*формирования и совершенствования техники чтения, развития речи, мышления, формирования умения понимать текст, расширения словарного запаса учащихся.
*формирования умения эмоционально-целостно воспринимать образ героя в процессе анализа художественного произведения;
*формирования умения определять главную мысль произведения.
*формирования умения выражать собственное мнение, умения взаимодействовать с окружающими, умения слышать, слушать и понимать партнера.
*формирования умения выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
* совершенствуют технику чтения, развивают речь, мышление, понимают текст, расширяется словарный запас.
* эмоционально-целостно воспринимают образ героя в процессе анализа художественного произведения;
* умеют определять главную мысль произведения.
* выражают собственное мнение, умеют взаимодействовать с окружающими, умеют слышать, слушать и понимать партнера.
* выделяют нравственный аспект поведения и ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1.Оргмомент Цель: создание мотивации к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. |
-Здравствуйте. Садитесь. -Мы продолжаем путешествие по бескрайнему морю художественной литературы. И с нами путешествует наш друг и помощник «ВОПРОСИК». -Какие качества необходимы путешественникам, чтобы они смогли достичь поставленной цели? -Я прошу вас сегодня быть СМЕЛЫМИ – не бояться высказывать свою точку зрения. Желаю вам действовать СЛАЖЕННО, ДРУЖНО, ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ, чтобы нам покорилась очередная вершина. | Отвечают на вопрос (взаимопомощь, смелость, отвага, внимательность, терпение) | На доске изображение помощника |
2.Актуализация знаний. Подготовка к первичному восприятию. Цель: создать в классе нужную эмоциональную атмосферу, настроить на восприятие конкретного произведения. |
-Первое задание от нашего «ВОПРОСИКА». Зад: Собери пословицу. Объясни, какое отношение она может иметь к нашему уроку чтения. -Зачитайте пословицы. -Как эти пословицы связаны с нашими уроками чтения? -Мы не просто читаем эти произведения, но и пытаемся сформулировать «Законы дружбы» -Какие законы дружбы мы уже сформулировали? Можно воспользоваться своими записями. | Работают в парах. Собирают пословицы. Объясняют, какое отношение она может иметь к уроку. (Мы читаем произведения о дружбе) | Карточка для работы в паре с 2 пословицами Приложение 1 На доске схема. |
Постановка учебной задачи. Цель: постановка цели последующей аналитической деятельности. |
-Какую цель мы ставим перед собой на уроках чтения? -Сегодня мы продолжим учиться читать , прочитаем еще одно произведение о дружбе и в конце урока попробуем сформулировать ещё один закон дружбы или подтвердить уже сформулированный. (схема) | | ? закон дружбы |
Проверка домашнего задания. Цель: выявить, что дети освоили самостоятельно, актуализация читательского опыта учащихся |
-Какой рассказ мы читали на прошлом уроке? Кто его автор? -Какое у вас было домашнее задание? -Что значит прочитать выразительно? -За что похвалим, что посоветуем? | Н.Носов «Заплатка» Выразительное чтение | Критерии на слайде |
Подготовка к первичному восприятию. Цель: создать в классе нужную эмоциональную атмосферу, настроить на восприятие конкретного произведения. |
-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Н.Носова и прочитаем еще один его рассказ. -Расшифруйте анаграмму, с каким произведением будем работать? -Задание от ВОПРОСИКА. Предположите по названию, о чём пойдет речь в рассказе? Не забывайте про нашу большую тему: «Тема дружбы» | Разгадывают анограмму АН ЕКРОГ Высказывают свои предположения | Слайд с анограммой В Н.Носов «На горке» закон дружбы схеме на доске переворачивам лист с вопросом |
Первичное восприятие текста. Подготовка к анализу произведения. Цель: познакомить с содержанием произведения; проверка эмоционального воздействия произведения на учащихся |
-Я сейчас прочитаю текст, а вы послушаете и проверите, оправдались наши предположения или нет. (учитель читает текст) -Понравился ли вам рассказ? -Какой эпизод вызвал у вас особые чувства, переживания? Не забывайте объяснять «почему». | Слушают чтение учителя Высказывают свои мнения | |
Вторичное восприятие и анализ произведения. Цель: скорректировать субъективные представления школьников о произведении, приблизить к пониманию авторской идеи. |
-Посмотрите, ВОПРОСИК даёт нам совет: «Чтобы правильно прочитать текст и понять его смысл, нужно поработать со словами, которые в нём встречаются» -Давайте потренируемся в отработке техники чтения и посмотрим на лексическое значение трудных слов. -Давайте теперь прочитаем текст еще раз цепочкой. Будьте внимательны, следите за чтением, не разрывайте цепочку, не подводите нашу дружную команду. -Организует анализ прочитанного. 1.Анализ фактического (конкретного) содержания произведения. -Что делали ребята? -А как они это делали? - Кто с ребятами не строил горку? - Почему он не вышел? - Что произошло, когда ребята ушли обедать? - А зачем он посыпал горку песком? - Что из этого вышло? -Как на это отреагировали ребята? - Чем заканчивается рассказ? Почему так? 2.Анализ образа главного героя -Кто главный герой этого рассказа? -Давайте составим его портрет. На вашем рабочем листе есть часть рассказа. Ваша задача прочитать свою часть и найти слова, характеризующие главного героя. -У вас есть шпаргалка от ВОПРОСИКА 1 часть читает 1ряд, ищет слова и выражения, характеризующие Котьку. 2 часть – 2 ряд. 3 часть – ряд. Проверка. - Какой представлен нам Котька в начале рассказа? -Во второй части? -В третьей части? -Ребята его назвали «умником». Это слово употреблено в прямом или переносном значении? -Как вы думаете, Котька изменился после этой истории или нет? -Как автор относится к Котьке? Творческая работа -Давайте составим синквейн «Главный герой». В синквейне постараемся показать изменения, которые произошли с героем. | Читают слова, разбирают лексическое значение, рассматривают иллюстрации. Читают текст Отвечают на вопросы Читают текст в шпаргалке подчеркивают слова. Отвечают на вопросы Составляют синквейн Варианты: по группам фронтально | Слайд с содержанием совета Карточка «Словарная работа» Приложение 2 Карточка «Шпаргалка ВОПРОСИКА» Приложение 3 Слайд (синквейн) |
Обобщение прочитанного. Цель: интерпретация произведения с учетом авторской позиции, подведение итогов анализа, ответ на поставленную учебную задачу. |
-А сейчас вернемся к цели нашей работы: какова же главная мысль этого рассказа? Какой совет нам хотел дать автор? (обращает внимание на схему) -Для этого обратимся к пословицам, которые мы собрали в начале урока. Какая из них подойдет для выражения главной мысли? (Умел ошибиться, умей и исправиться. Берись дружно, не будет грузно. Что одному с трудом дается, то коллективом легко берётся.) Итог: -Какой закон дружбы мы можем сформулировать, прочитав этот рассказ? (Умел ошибиться, умей и исправиться). -Нам с вами в классе это совет автора может пригодиться, а взрослым людям? | Читают пословицы, выбирают их для выражения главной мысли, объясняют свой выбор. Записывают в рабочем листе. | слайд |
Итог урока (рефлексия). Цель: рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов деятельности. |
Продолжите высказывание: На уроке мне было интересно… Сегодня я узнал… Особенно мне понравилось… Для меня было полезным… Словесная оценка работы класса на уроке. Выставление отметки наиболее активным учащимся. | Высказываются. | Слайд с началом фразы |
Домашнее задание | | |
-Составить словесный план на основе картинного. Подобрать опорные слова для пересказа. Подготовить пересказ. -На дополнительную оценку. Найти и подобрать пословицы к каждой части этого рассказа. | | Рабочий лист с картинным планом Приложение 4 |
Сгре-ба-ли сгребали.
Сва-ли-ва-ли сваливали.
Тру-дя-тся трудятся.
Скольз-ка-я скользкая.
На-пор-тил напортил.
Чет-ве-рень-ки четвереньки.
Двор-ниц-ка-я дворницкая.
правдивый, трудолюбивый, заботливый.