СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная викторина для 11 класса"Читаем круглый год"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.

2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Литературная викторина для 11 класса"Читаем круглый год"»

Литературная викторина «Читаем книги круглый год»

Цель:

1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.

2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

Задачи:

1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся;

2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;

3. Воспитательная: прививать интерес к книгам, систематическому чтению.

Литературная викторина «Читаем книги круглый год»

Все, что вы ищете, существует в мире, но простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу.

1. Скажите, к какому жанру относится «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова?

- Поэма

2. В литературоведении бытует понятие «бунинские женщины», предполагающее наличие у героинь И.А. Бунина каких то определенных типологических черт ( загадочность, особая одухотворенность, самобытность и т. д). Скажите, можно ли отнести к этому типу героиню рассказа «Чистый понедельник»?

- Образ «бунинских женщины» наряду с типом «тургеневских девушек» прочно вошли в русское литературное сознание. Загадочность, одухотворенность, метания между духом и плотью, соединение сиюминутного и вечного – эти черты во многом определяют облик безымянной героини рассказа «Чистый понедельник».

3. В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего смыслового и сюжетно – композиционного компонента используются народные песни?

- В четвертой главе романа "Евгений Онегин» А.С.Пушкин показывает как крестьянские девушки, занимаются сбором урожая и поют песню, чтобы «лукавые уста» не ели барской ягоды. Смысл песни означает чтоб заманить молодца к хороводу и перекликается с событиями в жизни Татьяны: она ждет прихода Онегина и приговора своей судьбе.

М. Горький также своей пьесы «На дне» вводит в текст песни «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно…». Пространственные образы песни соотносятся с местом действия – ночлежкой, которая также сравнивается с подвалом, похожим на пещеру. Каждый обитатель "дна" ощущает себя рабом, а не хозяевами жизни, понимая что не могут порвать социальные цепи. Последняя фраза пьесы произнесенная Сатиным: «Испортил песню… дурак!», имеет символический смысл. Именно как песню рассматривает герой свои пламенные монологи о гордом, прекрасном человеке, а самоубийство Актера лишает их высокого смысла.



4. Скажите, как вы думаете, почему автор «Слова о полку Игореве» называет свое произведение и «Словом», и «повестью», и «песнью»?

- Самый знаменитый памятник древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве» - представляет собой образец уникального жанрового синтеза. Авторское повествование соединяется с народно – поэтической традицией. В стилистическом отношении преобладает рассказ – «слово», а не описание событий, лирическое начало соседствует с аллегорической основой: картинами природы, знаменующими развитие действия. Художественность сочетается с острой публицистичностью, поскольку произведение содержит ряд авторских отступлений как лирического и эстетического, так и политического характера.

Словом в произведениях Древней Руси назывались жития, повествования, поучения. Таким образом, мы можем говорить об обобщающем значении жанра, заявленного в заглавии.





5. Скажите, к какому жанру относится произведение И.А. Гончарова «Обломов»?

- Роман

6. Скажите, с какой целью А.Блок в поэме «Двенадцать» дал одному из дозорных красногвардейского патруля имя апостола Петра?

- Символика поэмы А.А. Блока «Двенадцать», наряду с фольклорными, собственно поэтическими мотивами, тесно связана с библейской образностью. Двенадцать – знаковое число, обозначающее количество красногвардейцев, «апостолов новой веры». Среди них двое: Петр и Иван – носят евангельские имена. История Петра, поднявшего свой меч в защиту Иисуса, перекликается с событийной канвой поэмы. Превратившись в солдата Петруху, герой убивает «изменщицу» Катьку, которая предпочла ему Ваньку. Пуля не просто настигает русскую «Кармен» - ее убийство превращается в символический акт расстрела России: «Пальнем – ка пулей в Святую Русь!».

Шествие в финале поэмы сквозь ветер и метель получает символическое значение:

Так идут державным шагом –

Позади – голодный пес,

Впереди – с кровавым флагом

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.



Блок сравнивал революционную эпоху в России со временем начала христианства и падения Рима. Апостолы Петр и Павел являются героями нового этапа истории, а имя Христа становится знаком особой общественной миссии красногвардейцев. Они «идут без имени святого», их свобода «без креста». Благодаря образу Христа конфликт старого и нового миров преодолевается торжеством светлого, гармонического начала.





7. Какое произведение Гомера читает лирический герой в стихотворении О. Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»

- «Илиада»





8. Как вы думаете, в чем оригинальность проблемы «война и человечество» у М. Ю. Лермонтова, и в каких еще произведениях русской литературы знаменитое философское раздумье по этому поводу получило продолжение и дальнейшее развитие?

- М. Ю. Лермонтова, в стихотворении «Валерик» в котором он нашедшего отражение Пацифистской позиции и утверждает идею бессмысленности войны. Героический пафос хвалебных песен о доблести русского оружия уже уходит в прошлое.

Л.Н. Толстой в «Севастопольских рассказах» формирует авторскую концепцию войны – «в страданиях, в крови, в смерти». Война - для повествователя и солдат это сумасшествие; читатель становится свидетелем того, как в муках рождается нравственное сознание рассказчика. Событиям Крымской компании посвящена также элегия Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны…» (1856). Материнские слезы противопоставлены горю друга и жены. С годами горе матерей не утихает, и потому вызывает сочувствие поэта:

Им не узнать своих детей,

Погибших на кровавой ниве.



В стихотворении поэта XX века А.Т. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…» звучит скромное чувство боли, которое выражено в фигуре умолчания: «Речь не о том, но все же, все же, все же…». В произведении главным конфликтом становится противопоставление живых и мертвых, у которых мы в неоплатном долгу.



9. Скажите, традиции, какой известной в 40 – 50-е годы XIX века школы прослеживаются в повести Н.В. Гоголя «Шинель»?

- Натуральная школа

Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания — это книги. В книгах живут думы прошедших времен; внятно и отчетливо раздаются голоса людей, прах которых давно разлетелся, как сон. Все, что человечество совершило, передумало, все, чего оно достигло, — все это сохранилось, как бы волшебством, на страницах книг.

Томас Карлейль




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!