Виталий Бианки «Ёж – спаситель»
Цель урока:
Познакомить учащихся с творчеством В.В.Бианки и с его произведением.
Задачи урока:
-Формировать навыки чтения; умение работать с литературным текстом; умение организовывать работу в группе; стимулировать творческую деятельность учащихся.
-Развивать санитарно – гигиенические навыки; мышление, воображение, связную речь; эмоционально – эстетическое восприятие литературного текста, максимально адекватно соответствующее замыслу автора.
-Воспитывать чуткое отношение к природе; любовь и доброе отношение к животным.
Оборудование: учебник «Литературное чтение», 2 класс (автор Л.А.Ефросинина), презентация о ежах, выставка книг В.В.Бианки, выставка рисунков.
Ход урока
Оргмомент.
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Учитель: - Всем добрый день! Мы начинаем урок.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, какой раздел мы с вами начали изучать? (О братьях наших меньших)
- И так, Сегодня мы продолжим знакомиться с авторами, которые писали о братьях наших меньших, с их произведениями.
- Вы должны показать в течение урока своё умение выразительно читать, грамотно отвечать на вопросы, ваша речь должна быть грамотной и доказательной.
-Вспомним назовите произведения, с которым вы работали дома? (рассказ Лиса-Патрикеевна)
- Автор этого произведения? (Константин Ушинский)
- Ребята, Вы наверное часто замечаете, когда говорят Лиса Патрикееевна, а почему её так называют? (Давным-давно, лет 700 назад, жил был новгородский князь Патрикей Нарумунтович, который так прославился своей изворотливостью, хитростью, что с тех пор имя Патрикей, стало равнозначно слову “хитрец”. А так как лиса считалась самым хитрым зверем и получила отчество Патрикеевна.)
-Как лиса выглядит? Найдите ответ в тексте и прочитайте?
-Как лиса ходит?
- Пока ... (имя) выразительно зачитывает отрывок, вы должны представить себя Лисой Патрикеевной и “оживить” его движениями.
-Какие лисонька роет норы? глубокие
- Почему лису называют разбойницей? Прочитаем хором.
Учитель: - Д/з было разным (подготовить загадки и рисунки о лисе, придумать сказку о лисе)
- Вы сможете ответить на обобщающем уроке.
3. Подведение к знакомству с новым произведением.
- Итак, героиня рассказа, с которым мы работали на прошлом уроке-лиса. А героя произведения, с которым мы будем работать сегодня, вы сможете назвать, если отгадаете загадку.
4. Постановка проблемы.
У меня торчат кругом
Тысячи иголок
У меня с любым врагом
Разговор короток. (ёж) (слайд 3)
- Сегодня мы с вами понаблюдаем за жизнью одного из обитателей-ёжиком
- стр.10 - Кто автор произведения? ( В.Бианки) портрет
1. О ежах и других животных, о природе много интересного написал писатель Виталий Бианки. (На доске портрет писателя и выставка книг).
- Родился Виталий Валентинович в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Именно отца Виталий Бианки считал своим главным лесным учителем. Папа приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.
(Из дневника В. Бианки):
“Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травинку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей”.
- Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе.
- Много интересного написал писатель Виталий Бианки о природе и животных.
2. Выставка книг – это только маленькая часть того, что написал Виталий Бианки. (показать книги)
- Рассказ, который будем читать сегодня, называется «Ёж – спаситель».
- Почему, спаситель, как вы думаете? (ответы детей)
Словарная работа (определение значения трудных слов, встречающихся в тексте).
- А как вы понимаете слово “спаситель”? (тот, кто выручает из беды)
- Где можем посмотреть значение непонятных слов? (в словаре)
-В словаре С.И. Ожегова (показать) это слово объясняется так: тот, кто спас кого-то или что-то.
-За что же ежа так могли назвать? (…..я думаю, ответ мы найдём в произведении)
-Зная название произведения и рассмотрев иллюстрацию на стр.11, предположите, о чём будет лесная история? (…………).
- Прежде чем приступить к знакомству с текстом, разберем значения трудных слов, которые нам встретятся.
(слайд) Во время чтения, нам встретятся малознакомые слова: зафуфукал, засеменил (в учебнике) плеть, зигзаг, гадюка (словарь).
- Как вы думаете, что они означают? (Ответы детей)
- Как объясняет это автор значение слов зафуфукал, засеменил, прочитаем в учебнике. (Читает ученик)
Дифференцированная работа:
Плеть – в толковом словаре. “Кнут из перевитых ремней или верёвок”
Зигзаг-в толковом словаре. “Линия или путь с резкими поворотами в чередующихся направлениях”.
Гадюка-по опыту.“Гадюка-ядовитая змея”
Работа с текстом произведения.
Учитель: - Откройте учебники на странице 10.
Учитель начинает читать и читает до слов «…о какие – то острые колючки.» (Дети следят по учебнику). Учитель останавливает чтение и спрашивает:
-- Зачем девочка побежала в лес?
-Обо что она укололась?
-Почему она укололась?
- Как вы думаете, что произойдёт дальше? (Ответы детей).
Учитель: продолжаем читать (читают 1 ученик до слов «Ёж замолчал.
-Как вы думаете, почему еж замолчал?
(читают 2 ученик до слов … и высовывает розовый язык».
-Как вы думаете, укусит ли её гадюка?
(читают 3 ученик до слов… как плетью ударила
-Подтвердилось ли наше предположение?
(читают 4 ученик до слов…на спину лапкой
Учитель: Совпали ли ваши предположения? (Ответы детей)
- А как вы думаете, чем закончится рассказ? (Ответы детей)
Учитель: -Читаем текст до конца (читают 2 ученика)
- Совпали ли ваши предположения по окончанию рассказа? (Ответы детей)
- Давайте – ка мы с вами вернёмся к названию. Почему автор назвал рассказ «Ёж- спаситель»? -ёж спас девочку от беды
- Докажите? -события могли произойти в реальной жизни.
- Какое чувство вызвало у вас произведение ? (чувство страха за Машу)
- Почему? (гадюка мола укусить, ёж уколол)
- Какова тема? -о животных
-Можем ли мы смоделировать обложку данного произведения?
7. Физминутка.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик встал и потянулся.
8. Работа в тет.
-Открываем тетради. Отступаем две строчки от последней записи.
С чего начинаем?
-Какую геометрическую фигуру выберем для обозначения жанра?
-Какой цвет нужен для определения темы?
Как называется рассказ?
Прочитайте в тексте. (Дети находят доказательство в тексте).
9. Работа над содержанием текста. Выборочное чтение.
-Как вы думаете, понимал ли ёж, что спасает Машу? нет
-А Маша понимала, какая опасность ей грозит? -конечно, она знала, что гадюка ядовитая, так как в рассказе говорится, что у неё от страха руки-ноги отнялись.
-Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается гадюка и состояние Маши в момент их встречи.
-Как вы думаете, что бы сказал ёжик в этот опасный для девочки момент, если бы умел говорить?
10. Повторное чтение рассказа учащимися.
Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением, перекрёстными вопросами.
-Каждый текст — это загадка автора, отгадать которую помогают ключевые (главные, важные) слова. Что же необычное и загадочное увидел В.В.Бианки в каждом герое? Предлагаю разгадать это в групповой работе по рядам. У вас карточки со словами. Вам надо выбрать важные ключевые слова, которые помогают раскрыть сюжет, характеры героев, замысел и основную мысль произведения и последовательно наклеить их на карточки, выступить от своей группы, рассказать, что вы узнали о героях, что вас удивило, какие выводы сделали, благодаря ключевым словам. (мудро, она бы не справилась с гадюкой; хорошо, что убежала)
- Назовите героев произведения.
Первой группе - о Маше.
Второй группе - о еже - спасителе.
Третьей группе - о змее.
- Организует защиту творческих работ.
11. Рефлексия
-Чему учит это произведение? -быть осторожным и беречь животных, так как они могут спасти нам жизнь.
- Ребята вы бы пошли в лес одни?
Учитель: - При помощи разноцветных картинок и магнитов, детям предлагается выразить свои эмоции. ( На лист, прикреплённый к доске, с изображением ежа, дети крепят картинки с «едой» для зверька).
12.Домашнее задание.
По выбору:
Найти из текста предложения к картинному плану.
Подготовить пересказ по картинному плану.
Кто хочет «окунуться в мир природы», может взять с выставки книгу Виталия Бианки для домашнего чтения.
Хочется закончить урок стихотворением.
Повсюду: в лесу на поляне,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймёшь.
Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.