СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная викторина. Читаем сказки Г. Андерсона

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературная викторина. Читаем сказки Г. Андерсона»

ГАПОУ НСО «Черепановский педагогический колледж»

Технологическая карта внеурочного занятия

Школа:

Класс: 2

Руководитель практики:

Учитель – наставник: Леонова Маргарита

Направление внеурочной деятельности: общекультурное

Тема: Литературная викторина. Читаем сказки Г. Андерсона

Цель: Повышение интереса читателей к сказкам Андерсена, познакомить школьников с книгами сказочника.

УУД:

Личностные: воспитание интереса к литературе; воспитание нравственных качеств личности на примере поступков и характеров главных героев сказок Г. Х. Андерсена; формирование познавательного интереса учащихся к чтению; формирование способности учащихся осуществлять самоконтроль; развитие адекватной самооценки;

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; пользоваться словарями, справочниками; строить рассуждения; делать выводы.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; волевая саморегуляция; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия.

Ресурсы: презентация, карточки для работы, викторина, карточки для рефлексии.










п/п

Этапы занятия

Содержание, цель

Деятельность учителя(педагога)

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Формы организации образовательной деятельности

Метапредметные

Личностные

1

Мотивационный этап

Цель:

Мотивировать учащихся к совместной деятельности

- Сегодня мы свами познакомимся с творчеством Ганса Христиана Андерсона.

Учитель произносит вступительное слово о детстве и творчестве Г. Х. Андерсена

Давным-давно на туманном острове Фюн, где запах вереска переплетается со скрипом сосен, в маленьком городке Оденсе 2 апреля 1805 года появился на свет мальчик. Был он не слишком хорош собой — длинный нос, маленькие глазки и удивительно грустное выражение лица, будто знал он о жизни что-то такое, что никому еще не известно. Его родители — люди совсем небогатые — ничего не могли дать малышу, кроме своей безграничной любви и фамилии с окончанием на "сен", указывающей на невысокое происхождение. Разве можно было представить, что этот мальчик через годы напишет удивительные сказки, где будут говорить птицы, смеяться деревья, танцевать цветы, а некрасивые люди смогут по праздникам каждый раз менять носы и уши!... Прочитав его сказки, люди уже видели писателя лишь таким, каким он видел себя, «прекрасным лебедем», а не «гадким утёнком».

Как вы думаете, о ком из писателей идёт речь?

Итак, сегодня мы погрузимся в мир сказок Г. Х. Андесена.

Когда Андерсену исполнилось 25 лет, к нему пришла слава, но, правда, вначале за границей.
В 1855 году, когда Андерсену исполнилось 50 лет, его признали великим сказочником на родине. Он стал почетным гражданином города Оденсе, в его честь устроили иллюминацию, а детям в этот день разрешили не идти в школу.

Послушайте, что писал о сказочнике поэт. А. Трофимов:

«.. Сказками увенчан, как цветами. 
Строк его вкушаем благодать. 
Наши папы, бабушки и мамы 
Брали сказки в детскую кровать.

Открываю том его прекрасный
В поле, в доме, в школе и в лесу...
Сказок его радужные краски
Я сквозь жизнь, как праздник, пронесу!»

Вопросы:

  1. Ребята, тема нашего мероприятия Викторина «В мире сказок Андерсена». Что обозначает слово «викторина»? Какого его лексическое значение?

  2. Как вы думаете, какая цель стоит перед вами сегодня на уроке?

  3. Что вам нужно для победы?

Подготовка класса к работе

Определяют, исходя из вступительного слова учителя, о ком будет идти речь.





























Отвечают на вопросы

Р.:


Формирование способности к организации своей деятельности.


К.:


Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Развитие познавательных интересов, мотивов.

Фронтальнальная

2

Основной этап

Цель: Повышение интереса читателей к сказкам Андерсена, познакомить школьников с книгами сказочника.

Учитель формулирует задание, озвучивает символику карточек, получаемых за правильный ответ.

Работать вы будете в группах.

Как должна быть построена работа в группах, чтобы был качественный результат?

Первый конкурс «Сказочная разминка»

1.Посовещайтесь и придумайте название команды, связанное со сказками Андерсена.

- Какой герой сказок Андерсена знает столько сказок, сколько не знает никто?

-Вначале было ячменное зёрнышко, затем чудесный цветок тюльпана, а затем…

- Кто перекусил стебелёк кувшинки, спасая Дюймовочку от жабы?

-Какой подарок преподнесли Эльфы Дюймовочке?

-В какой сказке Андерсена сердце мальчика превратилось в кусочек льда?


- Осколки какого предмета ранили Кая из сказки «Снежная королева»?

- Какие цветы, напоминавшие Герде о Кае, спрятала старушка-колдунья?


- Эта героиня была так упряма и избалована, что могла укусить свою мать за ухо. Но и её тронула история девочки, которая ищет своего названного брата. Кто она, из какой сказки?


- Кто показал Герде дорогу к чертогам Снежной королевы?

-Кто в сказке «Снежная королева» складывал из льдинок слово «вечность»?

- О чём говорит Кай: «Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Не единой неправильной линии! Ах, если бы они только не таяли!»
(Заколдованный Кай говорит о снежинках.)


- Кто в сказке Андерсена попросил солдата достать огниво из дупла дерева?
(Старая ведьма.)


- В какой сказке Андерсена собаки охраняли три сундука с деньгами?
(«Огниво».)

- Назовите героиню Андерсена, превратившуюся в морскую пену?
(Русалочка.)

- Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, от бабушки и отца, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу?
(Русалочка.)

- Что взяла взамен за своё зелье ведьма у Русалочки?
(Её прекрасный голос.)


- Кто был сыном оловянной ложки?
(Стойкий оловянный солдатик из одноимённой сказки Андерсена.)


- На чём путешествовал стойкий оловянный солдатик?
(На бумажном кораблике.)


- За какой предмет в сказке Андерсена была назначена цена в 100 поцелуев?
(За трещотку. Сказка «Свинопас» Андерсена.)


- Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается.
(«Дюймовочка».)


- В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»?
(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)


- В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Ребёнок не обязан быть как все»?
(«Гадкий утёнок». Его били, щипали, гнали отовсюду за то, что он был не как все.)

- В какой сказке Андерсена молодую принцессу посчитали ведьмой и хотели публично сжечь на костре, на городской площади?
(«Дикие лебеди».)


- Какой герой сказок Андерсена так любил наряжаться, что тратил на это все свои сбережения, имея на каждый час дня своё особое платье?
(Король из сказки «Новое платье короля».)

Физминутка

Самолёты загудели. Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками), Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо), На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям), Да и снова полетели.

Второй конкурс

«Конкурс загадок»

Загадки по мотивам сказок Г.Х. Андерсена


Загадка 1

Герой - персона в государстве,
Кто рассмешил своё же царство:
Он нарядился так на праздник,
Что до сих пор его все дразнят.

Мальчишки, весь честнОй народ
Над ним смеялись целый год,
А виноват он в этом сам -
Легко доверился лжецам. (Голый король)


Загадка 2

А этот сказочный герой
Знаком с игрушечной войной.
Как все - в коробочке лежал,
Как все - ружьё в руках держал.

Он, прочный, стойкий, как металл
По-человечески страдал.

Когда был доблестный парад,
И выставлялся весь отряд,
То, нарушая статных строй,
Стоял безногий рядовой.

Он не был баловнем судьбы,
Но все надежды и мольбы,
Что с примой связывал одной,
Вели его всегда домой,

Где вновь судьба пытала тяжко,
И он сгорел в огне, бедняжка. (Стойкий оловянный солдатик)

Загадка 3

Какое странное созданье?
Она прекрасно сложена,
И в море или в океане
С волной и пеною дружна.

И дно морское ей знакомо -
В подводном царстве рождена,
Она, мечтой своей влекома,
Частенько плавала одна.

В морской, неведомой пучине,
В раздумьях детских о душе.
Не ведала людской кручины,
Девица взрослая уже.

И не совсем, чтобы девица,
И рыбкой тоже не назвать.
Как все ждала земного принца,
Чтоб с милым счастье испытать. (Русалочка)

Загадка 4

Владея снегом, льдом и стужей,
Она надменно холодна,
И снежной вьюгой злою кружит
Зимой у тёплого окна,

И вышивание морозом
Узоров чудных на стекле,
Она предпочитает розам,
Взращённым в комнате, в тепле.

Холодной льдинки злой осколок
Вонзит в сердечко малыша.
Её правленья век не долог,
Когда есть добрая душа. (Снежная Королева)

Третий конкурс

«Расшифруй героев сказки и назови из какой сказки эти герои».

1 команда
Сказка «Дюймовочка»
ТОКР, ШЬМЫ, ЖКУ,АБАЖ,СТОЧКАЛА, ФЭЛЬ


Ответ: крот, мышь, жук, жаба, ласточка, эльф


2 команда
Сказка «Гадкий утёнок»
КАТУ,НОКУТЕ, ТОК, ЦАРИКУ, ХАСТАРУ, КАЙХОЗЯ, ТЕПХУ


Ответ: утка, утёнок, кот, курица, старуха, хозяйка, петух.

 Четвёртый конкурс

«Самые-самые - сказки и герои»

Самая короткая сказка. («Принцесса на горошине»)
Самая грустная сказка. («Русалочка»)
Самая зимняя сказка. («Снежная королева»)
Самая смешная сказка. («Новый наряд короля»)
Самая крошечная девочка. (Дюймовочка)
Самый богатый жених. (Крот)
Самый красивый наряд короля. (Воображаемый)
Самая настоящая принцесса. (Принцесса на горошине)
Самая злая королева. ( Старуха из сказки «Дикие лебеди» )
Самая знатная утка. (В сказке «Гадкий утенок»)
На долю какого героя выпали самые большие беды и несчастья?
(Гадкий утенок. Допускается: Стойкий оловянный солдатик)
Самый бедный принц. (В сказке «Свинопас»).
Самая старая и уродливая ведьма. (В сказке «Огниво»)
Самый бравый, добрый и находчивый солдат. (В сказке «Огниво»)
Самая, на ваш взгляд, правдивая история. («Принцесса на горошине». Можно: «Новый наряд короля», «Стойкий оловянный солдатик»)
Самый гадкий и страшный жених. (Жаба из сказки «Дюймовочка»)
Самый молчаливый герой. (Стойкий оловянный солдатик)
Самая молчаливая героиня. (Танцовщица из сказки «Стойкий оловянный солдатик»)
Ваша самая любимая сказка Г.-Х. Андерсена. (Дети называют).

Пятый конкурс

«Из какой сказки…».

Эти растения:
крапива («Дикие лебеди»),
роза («Снежная королева»),
старое дерево, внутри пустое, с дуплом («Огниво»),
большой сад («Снежная королева»). 

Шестой конкурс

 «Портрет героя»

Нужно угадать героев по описанию:

-На ней была юбочка из тонкого батиста, на плече – голубой шарф и на груди – блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки, она была… (танцовщица, «Стойкий оловянный солдатик»)


- «Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета. Он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую сторону он повернется». (Оле-Лукойе)


- «Она была старая и страшная. Нижняя губа у нее отвисла до самой груди» (ведьма, «Огниво»)
- «Он был так прекрасен, что принцесса низко ему поклонилась, а он сказал ей: «Теперь я только презираю тебя…» (принц-свинопас, «Свинопас»)


-«Он был очень похож на настоящего, но весь осыпан бриллиантами, рубинами и сапфирами» (соловей, «Соловей»)


- «У каждого на груди блистала звезда и у левого бока гремела сабля. Они писали алмазными грифелями на золотых досках и отлично умели читать – и по книжке и без книжки, на память» (братья-принцы, «Дикие лебеди»)

Седьмой конкурс

«Узнай сказку по отрывку…»

1. «...Перед замком лежало зеркальцо, оно было совсем как настоящее озеро, а вокруг стояли маленькие деревья. По озеру плавали восковые лебеди и любовались своим отражением.."

-Из какого произведения этот отрывок? («Оловянный солдатик»)

-Сколько оловянных солдатиков подарили мальчику в день его рождения? (25)

-Что нашла на утро служанка, когда выгребала золу из печки, в которую бросил оловянного солдатика мальчик? (оловянное сердечко)

2."... В маленькой чердачной комнатке жила бедная женщина, которая днем уходила топить печи в чужих домах, пилить дрова и вообще делать всякую черную работу. Женщина была и сильная и прилежная, а все-таки жила в бедности. Дома, в тесной каморке лежала ее единственная дочка подросток, тоненькая и тщедушная, которая болеле вот уже целый год. Она и жить была не в силах и умереть не могла.

-Из какого произведения этот отрывок? («Пятеро из одного стручка)

-Что стало с горошинками, которыми мальчик зарядил ружье и выстрелил?

(Одна попала в голубиный зоб, две горошины-сони - съедены голубями, четвертая провалялась в воде, пятая -упала в щель на подоконнике и выросла.)

3."...И вот солдата посадили в королевскую карету. Карета катилась, а все три собаки танцевали перед ней и кричали "Ура!". Мальчишки свистели, засунув пальцы в рот, солдаты отдавали честь. Принцесса вышла из своего медного замка и сделалась королевой, чем была очень довольна. Свадебный пир продолжался целую неделю..."

- Из какого произведения этот отрывок? («Огниво»)

-Как солдат из сказки "Огниво" оказался в кутузке?

(Королева-мать привязала к спине принцессы мешочек с гречневой крупой и прорезала в нём отверстие.)

-Какое вознаграждение получил мальчишка, которого солдат попросил принести огниво в тюрьму? (Четыре монеты)

4"... В ручье росло много белых кувшинок, и их широкие зеленые листья плавали по воде. Самый большой лист был дальше всех от берега. Старая жаба подплыла к этому листу и поставила на него ореховую скорлупку...".

-Из какого произведения этот отрывок? («Дюймовочка»)

-С кем прощалась Дюймовочка перед тем, как ее уведет крот под землю?(С красным солнышком, с красным цветочком.)

-Кто помогал Дюймовочке прясть ткань для приданого? (Четыре паука-ткача)

-Что подарили Дюймовочке на свадьбу? (Крылья большой стрекозы)

-Кто пригласил к себе Дюймовочку на зиму пожить? (Старая полевая Мышь)

Учащиеся отвечают на вопросы, за правильные ответы получают карточки со снежной королевой.






































































































































Выполняют физминутку













































Отгадывают загадки







































































































































Предлагают ответы на вопросы, учитель выдаёт карточки со снежной королевой за правильные ответы.
























































П.: Умение анализировать, обобщать, классифицировать, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.


К.: Умения договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды

Выстраивать толерантное (уважительно доброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя к человеку иного мнения, мировоззрения

Групповая

Индивидуальная

3

Заключительный этап

Цель: провести итог проделанной работы на занятии, дать качественную оценку урока.

- Скажите, пожалуйста, что объединяет героев сказок Андерсена, какими качествами они обладают? Встретилось ли вам в сказках Андерсена что-то такое, что будет полезным для вас? Сказки Андерсена учат нас быть такими же добрыми, самоотверженными, преданными, как герои сказок Андерсена, учат любить близких нам людей.

Подводят итоги проделанной работы.

Р.: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

К.: Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

Осознанно осваивать разные роли и формы общения по мере взросления и выстраивания в разные сообщества, группы, взаимоотношения (социализация)

Фронтальная


4

Рефлексивный этап

Цель:

Формировать у детей самооценку.

А теперь посмотрим, какое настроение у вас в конце урока. На партах у вас лежат зеркала. Они волшебные, способны отражать ваше настроение. Нарисуйте на них смайлик, обозначающий ваше настроение, а на оборотной стороне напишите, почему у вас такое настроение, а также поставьте себе оценку за работу на уроке.

Спасибо за работу!


Выполняют рефлексию.


Р.:

Рефлексия своей деятельности, умение оценивать значимость и смысл деятельности для себя самого и коллектива в целом.

Формирование самоиндефикации, адекватной позитивной самооценки, самоуважение и самовосприятия.

Индивидуальная



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!