Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская школа»
Литературно-исследовательская работа
Русские святые и Рязанский край
Автор : Муминов Кирилл , учащийся 8 класса
МОУ «Октябрьская школа»
Руководитель: Кулаевская Г.И.,
учитель русского языка и литературы МОУ «Октябрьская школа»
п.Южный
2018 год
Содержание
1.Введение..............................................................................стр.2-3.
1.1. Актуальность
1.2. Цель
1.3. Задачи исследования
1.4.Объект исследования
1.5.Методы исследования
1.6.Практическая значимость
1.7.Источники исследования
2 Основная часть....................................................................стр.4-8.
2.1.Жанр жития.
2.2.Кто такие святые?
2.3. Какие святые жили в Рязанском крае?
2.4 Современная литература о житии рязанских святых
2.5.Житейская литература о епископе Василии, Олеге Ивановиче Рязанском, Романе Олеговиче Рязанском ,Олеге Красном Пронском
3. Заключение...............................................................................стр.8
4.Литература.................................................................................стр.9
5. Приложение………………………………………………… .стр 10-21
1.Введение.
«Вы проверяйте свою совесть и руководствуйтесь учением святых отцов,
прошедших путь иноческой жизни и житием ,и учением своим
оставивших нам пример…»
(преп.Макарий)
Четыре года вместе с бабушкой я посещаю храм в честь иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов», который построен в нашем посёлке совсем недавно . В храме много икон ,среди них есть и старинные , а так же икона «Образ Всех Святых", справа и слева от алтаря стоят мощи русских святых. Службу проводит отец Владимир ,а я- пономарь. Во время службы ,в молитве, обращаюсь к Богу , Божьей Матери , святым с просьбами о здоровье для себя ,своих близких, помощи в делах для родителей ,а мне - в учебе. Вера помогает мне в жизни , учит меня жить по христианским законам, играет важную роль в осмыслении простых норм нравственности . Примером нравственности служила и служит древнерусская литература.
На уроках литературы ,в разделе «Древнерусская литература» мы познакомились лишь с некоторыми произведениями, в которых описывается жизнь Святых : «Повесть о Петре и Февронии Муромских», « Житие Александра Невского» Я люблю литературу и интересуюсь историей Рязанского края ,поэтому я задумался: много ли я знаю о житии русских святых Рязанского края и понял ,что нет. Мне стало интересно узнать о том , какие русские Святые жили на Рязанской земле . Этот вопрос стал поводом моего исследования.
1.1.Актуальность: Наше время – это особенное время, когда мы возвращаемся к духовным ценностям, утраченным в начале 20-го века. Поэтому тема исследования, которое выбрал я, представляется на сегодняшний день очень актуальной. Современное общество далеко не благотворно действует на человека ,особенно на подрастающее поколение . В наше время часто можно слышать высказывания, в которых обвиняют современную молодёжь в безнравственности, нашему обществу очень не хватает хороших людей, умных и вдумчивых поступков. Социальные и нравственные изменения в российском обществе привели к тому, что Президентом Российской Федерации В.В. Путиным остро поставлен вопрос о необходимости возрождения нравственности как «важнейшего элемента общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем»,
Одним из источников нравственности остается православное христианство, которое учит людей бескорыстной помощи, сочувствию, преданности своему народу и любви к Отечеству. В связи с этим, считаю важным и полезным еще раз обратиться к изучению житейской литературы, которая на протяжении долгого времени продолжает благотворно влиять на духовный потенциал русского народа. Во все времена писателей волновали образы святых. Начиная с Древней Руси и до нашего времени они посвящают святым свои произведения. Именно Святые жили праведной и благочестивой жизнью ,которая служит примером для подражания . Кроме того, я согласен с теми, кто считает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну начинается с познания своей малой Родины, её святых мест.
Я думаю, обращение к данной теме необходимо еще потому , что о ней мало знаю не только я, но и большинство школьников, которые живут на рязанской земле. Я хочу показать моим
сверстникам, как важна духовность в нашей жизни ,что жизнь святых жива в памяти народной и являются для нас, молодых людей XXI века, примером.
1.2.Цель исследовательской работы : узнать о жизни русских Святых Рязанского края, и их значимости в истории Рязанской земли выделить особенно яркие моменты их жизни .
1.3.Задачи исследования:
определить характерные черты жанра жития;
изучить материалы о житии святых рязанского ;
распространить в среде сверстников информацию о подвижнической деятельности Рязанских святых;
прочесть доступные материалы и книги о святом;
беседа с отцом Владимиром;
собрать иллюстративный материал.
1.4. Объект исследования :
-русские Святые , жившие на рязанской земле.
1.5. Методы исследования :
-изучение источников литературы ;
- работа с Толковым словарём ,
- работа в сети Интернет;
- беседа со священником ;
1.6.Практическая значимость:
Моё исследование целесообразно использовать при знакомстве с памятниками древнерусской литературы, а также с точки зрения духовно-нравственного воспитания молодежи.
1.7.Источники исследования: литературное наследие святых рязанского края, а также сборники, составленные на основе их записей; биографические исследования жизни и деятельности Святых, а также воспоминания их современников; работы философов, педагогов, церковных деятелей и подвижников XIX — XX вв.; современные работы, посвященные религиозным вопросам; издания периодической печати; полученные из Интернета.
2.Основная часть
2.1. Христианская культура, будучи "культурой совести", уделяла огромное внимание воспитанию нравственности человека, поэтому в Средние века одним из главных "душеполезных" жанров литературы стал житийный. Из византийской агиографии (от греч. hagios – святой). Агиография - один из важнейших жанров в системе средневековой христианской литературы, содержащий повествование о жизни и подвигах людей, признанных церковью святыми.
В литературной энциклопедии житие рассматривается как «один из основных эпических жанров церковной словесности. Житие – описание жизни святого, в нём, как правило, описывает, как святой становится таковым ,проходя ряд испытаний ,Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы .
В древнерусской литературе образцом поведения считался Христос. Герой жития в своей жизни следует этому образцу. Житие святого – повествование жизни святого ,которое обязательно сопровождает официальное признание его святости (канонизацию) . В Рязанской области больше всего канонизированных святых.
"Жития рязанских святых" - это рассказы о подвижниках веры и благочестия, прославленных на Рязанской земле. Все они жили в разное время и разные эпохи, совершили разные подвиги, но все они в своей жизни сумели достичь максимальной близости к Богу и служат примером для юных поколений.
2.2. Кто такие святые? В Толковом словаре С.И.Ожегова есть несколько определений значения слова святой. Одно из них такое: святой - у христиан человек ,посвятивший свою жизнь защите интересов церкви и религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы. Отсюда следует , что святые люди несли в окружающий мир бескорыстную любовь к человеку высокое чувство сопричастности к судьбам Отечества, непоколебимую веру в Христа. Деяния этих людей пережили их самих. Скорее всего они даже не подозревали как их свершения скажутся в будущем.
2.3. Церковь знает и помнит имена многих и многих рязанских святых. В церковном календаре каждый день ознаменован памятью Святых, которые поминаются на церковных службах. Вот имена некоторых из них: Преподобный Никон Сушкинский(1764 – 1844) Дата памяти /празднования: 10 января; Святитель Феофан Затворник Вышенский (1815 – 1894). Дата памяти / празднования: 23 января; Святитель Мелетий, епископ Рязанский и Зарайский (1835 – 1900). Дата памяти / празднования: 27 января в день преставления святого, 18 июня – в день обретения мощей святого; 23 июня – в день празднования Собора Рязанских святых; Праведный старец Софроний Ибердский (1825 – 1914) Дата памяти / празднования: 7 февраля ;Святая блаженная Любовь Рязанская (1860 – 1921).Дата памяти / празднования: 21 января – в день кончины; 30 сентября – в День ангела святой; 23 июня – в день празднования Собора Рязанских святых ;Святитель Гавриил, архиепископ Рязанский и Зарайский (1785 – 1862). Дата памяти / празднования: 20 апреля ;Священномученик Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский (1656). Дата памяти / празднования: 23 апреля ;Святые благоверные князья – страстотерпцы Борис и Глеб (1072 и 1115) Дата памяти / празднования: 15 мая;
Блаженный Василий Петрович Кадомский(1776 – 1848)Дата памяти / празднования: 15 мая ;
Образ святого Николая Чудотворца Дата памяти / празднования: 28 июня;
Преподобный Матфей Чернеевский (16 век). Дата памяти / празднования: 19 августа Преображение Господне.
2.4. В 2010году вышла в свет книга-альбом о рязанских святых «Святые земли Рязанской». Инициатором издания этой книги был руководитель издательства «Дело» Борис Сергеевич Ставцов .Все жития, насколько это возможно, были проверены на основе документов . В эту книгу были включены новые данные, которые были найдены за последние годы. В предисловии к книге автор идеи Борис Ставцов отметил следующее: «В этой книге речь пойдет об угодниках Божиих, о святых древней и неповторимой Рязанской земли, неотделимой от великой России». Кроме того, в книгу вошли жизнеописания святых рязанской земли с древнейших времен до начала XX столетия.
В 2002 году была опубликована книга о репрессированных за веру священнослужителях и мирянах Рязанской епархии под названием «Были верны до смерти... Книга памяти новомучеников и исповедников Рязанских XX века»
2.5.В каждом уголке России есть свои святые небесные покровители и заступники. Митрополит Рязанский и Михайловский Марк в день памяти святителя Василия Рязанского и всех святых , в земле Рязанской просиявших сказал: «Святые наши ценны и дороги всем нам за то, что они подвизались и трудились на этой конкретной земле...»
На рязанской земле на протяжении нескольких веков самый почитаемый святитель Василий Рязанский. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках.
«Повесть о рязанском епископе Василии» - произведение середины XVI в., написанное Ермолаем -Еразмом, автором широко известной «Повести о Петре и Февронии Муромских». Обе повести посвящены муромским святым и основаны на устных преданиях. По легенде, епископская кафедра в Муроме была установлена во времена князя Владимира и его сыновей-страстотерпцев Бориса и Глеба, но впоследствии епископ Василий перенес ее в Рязань. Случилось это чудесным образом. Несправедливо обвиненный жителями Мурома, Василий взял чудотворную икону, вышел на берег Оки, опустил на воду епископскую мантию, ступил на нее - и совершил плавание до Рязани, где с той поры и находилась епископская кафедра, получившая название Рязанская и Муромская. Когда произошло это чудо - вопрос спорный, поскольку было несколько рязанских епископов с именем Василий. О преставлении Василия I в Лаврентьевской летописи сообщается под 1295 г. ( л. 171, стб. 2).
Небольшая повесть, по жанру приближающаяся к сказаниям о чудотворных иконах, имеет в рукописной традиции три редакции. Первая редакция представлена десятком списков, но только авторский в полной мере сохраняет черты стиля писателя - конкретность и лаконизм повествования. В ресурсе текст повести представлен по этому списку в авторском сборнике Ермолая-Еразма из Соловецкого собрания (ОР РНБ. Сол. 287/307, л. 122 об.-123), поступившего в Публичную библиотеку в 1928 г.
В связи с духовным возрождением общества, в соответствии с законами РФ «Об образовании» и «О свободе вероисповеданий» и по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Симона 21 февраля 1995 года было принято решение об организации Православной гимназии в г. Рязани. Гимназия во имя святителя Василия Рязанского .Это первое в нашей области общеобразовательное учреждение, в котором возрождаются основы православного классического воспитания
У Рязанской земли – особая роль в истории. Это было пограничное княжество, охраняющее Русь от врагов. Оно достигло большой силы и величия при князе Олеге Рязанском Олег Иванович Рязанский родился в 1338 г. и в Святом Крещении получил имя Иаков.. Олег был одним из талантливейших русских князей 14 века, благотворителем и созидателем храмов и обителей,в том числе основал Солотчинский монастырь. Вот строки из книги исследователя Д.Солодовникова « Переяславль Рязанский»: «Свою родную землю любил Олег больше всего на свете и только о том и думал, как уберечь её от врагов…»
При Олеге Рязанское княжество достигает наивысшего развития. Историк Д.И. Иловайский считает, что Олег Иванович «стремился создать особый центр, около которого могла бы собраться юго-восточная Россия». В 1365 году Олег Иванович вместе с князьями Муромским, Пронским и Козельским разгромил войско хана Тагая. Союзнические отношения с Москвой неоднократно сменялись враждебными. В 1370 рязанская рать помогла Москве в отражении войск литовского князя Ольгерда, а в 1371 году воевода Московского князя Дмитрия Ивановича Боброк-Волынец разбил Олега Ивановича недалеко от Переяславля Рязанского. В 1378 году московские и рязанские войска вместе участвовали в битве на реке Воже, где наголову разбили войско мурзы Бегича, посланного Мамаем. В 1382 году Рязанскую землю разорили сначала татары, а затем московские войска. Благодаря участию Сергия Радонежского в 1385 году разногласия между Московским и Рязанским княжествами были улажены. Скончался великий князь 5 июня 1402 года и был погребен в Покровском храме основанного им Солотчинского монастыря. В 1779 году был утвержден герб с изображением самого знаменитого в рязанской истории великого князя Олега Ивановича Рязанского.
Яркий пример жизни Олега учит нас любить свою Родину и хранить её единство.
Жизнь святых людей земли Рязанской полна примеров удивительных, достойных подражания .Еще одним примером беззаветной любви и верности своему Отечеству является житие мученика благоверного князя Романа Рязанского.
Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский был из рода князей, которые во время татарского ига прославились как защитники христианской веры и Отечества. Оба его деда умерли за Отчизну в битве с Батыем. Воспитанный в любви к святой вере (князь жил в слезах и молитвах) и своей Родине, князь всеми силами заботился о разоренных и угнетенных подданных, зашищал их от насилий и грабежей ханских баскаков (сборщиков податей). Баскаки возненавидели святого и оклеветали его перед татарским ханом Менгу-Тимуром. Роман Олегович был вызван в Орду, где хан Менгу-Тимур объявил, что он должен выбрать одно из двух: или мученическую смерть, или татарскую веру. Благоверный князь отвечал, что христианин не может изменить истинную веру на ложную. За свою твердость в исповедании веры он был подвергнут жестоким истязаниям: ему отрезали язык, выкололи глаза, обрезали уши и губы, отсекли руки и ноги, содрали с головы кожу и, отрубив голову, насадили ее на копье. Это произошло в 1270 году.
Почитание князя-мученика началось сразу же по его смерти. Летопись говорит о святом: «Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим, великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за православную христианскую веру».
С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа.
Говоря о великой любви к Родине и непоколебимой вере в Христа ,нельзя не вспомнить имя святого Олега Пронского.
Олег Красный Пронский — великий князь рязанский. Во время монголо-татарского нашествия был ранен и захвачен в плен. В плену прожил 14 лет, но не уступил требованиям татар отказаться от христианской веры. Рязанский князь протерпел множества лишений и скорбей. После возвратился на родину княжил еще шесть лет. на Рязанской земле почитается как местночтимый святой, его икона находится в Свято-Преображенском Пронском монастыре.
Великие русские подвижники давали всем людям образцы правильной жизни не словами, а собственным примером. Мир и радость в душе -вот к чему стремились они в своих молитвах. И это позволило им спасать тысячи душ около себя. Великие праведники и подвижники, настоящие герои, их еще называют «святыми заступниками нашего народа».
3. Заключение.
Во время исследования Батюшка рассказал мне о Блаженной Любови Рязанской, о Рязанском Святителе - Феофане Затворнике Вышинском, о святых чудотворных иконах Рязанской земли.
Исследовав жизнь святых земли рязанской, я пришёл к выводу, что Святые-это та невидимая ниточка, которая протянута от обычных людей к Богу, который создал нас добрыми, правдивыми, честными и любящими. Они напоминание нам о том, какими мы должны быть. Действительно, великие русские подвижники давали всем людям образцы правильной жизни не словами, а собственным примером. Мир и радость в душе -вот к чему стремились они в своих молитвах. И это позволило им спасать тысячи душ около себя. Великие праведники и подвижники, настоящие герои, их еще называют «святыми заступниками нашего народа».
Каждый из нас стремится познать окружающий мир, узнать много нового и интересного. Но сделать шаг вперёд можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, а именно, от знаний и многовекового опыта людей, которые жили до нас. Всем известно, что без прошлого нет будущего. Опыт жизни наших предков помогает нам создавать будущее, делает нас нравственно богаче, умнее и красивее.
Великое бескорыстие, вдохновенное служение Родине, духовная высота, непрерывное нравственное совершенствование - все, что завещали нам святые, сегодня должно стать основным ориентиром нашего поколения.
4.Литература
1. Рязанская энциклопедия. Рязань,1995
2. Попов Н.П. Очерки истории культуры Рязанского края (XV-XX вв). Рязань, 1994
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987
4. Рязанское отделение международного фонда славянской письменности и культуры «Товарищество «Земля рязанская». Рязань православная. Рязань, 1993
5. Русская Православная Церковь Московский Патриархат Рязанская епархия Историко-архивный отдел. Были верны до смерти… Книга памяти новомучеников и исповедников Рязанских. Том 1. Рязань, 2002
6. Веселкина Т.Ю., Киселева Э.К. Собор Рязанских святых. Рязань,1998
7. Святые и праведники земли Рязанской Х-ХХ вв. Рязань,2000
8. Сочинения Ермолая-Еразма / Подготовка текста и комментарии Р.П. Дмитриевой, перевод А.А. Алексеева и Л.А. Дмитриева // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 9 (Конец XV - первая половина XVI века). С. 452-485, 561-564
Приложение
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/02/s_5c03da511291e/1015325_1.jpeg)
П.Южный .
Храм в честь иконы Божьей Матери « Спорительница хлебов»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/02/s_5c03da511291e/1015325_2.jpeg)
Икона . « Образ Всех Святых»
(Храм в честь иконы Божьей Матери « Спорительница хлебов»)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/02/s_5c03da511291e/1015325_3.jpeg)
(Храм в честь иконы Божьей Матери « Спорительница хлебов»)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/02/s_5c03da511291e/1015325_4.jpeg)
Во время службы в Храме в честь иконы Божьей Матери
« Спорительница хлебов»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/02/s_5c03da511291e/1015325_5.jpeg)
Книга-альбом о рязанских святых «Святые земли Рязанской».
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/02/s_5c03da511291e/1015325_6.jpeg)
Житие Василия Рязанского ( лист 122
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/02/s_5c03da511291e/1015325_7.jpeg)
Икона. Сятой Василий Рязанский
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/02/s_5c03da511291e/1015325_8.jpeg)
г.Рязань. Гимназия во имя святителя Василия Рязанского
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/02/s_5c03da511291e/1015325_9.jpeg)
Икона . Святой Олег Рязанский
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/02/s_5c03da511291e/1015325_10.jpeg)
п.Солотча. Покровский монастырь
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/02/s_5c03da511291e/1015325_11.png)
Герб с изображением самого великого князя Олега Ивановича Рязанского.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/02/s_5c03da511291e/1015325_12.png)
Икона. Святой Роман Рязанский