СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Литературная мозаика" Рабочая программа внеурочного модуля

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вызвать интерес к творческой жизни, развивать творчество в детях, помочь приобрести способность откликаться сердцем на радости и печали помогает работа по изданию школьного литературного журнала «Литературная мозаика».

Просмотр содержимого документа
«"Литературная мозаика" Рабочая программа внеурочного модуля»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 28


Рассмотрена на заседании МО гуманитарного цикла

МАОУ СОШ № 28

Протокол №1от ___.08.2013г.


Утверждена на заседании Педагогического совета

МАОУ СОШ № 28

Протокол №1от __.08.2013г.

Введена в действие

приказом директора

МАОУ СОШ № 28

Приказ №____ от ___.08.2013г.


Директор

МАОУ СОШ №28

А.В.Ерохин

Подпись












Рабочая программа

Модуль «Литературная мозаика»

(создание школьного литературного журнала)

6 класс









Составитель:

Н.В.Вершкова – учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №28












Калининград


2013

Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочного модуля «Литературная мозаика» (создание школьного литературного журнала) для 6 класса составлена на основе Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Литература – это часть искусства, которая является важной сферой, где духовные ценности реализуются и живут практически в чистом виде. Воспитание художественной культуры и развитие литературных способностей помогает детям осознать единство мира и своё место в этом мире. Её цель – приобщить ребёнка к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество и читательское сотворчество.

Вызвать интерес к творческой жизни, развивать творчество в детях, помочь приобрести способность откликаться сердцем на радости и печали помогает работа по изданию школьного литературного журнала «Литературная мозаика». В нем печатаются литературные и изобразительные творения учащихся школы. Журнал служит целям литературного самообразования, дает возможность:

  1. размышлять о волшебной силе слова;

  2. сблизиться душам читателей, редакторов, авторов;

  3. самосовершенствоваться, воспитывать сердце и разум;

  4. формировать свой внутренний мир.

Комплексный характер занятий предполагает использование различных видов искусств. Необходимо учитывать, что развитие литературных способностей должно начинаться с удивления, раздумья о художественных образах.


Программа рассчитана на 10 часов (1 час в неделю).


Формы обучения:

  • Беседы

  • Экскурсии. Путешествие в мир красок, звуков и законов родной природы.

  • Практические занятия «Творение слова»

  • Творческие отчёты

Формы организации учебных занятий:

1. Классно-урочная (дифференциация)

2. Коллективное творчество: работа в паре, работа в группе, метод мозгового штурма, учебные игры, творческие игры

3. Индивидуальный способ: определение уровня развития ребенка (его качеств и способностей), определяются долгосрочные и краткосрочные цели и пути их достижения, участие родителей, оценка успехов ребенка

4. Частично-поисковый метод

5. Исследовательская практика

Беседы, литературные игры, экскурсии – все эти формы работы - первый этап создания журнала. Этап вовлечения детей в деятельность.

Второй этап – работа редакционной группы. Отбор и систематизация представленного материала, сбор сведений об авторах, составление вступительной статьи, художественное оформление журнала.

Третий этап – создание презентации нового номера, организация творческой встречи с юными авторами.


Предполагаемые результаты.

Личностные

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, умение видеть красоту мира, видеть и поддерживать добро, проявлять сочувствие, сопереживание.

  • воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные

  • умение понимать учебную задачу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, строить устные и письменные высказывания;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные

  • знать жанры литературы, их структуру; уметь «сотворить» произведение различных жанров;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

    • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

    • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Формы контроля и критерии оценки

Итоговый продукт – «Литературный журнал» периодичностью 1 раз в четверть. Презентация нового номера. Творческая встреча с авторами.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение 1992 г.

  2. Львов И.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие. – М.: Дидакт, 1993 г.

  3. Синицын В.А. Путь к слову. – М.: Столетие, 1997 г.

  4. Шульговский Н.Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский дом Мещеряка, 2008 г.

  5. Чернова Т.А. «Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы», М.: Планета, 2011 г.

  6. Альбеткова Р.И. «Русская словесность. 6 класс» - М.: Дрофа, 2008 г.

  7. ЭОР http://school-collection.edu.ru

  8. ЭОР http://fcior.edu.ru

  9. ЭОР http://www.openclass.ru/wiki-pages

  10. http://ru.wikipedia.org

  11. http://www.psyedu.ru/view.php?id=370&a=da

  12. http://www.svetozar.org/index/name/themes

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Раздел/ Тема

Кол-во

часов

Содержание темы

Обучение детей с ОВЗ

Вид контроля

Оборудование

Планируемые результаты

Дата

1.

Я познаю мир... (Проектное и исследовательское творчество)

1

Изучение литературных источников по теме, сбор фактического материала (Собираю «что-то новенькое»)



ПК,

предыдущие выпуски журнала

Метапредметные: развивать способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач; работать с информацией, представленной в разных источниках и в разном виде (тексты разных жанров, словарные статьи, таблицы, схемы и т. п.). Формировать умение обобщать информацию и делать выводы

03.09

2.

Юные прозаики Знакомство с различными типами речи.

1

Описание. Учись рисовать словами. «В мире красок, звуков и запахов родной природы» (экскурсия). Рассказы о природе.

Составление предложений из предложенных словосочетаний на заданную тему

Лирическая зарисовка о природе

Отрывки из худ. литературы с описанием природы,

цветные карандаши,

бумага А4, ПК

Предметные: знать жанровые особенности рассказа, структуру текста-описания; понимать смысл задачи, владеть устной и письменной речью, уметь использовать приобретенные знания для создания собственного текста; формулировать письменное высказывание, соблюдая заданную структуру Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, работать по плану. Личностные: воспитывать уважительное отношение к родной природе, развивать творческие способности.

10.09

3.


1

Повествование. Рассказ о том «Что, где, когда» произошло. Умейте видеть и запоминать увиденное. Рассказы о братьях наших меньших. Рассказ о семье. Рассказ о школьной жизни.

Создание миниатюры на заданную тему

Рассказ на тему «С нами не соскучишься» или «Перемена, перемена…»

Отрывки из худ. литературы по теме

ПК

Предметные: знать жанровые особенности рассказа, структуру текста-повествования; понимать смысл задачи, владеть устной и письменной речью, уметь использовать приобретенные знания для создания собственного текста; формулировать письменное высказывание, соблюдая заданную структуру Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, работать по плану. Личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности, развивать творческие способности.

17.09

4.


1

Повествование. Заставляй работать своё воображение. Фантазийные рассказы

Создание сказки по опорным карточкам

Сказка, басня

Отрывки из худ. литературы по теме

ПК

Предметные: знать жанровые особенности рассказа, структуру текста-повествования; понимать смысл задачи, владеть устной и письменной речью, уметь использовать приобретенные знания для создания собственного текста; формулировать письменное высказывание, соблюдая заданную структуру Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, работать по плану. Личностные: развивать творческие способности.

24.09

5.


1

Рассуждение. Рассказ о том «Почему?» Рассказы о том, что очень дорого, о родном городе, об улице, о Родине, о добром и вечном.

Составление предложений с подчинительными союзами потому что, если…, то.. и т.п.

Эссе

Отрывки из худ. литературы по теме

ПК

Предметные: знать жанровые особенности рассказа, структуру текста-рассуждения; понимать смысл задачи, владеть устной и письменной речью, уметь использовать приобретенные знания для создания собственного текста; формулировать письменное высказывание, соблюдая заданную структуру Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, работать по плану. Личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитывать чувство любви к родному краю, многонациональному Отечеству, развивать творческие способности.

01.10

6.

Мир поэзии

1

Учимся читать и понимать стихи. Талант поэтов. Волшебство эпитета, метафоры, сравнения. Чудо стихотворного слова. Ассоциативность – как средство индивидуального видения мира.

Ответы на вопросы по стихотворению

Анализ стихотворения

Стихи,

ПК

Предметные: знать о поэтах. Знать изобразительно-выразительные средства. Уметь анализировать лирическое произведение. Метапредметные: владеть смысловым чтением, находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, устанавливать причинно-следственные связи, определять цель, проблему в учебной деятельности, работать по плану. Личностные: воспитывать уважительное отношение к русской литературе, развивать творческие способности.

08.10

7.


1

Учимся писать стихи. Игры в рифму. Что такое буриме? Мои фантазии. Рисуем стихотворение. О чём я могу написать. Отбор материалов для стихов. Звукоподражание.

Составление рифм

Собственное стихотворение

Карточки с рифмами


Предметные: знать определение понятий ритм, рифма (перекре-стная, парная, опоясывающая), строфа; понимать отличие речи прозаической и стихотворной, объяснять ритмическую и смы-словую роль рифмы в стихотвор-ном произведении. Метапред-метные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интере-сов. Личностные: развивать творческие способности.

15.10

8.

Читательские мнения

1

Критические статьи. Отзыв о прочитанном произведении. Рецензия.

Отзыв о прочитанном

Отзыв о прочитанном произведении

ПК

Предметные: воспринимать текст литературного произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения. Метапредметные: владеть смысловым чтением, находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, устанавливать причинно-следственные связи на простом уровне. Излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами. Личностные: оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных учебных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать и проявлять себя гражданином России, осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции.

22.10

9

Литературный вернисаж

1

Создание иллюстраций к прочитанным произведениям.

Создание иллюстрации

Иллюстрация к прочитанному произведению

Бумага А4, краски, цветные карандаши, отрывки из произведений худ. литературы

Предметные: сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; Метапредметные: работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки. Личностные: развивать творческие способности.

30.10

10.

Зачем и как нужно оформить мою работу? А как другим показать?

1

Оформление результатов работы и подготовка к ее презентации


Оформление журнала

ПК

Личностные: оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных учебных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции.

30.10






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!