Литературно-музыкальная композиция на тему : «А.А. Ахматова и Н.С. Гумилев -две судьбы»(преподаватель Шапкина С.В.)
Цели: 1) образовательная: познакомить студентов с личной и творческой биографией А.А.Ахматовой и Н.Гумилевым.
2) развивающие:
Содействовать развитию:
-умения делать обобщения и выводы;
-межпредметной связи с историей;
-навыка владения нормами грамотной речи.
3) воспитательные:
-побуждать к проявлению личностного отношения к творчеству А. А. Ахматовой и Н.Гумилеву.
-способствовать формированию читательской культуры.
Средства обучения: учебник, материалы Интернета, книги об А.Ахматовой и Н.Гумилеве, аудиозаписи(романсы на стихи поэтов)
Методы обучения: прослушивание романсов на стихи поэтов, метод творческого чтения, просмотр презентаций, монологический ответ студентов.
Технологии: метод проектов и исследовательский, ИКТ
Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.
Оборудование: выставка книг, мультимедийные презентации, компьютер
Эпиграф: Я не плачу, я не жалуюсь,
Мне счастливой не бывать…
А.Ахматова
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Постановка цели.
Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.
И.Тальков
Сегодня мы продолжим знакомство с поэтами Серебряного века и перелистнем страницы личной и творческой биографии замечательной поэтессы А.А.Ахматовой и ее мужа поэта Н.Гумилева.
Анна Андреевна считала: «У каждого поэта своя трагедия, иначе он не поэт. Без трагедии нет поэта – поэзия живет и дышит над самой пропастью трагического, «бездны мрачной на краю». Можно ли эти слова о трагической судьбе отнести к жизни самой Ахматовой? Попытаемся ответить на этот вопрос, знакомясь с 1 презентацией, посвященной основным событиям жизни поэтессы.
Выступление с презентацией жизни А.А.Ахматовой.(1889-1966)
Родилась в Одессе в семье флотского инженера-механика.
1912 -1 –я книга стихов «Вечер»,1914- книга «Четки».Личные переживания и драма любви отразилась в сборниках «Белая стая»и «Подорожник». Войну встретила в Ленинграде.
Итак, познакомившись с основными этапами жизни Анны Андреевны, давайте обратимся к эпиграфу нашего урока:
Я не плачу, я не жалуюсь,
Мне счастливой не бывать…
Согласны ли вы с отношением поэтессы к своей жизни?
Ведь судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла любовь Николая Гумилева, а потом он был обвинен в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян. Кроме того, трижды был арестован ее единственный сын Лев.
Жизнь А.Ахматовой была очень тяжелой. И всю свою горечь и боль она переносила в стихи и тем преодолевала эти испытания, выпавшие на ее долю. Поэтесса сразу ступила на этот путь, и никто до конца не разберется в том, как дивно умеет поэт переплавлять горе в радость, суроветь, но не отчаиваться, сжимать зубы, но не ломаться.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда…
Что же рождалось под пером Ахматовой? Самая известная поэма Ахматовой «Реквием», посвященная годам репрессии, матерям осужденных сыновей.
Романсы «Сердце к сердцу не приковано», «За одиночество вдвоем»
Чтение стихотворения А.Ахматовой о любви.
1964 в Италии ей вручают почетную международную премию по литературе,1965- в Англии получает звание доктора наук Оксвордского университета
А.Ахматова – достойная дочь Серебряного века. Искренне выносит она на суд читателя переживания, рожденные в глубинах своего лирического «Я».
Стихотворение «И все меня переживет».(чтение)
Выставка книг
«Большое видится на растоянии», - справедливо заметил как-то один из поэтов, и наверное, более всего эта истина самого поэта и касается. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из поэтов призван был прийти в этот мир на время, за пределы которого не вышел, а кто – чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей жизни, но и нашей души.
Романсы «О, жизнь ,без завтрашнего дня», «Любовь покоряет обманно»
Стихотворения А.Ахматовой близки нам. Они написаны женщиной бессильной и сильной в слабости своей, отвергнутой и любимой, бесстрашной и побежденной, мятежной и смиренной.
Из этих противоречий состоит не только поэтическое обаяние Анны Андреевны, но и обаяние ее как личности. На ее женские плечи выпали огромные жизненные испытания. Она не только выдержала их, но и продолжала творить, перебросив поэтический мостик из XIX века в ХХ.
Современники А.Ахматовой помнят звуки ее лиры, голос ее музы, тяжесть и подвиг ее жизни. И мне бы хотелось завершить наш урок стихотворением одного из ее современников Озерова.
Протянется недолго, мнилось,
Гряда ее тяжелых дней.
Себе самой она отоснилась,
И нам явилась, словно милость
Ушла – увиделось полней
Как многозвездно, как зеркально
Ее душа воплощена
В строках, звучащих изначально
Железно, медленно, хрустально.
Но то не строки – письмена.
Н.С. Гумилев-поэт-акмеист серебряного века(1886-1921) с трагической судьбой.( биография) Родился в Царском селе,в 1905 издает 1-ю книгу стихов «Путь конквистадоров»,в 1906 едет в Париж, где в 1907 издает свой журнал «Сириус».Вторая книга стихов поэта «Романтические цветы» посвящена А.Ахматовой.1910-1913-поездка в Африку.Апрель 1910 обвенчался с Ахматовой.Выходит 3 книга его стихов «Жемчуга».Создает кружок «Цех поэтов». Выступает как критик.Пишет книгу «Письма о русской поэзии»,которая вышла после смерти поэта.(Романс «Однообразные мелькают дни», «Храм твой,Господи»
1914 Первая мировая война,Гумилев становится добровольцем,награжден 2 орденами святого Георгия(Стих. «Память»)(романс «О тебе»)
1921 поездка на юг .В Севастополе написана книга стихов «Шатер», «Огненный столп»( Романсы «Китай», «Озера»)
Август 1921 –расстрелян ,обвинен в конрреволюционном заговоре.