Литературно-музыкальная композиция,
посвященная
творчеству
М.И. Цветаевой
Цели: заинтересовать учащихся личностью М. Цветаевой, увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и убийственная ирония, и страстная любовь; отметить особенности поэтической манеры Цветаевой; вызвать отклик в душе учеников.
Оформление: портрет М. Цветаевой; ветки рябины, букеты цветов; подсвечник со свечой; выставка книг о Цветаевой и сборники ее стихотворений; ноты песен и романсов на стихи Цветаевой; грамзаписи; оформленный эпиграф: «Одна – из всех – за всех – противу всех» М.Цветаева.
Звучит вальс Е.Доги. Выходит на сцену ученица, исполняющая роль М.Цветаевой, зажигает на столе свечи, читает стихотворение «Красною кистью рябина зажглась».
1-й 26 сентября 1892 года. Ночь с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова.
В уютном особняке одного из старинных московских переулков родилась М.И. Цветаева.
2-й Немного есть на земле поэтов, которых узнают только по одному имени, без добавления фамилии. Говорят: « Марина», и все предельно ясно…
…Ее биография… Собственно, автобиография Цветаевой, - ее стихи и проза, ее письма и переводы, все ее творчество. И все же – события, даты, имена. Без них не обойтись. Итак… сначала о семье.
3-й Отец М.Цветаевой – Иван Владимирович Цветаев – сын священника, уроженец села Талицы Владимирской губернии. Трудом и талантом пробил себе дорогу в жизни, став известным филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Он был человеком необыкновенно образованным. Именно отец познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с ее нравами и обычаями, мифами и легендами. Этот мир стал для нее неотъемлемой частью духовного мира будущего поэта.
4-й Мать М. Цветаевой – Мария Александровна – была польской княжеской крови, натура художественно одаренная, музыкантша, ученица Рубинщтейна. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. Пылкую романтическую натуру она выплескивала в звуках. «После такой матери мне оставалось одно – стать поэтом», - говорила Марина.
5-й Предоставим слово самой Марине Ивановне, кто же лучше нее знает свою жизнь. Из автобиографии М. Цветаевой.
М.Ц. Мои детство, юность и молодость прошли в Москве и тихой подмосковной Тарусе, отчасти – за границей… Училась много, но бессистемно.
Стихи пишу с 6 лет. И по-русски, и по-немецки, и по-французски. Печатаюсь с 16 лет. Литературных влияний не знаю.
Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество.
Полное равнодушие к общественности, театру, зрительности.
Чувство собственности ограничивается детьми и тетрадями.
(Чтение стихотворения «Кто создан из камня…»)
6-й Какой она была, Марина Цветаева? Небольшого роста, со строгой и стройной осанкой. Золотисто-каштановые волосы, бледное лицо, глаза зеленые, цвета винограда.
Привычные к степям глаза.
Привычные к слезам глаза.
Зеленые – соленые-
Крестьянские глаза.
Черты лица были очень тонкие, точеные, четкие. ЕЕ голос был высоким, звонким, гибким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: «Хотите, я вам прочту стихи?»
7-й Одна из одноклассниц М.Цветаевой вспоминала: «Это была ученица совсем особого склада. Не шла к ней гимназическая форма, ни тесная школьная парта. Из ее внешнего облика мне особенно запечатлелся нежный, жемчужный цвет ее лица, взгляд близоруких глаз с золотистым отблеском сквозь прищуренные ресницы. Короткие русые волосы легко ложатся вокруг головы и округлых щек. Но, пожалуй, самым характерным для нее были движения, походка – легкая, неслышная. Она как-то внезапно, вдруг появится перед вами, скажет несколько слов и снова исчезнет, а потом смотришь, вот она снова сидит на последней парте и, склонив голову, читает книгу.
8-й Взрослела Марина, а вместе с ней креп и ее талант. И в 1910 году тайком от родителей она выпустила свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Любовь заполняет эту книгу, дышит ею. Любовь к маме, любимой сестре, к жизни, такой прекрасной и безоблачной. Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали талантливостью, своеобразием и непосредственностью. На этом сошлись все критики. Эти отзывы утвердили в Цветаевой уверенность в том, что ее долг, - невзирая ни на что, оставаться самой собой, быть предельно искренней.
9-й В юности в характере Цветаевой сказывалась, быть может, самая глубокая черта ее характера – своеволие, постоянное стремление быть против всех, оставаться самой по себе. Характер у Марины был трудный, неровный, неустойчивый. В ней совмещались старомодная учтивость и бунтарство, предельная гордость и предельная простота. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок.
10-й Поначалу так причудливо и совмещались в ней две души, два обличья: восторженная барышня и своевольная, строптивая бунтарка. Жила она сложно и трудно, не знала и не искала покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности. И при всем при этом Цветаева была жизнестойким человеком. Она жадно любила жизнь и предъявляла к ней требования громадные.
Звучит мелодия («Коллекция»). Под нее выходят девушка (М. Цветаева) и юноша (С. Эфрон). Они идут за руки. Он кладет ей в руку камень, целует руку. Мелодия играет до исполнения романса.
11-й Марина Цветаева и Сергей Эфрон… Ему – 17, ей – 18. Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу. Он собирала камешки. Он стал помогать ей – красивый грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, то она выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых. Вложил в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь и который чудом уцелел и по сей день… И с того дня – любовь, одна, на всю оставшуюся жизнь.
12-й Письма, которые они писали друг другу, невозможно читать бесстрастно. Каждое – потрясение, накал страстей, обжигающий и сегодня.
С.Э. «Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать – мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы.
Берегите себя, заклинаю Вас…
Храни Вас Бог. Ваш Сергей.
М.Ц. «Мой Сереженька! Не знаю, с чего начать. С того, чем и закончу: моя любовь к Вам бесконечна и … навеки… Наша встреча – чудо!
12-й Вот так на Вы, они были всю жизнь. Сквозь войны, чужие кухни, нищий быт, в лохмотьях – но на «Вы!»
13-й Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон в январе 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя - Марина.
(Обмениваются кольцами)
М.Ц. Читает стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо» (уходят)
13-й Марине и Сергею хотелось «любви вечной на земле», верилось в это чудо, потому что все было «как будто навека». Именно тогда с гениальной легкостью писались, лились рекой цветаевские стихотворения. Они были настолько мелодичны, задушевны, чарующи, что постепенно превратились в удивительные по красоте романсы.
Исполняется романс «Мне нравится, что Вы больны не мной…»
14-й В сентябре 1912 года у Марины и Сергея родилась дочь, Ариадна, Аля, она была и ребенком, и подругой, и первым читателем. А потом на хрупкие плечи Али обвалился каждодневный быт, безумно неустроенный. Еще позже лихая, страшная «цветаевская» судьба и ее закружит в бешеном вихре. И вся жизнь – для матери, о матери, и об отце хлопоты, письма, благодарности. Но все это потом. А пока! «У нее бледное личико с не совсем еще сошедшим загаром. Это было маленькое чудо с огромными светло-голубыми глазами и горячим сердцем, которому Марина посвятила много своих стихов».
15-й Чтение стихотворения «Четвертый год»
16-й Годы перед революцией… Рядом с Мариной ее друзья, любимый человек, дочь Ариадна. Сестра Анастасия рассказывает:
17-й Это было время расцвета Марининой красоты… Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское, она знает себе цену и во внешнем очаровании, и во внутреннем.
18-й Цветаева была знакома со многими поэтами начала XX века. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского, Ахматовой. Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок. Цветаева видела его дважды, во время его выступлений в Москве. Свое преклонение перед поэтом Цветаева пронесла через всю свою жизнь.
19-й Чтение стихотворения «Имя твое – птица в руке».
20-й Октябрьскую революцию 1917 года. М. Цветаева не поняла и не приняла. С нею произошло поистине роковое происшествие. Казалось бы, именно она со всей бунтарской закваской своего характера могла обрести в революции источник творческого вдохновения. Казалось бы, ей было по пути с Блоком, Маяковским, Есениным. Но если они пережили творческий взлет, окрыленные революцией, то М. Цветаевой революция поначалу представилась восстанием сатанинских сил.
(Цветаева и Эфрон расходятся в разные стороны)
21-й Муж Цветаевой, С. Эфрон, был офицером, воевал в Добровольческой армии и эмигрировал вместе с остатками белой армии. Марина осталась в России одна с двумя дочерьми – Ариадной и Ириной. Она, обладавшая даром письма и чувства, наделенная безграничным талантом, любовью к жизни, вынуждена была, как и миллионы других людей, жить среди голода и нищеты, среди холода и смертей. Что писала Марина в эти годы - длинными, зимними, голодными вечерами, у слабо потрескивающей печки, под бульканье воды в котелке, где варился с великим трудом приобретенный картофель.
М.Ц. Чтение стихотворения «Расстояния, версты…»
22-й Домашний быт был каторжным. Не было денег. Все, что можно было продать, - продано. Все, что можно было сжечь, – сожжено. Ее томила разлука, полная неизвестность о судьбе Сергея. Она отдала дочерей в приют, чтобы хоть как-то спасти от голода. НО голод был и в приюте. В феврале 1920 года Ирина, младшая, умерла… Еще один рубец на сердце, еще одна седая прядь.
При одной мысли о гибели Сергея Марину пронизывал ужас. Так жила она, каждый день, ожидая развязки. Знала ли, что в тягостном ожидании между жизнью и смертью пройдут годы? Она ждала. Спасало одно – поэзия. Рождались звуки и слова. В темной, отсыревшей квартире, при свете коптилки, появлялись мудрые строки.
Исполняется песня «Я тебя отвоюю у всех земель…»
22-й М Цветаева получила письмо от С. Эфрона только в июле 1921 года.
С.Э. «Мой милый друг, Мариночка, получил письмо от Ильи Эренбурга, что Вы живы и здоровы. Прочитав письмо, я обезумел от радости. Наша встреча с Вами была величайшим чудом, еще большим чудом будет наша встреча грядущая. Когда о ней думаю – сердце замирает – страшно – ведь большей радости и быть не может, чем-то, что нас ждет. Но я суеверен – не буду об этом.
М.Ц. «С сегодняшнего дня – жизнь. Мой Серёженька! Если от счастья не умирают, то, во всяком случае – каменеют. Я верю в чудо, Сережа!.
22-й Она еще не знала, что должен пройти год, чтобы в июне 1922 года они, наконец, встретились. На этом заканчивается первая часть горькой судьбы Цветаевой и начинается вторая – после России».
Звучит музыка (Ванесса Мэй). С разных концов сцены медленно идут навстречу друг другу мужчина и женщина, застывают на некотором расстоянии и молча стоят, глядя друг другу в глаза; потом сходятся, берутся за руки, вытирают друг другу слезы. Потом уходят.
23-й В понедельник, ярким днем 15 мая 1922 года М. Цветаева с дочерью Алей сошли на вокзале в Берлине. А в июне Цветаева впервые после долгой разлуки увидела мужа.
24-й Пустынная площадь, солнечный свет, одинокая высокая фигура бежавшего к ним мужчины … Как долго стояли они оба, взявшись за руки, как стали вытирать друг другу мокрые от слез щеки. (Уходят)
1-й Берлин, Прага, Париж – по этим дорогам прошла вся судьба Марины.
В феврале 1925 года у Марины и Сергея родился сын Георгий, которого дома называли просто – Мур, Мурлыга. «Я люблю его какой-то тоскливою, умиленною, благодарною любовью, - писала Марина. – Сейчас он для меня – смысл всей жизни.».
2-й Поначалу белая эмиграция приняла Цветаеву как свою. Ее охотно печатали и хвалили. Но вскоре картина существенно изменилась. Прежде всего, для самой Цветаевой наступило жестокое отрезвление. С. Эфрон рассказал Марине правду о белом движении, и она не могла не признать этой суровой правды.
Политические темы постепенно выветриваются из ее творчества эмигрантского периода.
Белоэмигрантская среда с мышиной возней и яростной грызней всевозможных партий и фракций, сразу же раскрылась перед Цветаевой во всей своей жалости и отвратительности. Цветаева и здесь пыталась сохранить независимость.
3-й Поэзия М. Цветаевой была монументальной, мужественной и трагической. Она писала только о большом – о жизни и смерти, о любви и искусстве, о Пушкине и Гете. Независимость Марины, ее смелые эксперименты со стихом, сам дух и направление ее творчества раздражали и восстановили против нее большинство эмигрантских литераторов.Ее перестали печатать. Вокруг Марины все теснее смыкалась глухая стена одиночества. Цветаева была в эмиграции мучительно одинока – без России, русской земли, вне эмигрантской среды.
4-й В таких лишениях, в такой изоляции Цветаева героически работала как поэт, работала не покладая рук. В эти годы она пишет в своем дневнике: «Не знаю, сколько мне еще осталось жить, не знаю, буду ли когда-нибудь еще в России, но знаю, что до последней строки буду писать сильно, что слабых стихов – не дам». С. Эфрон вспоминает о том, как писала М. Цветаева.
С.Э. «Налив себе кружечку кипящего черного кофе, Марина ставила ее на письменный стол, к которому каждый день своей жизни шла, как рабочий к станку – с тем же чувством ответственности, неизбежности, невозможности иначе…
Лбом упиралась в ладонь, пальцы запускала в волосы, сосредотачивалась мгновенно…
Писала только в тетрадях, простой деревянной ручкой с тонким пером, круглым мелким почерком…
Закрыв тетрадь, открывала дверь своей комнаты всем заботам и тяготам дня.
М.Ц. Чтение стихотворения «Вскрыла жилы».
4-й Находясь в эмиграции, М.Цветаева постоянно думала о России, о Родине. Она не мыслила себя вне России. Именно тогда было написано удивительное стихотворение «Тоска по родине». Такие пронзительные, глубоко трагические стихи мог написать только поэт, беззаветно влюбленный в родину и лишившийся ее.
М.Ц. Чтение стихотворения «Тоска по Родине».
Звучит музыка («Коллекция»)
Цветаева и Эфрон как будто разговаривают сами с собой, не видя друг друга.
М.Ц. Я здесь никому не нужна. Есть знакомые. Но какой же это холод, какая условность, какое висение на ниточке и цепляние за соломинку. Какая не- человечность! Все меня выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там – невозможна.
С.Э. Я подал прошение о советском гражданстве. Я в течение пяти последних лет открыто и печатно высказывал свои взгляды, и это дает мне право так же открыто просить и гражданство.
М.Ц. Страшная тоска по Родине, по России. Мой читатель, несомненно, в России, куда мои стихи не доходят. Пишу не для «здесь» (здесь не поймут), а именно для «Там», для России.
С.Э. Домой, туда, в Россию! Любой ценой, но в Россию!
5-й Тяжело дались М. Цветаевой 17 лет в эмиграции, на чужбине. Она потеряла уже последнюю надежду – спасительную веру в жизнь. Эти стихи ее – как крик живой, но истерзанной души.
М.Ц. Чтение стихотворения «О черная гора…»
5-й В 1939 году М. Цветаева восстанавливает свое советское гражданство и вместе с сыном возвращается на Родину. Отец и дочь уже там, пока еще не в тюрьме, но уже в России. На этой ноте последнего отчаянья закончилось творчество М. Цветаевой. Дальше осталось только человеческое существование. И того – в обрез.
6-й Еще 2 года будет длиться Голгофа Марины ,ее расплата… За что? За непохожесть на других? За нетерпимость? За неумение приспосабливаться к чему бы то ни было? За право быть самой собой?
7-й Цветаева мечтала, что вернется в Россию желанным и жданным гостем. Но так не получилось. Муж и дочь были обвинены в измене Родине и арестованы. Гослитиздат задерживал книжку стихов. Не на что было жить.
8-й Сначала Москва, потом Голицино, Болшево – они почти ничем не отличались друг от друга. Без мужа и дочери, без жилья и друзей, без всяких надежд. Она пишет письмо в Литфонд.
М.Ц. В Совет Литфонда.
Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда.
М. Цветаева
26 августа 1941 года.
8-й Не приняли… Отказали… Выслали в Елабугу, которая стала последним земным пристанище неукротимой души поэта.
Звучит музыка Бетховена («Лунная Соната»)
9-й У Марины не было больше Сергея. Она не знала, что с дочерью, между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась.
М.Ц. «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик.
10-й Мур ничего не смог поделать. Аля отбывала свой срок, Сергей будет расстрелян в октябре 1941 года, сам же Георгий погибнет на фронте.
11-й Одиночество, состояние безысходности, душевные страдания привели Марину к гибели. Измученная, потерявшая волю, 21 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой.
М.Ц. Чтение стихотворения «Уж сколько их упало в эту бездну…» ( тушит свечи).
12-й И все-таки Кассандрово пророчество неподвластно ничему и никому, и, может быть, в этом и есть смысл мук и страданий истинного поэта.
М.Ц. Чтение стихотворения «Мои стихи…» под музыку Е. Доги «Мой ласковый и нежный зверь»
Литература
1.Литература в школе, 1991, №3,5.
2. Марина Цветаева, Стихотворения и поэмы. Волгоград, 1989 (Вст. статья Рождественского).
3. Орлов В. Марина Цветаева: Судьба. Характер. Поэзия. М.: Просвещение, 1990.
4. Саакаянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. М., 1997.