СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальная композиция «Ленинград… Ленинград…» (посвященная прорыву блокады Ленинграда)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция «Ленинград… Ленинград…» (посвященная прорыву блокады Ленинграда)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей города Костромы

«Центр внешкольной работы «Беркут» имени Героя Советского Союза О. А. Юрасова»






Методическая разработка

литературно-музыкальной

композиции

«Ленинград…

Ленинград…»

(посвященной прорыву блокады Ленинграда)





Разработку подготовил

педагог дополнительного

образования Волкова А.И.









Кострома

2014

Без знания прошлого своей страны нельзя ни понять, ни оценить по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее. История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Священна память о героях войны, о тех, кто отстоял нашу страну от иноземных захватчиков, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика в Великой Отечественной войне.

В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады. На долю его жителей выпали неимоверные трудности и лишения. Жизнь ленинградцев во время блокады – каждодневный подвиг. Бессмертному подвигу ленинградцев посвящается данная литературно-музыкальная композиция.



Цель: создание условий для развития у подростков духовно-нравственных качеств.



Задачи:

- показать самоотверженность и героизм ленинградцев во время блокады Ленинграда;

- воспитать чувство патриотизма, любви к нашей великой Отчизне, уважения и благодарности к ветеранам, участникам Великой Отечественной войны.




Материальное обеспечение:

  • Концертный зал

  • Ткань

  • Иголки

  • Ножницы

  • Музыкальный центр

  • Аудио- и СД записи

  • Ватман

  • Гуашь

  • Кисточки













Методические рекомендации:

  • Мероприятие, посвященное прорыву блокады Ленинграда, целесообразно проводить в актовом зале со сценой и зрительным залом, где есть необходимая аппаратура ( музыкальный центр, усилитель, колонки, микрофоны, стойки для микрофонов);

  • мероприятие не должно занимать по времени более 45 минут – 1 часа, потому, что по прошествии этого времени у зрителей теряется концентрация внимания;

  • Участвовать в литературно-музыкальной композиции должно не более 10 человек в целях устранения суматохи и большого скопления участников на сцене;

  • В композицию лучше включить не более 3-х вокальных номеров, иначе она затянется по времени;

  • Целесообразно начинать подготовку за 1,5 месяца до мероприятия;

  • Необходим специальный отбор чтецов и вокалистов;

  • Необходимо провести репетиции по постановке голоса, индивидуальные репетиции, с вокалистами и 2 сводных и 1 генеральную репетицию;

  • Перед мероприятием необходимо проинструктировать учащихся и педагогов по технике безопасности ( инструкция по охране труда при проведении массовых мероприятий)

  • Желательно провести предварительную беседу с учащимися-зрителями ( поведение в зале во время литературно-музыкальной композиции)

  • Необходимо назначить ответственных за оформление сцены

  • Желательно пригласить на мероприятие ветеранов войны, участников блокады Ленинграда.





















-1-

СЦЕНАРИЙ

литературно-музыкальной композиции


Звучат позывные Ленинграда

(1 куплет «Вечерняя песня» сл. А. Чуркина, муз. В.Соловьева-Седого)

Город над вольной Невой,

Город нашей славы трудовой,

Слушай Ленинград, я тебе спою,

Задушевную песню свою.


(Под мелодию Р.Глиэра «Гимн великому народу» на сцену выходят курсанты)


Ведущий: - Сколько лет прошло с той страшной даты. Больше полувека. Стало все забываться.

1-й чтец: Опять война, опять блокада.

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.»

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне.

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда - не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как Вы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она, как сила нам нужна.

(Ю.Воронов)

(в зале гаснет свет, остается красная подсветка)


Звучит музыка – Моцарт «Реквием»


2-й чтец: - Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил…


3-й чтец: - Тем, кто согревался дыханием в стужу блокадных ночей…


4-й чтец: - Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов…


-2-

5-й чтец: - Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов…


6-й чтец: - Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается наш вечер!

Звучит вальс из к/ф «Сын клоуна» М. Дунаевский


7-й чтец: - 1941 год. Ленинград – город трудовых традиций, город прославленных заводов, порт мирового значения. Это один из крупнейших политических, научных и культурных центров страны.

8-й чтец: - Ленинград – город белых ночей, увековеченный художниками, город музеев и памятников, изумительных архитектурных ансамблей и величественных дворцов, парков и садов, многочисленных мостов и каналов, один из красивейших городов мира, воспетый поэтами.

Ведущий: - Ленинград! Ленинград!

Шпили золотые! Летний сад. Острова. Липы вековые.

Здесь любовь и мечта, мужество гранита.

Разлита красота, каждому открыта!

Белой ночи полет. Парус над заливом.

Снег идет, дождь идет – все равно красиво!

Ветерок на лету шелестит листвою…

Дарит нам красоту город над Невою.

Ленинград! Ленинград!

Город из гранита! И стоят, и лежат каменные плиты.

Красота над Невой! Над Фонтанкой тоже!

Ленинград – он такой. Не найти дороже!


Звучит отрывок из 7-й симфонии Д.Шостаковича, тема «Нашествие».


1-й чтец: - Фюрер решил стереть город с лица земли. Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы.

2-й чтец: - Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось вплотную подойти к Ленинграду и окружить его.

3-й чтец: - Днем фашисты обстреливали город с дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры. Гибли женщины, старики, дети.

4-й чтец: - На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город-крепость.

5-й чтец: - Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

(А.Ахматова)

-3-


6-й чтец: - В итоге жестоких кровопролитных боев, ценой огромных потерь гитлеровцам удалось перерезать последнюю железнодорожную линию, связывающую Ленинград со страной.


7-й чтец: - 8 сентября 1941 года Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

Звучит музыка – «Полиаморфия» Пендерецкий


8-й чтец: - На Ленинград обхватом с трех сторон

Шел Гитлер силой 40 дивизий

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновенье

Он сердца ленинградского биенье.

1-й чтец: - И, видя это, разъяренный враг,

Предполагавший город взять с разбега,

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь он: Мороз и Мрак,

И те пришли готовые к победам.

А третий, Голод, шел за ними следом.

(отрывок из поэмы В. Инбер «Пулковский меридиан»)

2-й чтец: - Запасы продовольствия таяли с каждым днем.

3-й чтец: - Зимой 1941-1942 годов город сковала лютая стужа.

4-й чтец: - Не было топлива и электроэнергии.

5-й чтец: - Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы.

6-й чтец: - Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Около 700 тысяч ленинградцев погибло от холода.

Ведущий: - Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне со взрослыми переносили дети и подростки.

7-й чтец: - На развороченном пути стоит мальчишка лет семи.

В глазах, расширенных истома и щеки белые, как мел,

«Где твоя мама, мальчик?» «Дома»

«А где твой дом, сынок?» «Сгорел»

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет.

Ведущий: - Блокада – далеко, как это слово.

От наших с вами мирных дней

Произношу и вижу снова

Голодных умирающих детей.

Как опустели целые кварталы

И как трамваи вмерзли на пути,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

-4-

8-й чтец: - Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты, заглушат в них все человеческие чувства. Но фашисты просчитались.

1-й чтец: - Даже дети, в холод и голод продолжали ходить в школу. Шатаясь от голода, больные цингой и дистрофией все равно под бомбежками шли в школу. И умирали не только дома, по дороге в школу, но случалось и прямо в классе.

2-й чтец: - Девчонка руки протянула

И головой на край стола.

Сначала думали – уснула,

А оказалось – умерла…

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятия – после похорон.

(Ю.Воронов)

3-й чтец: - Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. Ленинградцы получали помощь с большой земли по легендарной «Ледовой дороге». Народ по праву назвал ее «Дорогой жизни».

4-й чтец: - Немало подвигов было совершено водителями машин, доставлявшими продукты в Ленинград по «Дороге жизни»

5-й чтец: - И было так: на всем ходу машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду. Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк, поломка – это не угроза.

Да рук не разомкнуть никак, их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет. Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет 16 тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он смочил, поджег их от мотора –

И быстро двинулся ремонт в пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри, примерзли к варежкам ладони

Но он доставит хлеб! Пригонит к хлебопекарне до зари.

16 тысяч матерей пайки получат на заре – 125 блокадных грамм

С огнем т кровью пополам. Да, мы познали в декабре

Не зря «священным» даром назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь.

(О.Бергольц)


Исполняется песня А.Розенбаума «На дороге жизни»


6-й чтец: - Сколько людей спасла эта легендарная ледовая трасса!

7-й чтец: - В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду.

8-й чтец: - Оккупанты сопротивлялись злобно и ожесточенно.



-5-


1-й чтец: - Не все имена поколенье запомнит.

Но в тот иступленный, клокочущий полдень

Безусый мальчишка, гвардеец и школьник,

Поднялся – и цепи штурмующих поднял.

Он знал, что такое Воронья гора.

Он встал и шепнул, а не крикнул – Пора!

2-й чтец: - Он полз и бежал, распрямлялся и гнулся,

Он звал и хрипел, и карабкался в гору,

Он первым взлетел на нее, обернулся

И ахнул, увидев открывшийся город!

И может быть, самый счастливый на свете,

Всей жизнью в тот миг торжествуя победу,-

Он смерти мгновенной своей не заметил,

Ни страха, ни боли ее не изведав.

Он падал лицом к Ленинграду. Он падал,

А город стремительно мчался навстречу…

…Впервые за долгие годы снаряды

На улицы к нам не ложились в тот вечер.

3-й чтец: - И звезды мерцали, как в детстве отрадно

Над городом темным, уставшим от бедствий…

- Как тихо, сегодня у нас в Ленинграде,-

Сказала сестра и уснула, как в детстве.

«Как тихо» -, подумала мать и вздохнула.

Так вольно давно никому не вздыхалось.

Но сердце, привыкшее к смертному гулу,

Забытой земной тишины испугалось.

4-й чтец: - 18 января 1943 года воины-ленинградцы и воины-волховчане встретились у станции Подгорной. Солдаты обнимались и плакали от радости.

5-й чтец: - Вражеское кольцо блокады было прорвано!

6-й чтец: - Сзади Нарвские были ворота,

Впереди была только смерть…

Так советская шла пехота

Прямо в желтые жерла «Берт».

Вот о нас и напишут книжки:

Жизнь свою за други своя,

Незатейливые парнишки –

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,-

Внуки, братики, сыновья!»

(А.Ахматова)


Исполняется песня «Облака»




-6-

Далее на фоне музыки – Д.Шостакович, финал «Седьмая симфония»


7-й чтец: - Окончательный разгром фашистских войск под Ленинградом был завершен через год.

8-й чтец: - Многомиллионный город жил и боролся в течении 900 труднейших блокадных дней и не только выстоял, но и победил!


Звучит спокойная мелодия.


1-й чтец: - Многие дети блокадного Ленинграда, так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе со взрослыми защитниками Ленинграда на Пискаревском кладбище.

2-й чтец: - Под шелестом опущенных знамен

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На Пискаревских плитах нет имен,

На Пискаревских плитах только даты.

Год сорок первый…

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

(В. Суслов)

Ведущий: - Около одной всегда много людей. Они стоят и молча плачут. На могиле, среди цветов, лежит ломтик черного хлеба, а рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тебе тогда!»


Звучит песня Б.Окуджавы «Молитва»

Все участники выступления зажигают свечи.


Ведущий: - Давайте же склоним головы перед ленинградцами и защитниками города, не дожившими до наших дней, и почтим их светлую память минутой молчания.

(Минута молчания)

Ведущий: - Как мало нам надо,

Как много нам нужно ценить,

Как много запомнить,

Оставить впечатанным в сердце,

Чтоб снова никто и нигде

Не сумел повторить

Блокадную книгу-

Жестокую летопись смерти.

(Звук метронома)

3-й чтец: - Люди! Покуда сердца стучатся – помните!

Какою ценой завоевано счастье, пожалуйста, помните!

4-й чтец: - Песню свою отправляя в полет,- помните!

О тех, кто уже никогда не придет, - помните!

5-й чтец: - Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

6-й чтец: - Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

-7-

7-й чтец: - К мерцающим звездам ведя корабли, - о погибших помните!

8-й чтец: - Встречайте трепетную весну, Люди Земли!

Убейте войну! Прокляните войну!

1-й чтец: - Люди Земли! Мечту пронесите через года и жизнью наполните!

2-й чтец: - Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаем

Помните!

(Р. Рождественский)


Звучит музыка «Гимн великому городу» Р. Глиэр

Курсанты спускаются в зал и вручают цветы ветеранам.

Предоставляется слово ветеранам, присутствующим на мероприятии.


Ведущий: - Большое спасибо ветеранам Великой Отечественной войны, пришедшим на наше мероприятие, спасибо всем участникам и зрителям!






























Подготовка к мероприятию

Подготовка к мероприятию начинается за два месяца. За это время необходимо: собрать материал для композиции; подобрать необходимую музыку, записать ее в необходимой последовательности и в хронометраже; провести кастинг чтецов и певцов; определиться с формой одежды участников; пригласить ветеранов; установить график репетиций; оформить сцену.



Анализ мероприятия

Анализ мероприятия лучше всего провести на следующий день после него. Необходимо проанализировать с участниками (какие цели ставили перед собой, достигли их или нет и почему), с педагогическим коллективом и со зрителями – курсантами.


Необходимые материалы и оборудование.

Мероприятие не требует больших финансовых затрат. Потребуется музыкальный центр, музыкальные записи, фонограммы, ватман, гуашь, кисти, булавки, живые цветы для ветеранов.






























Текст песни «Облака»

Слова и музыка В. Егорова



Над землей бушуют травы.

Облака плывут, как павы.

А одно, вон то, что справа

Это я, это я, это я

И мне не надо славы.



Мимо слез, улыбок мимо

Облака плывут над миром.

Войско их не поредело.

Облака, облака, облака

И нету им предела.



А дымок над отчей крышей

Все бледней, бледней и выше.

Мама, мама ты услышишь

Голос мой, голос мой, голос мой

Все дальше он и тише.



Эта боль не утихает,

Где же ты, вода живая?

Ах зачем война бывает?

Ах зачем, ах зачем, ах зачем,

Зачем нас убивают?



Ничего уже не надо

Мне и тем, плывущим рядом.

Нам бы жить – и вся награда.

Нам бы жить, нам бы жить, нам бы жить.

А мы плывем по небу.











Текст песни Б.Окуджавы «Молитва»



Пока земля еще вертится, пока еще ярок свет.

Господи, дай же ты каждому, чего у него нет.

Мудрому – дай голову, трусливому – дай коня.

Дай счастливому денег, и не забудь про меня.



Пока земля еще вертится, Господи, твоя власть.

Дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть.

Дай передышку – щедрому, хоть на исходе дня.

Каину дай раскаяние, и не забудь про меня.



Я знаю, ты все умеешь. Я верую в силу твою.

Как верит солдат убитый, что он проживает в раю.

Как верует каждое ухо тихим речам твоим.

Как веруем мы и сами, не ведая, что творим.



Господи, мой боже, зеленоглазый мой.

Пока земля еще вертится и это мне странно самой.

Пока еще хватает времени и огня,

Дай же ты всем по-немногу, и не забудь про меня.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!