок».)

- “Я слишком тонка, я не создана для этого мира!” (Штопальная игла, героиня одноимённой сказки.)


  1. Потерянные предметы.

Посмотрите на экран, перед вами предметы. Определите, из каких сказок Андерсена они взяты: спички, игла, зонтик, роза, ложка, башмак.




  1. Театр пантомимы. (Выступления оценивает жюри по 3-балльной шкале.)

Участники команды вытягивают карточку с названием сказки и показывают ее своей команде без слов, так, чтобы команда догадалась, какую сказку вытянул участник.



  1. Музей восковых фигур

Приглашаем восковые фигуры к составлению галереи, а также «экскурсоводов», которые расскажут нам об «экспонатах» воображаемого музея (каждый о своих, разумеется). Жюри оценит исполнителей по 5-балльной шкале.



VI. Конкурс знатоков. «Кто есть кто?»

Для участия в конкурсе выходят капитаны каждой команды, которые и будут знатоками.

Конкурс проходит в 2 этапа. Сначала знатоки должны ответить на вопросы, причём они не имеют права совещаться с командой. За правильный ответ они получают 1 балл. Все вопросы начинаются со слова “кто” (исходя из названия конкурса).

1 этап.

Вопросы:

1. Кто из андерсеновских героев знает столько сказок, сколько “никто на свете не знает”? (Оле-Лукойе, герой одноимённой сказки.)

2. Кто из героев Андерсена носил уникальное воинское звание “обер-ундер-генерал-адмирал-сержант”, не имеющее аналогов в мире? (Козлоног; «Пастушка и трубочист».)

3. Кто из андерсеновских героев поначалу был “пребезобразным”, а потом стал “прекраснейшим между прекрасными”? (Утёнок-лебедь; «Гадкий утёнок».)

4. “– Я не принесу никакого свадебного подарка, кроме сказки!” – заявил один герой своей невесте. А невеста была турецкой принцессой. Кто же сей жених? (Купеческий сын; «Сундук-самолёт».)

5. Кто из персонажей сказок Андерсена был таким богачом, что “мог бы вымостить серебряными деньгами целую улицу”, но не делал этого, так как “знал, куда девать деньги”? (Купец; «Сундук-самолёт».)

2 этап.

Угадай героя!

Уважаемые капитаны, сейчас я буду последовательно в виде тезисов сообщать некоторые сведения о герое. Вам предоставляется возможность угадать этого героя с трёх попыток. Если вы сможете назвать персонажа сразу же, едва я выдвину первый тезис, то вы принесёте своему коллективу максимальное количество баллов – 3. В случае же, если вы дадите правильный ответ со второй или с третьей попытки, на командный счёт поступит, соответственно, либо 2, либо только 1 очко.

Задание знатоку команды № 1.

Этот герой:

а) имеет родного брата, которого люди зовут Смертью;

б) получает немало выгодных предложений от пожилых людей, но ни к кому не приходит за деньги; детей же посещает каждый вечер;

в) владеет таинством рецептуры безотказного снотворного средства, способен управлять сновидениями человека с помощью нехитрых приспособлений, обычно используемых людьми для защиты от солнца и дождя.

(Оле-Лукойе из одноимённой сказки.)

Эти герои:

а) “были отличной парочкой, оба молоды... и оба одинаково хрупки”;

б) считали звёзды, сидя на краю печной трубы, “очень устали, и было от чего!”

в) “оба из фарфора”, “любили друг друга, пока не разбились”.

(Пастушка и трубочист, главные герои одноимённой сказки.)


Задание знатоку команды № 2.

Эта героиня:

а) хороша собой (все, кто видел её, утверждали, что никогда не встречали такой прелестной девушки), “стала первой красавицей при дворе, но оставалась... немой...”;

б) обладала “плавной, скользящей походкой” – ни одна танцовщица не могла сравниться с ней, но никто не знал, что ступала она “как по лезвию ножа”, каждый шаг причинял ей невыносимую боль;

в) мечтала обрести бессмертную душу, как у людей, но обратилась в морскую пену.

(Русалочка, главная героиня одноимённой сказки.)

Эти герои:

а) вынуждены были жить на чужбине, лишь раз в год им позволено было возвращаться и проводить на родине всего одиннадцать дней;

б) колдовскими чарами были лишены человеческого облика;

в) освободились от злого заклятья с помощью одежды, изготовленной из стеблей жгучего растения руками близкого им человека.

(Братья Элизы; «Дикие лебеди».)


Заключительное слово учителя:

Великий сказочник подарил миру множество чудесных произведений. Много лет прошло после его смерти, а мы всё слышим его живой голос. Сказки Андерсена учат уважать честных, трудолюбивых, бескорыстных и мужественных людей, горячо любить настоящую красоту. Хочется надеяться, что, прочитав андерсеновские «истории», люди станут добрее и мудрее.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!