Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность, психологический настрой | -Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А теперь сядут те ребята, которые знают, что такое сказка? - У нас есть ребята, которые забыли, что такое сказка, давайте им поможем вспомнить. | Подготовка класса к работе. | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий | Посмотрите на доску и прочитайте, что написано: «Царь с царицею простился В путь-дорогу снарядился….» - Откуда взяты эти строчки? «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» -Давайте вспомним виды сказок. Составление кластера «Виды сказок» (Волшебные, бытовые, о животных) | Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся заполняют кластер | Планирование учебного сотрудничества (К) Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) |
Постановка учебной задачи Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации | Проблемная ситуация -Назовите сказки, которые прочитали на уроках литературы? -А чем отличаются прочитанные нами сказки? -Чем отличается эти сказки? (Одна фольклорная, а другая литературная - у неё есть автор.) -Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? -Давайте выявим основные признаки фольклорной сказки и литературной. Для этого поработаем в парах и заполним небольшую таблицу | Ставят цели, формулируют тему урока. Литературная сказка. Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» Записывают в тетрадях тему урока. Заполняют таблицу, делают вывод | Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог.) |
Выявление места и причины затруднения Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | -Ребята, а что вы знаете об Антонии Погорельском? Рассказ ученика об А. Погорельском «Интересные факты из жизни писателя» | Учащиеся пытаются ответить, но с этим автором они не знакомились в нач. классах. | Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) |
Первичное закрепление Цель этапа: усвоение учащимися Нового материала | -Назовите настоящее имя Погорельского? -Что такое псевдоним? - Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский? -Кому посвятил свою сказку? -Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века? -Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными, фантастическими? -Какие особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история? -Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи? -Могла ли такая сказка быть народной? Сделаем вывод: сочетание реального и фантастического - одна из особенностей литературной сказки | Учащиеся отвечают на вопросы. | Анализ, обобщение, классификация (П); Подведение под понятие (П); Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (работа по содержанию текста) Цель этапа: совершенствовать умение слушать и работать со словами | -Чтение учителя до слов «Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг своих» (с. 121). (Некоторые слова учитель комментирует) - Кто же главный герой сказки? (Алеша) Похож ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках? Дети заметят, что герой народной сказки однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип. В сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера, главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно относиться к своей жизни. (Есть еще один важный вопрос, на который могут обратить внимание сами пятиклассники: это сущность и форма обучения детей двести лет назад). - Если бы вы получили волшебное семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по математике или, скажем, по географии либо придумать собственную компьютерную программу? Семечко помогало воспроизводить, повторять, от Алеши не требовалось творчества. Написать сочинение, решить нестандартную задачу или создать свою программу без творческих усилий невозможно. Творить можно лишь опираясь на собственную внутреннюю силу и знания. -Как вы думаете, почему Алеша предал друга-Чернушку? -Как вы относитесь к таким людям? -А можно ли простить предателя? -Простила ли Чернушка Алешу? -Чему учит пример превращения Алеши? Найдите абзацы, в которых мы видим наставления 1) «Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: «Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!» (с. 142). 2) «Не полагай, - отвечала Чернушка, - что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою» (с. 146-147). 3) «...Для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 147). Как вы понимаете смысл этих высказываний? Согласны ли вы с такими суждениями? Докажите на собственном примере | Учащиеся слушают чтение учителя и подчеркивают слова, с которыми они не знакомы. Учащиеся зачитываю эти абзацы | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Самоопределение (Л) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) |
Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Д/з | Рефлексия. Написать мини-сочинение «Урок, который преподала мне Чернушка» | Сегодня на уроке: Мне было интересно… Я узнал(а)… Мне было трудно… Я буду дальше работать.. Учащиеся записывают д/з | Умение выражать свои мысли (К) Рефлексия (П) Смыслообразование (Л) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л) |