СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение. 2 класс. Н. Носов "На горке"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение. 2 класс. Н. Носов "На горке"»

Технологическая карта урока литературного чтения

Класс 2

Тип урока: чтение и анализ художественного произведения

Тема урока: Тема дружбы в художественном произведении Н.Н.Носова «На горке»

Цели: создать условия для:

Предметные:

*формирования и совершенствования техники чтения, развития речи, мышления, формирования умения понимать текст, расширения словарного запаса учащихся.

*формирования умения эмоционально-целостно воспринимать образ героя в процессе анализа художественного произведения;

*формирования умения определять главную мысль произведения.

Метапредметные: (одна на выбор)

Коммуникативная:

*формирования умения выражать собственное мнение, умения взаимодействовать с окружающими, умения слышать, слушать и понимать партнера.

Личностная: (одна)

*формирования умения выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.


Планируемые результаты:

Предметные

* совершенствуют технику чтения, развивают речь, мышление, понимают текст, расширяется словарный запас.

* эмоционально-целостно воспринимают образ героя в процессе анализа художественного произведения;

* умеют определять главную мысль произведения.

Метапредметные: (одна на выбор)

Коммуникативная:

* выражают собственное мнение, умеют взаимодействовать с окружающими, умеют слышать, слушать и понимать партнера.

Личностная: (одна)

* выделяют нравственный аспект поведения и ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях.


Ход урока



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Оргмомент

Цель: создание мотивации к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

-Здравствуйте. Садитесь.

-Мы продолжаем путешествие по бескрайнему морю художественной литературы. И с нами путешествует наш друг и помощник «ВОПРОСИК».

-Какие качества необходимы путешественникам, чтобы они смогли достичь поставленной цели?

-Я прошу вас сегодня быть СМЕЛЫМИ – не бояться высказывать свою точку зрения.

Желаю вам действовать СЛАЖЕННО, ДРУЖНО, ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ, чтобы нам покорилась очередная вершина.






Отвечают на вопрос

(взаимопомощь, смелость, отвага, внимательность, терпение)

На доске изображение помощника

2.Актуализация знаний. Подготовка к первичному восприятию.

Цель: создать в классе нужную эмоциональную атмосферу, настроить на восприятие конкретного произведения.

-Первое задание от нашего «ВОПРОСИКА».

Зад: Собери пословицу. Объясни, какое отношение она может иметь к нашему уроку чтения.

-Зачитайте пословицы.

-Как эти пословицы связаны с нашими уроками чтения?

-Мы не просто читаем эти произведения, но и пытаемся сформулировать «Законы дружбы»

-Какие законы дружбы мы уже сформулировали? Можно воспользоваться своими записями.







Работают в парах. Собирают пословицы. Объясняют, какое отношение она может иметь к уроку.

(Мы читаем произведения о дружбе)

Карточка для работы в паре с 2 пословицами

Приложение 1




На доске схема.

Постановка учебной задачи.

Цель: постановка цели последующей аналитической деятельности.

-Какую цель мы ставим перед собой на уроках чтения?

-Сегодня мы продолжим учиться читать , прочитаем еще одно произведение о дружбе и в конце урока попробуем сформулировать ещё один закон дружбы или подтвердить уже сформулированный. (схема)







?

закон дружбы


Проверка домашнего задания.

Цель: выявить, что дети освоили самостоятельно, актуализация читательского опыта учащихся

-Какой рассказ мы читали на прошлом уроке? Кто его автор?

-Какое у вас было домашнее задание?

-Что значит прочитать выразительно?

-За что похвалим, что посоветуем?






Н.Носов «Заплатка»

Выразительное чтение

Критерии на слайде

Подготовка к первичному восприятию.

Цель: создать в классе нужную эмоциональную атмосферу, настроить на восприятие конкретного произведения.

-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Н.Носова и прочитаем еще один его рассказ.

-Расшифруйте анаграмму, с каким произведением будем работать?

-Задание от ВОПРОСИКА. Предположите по названию, о чём пойдет речь в рассказе? Не забывайте про нашу большую тему: «Тема дружбы»

Разгадывают анограмму

АН ЕКРОГ

Высказывают свои предположения




Слайд с анограммой

В

Н.Носов

«На горке»

закон дружбы

схеме на доске переворачивам лист с вопросом

Первичное восприятие текста. Подготовка к анализу произведения.

Цель: познакомить с содержанием произведения; проверка эмоционального воздействия произведения на учащихся

-Я сейчас прочитаю текст, а вы послушаете и проверите, оправдались наши предположения или нет.

(учитель читает текст)

-Понравился ли вам рассказ?

-Какой эпизод вызвал у вас особые чувства, переживания? Не забывайте объяснять «почему».





Слушают чтение учителя



Высказывают свои мнения


Вторичное восприятие и анализ произведения.

Цель: скорректировать субъективные представления школьников о произведении, приблизить к пониманию авторской идеи.

-Посмотрите, ВОПРОСИК даёт нам совет: «Чтобы правильно прочитать текст и понять его смысл, нужно поработать со словами, которые в нём встречаются»

-Давайте потренируемся в отработке техники чтения и посмотрим на лексическое значение трудных слов.


-Давайте теперь прочитаем текст еще раз цепочкой. Будьте внимательны, следите за чтением, не разрывайте цепочку, не подводите нашу дружную команду.

-Организует анализ прочитанного.









1.Анализ фактического (конкретного) содержания произведения.

-Что делали ребята?

-А как они это делали?

- Кто с ребятами не строил горку?

- Почему он не вышел?

- Что произошло, когда ребята ушли обедать?

- А зачем он посыпал горку песком?

- Что из этого вышло?

-Как на это отреагировали ребята?

- Чем заканчивается рассказ? Почему так?

2.Анализ образа главного героя

-Кто главный герой этого рассказа?

-Давайте составим его портрет. На вашем рабочем листе есть часть рассказа. Ваша задача прочитать свою часть и найти слова, характеризующие главного героя.

-У вас есть шпаргалка от ВОПРОСИКА

1 часть читает 1ряд, ищет слова и выражения, характеризующие Котьку.

2 часть – 2 ряд.

3 часть – ряд.

Проверка.

- Какой представлен нам Котька в начале рассказа?

-Во второй части?

-В третьей части?

-Ребята его назвали «умником». Это слово употреблено в прямом или переносном значении?

-Как вы думаете, Котька изменился после этой истории или нет?

-Как автор относится к Котьке?

Творческая работа

-Давайте составим синквейн «Главный герой».

В синквейне постараемся показать изменения, которые произошли с героем.



Читают слова, разбирают лексическое значение, рассматривают иллюстрации.

Читают текст



Отвечают на вопросы














Читают текст в шпаргалке подчеркивают слова.



Отвечают на вопросы







Составляют синквейн

Варианты: по группам

фронтально

Слайд с содержанием совета

Карточка «Словарная работа»

Приложение 2



















Карточка

«Шпаргалка ВОПРОСИКА»

Приложение 3











Слайд

(синквейн)

Обобщение прочитанного.

Цель: интерпретация произведения с учетом авторской позиции, подведение итогов анализа, ответ на поставленную учебную задачу.

-А сейчас вернемся к цели нашей работы: какова же главная мысль этого рассказа? Какой совет нам хотел дать автор? (обращает внимание на схему)

-Для этого обратимся к пословицам, которые мы собрали в начале урока. Какая из них подойдет для выражения главной мысли?

(Умел ошибиться, умей и исправиться.

Берись дружно, не будет грузно.

Что одному с трудом дается, то коллективом легко берётся.)

Итог: -Какой закон дружбы мы можем сформулировать, прочитав этот рассказ? (Умел ошибиться, умей и исправиться).

-Нам с вами в классе это совет автора может пригодиться, а взрослым людям?

Читают пословицы, выбирают их для выражения главной мысли, объясняют свой выбор.


Записывают в рабочем листе.

слайд

Итог урока (рефлексия).

Цель: рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов деятельности.

Продолжите высказывание:

На уроке мне было интересно…

Сегодня я узнал…

Особенно мне понравилось…

Для меня было полезным…

Словесная оценка работы класса на уроке.

Выставление отметки наиболее активным учащимся.

Высказываются.

Слайд с началом фразы

Домашнее задание



-Составить словесный план на основе картинного. Подобрать опорные слова для пересказа. Подготовить пересказ.

-На дополнительную оценку. Найти и подобрать пословицы к каждой части этого рассказа.



Рабочий лист с картинным планом

Приложение 4





Приложение 1

Дружба, что стекло:


а найдёшь – так береги.

Нет друга- так ищи,

сломаешь – не починишь.


Что одному с трудом даётся,


не будет грузно.

Берись дружно,

то коллективом легко берётся.


Умел ошибиться,


а имей сто друзей.

Не имей сто рублей,

умей и исправиться.



Приложение 2

Словарик трудных слов для чтения

Сгре-ба-ли    сгребали.

Сва-ли-ва-ли                 сваливали.

Тру-дя-тся                    трудятся.

Скольз-ка-я                     скользкая.

На-пор-тил                        напортил.

Чет-ве-рень-ки                четвереньки.

Двор-ниц-ка-я     дворницкая.


Словарик трудных слов для понимания


Четвереньки - поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги.


Дворницкая – помещение для дворника




Приложение 3

Хитрый, добродушный, сообразительный, находчивый, глупый, непредусмотрительный

правдивый, трудолюбивый, заботливый.



Приложение 4

Рабочий лист к уроку Н.Носов «На горке»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!