УМК « Школа России» 1класс (Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Литературное чтение: учебник для 1 класса 1ч. стр.73)
Класс: 1
Тема: В.Берестов «Воробушки, Р.Сеф «Чудо».
Тип урока: комбинированный урок.
Цель: создание благоприятных условий для формирования представлений о весне, через содержание стихотворений В.Берестов «Воробушки», Р.Сеф «Чудо».
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство со стихотворением В.Берестов «Воробушки и Р.Сеф «Чудо».
Развивающие: способствовать развитию навыка выразительного чтения, творческого воображения, эмоционального чтения стихотворений, умению сравнивать героев, образного и логического мышления, умению анализировать стихотворение, выявлять главную мысль, отвечать на вопросы.
Воспитательные: воспитывать интерес к литературному чтению, к бережному отношению к окружающей природе через стихотворение В.Берестов «Воробушки, Р.Сеф «Чудо».
Планируемые результаты:
Личностные: формирование интереса к литературному творчеству, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, находить наиболее эффективные способы решения учебных задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формирование умения слушать и уважать мнение одноклассников, участвовать в активном диалоге, принимать точку зрения учителя, сверстников; аргументированно отстаивать свою точку зрения; развитие правильного, выразительного чтения; развитие умения рассуждать.
Предметные: формирование осознанного восприятия содержания текста стихотворений; оценивать содержание, анализировать стихотворения;
Основные образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение» Климанова, Л. Ф., 1 часть, стр. 73; компьютер, мультимедийный проектор, слайд-презентация.
Ход урока
I. Организационный этап
1. Приветствие
- Здравствуйте, меня зовут Анастасия Сергеевна, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
2. Проверка готовности к уроку
- Посмотрите, все ли у вас готово к уроку, учебник, дневник, ручка, карандаш, рабочая тетрадь.
3. Мотивация к учебной деятельности
Ребята, начинаем урок литературного чтения:
Я сегодня молодец!
На уроке – удалец,
Спинку ровненько держу,
Все я знаю, все смогу.
- Кто готов работать на уроке? Поднимите руку
- Кто готов рассуждать?
- Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. А теперь приступаем к работе.
II. Актуализация умений, знаний
Фронтальная работа.
У: Ребята, какую тему вы изучали на прошлом уроке?
Д: «Когда это бывает».
У: Какое было домашнее задание?
Д: Выучить любое стихотворение о весне.
У: Сейчас мы проверим, как вы справились с заданием.
Игра «Доскажи словечко».
У: Продолжите стихотворения:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит…
Д: Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...
У: Голубенький, чистый
Подснежник…
Д: Подснежник – цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок.
У: Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой…
Д: Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталинки.
Первая трава.
2. Индивидуальная работа (перфокарты).
3. Анализ учебной деятельности учащихся на данном этапе.
III. Открытие темы урока. Целеполагание.
У: Ребята, к нам в гости пришла лисичка-сестричка и принесла нам задания, отгадав которые мы узнаем тему нашего сегодняшнего урока.
Разгадайте ребус:
Д: Берестов.
У: Отгадайте загадку:
"Чик-чирик " - поют на ветках,
Поздравляют всех с весной!
Папы, мамочки и детки
С малой круглой головой,
На коротких ножках -
Маленькие крошки!
Пташечки - зазнобушки...
Кто они?
Д: Воробушки.
У: Правильно. Сегодня на уроке мы познакомимся с русским писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым и его стихотворением «Воробушек».
У: Ребята, у нас остались еще задания, сейчас мы попробуем разгадать и посмотрим, что же еще нас ждет сегодня на уроке.
У: Разгадайте ребус:
Д: Сеф.
У: Посмотрите на доску, на ней написаны буквы, составьте слово из этих букв. (Ч,О,У,Д)
Д: Чудо
У: Правильно. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с еще одним русским писателем Романом Семёновичем Сефом и его стихотворением «Чудо».
Анализ учебной деятельности обучающихся на данном этапе.
IV. Открытие новых умений и знаний
Подготовительный этап.
а) Краткие биографические сведения об авторе.
Берестов Валентин Дмитриевич (1928-1998) 70 лет — русский детский поэт, писатель, переводчик.
Родился 1 апреля 1928 года в городе Мещовске Калужской области в семье учителя. Читать научился в четыре года, и еще в детстве начал писать стихи. Первый сборник стихов для детей назывался «Про машину». В последние годы жизни он иногда писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой.
Валентин Дмитриевич Берестов много времени уделял передачам по радио и телевидению. Автор сочинял музыку для своих стихов, выступал с музыкальными группами.
Ушел из жизни талантливый поэт Валентин Берестов когда ему было 70 лет.
б) Словарная работа
Выжили – остаться в живых после несчастья.
Дожили – прожить до какого-либо события.
У: Проведем небольшую речевую разминку:
Проговорим скороговорку:
Ехал Грека через реку.
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Грека - цап.
- Читаем шёпотом;
- Читаем медленно, четко.
- Теперь ускоряемся.
- А теперь читаем громко все вместе.
Первичное чтение стихотворения, анализ первичного восприятия текста.
У: Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы.
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
- Мы выжили!
- Мы дожили!
- Мы живы! Живы мы!
– Какие чувства вызывают у вас эти строки?
– Какие трудности возникают у птиц зимой?
– Как вы можете им помочь?
Вторичное чтение стихотворения.
Прочитайте стихотворение сами про себя:
- Как вы представляете себе картину, нарисованную в стихотворении?
Выразительное чтение стихотворения.
Анализ учебной деятельности учащихся на данном этапе.
V. Физкультминутка.
Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз
5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.
VI Открытие новых умений и знаний (продолжение).
У: Следующий поэт, со стихотворением которого мы познакомимся – это Роман Семёнович Сеф.
Краткие биографические сведения:
Роальд Семенович Сеф (1931-2009) 78 лет - детский писатель, поэт, прозаик, переводчик. Роман Сеф – это псевдоним в память о его отце. Его воспитывала бабушка. Стихи начал писать в пять лет. После окончания школы работал шофером. Роман Сеф долгое время занимался художественными переводами. Учился на журналиста, но институт так и не закончил. Широко известны детские стихи и пьесы Романа Сефа. Изданы 30 поэтических книг общим тиражом более десяти миллионов экземпляров: «Шагают великаны» (1963), «Речной трамвай» (1971), «Голубой метеорит» (1969), «Если не веришь» (1968), «Я сам» (1992), «Моя песенка» (1996), «Кто придумал алфавит» (1998) и др. Спектакли по его пьесам поставлены более чем в 30 театрах, среди них — «Емелино счастье», «Две бабы-Яги».
Роман Сеф умер 20 февраля 2009 года.
Прочтение стихотворения учителем.
Ты ещё
Не видел
Чуда?
Никогда
Не видел
Чуда?
Вот беда –
Не видел чуда!
Так сходи
И посмотри.
Ты увидишь
Просто чудо,
Удивительное
Чудо:
Там,
Где магазин
«ПОСУДА»,
Возле дома
Номер три,
Сквозь асфальт
У перёкрестка
Пробивается
Берёзка.
У: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Прочитайте стихотворение сами про себя.
У: Как вы представляете себе картину, нарисованную в стихотворении?
Выразительное чтение стихотворения вслух.
У: Вспомни случаи, когда ты испытал радость от наблюдения за жизнью растений и животных.
Анализ учебной деятельности учащихся на данном этапе.
VII Подведение итогов урока.
- С творчеством, каких русских поэтов мы продолжили сегодня знакомиться?
- С какими стихотворениями мы сегодня познакомились?
- Какие чувства вызвали у вас эти стихотворения?
VIII. Информация о домашнем задании.
Нарисовать рисунок к любому стихотворению.
IX. Рефлексия.
Ребята, посмотрите на доску, лисичка-сестричка привела нас к полянке, на которой нужно посадить цветы. У вас на партах лежат цветы, если вам понравился урок, вы узнали для себя много нового – прикрепите уже распустившийся цветочек, если вас не заинтересовал урок – прикрепите цветок, который еще не раскрылся.