СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно- музыкальная композиция, рассказывающая о судьбе юного поколения в годы Великой Отечественной Войны, «Детство, опалённое войной»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно- музыкальная композиция, рассказывающая о судьбе юного поколения в годы Великой Отечественной Войны,  «Детство, опалённое войной»

Просмотр содержимого документа
«Литературно- музыкальная композиция, рассказывающая о судьбе юного поколения в годы Великой Отечественной Войны, «Детство, опалённое войной»»

Литературно- музыкальная композиция, рассказывающая о судьбе юного поколения в годы Великой Отечественной Войны, для учащихся 3класса

«Детство, опалённое войной»

                                                                                                                               

        

Ход мероприятия:

Ведущий:


Такою все дышало тишиной,

        Что вся земля еще спала, казалось.

        Кто знал, что между миром и войной

        Всего каких-то пять минут осталось.


Ведущая:  Война ворвалась в жизнь детей неожиданно, ранним утром 22 июня 1941 года. Кто- то встретил войну совсем крохой, кто- то подростком. Беда застала их в городах и сёлах, дома и в пионерских лагерях, на переднем крае и в глубоком тылу.

Шло детство, поспела клубника…
Нам день обещал тишину.
И было нелепо и дико,
Что вдруг объявили войну.
Мы ждали гостей. Наша мама,
Начав хлопотать у стола,
Смотрела так пристально прямо
И слез удержать не могла.
И болью огромного роста
Набат поднимался, как крик.
И было нам, детям, непросто
Понять этой скорби язык.


Великая Отечественная. Всем, кто видел войну, кто её выстрадал, всем, кому тогда не было и 16-ти, всем, чьё детство чёрной краской опалила война, посвящаем наше мероприятие.

Звучит «Лунная соната» Бетховена, на её фоне учащиеся 5 класса читают стихи.

Чтец(1):   Тогда нам было 10 лет

                 Мы помним ночь войны

                Ни огонька в окошках нет,

                Они затемнены.

Чтец(2):   Кто прожил только 10 лет

                Запомнит навсегда, как

                Потушив дрожащий свет,

                Ходили поезда.

 Чтец(3):   Во тьме на фронт везли войска,

                 Детей- в далёкий тыл

                 И поезд ночью без гудка

                 От станций отходил.

Чтец(4):    Тот не забудет никогда,

                 Хоть был он очень мал,

                 Как дорога была вода

                 И не всегда была еда,

                 И как отец его тогда

                 За счастье воевал!


Строем уходят со сцены. На сцене остаётся 1 чтец.

Ведущий:  Война обрушилась на них бомбёжками, голодом, разлуками. Патронные гильзы вместо игрушек, чёрные похоронки, осколки мин.

 Детям было хуже, чем взрослым. Они не понимали, почему нет рядом папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище... много детского почему?

Но недетским чутьём они понимали, что пришла страшная беда.


Ведущая: Горькую, тяжёлую долю вынесли дети войны на своих плечах. Рано стали они взрослыми. А до войны они были самыми обыкновенными мальчишками и девчонками. Учились, помогали старшим, резвились во дворе. Пришёл час и встали они в один строй с отцами, сражались с ними наравне.

Звучит песня

Ведущий: 1941 год изменил людские судьбы, разрушил светлые мечты 17- летних, которые с выпускного бала ушли из детства в грязные теплушки, в эшелоны пехоты, в санитарный взвод.



Ведущая: Дети войны того поколения не отделяли себя от своей страны – они жаждали пожертвовать жизнью во имя Родины. Они гордились своей страной, гордились своей ролью в борьбе за её свободу, героями, на которых хотели быть похожими. Сыны полков, юные партизаны, разведчики. Разными путями попадали они на фронт.

Чтец(9):   Уходили мальчики- на плечах шинели,

                Уходили мальчики- храбро песни пели,

               Отступали мальчики пыльными степями,

               Умирали мальчики, где- не знали сами...

                Попадали мальчики в страшные бараки,

                 Догоняли мальчиков лютые собаки.

                Убивали мальчиков за побег на месте,

                Не продали мальчики совести и чести...

               Не хотели мальчики поддаваться страху,

                Поднимались мальчики по свистку в атаку.

                В  чёрный дым сражений на броне покатой

                Уезжали мальчики- стиснув автоматы.

                Повидали мальчики- храбрые солдаты-

                Волгу- в сорок первом,

                Шпрее- в сорок пятом,

                Показали мальчики за четыре года,

                Кто такие мальчики нашего народа. (И. Карпов)


Ведущая: Партизанская война шла на всей территории, оккупированной врагом. Разве могли фашисты предположить, что бороться с ними будут даже совсем юные мальчики и девочки. Они не играли в войну, они жили по её суровым законам: распространяли листовки, ходили в разведку, подрывали вражеские эшелоны.  

                На сцену выходят учащиеся с портретами и горящими свечами

        Ученик(1): В Ляховском районе Донецкой области в феврале 1943 года была уничтожена почти вся подпольная организация. Схваченных жестоко пытали. Вот рассказ        матери 15- летнего Юры Старостина: «Труп Юры едва можно было узнать. Всё его тело было иссечено. Ногти на ногах сорваны, кисти рук раздроблены. Руки выкручены из плечевых суставов. Я не могу забыть его слова: «Я выдержу!» Он выдержал».

              Ученик(2): Выдержала и девочка с косичками Зина Портнова, которой после длительных мучений на последнем допросе гестаповцы выкололи глаза.

             Ученик(3): Не раз ходил в разведку и приносил важные сведения Лёня Голиков. Когда началась война, он взял винтовку и ушёл в партизаны. Худенький, небольшого роста, в свои 14 лет он казался ещё моложе. Под видом нищего он ходил по деревням и собирал секретные сведения.

И летели по откос поезда, машины, горели склады. Наравне со взрослыми участвовал юный герой в боевых операциях.

              Ученик(4): Марат Казей ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. . Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943г. получил орден «За отвагу». А в мае 1944г., попав в окружение врагов, дождался, пока кольцо сомкнётся, взорвал себя вместе с фашистами.  

                 Ученик(5): Саша Чекалин тоже был разведчиком. Его схватили, когда он пришёл в родное село. Мальчика жестоко пытали, а потом казнили.

                 Ученик(6): В г. Гродно помогала партизанам маленькая девочка Лида Дашкевич: собирала сведения, добывала бумагу для листовок, переносила их и взрывчатку в сумке, в которой сверху был насыпан уголь.

Уходят со сцены.

Ведущий: Маленькие герои большой войны, многие из которых награждены медалями посмертно. Их было много,- обыкновенных школьников, ставших подпольщиками и партизанами, отдавших жизнь за то, чтобы другие школьники могли видеть над своею головой мирное небо. За особые заслуги, мужество и храбрость они удостоены самой высокой награды- звания Героя Советского Союза.


Ведущий. Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах, и в блокадном Ленинграде. Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.

Ученица. «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лена умерла 17 марта в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.»

Ведущий. Это написано одиннадцатилетней школьницей, которая ненамного пережила своих близких. А вот воспоминания тех, кто выжил.

Ученица. Людмила Шепелева родилась в Ленинграде, поэтому и блокада Ленинграда была ей предначертана судьбой. Зимой 1941–1942 г. не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзли на 20–30 см. В ту пору на окнах была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить ребенка, что это ночь (даже если это день), а ночью никто не кушает, надо терпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний ее детства.

Ученик.

Мы были серыми, как соль.
А соль – на золото ценилась.
В людских глазах застыла боль.
Земля дрожала и дымилась.
Просили, плача: «Мама, хлеба!»
А мама плакала в ответ.
И смерть обрушивалась с неба,
Раскалывая белый свет.
Да, мало было хлеба , света,
Игрушек, праздников, конфет.
Мы рано выучили это 
Безжалостное слово- «Нет!»
Так жили мы, не зная сами,
Чем обделила нас война.
И материнскими глазами
В глаза смотрела нам страна.
Мы были бережно хранимой
Её надеждой в горький час-
И свет, и соль земли родимой,
И золотой её запас.(Л. Щасная)

Учитель:За время блокады фашисты обрушили на город 102520 зажигательных и 4653 авиабомб, выпустили около150 000 снарядов. Были убиты 16 747 и ранены 33782 мирных жителя, разрушено3000 и повреждено 7000 зданий 658 550 ленинградцев погибли от артобстрелов и голода. За стойкость и героизм в период блокады Ленинград получил звание город-герой. Ленинградские дети несли все тяготы блокады. Послушайте отрывки из воспоминаний Александра Михайловича Березкина.


Ученик : « С возрастом, чем дольше я живу, тем сильнее чувствую вину перед братом, за то, что во время страшного голода я ненавидело брата за то, что он по решению мамы отрезал себе хлеба чуть больше- на несколько миллиметров- чем мне и маме. Я сидел рядом и как затравленный зверек смотрел на ломтики хлеба. А у него ломтик всегда был больше!!! Внутри все кипело и негодовало, хотя я прекрасно знал, что если что – нибудь случиться с братом – нам конец. Вот ведь- тебя спасают из последних сил, рискуют своей жизнью, а ты ненавидишь своего спасителя. Хотя без него ты ничто!....»
«Скоро я слег. Некоторое время я еще ползал по дому, а потом и на это не осталось сил. Просто ноги не держали, я не мог не то что ходить, просто стоять. Лежал под несколькими одеялами и пальто, одетый по-зимнему. В ушанке. Я уже был «не жилец» и знал это. Однажды слышу заходит соседка. Спрашивает: «Что Алик умирает?» 
«Да»- отвечает мама.
Для меня это не было секретом, я очень здраво понимал свою обреченность.
« Тут одна спекулянтка предлагает овес, горчичное масло и сахарный песок. Может купите?» Мама купила весь это «продуктовый набор» за имевшиеся у нас ценные вещи. Это без шуток был для меня момент воскрешения!»


Учитель: Люди падали от голода прямо на улице- замерзали, умирали. Покойники были страшными, кости, обтянутые желтой кожей. Самыми первыми умерли грудные детишки. Многие блокадники умерли от переедания, так как напрочь были лишены чувства насыщения. Люди по 2 года не знали сытости. Два года все время хотелось есть.
Зимой по льду Ладожского озера удалось проложить дорогу. Дорогу жизни. По ней в осажденный город доставляли продуты и оружие, а обратно вывозились истощенные дети и раненые. Но не всем удалось преодолеть этот путь.
На выезде из Петербурга, там, где начинается дорога на Ладогу, сейчас стоит памятник «Цветок жизни». Этот памятник всем прошедшим сквозь холод и голод блокады.


Ведущий. Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, материнскую ласку, хлеб – у них отняли Родину и свободу.

Ведущий. У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. Каждый из уцелевших может поименно назвать своих спасителей. Дети войны никогда не забудут тех, кто в годы войны избавил их от беды, несчастья и неволи…




Ученик.      Они прикрыли жизнь собою,

        Жизнь начинавшие едва,

        Чтоб было небо голубое,

        Была зеленая трава.

        И вновь – весна… И солнце светит ясно.

        Вот детский смех послышался вдали…

        Но кто сказал, что жили вы напрасно?

        Но кто сказал, что зря боролись вы?

        Кто так сказал, не знал, наверно, горя

        И не видал он материнских слез,

        Не видел он могил и после боя

        Не видел тех, кто это перенес.


Ведущая:  Те, кто прошёл испытания и под военным огнём, и в блокаду, и в концлагерях – это, конечно же, особенные дети. И всё же множество детей войны – ребята тыла,   эвакуированные, как тогда говорили. Они тоже сражались, их враг был не в каске и с автоматом, он чаще всего был безлик, каким бывает голод, и незрим, как незримой бывает подступающая смерть.

Чтец(10): Кто сумел- уехали,

                Как мать говорит, в чём есть.

                Не помню я, что ели мы,

               А помню: хотелось есть.

               А помню: в низеньком городе

               Шумел барахольный ряд.

               Неслышно вздыхали: «Дорого»,        

               Шептали: «Москву бомбят».

               Не помню я улиц с деревьями.

               В садах- лишь стволы да пни.

               Ни дня с облаками, сиренями.

               Сплошь мокрые, голые дни.

               Не видел  я неба с птицами

               Пикировал с неба страх.

               И я окружён был лицами,

              Светящимися впотьмах.

              А мимо- шинели серые,

              Красивые танки шли...

             И вдруг в сорок пятом первые-

             Весна и зелёные щи. (Э. Балашов)

Раздаются звуки взрывов (в записи), затем звучит первый куплет песни «Священная война»

Ведущий. Перед нами фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о своем военном детстве инженеров, военных, рабочих, ученых, врачей…

Ученица. В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях

варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. (Т. С. Ивлева, полиграфист.)

Звучит в записи тема нашествия из Седьмой («Ленинградской») симфонии Д. Шостаковича.

Ученица.  Из воспоминаний Игоря Опарина: «Хлеб, крупу, макароны, масло, мясо, рыбу продавали по карточкам. При утере карточка не возвращалась. Хлеб по карточкам нужно покупать ежедневно. На зарплату служащего в 90 руб. в октябре 1941 можно было купить 10 кг картошки. Мороженная картошка стоила вдвое дешевле, но тоже шла в пищу. В подмосковных колхозах после уборки капусты оставались зеленые листья. Они лежали подо льдом и снегом. Они были мороженные, но люди их брали с удовольствием. Чтобы нарыть себе эти листья, люди вооружались топорами, лопатами и мешками и отправлялись на пашни. С поля возвращались счастливыми, что нарыли себе пропитания на неделю. Через несколько лет смешно будет это читать, но читать это трудно, а переживать- труднее»
Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук. Ведь те, кто раньше стоял за станком, сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищал Родину. И дети солдат понимали это и вставали на рабочие места своих отцов.

Ведущий: В тяжелейших условиях военного тыла дети показывали чудеса трудового героизма. Работали по 12- 14 часов, недоедали, недосыпали. Тот, кто был мал ростом и не дотягивался до станка, работал, встав на ящик.

Рассказ о мальчике.

Женя 13 летний подросток, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал её с собой, потому что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка. Сегодня он возвращался домой немного раньше обычного. Дело в том, что во время работы мальчик упал и больно ударился головой. А упал он потому, что на какое-то мгновение силы оставили мальчика. То ли из-за того, что он почти ничего не ел, то ли из-за того, что совсем не высыпался. Работа у Жени была очень тяжёлая: в мирное время за его станком работал отец, взрослый и здоровый мужчина. Но к этому моменту почти все мужики ушли воевать. Цех, выпускавший раньше детские самокаты, теперь производил патроны для ружей. Женька тоже хотел на фронт, но его не взяли. Тогда мальчишка решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне. А ещё у него была мечта, чтоб попали эти патроны в полк, где служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно папе.

Дети, как могли помогали фронтовикам.

Чтец: Станки стояли прямо на снегу,
К морозной стали руки примерзали,
И задыхалась вьюга на бегу...
Но мы твердили, нет, не чудеса...
Мы просто фронту честно помогали



Учитель:Дети собирали металлолом для строительства танков и самолётов. Собирали тёплые вещи, вязали варежки, шили кисеты для бойцов. Выступали в госпиталях с концертами, ухаживали за ранеными.


Ведущая:   В годы Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Нужно помнить  то страшное время ради живущих, ради тех, кто ещё будет жить на земле, и ради того, чтобы детство никогда больше не омрачалось войной! Будем помнить!

Ученик Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок, мой и твой. 
Пусть мир взорвется криком: “Нет! Не надо!
Мне нужен сын не мертвый, а живой!



 Ученик Зачем на свет приходят дети?
Ведь не затем, чтоб ранней смертью
Ошибки взрослых исправлять,
За то, что столько мы столетий
Не перестанем воевать...
И сколько б век людской не длился,
Будь трижды проклята война
За то, что мы на обелисках
Детей читаем имена…




Ученик Давайте помянем их нашим молчанием,

Всех тех, кто остался на этих лугах

Вдоль маленькой речки с красивым названьем,

Травой, прорастая в ее берегах.

Давайте их вспомним! С тоской и любовью,

И все помолчим… минута молчания





Ученик

Память сердца не может молчать,
Всей земле мы должны прокричать:
"Пусть вечно помнит каждый на планете:
Бесчеловечен мир, в котором гибнут дети!"





Ведущая:   Детство – это такая пора, когда человек тянется к миру и радости. Но только военные дети очень быстро взрослели. Взрослели их глаза, их души.

Нельзя забывать те годы. Память них мы должны сохранить на века. 

Ученик

Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна.
И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война!

Ведущая:   - Ребята, я хочу пожелать вам, чтобы вы никогда не узнали, что такое война, чтобы всегда жили под мирным небом и помнили тех, кому мы обязаны этим.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!