СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная игра «Умники и умницы» по творчеству Ф.М.Достоевского и роману «Преступление и наказание».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1. Обобщить знания учащихся по теме: «Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание».

            2. Развивать умение четко и лаконично излагать свои мысли, рассуждать.

             3. Воспитывать интерес к литературе, внимательное отношение деталям, слову; самостоятельность.

Просмотр содержимого документа
«Литературная игра «Умники и умницы» по творчеству Ф.М.Достоевского и роману «Преступление и наказание».»



Литературная игра «Умники и умницы»

по творчеству Ф.М.Достоевского и роману «Преступление и наказание».

Цели: 1. Обобщить знания учащихся по теме: «Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание».

2. Развивать умение четко и лаконично излагать свои мысли, рассуждать.

3. Воспитывать интерес к литературе, внимательное отношение деталям, слову; самостоятельность.


Первый агон.

Вопросы для розыгрыша дорожек:

1.Из какого рода происходили Достоевские? (Ртищевы)

2. Где прошло отрочество писателя? (в Военно-инженерном училище)

3. Как назывался первый роман писателя? («Бедные люди»)

4.Какой кружок посещал Ф.М.Достоевский? (Петрашевского)

Зеленая дорожка.

  1. Назовите имя любимой жены Достоевского. (Анна Сниткина)

  2. Во сколько обошлись Раскольникову похороны Мармеладова? (25 рублей)

  3. Чей это портрет?

Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, с еще прекрасными темно-русыми волосами и... с раскрасневшимися до пятен щеками. Глаза ее блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен...

(Катерина Ивановна)

  1. Чья это комната?

Это была крошечная клетушка, шагов десять длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отстававшими от стен обоями.. Было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг… (Раскольников)



Желтая дорожка.

1.Назовите три произведения Ф.М.Достоевского, помимо «Преступления и наказания».

2. Вспомните, во сколько обходятся Раскольникову проценты с заложенных у Алены Ивановны часов и кольца. (проценты у Алены Ивановны составляли 10 копеек с рубля в месяц; таким образом, за часы Родя был должен 15 копеек, а за кольцо – 20)

3. Чья это комната?

Это была большая комната, но чрезвычайно низкая.. Комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника… Один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя хорошенько; другой угол был слишком безобразно тупой. (Соня Мармеладова)


Красная дорожка.

  1. Чей это портрет?

Это был человек лет тридцати пяти.. полный даже с брюшком, выбритый, без усов и бакенбард… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого…Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском..

(Порфирий Петрович)

2. Заглавие «Преступление и наказание» обращает читателя к «юридической» стороне романного действия. Вспомните, какие персонажи романа по профессии юристы. (Порфирий Петрович, Заметов – судебные следователи; Илья Петрович – помощник квартального; Лужин – адвокат; но и сам Раскольников учился когда-то на юридическом факультете).


Второй агон.

Вопросы для розыгрыша дорожек.

  1. Какие недуги преследовали писателя? (эпилепсия)

  2. Он был отъявленным игроком, какая же игра так влекла его? (рулетка)

  3. Какое прозвище носила жена Достоевского в своей семье до замужества? (Неточка Незванова, так звали героиню одноименной повести Достоевского)

  4. Сколько лет разницы была у писателя с женой? (15-17)


Зеленая дорожка.

  1. Чей это портрет?

Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. (Раскольников)

2. Как Достоевский называет Петербург. Какое дает ему определение? (безобразный город)

3. Какие знаки препинания наиболее точно выражают эмоциональную атмосферу «Преступления и наказания»? (в тексте максимальная нагрузка приходится на ! и ? знаки, а также на комбинированные – «!…», «!?».

4. Какого политического деятеля часто упоминает автор на страницах романа? (Наполеона)


Желтая дорожка.

1.Чья это комната?

Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы…туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках.

(комната Алены Ивановны)

  1. Назовите основные «уроки Мармеладова». (бедность – не порок, нищета-порок; каждому человеку, даже опустившемуся, надо, чтобы было куда пойти, ища сострадания)

  2. Какие исторические места Петербурга упоминает писатель? (Сенная площадь, Исакиевский собор?)


Красная дорожка.

  1. По какому композиционному принципу строятся в романе следующие эпизоды:

  • драка хозяйки Раскольникова и Ильи Петровича – помощника надзирателя;

  • моровая язва, идущая из Азии в Европу;

  • встреча Свидригайлова с шестилетней проституткой? (Сны Раскольникова и Свидригайлова)

  1. Какие из перечисленных имен мифологических персонажей упоминаются в «Преступлении и наказании»?:

Марфа, Лазарь, Понтий Пилат, Мария, Иосиф из Аримафеи, Петр.

(Лазарь, Марфа и Мария).

Финал.

Вопрос для финалистов:

Чем понравился вам Ф.М.Достоевский как личность?

(выступление 1 мин)


Зеленая дорожка.


1.Чем в последнее время занимался Разумихин, до болезни Раскольникова? (переводами мед.статей)

2. Кого убил Раскольников? (старуху-процентщицу)

3. Назовите орудие преступления? (топор)

4.Какое наказание понес герой «Преступления и наказания»?

(был отправлен в ссылку)



Желтая дорожка.


1. Сколько языков знал Разумихин? (три)

2.Когда Соня впервые познакомилась с Раскольниковым?

(когда отец попал под телегу, и позвали Раскольникова)

  1. Чья это комната: «Это была крошечная клетушка, щагов десять длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями.. Было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг».

(комната Раскольникова)


Красная дорожка.


  1. Назовите «двойников» Раскольников? (Лужин, Свидригайлов)

  2. Назовите основные положения философии Раскольникова.




Подведение итогов:

- Понравилась ли вам такая форма урока?

- Как вы думаете на что нужно обращать внимание при подготовке к такому типу урока?

Выставление оценок.


Спасибо за участие!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!