Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 28
Рассмотрена на заседании МО гуманитарного цикла МАОУ СОШ № 28 Протокол №1от ___.08.2013г. | Утверждена на заседании Педагогического совета МАОУ СОШ № 28 Протокол №1от __.08.2013г. | Введена в действие приказом директора МАОУ СОШ № 28 Приказ №____ от ___.08.2013г. |
| Директор МАОУ СОШ №28 А.В.Ерохин Подпись | |
Рабочая программа
Модуль «Литературная мозаика»
(создание школьного литературного журнала)
6 класс
Составитель:
Н.В.Вершкова – учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №28
Калининград
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочного модуля «Литературная мозаика» (создание школьного литературного журнала) для 6 класса составлена на основе Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Литература – это часть искусства, которая является важной сферой, где духовные ценности реализуются и живут практически в чистом виде. Воспитание художественной культуры и развитие литературных способностей помогает детям осознать единство мира и своё место в этом мире. Её цель – приобщить ребёнка к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество и читательское сотворчество.
Вызвать интерес к творческой жизни, развивать творчество в детях, помочь приобрести способность откликаться сердцем на радости и печали помогает работа по изданию школьного литературного журнала «Литературная мозаика». В нем печатаются литературные и изобразительные творения учащихся школы. Журнал служит целям литературного самообразования, дает возможность:
размышлять о волшебной силе слова;
сблизиться душам читателей, редакторов, авторов;
самосовершенствоваться, воспитывать сердце и разум;
формировать свой внутренний мир.
Комплексный характер занятий предполагает использование различных видов искусств. Необходимо учитывать, что развитие литературных способностей должно начинаться с удивления, раздумья о художественных образах.
Программа рассчитана на 10 часов (1 час в неделю).
Формы обучения:
Беседы
Экскурсии. Путешествие в мир красок, звуков и законов родной природы.
Практические занятия «Творение слова»
Творческие отчёты
Формы организации учебных занятий:
1. Классно-урочная (дифференциация)
2. Коллективное творчество: работа в паре, работа в группе, метод мозгового штурма, учебные игры, творческие игры
3. Индивидуальный способ: определение уровня развития ребенка (его качеств и способностей), определяются долгосрочные и краткосрочные цели и пути их достижения, участие родителей, оценка успехов ребенка
4. Частично-поисковый метод
5. Исследовательская практика
Беседы, литературные игры, экскурсии – все эти формы работы - первый этап создания журнала. Этап вовлечения детей в деятельность.
Второй этап – работа редакционной группы. Отбор и систематизация представленного материала, сбор сведений об авторах, составление вступительной статьи, художественное оформление журнала.
Третий этап – создание презентации нового номера, организация творческой встречи с юными авторами.
Предполагаемые результаты.
Личностные
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, умение видеть красоту мира, видеть и поддерживать добро, проявлять сочувствие, сопереживание.
воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные
умение понимать учебную задачу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, строить устные и письменные высказывания;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные
знать жанры литературы, их структуру; уметь «сотворить» произведение различных жанров;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Формы контроля и критерии оценки
Итоговый продукт – «Литературный журнал» периодичностью 1 раз в четверть. Презентация нового номера. Творческая встреча с авторами.
Перечень учебно-методического обеспечения
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение 1992 г.
Львов И.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие. – М.: Дидакт, 1993 г.
Синицын В.А. Путь к слову. – М.: Столетие, 1997 г.
Шульговский Н.Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский дом Мещеряка, 2008 г.
Чернова Т.А. «Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы», М.: Планета, 2011 г.
Альбеткова Р.И. «Русская словесность. 6 класс» - М.: Дрофа, 2008 г.
ЭОР http://school-collection.edu.ru
ЭОР http://fcior.edu.ru
ЭОР http://www.openclass.ru/wiki-pages
http://ru.wikipedia.org
http://www.psyedu.ru/view.php?id=370&a=da
http://www.svetozar.org/index/name/themes
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Раздел/ Тема | Кол-во часов | Содержание темы | Обучение детей с ОВЗ | Вид контроля | Оборудование | Планируемые результаты | Дата |
1. | Я познаю мир... (Проектное и исследовательское творчество) | 1 | Изучение литературных источников по теме, сбор фактического материала (Собираю «что-то новенькое») | | | ПК, предыдущие выпуски журнала | Метапредметные: развивать способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач; работать с информацией, представленной в разных источниках и в разном виде (тексты разных жанров, словарные статьи, таблицы, схемы и т. п.). Формировать умение обобщать информацию и делать выводы | 03.09 |
2. | Юные прозаики Знакомство с различными типами речи. | 1 | Описание. Учись рисовать словами. «В мире красок, звуков и запахов родной природы» (экскурсия). Рассказы о природе. | Составление предложений из предложенных словосочетаний на заданную тему | Лирическая зарисовка о природе | Отрывки из худ. литературы с описанием природы, цветные карандаши, бумага А4, ПК | Предметные: знать жанровые особенности рассказа, структуру текста-описания; понимать смысл задачи, владеть устной и письменной речью, уметь использовать приобретенные знания для создания собственного текста; формулировать письменное высказывание, соблюдая заданную структуру Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, работать по плану. Личностные: воспитывать уважительное отношение к родной природе, развивать творческие способности. | 10.09 |
3. | | 1 | Повествование. Рассказ о том «Что, где, когда» произошло. Умейте видеть и запоминать увиденное. Рассказы о братьях наших меньших. Рассказ о семье. Рассказ о школьной жизни. | Создание миниатюры на заданную тему | Рассказ на тему «С нами не соскучишься» или «Перемена, перемена…» | Отрывки из худ. литературы по теме ПК | Предметные: знать жанровые особенности рассказа, структуру текста-повествования; понимать смысл задачи, владеть устной и письменной речью, уметь использовать приобретенные знания для создания собственного текста; формулировать письменное высказывание, соблюдая заданную структуру Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, работать по плану. Личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности, развивать творческие способности. | 17.09 |
4. | | 1 | Повествование. Заставляй работать своё воображение. Фантазийные рассказы | Создание сказки по опорным карточкам | Сказка, басня | Отрывки из худ. литературы по теме ПК | Предметные: знать жанровые особенности рассказа, структуру текста-повествования; понимать смысл задачи, владеть устной и письменной речью, уметь использовать приобретенные знания для создания собственного текста; формулировать письменное высказывание, соблюдая заданную структуру Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, работать по плану. Личностные: развивать творческие способности. | 24.09 |
5. | | 1 | Рассуждение. Рассказ о том «Почему?» Рассказы о том, что очень дорого, о родном городе, об улице, о Родине, о добром и вечном. | Составление предложений с подчинительными союзами потому что, если…, то.. и т.п. | Эссе | Отрывки из худ. литературы по теме ПК | Предметные: знать жанровые особенности рассказа, структуру текста-рассуждения; понимать смысл задачи, владеть устной и письменной речью, уметь использовать приобретенные знания для создания собственного текста; формулировать письменное высказывание, соблюдая заданную структуру Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, работать по плану. Личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитывать чувство любви к родному краю, многонациональному Отечеству, развивать творческие способности. | 01.10 |
6. | Мир поэзии | 1 | Учимся читать и понимать стихи. Талант поэтов. Волшебство эпитета, метафоры, сравнения. Чудо стихотворного слова. Ассоциативность – как средство индивидуального видения мира. | Ответы на вопросы по стихотворению | Анализ стихотворения | Стихи, ПК | Предметные: знать о поэтах. Знать изобразительно-выразительные средства. Уметь анализировать лирическое произведение. Метапредметные: владеть смысловым чтением, находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, устанавливать причинно-следственные связи, определять цель, проблему в учебной деятельности, работать по плану. Личностные: воспитывать уважительное отношение к русской литературе, развивать творческие способности. | 08.10 |
7. | | 1 | Учимся писать стихи. Игры в рифму. Что такое буриме? Мои фантазии. Рисуем стихотворение. О чём я могу написать. Отбор материалов для стихов. Звукоподражание. | Составление рифм | Собственное стихотворение | Карточки с рифмами | Предметные: знать определение понятий ритм, рифма (перекре-стная, парная, опоясывающая), строфа; понимать отличие речи прозаической и стихотворной, объяснять ритмическую и смы-словую роль рифмы в стихотвор-ном произведении. Метапред-метные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интере-сов. Личностные: развивать творческие способности. | 15.10 |
8. | Читательские мнения | 1 | Критические статьи. Отзыв о прочитанном произведении. Рецензия. | Отзыв о прочитанном | Отзыв о прочитанном произведении | ПК | Предметные: воспринимать текст литературного произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения. Метапредметные: владеть смысловым чтением, находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, устанавливать причинно-следственные связи на простом уровне. Излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами. Личностные: оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных учебных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать и проявлять себя гражданином России, осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции. | 22.10 |
9 | Литературный вернисаж | 1 | Создание иллюстраций к прочитанным произведениям. | Создание иллюстрации | Иллюстрация к прочитанному произведению | Бумага А4, краски, цветные карандаши, отрывки из произведений худ. литературы | Предметные: сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; Метапредметные: работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки. Личностные: развивать творческие способности. | 30.10 |
10. | Зачем и как нужно оформить мою работу? А как другим показать? | 1 | Оформление результатов работы и подготовка к ее презентации | | Оформление журнала | ПК | Личностные: оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных учебных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции. | 30.10 |