Литературная игра «Путешествие в Андерсенландию» (5-ые классы)
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя:
«Школьникам об Андерсене»
Нам Андерсен великий подарил
Гуманные лирические сказки…
Солдатик оловянный нам так мил,
Дюймовочки понравились нам глазки.
От снежной королевы нам тепло,
А лебеди вновь счастье обретают,
Русалочке с любовью не везло.
Он в лебедя утёнка превращает.
Фантазию и юмор породив,
Он жертвенность и стойкость возвеличил,
Неравенство с корыстью осудив,
Количество дел добрых увеличил.
Всем Андерсона надо прочитать!
Талантом одарил его всевышний.
Как жанр мы сказку будем почитать,
Всем изучить его совсем не лишне.
Фольклорного в нём доля велика,
В нём действуют и чувствуют игрушки…
Он Данию прославил на века,
Как наших россиян прославил Пушкин!
Наверное, нет в мире человека, которому бы не было известно имя замечательного датского сказочника Ганса-Христиана Андерсена. «Дюймовочка» и «Огниво», «Принцесса на горошине» и «Гадкий утёнок», «Соловей» и «Калоши счастья» – кто не читал этих «историй»? Волшебный мир андерсеновских сказок покорял и покоряет своей добротой и поэтичностью.
«Там сверкали бенгальским огнём стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором, как лепестки цветов, отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья», – писал К.Г. Паустовский, передавая детские впечатления от знакомства с этим чудесным миром.
Сегодня у нас особенный день: нас ожидают путешествие в Сказочную страну и встреча со многими героями Андерсена. (Звучит песня И. Николаева «Маленькая страна» в исполнении Н. Королёвой.)
Ребята, давайте поприветствуем членов нашего жюри! … будут оценивать ваши представления и ответы.
Наша литературная игра состоит из 5 конкурсов. А начнём мы с разминки!
Разминка-пазл
На доске прикреплены части репродукции картины Н. Ромадина «Сон Андерсена». От каждой команды выходит по 1 человеку, задача которого – сложить из «кусочков» целое полотно. Побеждает та команда, участник которой быстрее другого справится с заданием. (Победитель получает 5 баллов).
Команды, тем временем, работают с карточками. На каждую букву необходимо вспомнить героя из сказок Андерсена.
Театр сказок. Домашнее задание.
Конкурс инсценировок. (Выступления оценивает жюри по 10-балльной шкале)
Приглашаем 1-ую команду: инсценировка эпизода из сказки «Свинопас». 2-ая команда подготовила инсценировку эпизода из сказки «Дурень Ганс».
Викторина
Вопросы для всех команд. Спрашиваю тех, кто первым поднял руку. За правильный ответ команда получает 1 балл. Жюри фиксирует баллы. В конце конкурса мы переведём их в баллы.
1. Как начинаются русские народные сказки? Ну конечно: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...». У Андерсена всё иначе. Интересно, помните ли вы, какие сказки начинаются словами:
- «Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку». («Огниво».)
- «Видали вы когда-нибудь старинный деревянный шкаф, совсем почерневший от времени?..» («Пастушка и трубочист».)
- «Ну, начнём! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь». («Снежная королева».)
2. В предисловии к сборнику «Новых сказок» Андерсен устами одной из своих героинь – Бузинной матушки – замечает: «Из действительности-то и вырастают чудеснейшие сказки!»
– Так, одну удивительную, полную захватывающих приключений историю он услышал от... ласточки. Какая это сказка? («Дюймовочка».)
– Другую интересную историю ему поведало... бутылочное горлышко. Вспомните название «истории». (Сказка так и называется – «Бутылочное горлышко».)
– Сюжет какой сказки, по уверению автора, «заимствован прямо из газет»? («Дурень Ганс»)
3. В сказках зачастую самые обыкновенные предметы получают необычное назначение.
– Одна андерсеновская героиня пишет письмо – на чём бы вы думали? – на сушёной треске. Что это за сказка? («Снежная королева». Письмо на треске пишет лапландка, отправляя Герду к северной родственнице.)
– В какой сказке герой в качестве транспортного средства использует... нет-нет, не ковёр-самолёт, не Сивку-бурку, а ... предмет мебели? («Сундук-самолёт».)
– Всем известен оловянный солдатик за его потрясающую стойкость. А помните ли вы, кто его родители и сколько у него было братьев? (Его матушка – старая оловянная ложка, а братьев у него – 24, так как всего оловянных солдатиков было 25.)
4. Необыкновенное, поистине сказочное истолкование получают у Андерсена многие природные явления. Вот, например:
– Коротая с детьми зимние вечера, бабушка рассказывает им разные интересные истории. Как-то она поведала про то, что такое снег и откуда берутся ледяные узоры на окнах. Помните ли вы эту историю? А название сказки и имена детей? («На дворе ветер крутил снег. – Это роятся белые пчёлки! – говорила старая бабушка. – А у них тоже есть королева? – спрашивал мальчик... – Есть, – отвечала бабушка. – Она там, где рой всего гуще всегда взлетает на чёрной туче. Часто по ночам пролетает она по городским улицам и заглядывает в окошки, и стёкла тогда покрываются ледяными узорами, словно цветами».) («Снежная королева»; Кай и Герда.)
– Какая легенда бытует среди жителей Крайнего Севера о возникновении северного сияния? В какой сказке говорится об этом? (В сказке «Снежная королева» Герда услышала от лапландки историю о том, что в Финляндии «Снежная королева живёт на даче и каждый вечер зажигает голубые бенгальские огни».)
– В одной из сказок Спички, рассказывая о своём детстве, умилённо вспоминают, как пили по утрам «бриллиантовый чай». Догадались ли вы, о каком «чае» идёт речь? (Речь идёт о росе, так как Спички «в детстве» были деревцем. А сказка эта называется «Сундук-самолёт».)
5. Русская пословица говорит: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». А мы с вами попробуем «поймать» слово и даже определить, из чьих уст оно “вылетело”. Итак, кому из андерсеновских персонажей принадлежат следующие афоризмы?
- “Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься”. (Крот; «Дюймовочка».)
- “Да, позолота-то сотрётся, // Свиная ж кожа остаётся!” (Стены, лоскуток свиной кожи; «Старый дом».)
- “Как добры все люди и животные!” (Герда; «Снежная королева».)
- “Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!” (Автор; «Гадкий утёнок».)
- “Я слишком тонка, я не создана для этого мира!” (Штопальная игла, героиня одноимённой сказки.)
Потерянные предметы.
Посмотрите на экран, перед вами предметы. Определите, из каких сказок Андерсена они взяты: спички, игла, зонтик, роза, ложка, башмак.
Театр пантомимы. (Выступления оценивает жюри по 3-балльной шкале.)
Участники команды вытягивают карточку с названием сказки и показывают ее своей команде без слов, так, чтобы команда догадалась, какую сказку вытянул участник.
Музей восковых фигур
Приглашаем восковые фигуры к составлению галереи, а также «экскурсоводов», которые расскажут нам об «экспонатах» воображаемого музея (каждый о своих, разумеется). Жюри оценит исполнителей по 5-балльной шкале.
VI. Конкурс знатоков. «Кто есть кто?»
Для участия в конкурсе выходят капитаны каждой команды, которые и будут знатоками.
Конкурс проходит в 2 этапа. Сначала знатоки должны ответить на вопросы, причём они не имеют права совещаться с командой. За правильный ответ они получают 1 балл. Все вопросы начинаются со слова “кто” (исходя из названия конкурса).
1 этап.
Вопросы:
1. Кто из андерсеновских героев знает столько сказок, сколько “никто на свете не знает”? (Оле-Лукойе, герой одноимённой сказки.)
2. Кто из героев Андерсена носил уникальное воинское звание “обер-ундер-генерал-адмирал-сержант”, не имеющее аналогов в мире? (Козлоног; «Пастушка и трубочист».)
3. Кто из андерсеновских героев поначалу был “пребезобразным”, а потом стал “прекраснейшим между прекрасными”? (Утёнок-лебедь; «Гадкий утёнок».)
4. “– Я не принесу никакого свадебного подарка, кроме сказки!” – заявил один герой своей невесте. А невеста была турецкой принцессой. Кто же сей жених? (Купеческий сын; «Сундук-самолёт».)
5. Кто из персонажей сказок Андерсена был таким богачом, что “мог бы вымостить серебряными деньгами целую улицу”, но не делал этого, так как “знал, куда девать деньги”? (Купец; «Сундук-самолёт».)
2 этап.
Угадай героя!
Уважаемые капитаны, сейчас я буду последовательно в виде тезисов сообщать некоторые сведения о герое. Вам предоставляется возможность угадать этого героя с трёх попыток. Если вы сможете назвать персонажа сразу же, едва я выдвину первый тезис, то вы принесёте своему коллективу максимальное количество баллов – 3. В случае же, если вы дадите правильный ответ со второй или с третьей попытки, на командный счёт поступит, соответственно, либо 2, либо только 1 очко.
Задание знатоку команды № 1.
Этот герой:
а) имеет родного брата, которого люди зовут Смертью;
б) получает немало выгодных предложений от пожилых людей, но ни к кому не приходит за деньги; детей же посещает каждый вечер;
в) владеет таинством рецептуры безотказного снотворного средства, способен управлять сновидениями человека с помощью нехитрых приспособлений, обычно используемых людьми для защиты от солнца и дождя.
(Оле-Лукойе из одноимённой сказки.)
Эти герои:
а) “были отличной парочкой, оба молоды... и оба одинаково хрупки”;
б) считали звёзды, сидя на краю печной трубы, “очень устали, и было от чего!”
в) “оба из фарфора”, “любили друг друга, пока не разбились”.
(Пастушка и трубочист, главные герои одноимённой сказки.)
Задание знатоку команды № 2.
Эта героиня:
а) хороша собой (все, кто видел её, утверждали, что никогда не встречали такой прелестной девушки), “стала первой красавицей при дворе, но оставалась... немой...”;
б) обладала “плавной, скользящей походкой” – ни одна танцовщица не могла сравниться с ней, но никто не знал, что ступала она “как по лезвию ножа”, каждый шаг причинял ей невыносимую боль;
в) мечтала обрести бессмертную душу, как у людей, но обратилась в морскую пену.
(Русалочка, главная героиня одноимённой сказки.)
Эти герои:
а) вынуждены были жить на чужбине, лишь раз в год им позволено было возвращаться и проводить на родине всего одиннадцать дней;
б) колдовскими чарами были лишены человеческого облика;
в) освободились от злого заклятья с помощью одежды, изготовленной из стеблей жгучего растения руками близкого им человека.
(Братья Элизы; «Дикие лебеди».)
Заключительное слово учителя:
Великий сказочник подарил миру множество чудесных произведений. Много лет прошло после его смерти, а мы всё слышим его живой голос. Сказки Андерсена учат уважать честных, трудолюбивых, бескорыстных и мужественных людей, горячо любить настоящую красоту. Хочется надеяться, что, прочитав андерсеновские «истории», люди станут добрее и мудрее.