СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-историческая композиция для учащихся 11-х классов "До срока повзрослевшие (маленькие дети полка - большие герои военного Сталинграда)"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: формировать у детей и подростков читательской грамотности, а также гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите, способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге и самоотверженности мальчишек и девчонок военных лет.

Воспитание чувства патриотизма, гордости за советский народ.

Развитие нравственных качеств: гуманизма, совести, чести, достоинства, долга, принципиальности, ответственности, товарищества, коллективизма, доброты, уважения к людям, милосердия. Духовное развитие учащихся в процессе освоения ими культурного наследия своего народа.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-историческая композиция для учащихся 11-х классов "До срока повзрослевшие (маленькие дети полка - большие герои военного Сталинграда)"»

МОУ Лицей №1 Красноармейского района Волгограда

Учеваткина А.И., учитель истории и обществознания,

Шестых О.В., учитель русского языка и литературы



Литературно-историческая композиция для учащихся

11-х классов

"До срока повзрослевшие

(маленькие дети полка - большие герои военного Сталинграда)"

Цели и задачи: формировать у детей и подростков читательской грамотности, а также гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите, способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге и самоотверженности мальчишек и девчонок военных лет.

Воспитание чувства патриотизма, гордости за советский народ.

Развитие нравственных качеств: гуманизма, совести, чести, достоинства, долга, принципиальности, ответственности, товарищества, коллективизма, доброты, уважения к людям, милосердия. Духовное развитие учащихся в процессе освоения ими культурного наследия своего народа.


Оборудование: фотоальбом, фотографии детей-сыновей полка, карта Советского Союза 1941 года, выставка книг, выставка предметов-иллюстраций к новеллам (веревка, вазелиновая мазь, стакан, металлическая кружка, ножовка), фото орденов и медалей ВОВ.



И когда кончится война и мы станем размышлять

О причинах нашей Победы над врагом

человечества, мы не забудем, что у нас был могучий союзник:

Многомиллионная, крепкосплоченная армия советских детей

К. Чуковский, 1942 г.

Видеокомпозиция "Сыновья полка" (1)

-Выступает 1 группа учащихся, исследовавших современную поэзию.

У войны недетское лицо!
Но в глаза детей смотрела смерть...
Не щадила маленьких бойцов,
Им пришлось до срока повзрослеть.

Звание такое "Сын полка",
Мужества святого колыбель!
Это ничего, что велика,
На мальца солдатская шинель.

Храбрости ему не занимать,
По плечу мальчонке ратный труд.
Защищал в бою мальчишка мать,
Ту, что люди Родиной зовут! (Ирина Савельева)

-По официальным данным, во время Великой Отечественной войны в рядах Красной армии служили более 3500 фронтовиков младше 16 лет. Их называли "сыновьями полка", хотя были среди них и дочери. О судьбе некоторых из них – на нашем сегодняшнем занятии.

-Попасть в регулярные части армии можно было несколькими путями: солдаты подбирали детей-сирот и потерявшихся в ходе боев ребятишек; дети и сами убегали на фронт и, если им удавалось достичь передовой, командирам ничего не оставалось, как принять их; нередки были случаи, когда командиры брали с собой своих детей, полагая, что так будет безопаснее для них.

-Выступает 2 группа учащихся, исследовавших прозу о детях на войне.

Ребята рассказывают о встрече с составителем "Детской книги войны". Это страшная улика против фашизма; дневники тех детей, может быть, самое веское доказательство того, что с фашизмом нельзя договориться. Его надо выжигать.


- Чтобы почтить память этих детей и сохранить о них воспоминания, предлагаем Вам собрать мемориальный фотоальбом о сыновьях полков, воевавших за Сталинград.


- Храбрость детей, воевавших в Сталинграде, настолько поразила весь мир, что в Голливуде в 1943 году был снят художественный фильм, военная драма "Мальчик из Сталинграда", а сейчас в Волгограде идут съемки нового фильма "Защитники Сталинграда" о подвиге детей.


-Некоторые наши ученики посетили библиотеки города и музей "Дети Царицына-Сталинграда-Волгограда" и предлагают нам совершить заочную экскурсию.

(Выступление учениц прилагается)



Музей рассказывает о жизни детей с основания нашего города до сегодняшних дней . Основатель музея - член ассоциации «Дети военного Сталин града» Кулешова Юлия Владимировна (1930-2008 гг.). В музее три зала:

В зале «Дети Царицына и довоенного Сталинграда» представлены документы и фотографии, повествующие о том, как и где учились дети нашего города, как отдыхали, о создании детских и юношеских организаций, действовавших в предвоенном Сталинграде.

В зале «Дети войны» экскурсанты узнают о том, как много пришлось пережить детям в период Сталинградской битвы, о концлагерях на территории области, о подвигах юных защитников Сталинграда – Косте Беликове, Саше Филиппове, Ване Федорове.

В музее проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, членами ассоциации «Дети военного Сталинграда», праздники, посвященные памятным датам истории России и Волгограда. Учащиеся старших классов и ребята, увлекающиеся краеведением, могут окунуться в атмосферу Сталинграда 30-х годов, участвуя в «погружении» «Детство в довоенном Сталинграде».

В зале «Дети Царицына и довоенного Сталинграда» представлены документы и фотографии, повествующие о том, как и где учились дети нашего города, как отдыхали, о детских и юношеских организациях, существовавших в предвоенном Сталинграде

Саша Филиппов.

Саше было всего 16 лет, и его на фронт не взяли, хотя паренек и пытался прибавить себе возраст, приписав в заявлении лишний год. Саша был признанным лидером среди сверстников, за словом в карман не лез, при случае легко пускал в ход кулаки. Никогда не трусил и не сомневался в себе.

Когда фашисты вошли в Сталинград и заняли Дар-гору, где жила семья Филипповых, он перешел через линию фронта и связался с воинской частью старшего лейтенанта В.А. Семенихина, которому принес разведывательные данные о противнике. Так Саша стал разведчиком. Кличка была соответствующая – Школьник.

Петя Васильев.

Воспитанник музыкантского взвода с первых минут войны помогал вытаскивать боеприпасы из разрушенных складов, доставлял продукты из полуразрушенного магазина, выполнял задания по разведке, добывал воду. Участвуя в одной из атак по освобождению красноармейского клуба, заменил погибшего пулеметчика. Меткий огонь Пети заставил фашистов залечь, а потом побежать назад. В этом бою семнадцатилетний герой был смертельно ранен. Посмертно награжден орденом Отечественной войны первой степени. Захоронен в Некрополе Мемориала.

Фабрика детских игрушек теперь выпускает горючую жидкость, Дворец Творчества на кружках химии - лекарства. В школах на уроке военного дела мальчиков учат стрелять, девочек - лечить.

Педагоги забирали детей к себе, после уроков школа превращалась в госпиталь, делали письма, изготовляли корпию (вата). Прокофьева Люда и другие дети давали концерты для военных.

Концлагеря.

Отнимали имя, давали номер. Для немцев эти дети были консервной банкой крови. Им нужна была кровь. Снимали кожу, подвешивали за подмышки, раздирали грудную клетку.

Задачи после войны.

Убрать трупы, передать карты минных полей, разминировать город. Расчищать завалы. Принимали участие подростки и в строительстве. Война не закончена, а город уже начали строить. Отстраивают школу номер 8. В марте 1943 первые уроки: углём по стенам.


Видеокомпозиция "Сын полка. В память о детях войны" (2)


-Первая фотография, которую мы предлагаем поместить в наш альбом -это портрет сына полка Альберта (Олега) Бурковского. Фото 1943 года. Альберт Львович Бурковский родился в 1928 г. в Сталинграде. Его отец был летчиком, мать медработником. В 1942 г. Альберт жил на попечении бабушки, которая погибла во время авианалета. Альберт помогал возить на переправу раненых. Там его и приметили бойцы 34-го Гвардейского стрелкового полка 13-й Гвардейской стрелковой дивизии, так он стал сыном полка.


-Подвиги 13 Гвардейской стрелковой дивизии на Сталинградской земле.

1. В ночь с 14-го на 15 сентября 1942 года на правый берег Волги высадилась 13-я гвардейская стрелковая дивизия генерала Александра Родимцева. Гвардейцам суждено было вписать в летопись Сталинградской битвы свою поистине легендарную страницу.

Бывший командующий 62-й армии Василий Чуйков через много лет вспоминал:

«13 сентября 1942 года было началом периода самого кровопролитного, самого упорного сражения, которое вошло в историю как «оборона Сталинграда», длившаяся до 19 ноября, то есть до перехода советских войск в контрнаступление. Это оборонительное сражение для войск, оборонявших Сталинград…»

2. В ночь с 14-го на 15 сентября части и подразделения 13-й гвардейской стрелковой ордена Ленина дивизии генерал-майора Александра Родимцева форсировали Волгу, придя на помощь 62-й армии.

Потом эту ночь историки назовут «критической». Вот как оценивал те дни и роль, что сыграла 13-я гвардейская, Маршал Советского Союза Георгий Жуков в книге «Воспоминания и размышления»:«13, 14, 15 сентября для сталинградцев были тяжелыми, слишком тяжелыми днями. Противник, не считаясь ни с чем, шаг за шагом прорывался через развалины города все ближе и ближе к Волге. Казалось, вот-вот не выдержат люди.

Перелом в эти тяжелые и, как временами казалось, последние часы был создан 13-й гвардейской дивизией А. И. Родимцева. После переправы в Сталинград она сразу же контратаковала противника. Ее удар был совершенно неожиданным для врага. 16 сентября дивизия А. И. Родимцева отбила Мамаев курган».

3. 13-я гвардейская стрелковая ордена Ленина дивизия вопреки ошибочному мнению, которое бытует, из воздушно-десантного корпуса не сразу была сформирована как гвардейская. В 1941 году на базе частей 3-го воздушно-десантного корпуса была сформирована 87-я стрелковая дивизия (2 формирования). В декабре 1941-го 87-я стрелковая дивизия отличилась в боях на Курско-Косторненском направлении. Приказом Верховного Главнокомандующего от 19.01.1942 г. 87-я стрелковая дивизия была преобразована в 13-ю гвардейскую. Новое знамя дивизии было вручено 9 февраля 1942 года, а указом Президиума Верховного Совета СССР от 27.03.1942 г., дивизия награждена орденом Ленина. В дни Сталинградской битвы 13-я гвардейская была единственной из всех стрелковых дивизий, удостоенных этой высокой награды в годы Великой Отечественной войны.

4. О том, какой была дивизия, рассказал ее ветеран, прошедший от Сталинграда до Праги, награжденный четырьмя орденами, Иван Иванович Исаков: «...Дивизия Родимцева, можно сказать, была молодежной. Мне, командиру батальона, шел, например, 21-й год. Командиры рот – мои ровесники. Самому старшему в штабе батальона 28 лет ».

Его рассказ приводит в воспоминаниях дочь комдива Наталья Александровна Матюхина (Родимцева). Самому генералу Родимцеву в дни боев в Сталинграде было 37. Их молодость говорила во всем. Ровно в 12 ночи 31 декабря 1942 года по проводам на позиции понеслась команда: «Всем! Всем!.. По противнику – огонь!!!». Это был фронтовой салют гвардейцев новому 1943-му – году грядущих великих побед.

В мае 1945 года дивизия дошла до Праги. Она стала 13-й гвардейской стрелковой ФПолтавской ордена Ленина дважды Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова дивизией. Это официально, но для всех осталась гвардейской дивизией генерала Александра Родимцева.

5. Имя дважды Героя Советского Союза генерал-полковника Александра Родимцева прежде всего ассоциируется со Сталинградской битвой. Ведь сам Александр Ильич, по словам дочери Натальи Александровны, когда его спрашивали журналисты, чем стал для него Сталинград, отвечал:

«Для меня он – вторая родина. Пройти через него и выжить – все равно что родиться заново. Там пришлось увидеть такое, чего не было ни раньше, ни позже».

Со словами генерала-фронтовика нельзя не согласиться. Хотя стоит помнить, что 140 дней, которые 13-я гвардейская дивизия была в Сталинграде, – только эпизод в его долгой военной службе.


И еще. Есть у Александра Ильича Родимцева особая заслуга. Это его вклад в создание и развитие ветеранского движения. Генерал всей жизнью, своей личной порядочностью сделал так, что и через много лет бойцы 13-й гвардейской дивизии, прежде всего ветераны-сталинградцы, собирались вместе.


-Благодаря помощи музея-панорамы "Сталинградская битва", мы располагаем уникальными материалами из воспоминаний нашего земляка, Олега Бурковского.


-Видео


-Ребята, о каких еще подвигах и интересных случаях вы узнали из интервью?

(стенограмма интервью прилагается)

Первый немец.

Дело было ночью. Дежурили в окопе. Ночь была лунная. И я уже «клюю», потому что вторую ночь дежурил. А потом поворачиваюсь, смотрю – стоит... Луну закрыл. Такой "амбал". И я как был- весь ППШ полностью разрядил. Я его уложил. Он был в шинели, от нее прям тряпки летели. Я сначала взял себя в руки, а потом меня как начало рвать. По-моему, тогда мы как раз поели нехорошую рыбу, сами ловили. Ребята спрашивают: «Ты чего?». Я говорю: «У меня сегодня первый немец. И теперь я буду их записывать».

Сожженный танк.

Мы с Сашкой вырыли яму. Узкую такую, что даже если танк провалится, нас точно не задавит. И легли навзничь. Еле-еле всунулись. И надо же 4 связанные гранаты бросить, а лучше всего бутылку фосфора, в ней же бензин. Один танк проехал, второй идет прямо на меня, думаю – хана, сейчас одним бортом зацепит и прости-прощай. Но проехал так хорошо, прямо посередине. Он же, танкист, не видит ничего. Я привстал и бросил гранату. Танк загорелся, 4 человека выскочили. «Снял» их. И все в порядке.

Добыча.

Это где сейчас Дом офицеров, там кергард был, основа была сделана из кирпича, а верх деревянный. Он сгорел, а я знал, что там харчи – закачаешься! И колбаса там. Но темно, а у меня никакого освещения. Самое главное - я попасть туда не мог, потому что двери железные. Флот, который вез нам еду, затопило, и меня послали, чтобы я раздобыл еду. И получилось так, когда взрывы были, то двери, хоть они и толстые, за счет того, что я худой был, я проскользнул туда. Полки щупаю: там колбаса! В рюкзак! Все в рюкзак. А старшина Веревка, хохол, говорит: «Смотри, много не набирай, потому что не дотащишь». Но мы же русские люди, как это одну положить? Положил штук 10. И еще думаю: горох, соль, все пригодится. Все запечатано, не видно же, темно. Вышел я из двери, шагов 5 сделал, и меня засекли. И я вспомнил, как мне сказал Веревка: «Как только тебя засекут, шнур с парашюта тонкий, но крепкий…». И я в одну сторону кидаю этот рюкзак, а сам качусь в другую сторону. Они этот рюкзак превратили,… в общем все там перемешали. Я полежал с полчасика, думаю, теперь надо как-то выбираться, а харч бросить я не могу, потому что пообещал: во что бы это ни стало добуду. Встал, осмотрелся на коленках. Потом чувствую: тишина, нормально. Прилег. Только хотел встать, как пулеметная очередь. Так хорошо заметно откуда стреляют, ага! А тут такие глыбы лежат, что захочешь – ничего не получится. Подтянул я этим парашютным тросом харч и все-таки допер. Правда меня зацепило. Клочок волоса. Не совру. Думаю, что у меня такое горячее на щеке? Попало, видать, в стенку и рикошетом мне об висок. Но ничего – залатали. Ну тут все: молодец. Сейчас харч заварим. Котелок. Сварили все. И старшина пробует – и глаза у него на лоб. Есть нельзя. Соленое! Все, что в пачках было с солью перемешалось. Все разочаровались. А старшина Веревка говорит: «Разве можно такую вещь выливать? Разбавить надо и все в порядке». Разбавили и съели. Такой случай.

За отвагу!

Когда Родимцев узнал, что я лазил, он говорит: «Я с тебя сделаю фаршмак!». Он не ругался, он вообще молодец был. Он так иной раз без крика, но так впечатлительно. «Вот лучше, знаешь, сделаешь пользу: на этом участочке надо узнать, где немцы живут». И мы это делали. А что нам стоит? Снять форму, надеть гражданское, а в случае чего ты глаз один – сюда, другой – туда. А я умел делать вроде я того, дурачок. И меня не тронут. Добрался. И все-таки решил обязательно, во что бы то ни стало, засечь это дело и передать, кто у нас сидел, кого я спасал. Сейчас расскажу. Он давал связь. Потому что связи никакой. Телефонная связь все время рвалась по Волге на ту сторону. И была станция РБ-шка, там две батареи. Дома специалистов были здесь, и снаряд или бомба вынесла лестницы, и связист и рад бы куда-то деться, а спуститься не на чем. Расстояние. А если прыгнешь – сломаешься и не дойдешь. И вот он сидит, есть нечего и передавать нечего. Я раньше змей опускал, и они обязательно запутывались на проводах. И я научился снимать этих змей шикарным способом. И так это пригодилось! Взял я с собой тонкий, тонкий шнур с немецкого парашюта, туда камушек. Закрутил раз, два… На пятый или на десятый, сейчас я не помню, зацепил. Все. А там узлами связал, как учили меня, и связист спустил мне сначала по веревке станцию, батареи сели, а потом сам спустился. Его посадили на другое место, и он: «Ля- ля –ля…». И за это я получил медаль «За отвагу». Вот так я спас его, Федя его звали, а фамилию не помню.

Сыновья полка.

А получилось просто-напросто. Я жил на улице Мира, бывшая Саратовская улица, 26. Я знал город до камушка. И у Родимцева и у Людникова было много «сынов» полка, потому что они не знали город.

Родимцев говорил: «Если дети выжили в Сталинграде, то им и дальше нужно спасать жизнь». Начальник штаба был, еще кто-то, был перерыв такой… Это был 1943 год, перед самым концом. И я нашел, мне дали харч, завернули его в газету, и я в газете читаю: «Дети, у кого погибли родители, приглашаются в Школу юнг получить образование, на Соловки». Думаю: японский Бог! Географию знал. Сталинград и Соловки! И я бумагу показал Родимцеву. Он говорит: собирайся. Вызывает дежурного кошевара: «Что есть у тебя? Такого, чтобы надолго хватило? На неделю». Как сейчас помню: селедка. И не одна. А две, толстые такие. Булка хлеба и бутылка. Бутылка пустая. Для волжской воды. И вот я начал путешествовать. Ну, приехал в Москву, мальчишка, интересно. Рот раскрыл. Вдруг обход. А я- фронтовик, сталинградец. У меня был немецкий плащ. Патруль ищут около меня, а я накрылся им, как невидимка. Мне слышно и видно все. Плащ меня спас. Два раза. Один раз я не утонул, но спасся за счет него. И второй раз спас. А то попал бы в комендатуру.

Нога

Все, приехал в Школу Юнг, а меня Володя Баранчеев, главный хирург спас, спас ногу. А я все-таки этого паразита, который меня рванул… Он метился мне в голову, я так думаю, но я споткнулся и упал, и эта пуля мне попала в ногу, насквозь и началась гангрена. Приходит этот сопливый лейтенантик, с узкими погонами и говорит: «Умыть и на стол!» Отрезать ногу. Никакой анестезии. Перчатки приготовили в рот, чтобы зубы не поломать, когда отпиливать будут. Ну, думаю, все…

Прибегает он, уже капитан был, главный хирург: «Ты что, сукин сын, представляешь, такого героя, оставить на всю жизнь калекой?!» Принес мне двух-трехлитровую банку мази Вишневского и ложку деревянную, немецкая, между прочим. "Мажь", - говорит. Прибили мне гвоздь, подняли ногу. И она у меня наверху, а я внизу. «Работай день и ночь, спать не должен. Шуруди ей!» Взял перчатки, свернул их, вымазал в мази, засунул в дыру… Я смотрю: все, хана, палец стал синеть. Гангрена. А потом глядь на палец- а палец-то розовый! Столько оттуда вышло: и шинель, кусочки кости. Я все собирал, чтобы доложить, что я добыл. И все. Через месяц я уже помогал сам отпиливать ноги раненым.

В рот давали перчатки, потому что никакой анестезии нет. Чтобы зубы не поломал. Заворачивали разрез. Разрезали по кругу. Туда и сюда, аккуратно (речь идет об ампутации ноги). И закрывают, чтобы кровь меньше шла. Перетягивали на операции резиной, закручивали. Девушки должны были пилить, но у них сил не было. Пилили ножовкой по металлу. Я с одной стороны, Санька – с другой. И вдвоем пилим. Запах!.. Ой, я до сих пор его чувствую. Отпилили. Мало того, что отпилили, надо отнести еще в яму. Там положить. А потом нам санитарки давали по стакану спирта, но мы не пили. Нет. Мы отдавали ему, который после ампутации. Он выпивал почти два стакана и дурел. Короче говоря, отдыхал в этот промежуток. А излишний спирт мы на сахар меняли. Пациент уже не пьет, не может. Нам нельзя пить, потому что пьяный солдат – это хуже все… И отдаем спирт, а нам сахар. И немецкий был, длинные палки, тоже давали. «Красная головка» назывался. Вот такие операции мы проделывали.

Язык

Тут еще я хотел рассказать. Завод. Наступал 34 полк, их отрезали. Их было 12 человек и один раненый, 13-ый. Чертова дюжина. У них патронов нет, есть нечего и выйти оттуда нельзя. Немцы контролировали. И вот командиров Родимцев вызвал. Нас трое было. Посылали одного разведчика, второго, третьего… Ребят кого ранило, кого убило. Но дойти до них не могли. «Дойдешь?» Я говорю: «Доползу!» Дополз, туда к ним, а со мной ракетница была. Договорились, если я пускаю зеленый, тогда в это время пулеметная рота Иван Иваныча готова была, они открывают огонь, что ни пройдешь, ни пролезешь. Такой линией, а мы справа. Так мы: их 12, 13-ый ранений и одного немца прихватили. Языка. Да такой хороший мужик попался –все рассказал. Вот за это я заслужил медаль «За отвагу», но ее так и не получил. А из рук Родимцева я получил, один раз. А командир из 34 полка мне обещал…ну нету. И не откуда поступать.

Война-войной...

Чтобы сходить за харчами на ту сторону, что делали? Самолет бросает парашют, а там огонь так освещает, что хоть иглы собирай. И вот мы выбираем момент, когда сгорает эта, тишина ровно 7 минут. За 7 минут мы должны спрятаться так, чтобы стоят кусты еще – там спрятаться. А потом луна, она движется, и меняется поле зрения, и вот получается такое мертвое поле. Луна светит, а им ничего не видать. Вот в то время мы на всю катушку наяриваем туда, а оттуда, что самое печальное было: туда пробрались, взяли все это, а оттуда термоса и на первое (с узким горлышком) и на втрое (с широким). Но самое страшное вот что было: пули попадали в суп и мы приходили, второе привозили и предупреждали, что не проглотите пули, мы их отсеивали. А вот первое пропадало. Ой, как первого хотелось.

Было место и любви... Машеньку я хорошо знал. Я ее уважал. А он такой симпатичный парень. Неделю они прожили всего, и его снайпер убил. Прямо в сердце попал. А меня снайпер тоже выслеживал, их всего было 4 человека, я знал всех по перечету, по почерку, потому кто как ходит, так засекаешь. И я вот, тот который мне ногу прострелил, я ему растяжечку заделал шикарную. Он взлетел. И я говорю: «Вот и все тебе теперь! Теперь ты уже ногу не перестрелишь». Угробил я его, на тот свет отправил. И доказательство было: мы его не видели, а винтовка вывалилась у него с оптическим прибором. Только тогда я знал, что я отрубил. Это все происходило возле Мельницы. И главное – он рядовых не бил, офицерский состав убирал постоянно.

Школа юнг

И вот я приехал в Школу Юнг, а у меня рана-то открылась. А что делать? Там же надо комиссию проходить. А там огромные валуны, а на них – мох высокий растет. Я к бабке одной пошел, и она говорит: «Сынок, пудры сейчас найдем». Поднимает этот мох, собирает под ним рукой и насыпала мне в мешочек: «Когда будешь на комиссии, рану присыпай и кровь не будет видно». Таким образом я комиссию и "надул". Прошел.

Часы мне подарили, кировские, тогда кировские часы ценились, а у меня их сразу отобрали. Конфисковали, короче. А Соловки я закончил с самой хитрой специальностью. Я же не знаю, что выбирать. «На чем играешь?» Я говорю : «На гитаре, на баяне. На фортепьяно? Нет, пальцем могу «Чижик-пыжик» сыграть». А ну, ладно, давай на гитаре свою любимую песенку. Все! Радист-аккустик. Все, я специальность приобрел. Я закончил с отличием и нас северным путем на Дальний восток. Война с Японией. И вот айсберг, я никогда не забуду, я был на палубе, у рубки, и вот лодка впереди меня шла и айсберг перевернулся и эту лодку подхватил как щепку вместе с командой и под воду… Все, ни звука. 24-ку. А мы 22-ые. Мы шли рядом, но с расстоянием.

В Комсомольске же судостроительный завод, и что интересно, мне рассказывал парень: лес же был, сосновый, еловый. Взяли все спилили и посадили маленькие деревья. Мы смеялись, умный человек, говорю, нашелся.

Вторую мировую войну я закончил на Дальнем Востоке. А на Кубу не попал.

-Давайте понаблюдаем за боевым маршрутом Бурковского (карта) В Сталинграде он получил первое ранение, затем учился в школе юнг, которую закончил с отличием и продолжил воевать на Северном флоте, а потом на Дальнем Востоке


- Альберт Львович Бурковский за военные заслуги получил Орден Красной Звезды, медали «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За отвагу», «За победу над Японией»



Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами...
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики – стиснув автоматы.
Повидали мальчики – храбрые солдаты –
Волгу – в сорок первом,
Шпрее – в сорок пятом,
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа (Игорь Карпов)


И боль, и кровь, и смерть,

и злость, и зло

Перемешались, жизнь казалась адом —

Всё стихло, не забылось, не прошло,

И Сталинград зовётся Волгоградом.

Для тех, кто помнит.

Сталинград — пароль.

Тревожит душу, сердце обжигает,

Ведь память — это не слова, а боль,

Которая с годами не стихает. (Н. Мазанов)


Видеокомпозиция (3)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!