Литературная викторина «Читаем книги круглый год»
Цель:
1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам, систематическому чтению.
Литературная викторина «Читаем книги круглый год»
Все, что вы ищете, существует в мире, но простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу.
1. Скажите, к какому жанру относится «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова?
- Поэма
2. В литературоведении бытует понятие «бунинские женщины», предполагающее наличие у героинь И.А. Бунина каких то определенных типологических черт ( загадочность, особая одухотворенность, самобытность и т. д). Скажите, можно ли отнести к этому типу героиню рассказа «Чистый понедельник»?
- Образ «бунинских женщины» наряду с типом «тургеневских девушек» прочно вошли в русское литературное сознание. Загадочность, одухотворенность, метания между духом и плотью, соединение сиюминутного и вечного – эти черты во многом определяют облик безымянной героини рассказа «Чистый понедельник».
3. В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего смыслового и сюжетно – композиционного компонента используются народные песни?
- В четвертой главе романа "Евгений Онегин» А.С.Пушкин показывает как крестьянские девушки, занимаются сбором урожая и поют песню, чтобы «лукавые уста» не ели барской ягоды. Смысл песни означает чтоб заманить молодца к хороводу и перекликается с событиями в жизни Татьяны: она ждет прихода Онегина и приговора своей судьбе.
М. Горький также своей пьесы «На дне» вводит в текст песни «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно…». Пространственные образы песни соотносятся с местом действия – ночлежкой, которая также сравнивается с подвалом, похожим на пещеру. Каждый обитатель "дна" ощущает себя рабом, а не хозяевами жизни, понимая что не могут порвать социальные цепи. Последняя фраза пьесы произнесенная Сатиным: «Испортил песню… дурак!», имеет символический смысл. Именно как песню рассматривает герой свои пламенные монологи о гордом, прекрасном человеке, а самоубийство Актера лишает их высокого смысла.
4. Скажите, как вы думаете, почему автор «Слова о полку Игореве» называет свое произведение и «Словом», и «повестью», и «песнью»?
- Самый знаменитый памятник древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве» - представляет собой образец уникального жанрового синтеза. Авторское повествование соединяется с народно – поэтической традицией. В стилистическом отношении преобладает рассказ – «слово», а не описание событий, лирическое начало соседствует с аллегорической основой: картинами природы, знаменующими развитие действия. Художественность сочетается с острой публицистичностью, поскольку произведение содержит ряд авторских отступлений как лирического и эстетического, так и политического характера.
Словом в произведениях Древней Руси назывались жития, повествования, поучения. Таким образом, мы можем говорить об обобщающем значении жанра, заявленного в заглавии.
5. Скажите, к какому жанру относится произведение И.А. Гончарова «Обломов»?
- Роман
6. Скажите, с какой целью А.Блок в поэме «Двенадцать» дал одному из дозорных красногвардейского патруля имя апостола Петра?
- Символика поэмы А.А. Блока «Двенадцать», наряду с фольклорными, собственно поэтическими мотивами, тесно связана с библейской образностью. Двенадцать – знаковое число, обозначающее количество красногвардейцев, «апостолов новой веры». Среди них двое: Петр и Иван – носят евангельские имена. История Петра, поднявшего свой меч в защиту Иисуса, перекликается с событийной канвой поэмы. Превратившись в солдата Петруху, герой убивает «изменщицу» Катьку, которая предпочла ему Ваньку. Пуля не просто настигает русскую «Кармен» - ее убийство превращается в символический акт расстрела России: «Пальнем – ка пулей в Святую Русь!».
Шествие в финале поэмы сквозь ветер и метель получает символическое значение:
Так идут державным шагом –
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Блок сравнивал революционную эпоху в России со временем начала христианства и падения Рима. Апостолы Петр и Павел являются героями нового этапа истории, а имя Христа становится знаком особой общественной миссии красногвардейцев. Они «идут без имени святого», их свобода «без креста». Благодаря образу Христа конфликт старого и нового миров преодолевается торжеством светлого, гармонического начала.
7. Какое произведение Гомера читает лирический герой в стихотворении О. Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»
- «Илиада»
8. Как вы думаете, в чем оригинальность проблемы «война и человечество» у М. Ю. Лермонтова, и в каких еще произведениях русской литературы знаменитое философское раздумье по этому поводу получило продолжение и дальнейшее развитие?
- М. Ю. Лермонтова, в стихотворении «Валерик» в котором он нашедшего отражение Пацифистской позиции и утверждает идею бессмысленности войны. Героический пафос хвалебных песен о доблести русского оружия уже уходит в прошлое.
Л.Н. Толстой в «Севастопольских рассказах» формирует авторскую концепцию войны – «в страданиях, в крови, в смерти». Война - для повествователя и солдат это сумасшествие; читатель становится свидетелем того, как в муках рождается нравственное сознание рассказчика. Событиям Крымской компании посвящена также элегия Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны…» (1856). Материнские слезы противопоставлены горю друга и жены. С годами горе матерей не утихает, и потому вызывает сочувствие поэта:
Им не узнать своих детей,
Погибших на кровавой ниве.
В стихотворении поэта XX века А.Т. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…» звучит скромное чувство боли, которое выражено в фигуре умолчания: «Речь не о том, но все же, все же, все же…». В произведении главным конфликтом становится противопоставление живых и мертвых, у которых мы в неоплатном долгу.
9. Скажите, традиции, какой известной в 40 – 50-е годы XIX века школы прослеживаются в повести Н.В. Гоголя «Шинель»?
- Натуральная школа
Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания — это книги. В книгах живут думы прошедших времен; внятно и отчетливо раздаются голоса людей, прах которых давно разлетелся, как сон. Все, что человечество совершило, передумало, все, чего оно достигло, — все это сохранилось, как бы волшебством, на страницах книг.
Томас Карлейль