СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-исследовательская работа Русские святые и Рязанский край

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе говорится о значении житейской литературы в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-исследовательская работа Русские святые и Рязанский край»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская школа»

















Литературно-исследовательская работа

Русские святые и Рязанский край





Автор : Муминов Кирилл , учащийся 8 класса

МОУ «Октябрьская школа»

Руководитель: Кулаевская Г.И.,

учитель русского языка и литературы МОУ «Октябрьская школа»















п.Южный

2018 год

Содержание

1.Введение..............................................................................стр.2-3.

1.1. Актуальность

1.2. Цель

1.3. Задачи исследования

1.4.Объект исследования

1.5.Методы исследования

1.6.Практическая значимость

1.7.Источники исследования

2 Основная часть....................................................................стр.4-8.

2.1.Жанр жития.

2.2.Кто такие святые?

2.3. Какие святые жили в Рязанском крае?

2.4 Современная литература о житии рязанских святых

2.5.Житейская литература о епископе Василии, Олеге Ивановиче Рязанском, Романе Оле­го­виче Ря­зан­ском ,Олеге Красном Пронском

3. Заключение...............................................................................стр.8
4.Литература.................................................................................стр.9

5. Приложение………………………………………………… .стр 10-21





























1.Введение.

«Вы проверяйте свою совесть и руководствуйтесь учением святых отцов,

прошедших путь иноческой жизни и житием ,и учением своим

оставивших нам пример…»

(преп.Макарий)

Четыре года вместе с бабушкой я посещаю храм в честь иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов», который построен в нашем посёлке совсем недавно . В храме много икон ,среди них есть и старинные , а так же икона «Образ Всех Святых", справа и слева от алтаря стоят мощи русских святых. Службу проводит отец Владимир ,а я- пономарь. Во время службы ,в молитве, обращаюсь к Богу , Божьей Матери , святым с просьбами о здоровье для себя ,своих близких, помощи в делах для родителей ,а мне - в учебе. Вера помогает мне в жизни , учит меня жить по христианским законам, играет важную роль в осмыслении простых норм нравственности . Примером нравственности служила и служит древнерусская литература.

На уроках литературы ,в разделе «Древнерусская литература» мы познакомились лишь с некоторыми произведениями, в которых описывается жизнь Святых : «Повесть о Петре и Февронии Муромских», « Житие Александра Невского» Я люблю литературу и интересуюсь историей Рязанского края ,поэтому я задумался: много ли я знаю о житии русских святых Рязанского края и понял ,что нет. Мне стало интересно узнать о том , какие русские Святые жили на Рязанской земле . Этот вопрос стал поводом моего исследования.

1.1.Актуальность: Наше время – это особенное время, когда мы возвращаемся к духовным ценностям, утраченным в начале 20-го века. Поэтому тема исследования, которое выбрал я, представляется на сегодняшний день очень актуальной. Современное общество далеко не благотворно действует на человека ,особенно на подрастающее поколение . В наше время часто можно слышать высказывания, в которых обвиняют современную молодёжь в безнравственности, нашему обществу очень не хватает хороших людей, умных и вдумчивых поступков. Социальные и нравственные изменения в российском обществе привели к тому, что Президентом Российской Федерации В.В. Путиным остро поставлен вопрос о необходимости возрождения нравственности как «важнейшего элемента общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем»,

Одним из источников нравственности остается православное христианство, которое учит людей бескорыстной помощи, сочувствию, преданности своему народу и любви к Отечеству. В связи с этим, считаю важным и полезным еще раз обратиться к изучению житейской литературы, которая на протяжении долгого времени продолжает благотворно влиять на духовный потенциал русского народа. Во все времена писателей волновали образы святых. Начиная с Древней Руси и до нашего времени они посвящают святым свои произведения. Именно Святые жили праведной и благочестивой жизнью ,которая служит примером для подражания . Кроме того, я согласен с теми, кто считает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну начинается с познания своей малой Родины, её святых мест.

Я думаю, обращение к данной теме необходимо еще потому , что о ней мало знаю не только я, но и большинство школьников, которые живут на рязанской земле. Я хочу показать моим

сверстникам, как важна духовность в нашей жизни ,что жизнь святых жива в памяти народной и являются для нас, молодых людей XXI века, примером.

1.2.Цель исследовательской работы : узнать о жизни русских Святых Рязанского края, и их значимости в истории Рязанской земли выделить особенно яркие моменты их жизни .

1.3.Задачи исследования:

  • определить характерные черты жанра жития;

  • изучить материалы о житии святых рязанского ;

  • распространить в среде сверстников информацию о подвижнической деятельности Рязанских святых;

  • прочесть доступные материалы и книги о святом;

  • беседа с отцом Владимиром;

  • собрать иллюстративный материал.

1.4. Объект исследования :

-русские Святые , жившие на рязанской земле.

1.5. Методы исследования :

-изучение источников литературы ;

- работа с Толковым словарём ,

- работа в сети Интернет;

- беседа со священником ;

1.6.Практическая значимость:

Моё исследование целесообразно использовать при знакомстве с памятниками древнерусской литературы, а также с точки зрения духовно-нравственного воспитания молодежи.

1.7.Источники исследования: литературное наследие святых рязанского края, а также сборники, составленные на основе их записей; биографические исследования жизни и деятельности Святых, а также воспоминания их современников; работы философов, педагогов, церковных деятелей и подвижников XIX — XX вв.; современные работы, посвященные религиозным вопросам; издания периодической печати; полученные из Интернета.









2.Основная часть

2.1. Христианская культура, будучи "культурой совести", уделяла огромное внимание воспитанию нравственности человека, поэтому в Средние века одним из главных "душеполезных" жанров литературы стал житийный. Из византийской агиографии (от греч. hagios – святой). Агиография - один из важнейших жанров в системе средневековой христианской литературы, содержащий повествование о жизни и подвигах людей, признанных церковью святыми. 

В литературной энциклопедии житие рассматривается как «один из основных эпических жанров церковной словесности. Житие – описание жизни святого, в нём, как правило, описывает, как святой становится таковым ,проходя ряд испытаний ,Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы .

В древнерусской литературе образцом поведения считался Христос. Герой жития в своей жизни следует этому образцу. Житие святого – повествование жизни святого ,которое обязательно сопровождает официальное признание его святости (канонизацию) . В Рязанской области больше всего канонизированных святых.

"Жития рязанских святых" - это рассказы о подвижниках веры и благочестия, прославленных на Рязанской земле. Все они жили в разное время и разные эпохи, совершили разные подвиги, но все они в своей жизни сумели достичь максимальной близости к Богу и служат примером для юных поколений.

2.2. Кто такие святые? В Толковом словаре С.И.Ожегова есть несколько определений значения слова святой. Одно из них такое: святой - у христиан человек ,посвятивший свою жизнь защите интересов церкви и религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы. Отсюда следует , что святые люди несли в окружающий мир бескорыстную любовь к человеку высокое чувство сопричастности к судьбам Отечества, непоколебимую веру в Христа. Деяния этих людей пережили их самих. Скорее всего они даже не подозревали как их свершения скажутся в будущем.

2.3. Церковь знает и помнит имена многих и многих рязанских святых. В церковном календаре каждый день ознаменован памятью Святых, которые поминаются на церковных службах. Вот имена некоторых из них: Преподобный Никон Сушкинский(1764 – 1844) Дата памяти /празднования: 10 января;  Святитель Феофан Затворник Вышенский (1815 – 1894).  Дата памяти / празднования: 23 января; Святитель Мелетий, епископ Рязанский и Зарайский (1835 – 1900). Дата памяти / празднования: 27 января в день преставления святого, 18 июня – в день обретения мощей святого; 23 июня – в день празднования Собора Рязанских святых; Праведный старец Софроний Ибердский (1825 – 1914) Дата памяти / празднования: 7 февраля ;Святая блаженная Любовь Рязанская (1860 – 1921).Дата памяти / празднования: 21 января – в день кончины; 30 сентября – в День ангела святой; 23 июня – в день празднования Собора Рязанских святых ;Святитель Гавриил, архиепископ Рязанский и Зарайский (1785 – 1862). Дата памяти / празднования: 20 апреля ;Священномученик Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский (1656).  Дата памяти / празднования: 23 апреля  ;Святые благоверные князья – страстотерпцы Борис и Глеб (1072 и 1115) Дата памяти / празднования: 15 мая; 
Блаженный Василий Петрович Кадомский(1776 – 1848)Дата памяти / празднования: 15 мая ;
Образ святого Николая Чудотворца Дата памяти / празднования: 28 июня; 
Преподобный Матфей Чернеевский (16 век).  Дата памяти / празднования: 19 августа Преображение Господне.

2.4. В 2010году вышла в свет книга-альбом о рязанских святых «Святые земли Рязанской». Инициатором издания этой книги был руководитель издательства «Дело» Борис Сергеевич Ставцов .Все жития, насколько это возможно, были проверены на основе документов . В эту книгу были включены новые данные, которые были найдены за последние годы. В предисловии к книге автор идеи Борис Ставцов отметил следующее: «В этой книге речь пойдет об угодниках Божиих, о святых древней и неповторимой Рязанской земли, неотделимой от великой России». Кроме того, в книгу вошли жизнеописания святых рязанской земли с древнейших времен до начала XX столетия.

В 2002 году была опубликована книга о репрессированных за веру священнослужителях и мирянах  Рязанской епархии под названием  «Были верны до смерти... Книга памяти новомучеников и исповедников Рязанских XX века»
2.5.В каждом уголке России есть свои святые небесные покровители и заступники. Митрополит Рязанский и Михайловский Марк в день памяти святителя Василия Рязанского и всех святых , в земле Рязанской просиявших сказал: «Святые наши ценны и дороги всем нам за то, что они подвизались и трудились на этой конкретной земле...»

На рязанской земле на протяжении нескольких веков самый почитаемый святитель Василий Рязанский. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках.

«Повесть о рязанском епископе Василии» - произведение середины XVI в., написанное Ермолаем -Еразмом, автором широко известной «Повести о Петре и Февронии Муромских». Обе повести посвящены муромским святым и основаны на устных преданиях. По легенде, епископская кафедра в Муроме была установлена во времена князя Владимира и его сыновей-страстотерпцев Бориса и Глеба, но впоследствии епископ Василий перенес ее в Рязань. Случилось это чудесным образом. Несправедливо обвиненный жителями Мурома, Василий взял чудотворную икону, вышел на берег Оки, опустил на воду епископскую мантию, ступил на нее - и совершил плавание до Рязани, где с той поры и находилась епископская кафедра, получившая название Рязанская и Муромская. Когда произошло это чудо - вопрос спорный, поскольку было несколько рязанских епископов с именем Василий. О преставлении Василия I в Лаврентьевской летописи сообщается под 1295 г. ( л. 171, стб. 2).
Небольшая повесть, по жанру приближающаяся к сказаниям о чудотворных иконах, имеет в рукописной традиции три редакции. Первая редакция представлена десятком списков, но только авторский в полной мере сохраняет черты стиля писателя - конкретность и лаконизм повествования. В ресурсе текст повести представлен по этому списку в авторском сборнике Ермолая-Еразма из Соловецкого собрания (ОР РНБ. Сол. 287/307, л. 122 об.-123), поступившего в Публичную библиотеку в 1928 г.
В связи с духовным возрождением общества, в соответствии с законами РФ «Об образовании» и «О свободе вероисповеданий» и по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Симона 21 февраля 1995 года было принято решение об организации Православной гимназии в г. Рязани. Гимназия во имя святителя Василия Рязанского .Это первое в нашей области общеобразовательное учреждение, в котором возрождаются основы православного классического воспитания

У Рязанской земли – особая роль в истории. Это было пограничное княжество, охраняющее Русь от врагов. Оно достигло большой силы и величия при князе Олеге Рязанском Олег Иванович Рязанский родился в 1338 г. и в Святом Крещении получил имя Иаков.. Олег был одним из талантливейших русских князей 14 века, благотворителем и созидателем храмов и обителей,в том числе основал Солотчинский монастырь. Вот строки из книги исследователя Д.Солодовникова « Переяславль Рязанский»: «Свою родную землю любил Олег больше всего на свете и только о том и думал, как уберечь её от врагов…»

При Олеге Рязанское княжество достигает наивысшего развития. Историк Д.И. Иловайский считает, что Олег Иванович «стремился создать особый центр, около которого могла бы собраться юго-восточная Россия». В 1365 году Олег Иванович вместе с князьями Муромским, Пронским и Козельским разгромил войско хана Тагая. Союзнические отношения с Москвой неоднократно сменялись враждебными. В 1370 рязанская рать помогла Москве в отражении войск литовского князя Ольгерда, а в 1371 году воевода Московского князя Дмитрия Ивановича Боброк-Волынец разбил Олега Ивановича недалеко от Переяславля Рязанского. В 1378 году московские и рязанские войска вместе участвовали в битве на реке Воже, где наголову разбили войско мурзы Бегича, посланного Мамаем. В 1382 году Рязанскую землю разорили сначала татары, а затем московские войска. Благодаря участию Сергия Радонежского в 1385 году разногласия между Московским и Рязанским княжествами были улажены. Скончался великий князь 5 июня 1402 года и был погребен в Покровском храме основанного им Солотчинского монастыря. В 1779 году был утвержден герб с изображением самого знаменитого в рязанской истории великого князя Олега Ивановича Рязанского.

Яркий пример жизни Олега учит нас любить свою Родину и хранить её единство.

Жизнь святых людей земли Рязанской полна примеров удивительных, достойных подражания .Еще одним примером беззаветной любви и верности своему Отечеству является житие мученика благоверного князя Романа Рязанского.

Свя­той бла­го­вер­ный князь Ро­ман Оле­го­вич Ря­зан­ский был из ро­да кня­зей, ко­то­рые во вре­мя та­тар­ско­го ига про­сла­ви­лись как за­щит­ни­ки хри­сти­ан­ской ве­ры и Оте­че­ства. Оба его де­да умер­ли за От­чиз­ну в бит­ве с Ба­ты­ем. Вос­пи­тан­ный в люб­ви к свя­той ве­ре (князь жил в сле­зах и мо­лит­вах) и сво­ей Ро­дине, князь все­ми си­ла­ми за­бо­тил­ся о ра­зо­рен­ных и угне­тен­ных под­дан­ных, за­ши­щал их от на­си­лий и гра­бе­жей хан­ских бас­ка­ков (сбор­щи­ков по­да­тей). Бас­ка­ки воз­не­на­ви­де­ли свя­то­го и окле­ве­та­ли его пе­ред та­тар­ским ха­ном Мен­гу-Ти­му­ром. Ро­ман Оле­го­вич был вы­зван в Ор­ду, где хан Мен­гу-Ти­мур объ­явил, что он дол­жен вы­брать од­но из двух: или му­че­ни­че­скую смерть, или та­тар­скую ве­ру. Бла­го­вер­ный князь от­ве­чал, что хри­сти­а­нин не мо­жет из­ме­нить ис­тин­ную ве­ру на лож­ную. За свою твер­дость в ис­по­ве­да­нии ве­ры он был под­верг­нут же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям: ему от­ре­за­ли язык, вы­ко­ло­ли гла­за, об­ре­за­ли уши и гу­бы, от­сек­ли ру­ки и но­ги, со­дра­ли с го­ло­вы ко­жу и, от­ру­бив го­ло­ву, на­са­ди­ли ее на ко­пье. Это про­изо­шло в 1270 го­ду.

По­чи­та­ние кня­зя-му­че­ни­ка на­ча­лось сра­зу же по его смер­ти. Ле­то­пись го­во­рит о свя­том: «Ку­пи се­бе стра­стию Цар­ствие Небес­ное и ве­нец при­ят от ру­ки Гос­под­ней со срод­ни­ком сво­им, ве­ли­ким кня­зем Чер­ни­гов­ским Ми­ха­и­лом Все­во­ло­до­ви­чем, по­стра­дав­ши по Хри­сте за пра­во­слав­ную хри­сти­ан­скую ве­ру».

С 1854 го­да со­вер­ша­ет­ся в Ря­за­ни крест­ный ход и мо­ле­бен в день па­мя­ти свя­то­го Ро­ма­на. В 1861 го­ду в Ря­за­ни освя­щен храм в честь бла­го­вер­но­го кня­зя Ро­ма­на.

Говоря о великой любви к Родине и непоколебимой вере в Христа ,нельзя не вспомнить имя святого Олега Пронского.

Олег Красный Пронский — великий князь рязанский. Во время монголо-татарского нашествия был ранен и захвачен в плен. В плену прожил 14 лет, но не уступил требованиям татар отказаться от христианской веры. Рязанский князь протерпел множества лишений и скорбей. После возвратился на родину княжил еще шесть лет. на Рязанской земле почитается как местночтимый святой, его икона находится в Свято-Преображенском Пронском монастыре.

Великие русские подвижники давали всем людям образцы правильной жизни не словами, а собственным примером. Мир и радость в душе -вот к чему стремились они в своих молитвах. И это позволило им спасать тысячи душ около себя. Великие праведники и подвижники, настоящие герои, их еще называют «святыми заступниками нашего народа».


3. Заключение.

Во время исследования Батюшка рассказал мне о Блаженной Любови Рязанской, о Рязанском Святителе - Феофане Затворнике Вышинском, о святых чудотворных иконах Рязанской земли.

Исследовав жизнь святых земли рязанской, я пришёл к выводу, что Святые-это та невидимая ниточка, которая протянута от обычных людей к Богу, который создал нас добрыми, правдивыми, честными и любящими. Они напоминание нам о том, какими мы должны быть. Действительно, великие русские подвижники давали всем людям образцы правильной жизни не словами, а собственным примером. Мир и радость в душе -вот к чему стремились они в своих молитвах. И это позволило им спасать тысячи душ около себя. Великие праведники и подвижники, настоящие герои, их еще называют «святыми заступниками нашего народа».

Каждый из нас стремится познать окружающий мир, узнать много нового и интересного. Но сделать шаг вперёд можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, а именно, от знаний и многовекового опыта людей, которые жили до нас. Всем известно, что без прошлого нет будущего. Опыт жизни наших предков помогает нам создавать будущее, делает нас нравственно богаче, умнее и красивее.

Великое бескорыстие, вдохновенное служение Родине, духовная высота, непрерывное нравственное совершенствование - все, что завещали нам святые, сегодня должно стать основным ориентиром нашего поколения.













4.Литература

1. Рязанская энциклопедия. Рязань,1995

2. Попов Н.П. Очерки истории культуры Рязанского края (XV-XX вв). Рязань, 1994

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987

4. Рязанское отделение международного фонда славянской письменности и культуры «Товарищество «Земля рязанская». Рязань православная. Рязань, 1993

5. Русская Православная Церковь Московский Патриархат Рязанская епархия Историко-архивный отдел. Были верны до смерти… Книга памяти новомучеников и исповедников Рязанских. Том 1. Рязань, 2002

6. Веселкина Т.Ю., Киселева Э.К. Собор Рязанских святых. Рязань,1998

7. Святые и праведники земли Рязанской Х-ХХ вв. Рязань,2000

8. Сочинения Ермолая-Еразма / Подготовка текста и комментарии Р.П. Дмитриевой, перевод А.А. Алексеева и Л.А. Дмитриева // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 9 (Конец XV - первая половина XVI века). С. 452-485, 561-564




























Приложение





















П.Южный .

Храм в честь иконы Божьей Матери « Спорительница хлебов»



















Икона . « Образ Всех Святых»

(Храм в честь иконы Божьей Матери « Спорительница хлебов»)







(Храм в честь иконы Божьей Матери « Спорительница хлебов»)









Во время службы в Храме в честь иконы Божьей Матери

« Спорительница хлебов»











Книга-альбом о рязанских святых «Святые земли Рязанской».































Житие Василия Рязанского ( лист 122























Икона. Сятой Василий Рязанский











г.Рязань. Гимназия во имя святителя Василия Рязанского















Икона . Святой Олег Рязанский

































п.Солотча. Покровский монастырь















Герб с изображением самого великого князя Олега Ивановича Рязанского.







Икона. Святой Роман Рязанский












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!