СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальная композиция "Я зарастаю памятью..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция "Я зарастаю памятью..."»

Литературно-музыкальная композиция «Я зарастаю памятью…»

С обеих сторон на сцену входят дети в парадной форме, образуя полукружие, стоят, подтянутые и серьёзные, плечо к плечу, смотря строго перед собой. У каждого – две гвоздики в руках. Справа – стол, покрытый кумачовой скатертью. На столе – свеча памяти, муляж оружия времён Великой Отечественной войны, солдатская каска. Стены актового зала оформлены фотографиями военных лет. На проектор выводится видеоряд.

Звучит песня «Мы за ценой не постоим» (сл. и муз. Б. Окуджава )

Ведущие попарно (мальчик с девочкой, всего четыре человека) занимают места возле сцены с обеих сторон.

1-й ведущий:

– Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы-память по утрам поют,
И ветер-память по ночам гудит,
Деревья-память целый день лепечут.

И там, в пернатой памяти моей,
Все сказки начинаются с «однажды».
И в этом однократность бытия
И однократность утоленья жажды.

Но в памяти такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память-дождь,

И память-снег летит и пасть не может. ( Д. Самойлов. «Я зарастаю памятью…»)

2-я ведущая:

– Время течёт очень быстро, сменяются поколения, но в памяти человечества дата 22 июня 1941 года не только роковая дата, но и рубежная, с которой начался отсчёт долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.

1-й ученик (далее стихи читают дети, находящиеся на сцене. Их взгляды устремлены вперёд, мальчики и девочки стоят по стойке смирно):

– С чего начинается память - с берез?
С речного песочка? С дождя на дороге?
А если - с убийства!
А если - со слез!
А если - с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых, в пыли распростертых!
А если с недетского знания - как
Живое становится мертвым!

И в пять,
и в пятнадцать,
и в двадцать пять лет
Войной начинается память.

(К. Симонов)


2-я ученица:

– Брест в сорок первом.
Ночь в разгаре лета.
На сцене — самодеятельный хор.
Потом: «Джульетта, о моя Джульетта!» —
Вздымает руки молодой майор.

Да, репетиции сегодня затянулись,
Но не беда: ведь завтра выходной.
Спешат домой вдоль сладко спящих улиц
Майор Ромео с девочкой-женой.

Она и впрямь похожа на Джульетту
И, как Джульетта, страстно влюблена…

Брест в сорок первом.
Ночь в разгаре лета.
И тишина, такая тишина!

Летят последние минуты мира!
Проходит час, потом пройдет другой,
И мрачная трагедия Шекспира
Покажется забавною игрой…

(Ю.Друнина)

3-й ученик:

– Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

(К. Симонов )

3-й ведущий:

– Самый светлый,
Самый летний день в году,
самый больший день Земли —
двадцать второго.
Спали дети,
зрели яблоки в саду.
Вспоминаем,
вспоминаем это снова.


Вспоминаем эту ночь и в этот час
взрыв,
что солнце погасил в кромешном гуле,
сквозь повязки неумелые сочась,
кровь народа заалела
в том июне.
Шаг за шагом вспоминаем,
день за днём,
взрыв за взрывом,
смерть за смертью,
боль за болью,
год за годом, опалённые огнём,
год за годом, истекающие кровью.


Мы не просто вспоминаем
день войны,
не для слёз и мемуаров вспоминаем.
Люди мира вспоминать о нём должны.
Мы об этом
всей Земле напоминаем.

(М. Луконин. «Напоминание»)


4-я ученица:

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

(С. Щипачёв. «22 июня 1941 года»)

4-я ведущая:

– Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.

(А. Твардовский. «Война – жесточе нету слова»)

1-й ведущий:

– Год 41-й. 22 июня.

От Советского Информбюро: «Сегодня, 22 июня, в 4 часа утра, без объявления войны фашистские войска атаковали наши границы во многих местах, подвергли бомбежке наши города».

Песня «Священная война» (музыка А. Александрова, сл.В.Лебедев-Кумач)

(Первый куплет поют а капелла мальчик и девочка, затем все дети исполняют песню)

5-я ученица:

– …Не забудется утро это,
не останется он вдали,
день, когда на Страну Советов
орды двинулись и пошли.


В белорусские наши дали
налетев из земли чужой,
танки длинные скрежетали,
выли бомбы над головой.


Но, из камня вся и металла,
как ворота назаперти,
неподвижная крепость стала
у захватчиков на пути.


Ты не знала тогда, Россия,
средь великих своих утрат,
что в тылу у врага живые
пехотинцы твои стоят.


Что на этой земле зеленой
под разводьями облаков
держат страшную оборону
рядовые твоих полков. (Я. Смеляков. )

Ученики исполняют песню «Здесь птицы не поют…»

6-й ученик:

– Гремят над землею раскаты.
Идет за раскатом раскат.
Лежат под землею солдаты.
И нет безымянных солдат.

2-й ведущий:

– Первые удары врага приняла на себя Брестская крепость. Стены крепости до сих пор испещрены посланиями её защитников. Вот одна из записей:  «Нас было пятеро: Седов, Грутов И., Боголюб, Михайлов, Селиванов В. Мы приняли первый бой 22.VI.1941 г. - 3.15. Умрем, но не уйдем!»

7- ученик:

– Клянусь: назад ни шагу!
Скорей я мертвый сам
На эту землю лягу,
Чем эту землю сдам!

(И. Уткин)

1-я ведущая:

– Фашисты хотели стереть Москву с лица земли. План наступления на столицу получил название «Тайфун».

8-я ученица:

– «Русская зима вступает в свои права. Ровным чистый снег ложится на поля… но чужим поганым следом затоптаны нынче дороги к милой столице. Враг упорно рвется к Москве. Один на один бьемся мы с бедой, грозящей всему свету. Все умное и живое, затаив дыханье, следит за эпизодами беспримерной схватки, потому что здесь решается судьба человечества» ( Л. Леонов)

9-й ученик:

– Вся родина встала заслоном,
Нам биться с врагом до конца,
Ведь пояс твоей обороны
Идет через наши сердца!

Идет через грозные годы
И долю народа всего,
Идет через сердце народа
И вечную славу его!

Идет через море людское,
Идет через все города...
И все это, братья, такое,
Что враг не возьмет никогда!

Москва!
      До последних патронов,
      До дольки последней свинца
      Мы в битвах!
                Твоя оборона
Идёт через наши сердца!

( А. Прокофьев)

10-я ученица:

– Вокруг гранита – траурные ели,

Серебряные, синие, в снегу.

И танки через площадь прогремели

И вдаль умчались, кутаясь в пургу.

Ноябрьской ночью не спала столица,

Пронзительно прекрасная Москва,

Чеканные, решительные лица.

Последние прощальные слова.

( М. Львов)

11-й ученик:

– Не надо фраз про доблесть и отвагу.
Слова — всего лишь навсего слова.
Мы здесь стояли. И назад — ни шагу.
Мы здесь лежим. Зато стоит Москва.
( В. Карпенко)

12-й ученик:

– И ярость та, что клокотала
В атаках русских штыковых,
Упругий, чистый звон металла,
Как перестук сердец живых.
Она свидетельствует миру
О нашей доблести в бою...
Солдаты, дети, командиры
В крови, у смерти на краю.
Забыв в дыму, в окопной глине,
Что сон бывает наяву, —
Мы беспощадный путь к Берлину
Открыли битвой за Москву.
(П. Шубин )

2-я ведущая:

– Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

( А. Ахматова)

Трагедия Ленинграда – беспримерный подвиг мужества и героизма! Блокада Ленинграда длилась 872 дня с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.

1-й ученик:

– ...И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
"Будет хлеб. Вы хотите хлеба?.."
"Будет мир. Вам не снится мир?"

Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.

Без води, без тепла, без света.
День похож не черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?

Умирали - и говорили:
- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?..

Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь.

( Е. Рывина. «Ночь», 1942 г.)

1-я ведущая:

– Памятником мужеству и стойкости блокадного Ленинграда стало Пискарёвское мемориальное кладбище, в музее которого хранятся образцы блокадного хлеба и трагический дневник маленькой блокадницы Тани Савичевой, фигурировавший на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников.

2-я ученица:

– На берегу Невы, в музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца до наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет души и сердца.

Это – всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник, –
Время возвышает образ Тани
И ее доподлинный дневник.
( С. Смирнов)

2-я ведущая:

– «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.».
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».


3-й ученик:

И через всю страну струна
Натянутая трепетала,
Когда проклятая война
И души и тела топтала.

Стенали яростно, навзрыд,
Одной-единой страсти ради
На полустанке — инвалид,
И Шостакович — в Ленинграде.

(А. Межиров)

Звучит Седьмая «Ленинградская» симфония Д. Шостаковича.

4-я ученица:

– Опять война,
Опять блокада, —
А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».

И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!

Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.

( Ю. Воронов)

2-й ведущий: – Во второй половине 1942 года развернулась грандиозная, ожесточённейшая Сталинградская битва, закончившаяся в феврале 1943. Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны.

6-я ученица: – Открытые степному ветру
Дома разбитые стоят ! -               
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград ! . .

Как-будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой ! -
Стал фронтом поперёк России
И всю её прикрыл собой ! . . (С Орлов)

7-й ученик: – Родина!

Пламя
ударило в небо!—
ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте
на помощь...»
( Р. Рождественский. «Реквием»)
Мы от свинцовых розг
падали в снег с разбега.
Но —
поднимались в рост,
звонкие, как победа!
Как продолженье дня,
шли
тяжело и мощно…
Можно
убить
меня.
Нас
убить невозможно!..

( Р. Рождественский)

Уеники исполняют поппури «Песни военных лет».
2-я ведущая: – Четыре страшных года, пропитанных смертью. 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война.
В декабре 1966 года в столице нашей родины у Кремлёвской стены были захоронены останки неизвестного солдата, павшего в боях под Москвой в 1941 году. 8 мая 1967 года состоялось торжественное открытие мемориала. Вечный огонь – дань памяти. На каменной плите слова: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Рядом замурованы капсулы с землёй городов-героев.

8-я ученица:

– Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…

(С. Орлов)

Ведущие, ученики исполняют песню «От героев былых времён»

26 миллионов 452 тысячи жизней унесла Великая Отечественная война.

Почтим память погибших минутой молчания.

7-я ученица: – Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте люди, никогда
Об этом не забудем. (А. Твардовский)

Мечту пронесите через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда,—
заклинаю,—
помните!

(Р. Рождественский. «Реквием»)
8-я ученица: – Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым –
Пешим, плавающим, конным,
Утомлённым, закалённым!
Слава павшим и живым –
От души спасибо им!

( С. Михалков. «После Победы»)

Ученики возлагают гвоздики на мемориальный стол.



В тот день, когда окончилась война
И все стволы палили в счет салюта,
В тот час на торжестве была одна
Особая для наших душ минута.

В конце пути, в далекой стороне,
Под гром пальбы прощались мы впервые
Со всеми, что погибли на войне,
Как с мертвыми прощаются живые.

До той поры в душевной глубине
Мы не прощались так бесповоротно.
Мы были с ними как бы наравне,
И разделял нас только лист учетный.

Мы с ними шли дорогою войны
В едином братстве воинском до срока,
Суровой славой их озарены,
От их судьбы всегда неподалеку.

Простились мы.
И смолкнул гул пальбы,
И время шло. И с той поры над ними
Березы, вербы, клены и дубы
В который раз листву свою сменили.

Но вновь и вновь появится листва,
И наши дети вырастут и внуки,
А гром пальбы в любые торжества
Напомнит нам о той большой разлуке.

И не за тем, что уговор храним,
Что память полагается такая,
И не за тем, нет, не за тем одним,
Что ветры войн шумят не утихая.

И нам уроки мужества даны
В бессмертье тех, что стали горсткой пыли.
Нет, даже если б жертвы той войны
Последними на этом свете были, —

Смогли б ли мы, оставив их вдали,
Прожить без них в своем отдельном счастье,
Глазами их не видеть их земли
И слухом их не слышать мир отчасти?

И, жизнь пройдя по выпавшей тропе,
В конце концов у смертного порога,
В себе самих не угадать себе
Их одобренья или их упрека!

Что ж, мы трава? Что ж, и они трава?
Нет. Не избыть нам связи обоюдной.
Не мертвых власть, а власть того родства,
Что даже смерти стало неподсудно.

К вам, павшие в той битве мировой
За наше счастье на земле суровой,
К вам, наравне с живыми, голос свой
Я обращаю в каждой песне новой.

Суда живых — не меньше павших суд.
И пусть в душе до дней моих скончанья
Живет, гремит торжественный салют
Победы и великого прощанья.

( А. Твардовский)

Участники музыкально-литературной композиции исполняют «День Победы». (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова)





8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!