СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение 2 класс В.Бианки "Ёж - спаситель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок по литературному чтению во 2 классе по УМК 21 век  на тему: В.Бианки "Ёж - спаситель"

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 2 класс В.Бианки "Ёж - спаситель"»


Виталий Бианки «Ёж – спаситель»

Цель урока:

Познакомить учащихся с творчеством В.В.Бианки и с его произведением.

Задачи урока:

-Формировать навыки чтения; умение работать с литературным текстом; умение организовывать работу в группе; стимулировать творческую деятельность учащихся.

-Развивать санитарно – гигиенические навыки; мышление, воображение, связную речь; эмоционально – эстетическое восприятие литературного текста, максимально адекватно соответствующее замыслу автора.

-Воспитывать чуткое отношение к природе; любовь и доброе отношение к животным.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», 2 класс (автор Л.А.Ефросинина), презентация о ежах, выставка книг В.В.Бианки, выставка рисунков.


Ход урока


  1. Оргмомент.

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.


Учитель: - Всем добрый день! Мы начинаем урок.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, какой раздел мы с вами начали изучать? (О братьях наших меньших)

- И так, Сегодня мы продолжим знакомиться с авторами, которые писали о братьях наших меньших, с их произведениями.

- Вы должны показать в течение урока своё умение выразительно читать, грамотно отвечать на вопросы, ваша речь должна быть грамотной и доказательной.

-Вспомним назовите произведения, с которым вы работали дома? (рассказ Лиса-Патрикеевна)

- Автор этого произведения? (Константин Ушинский)

- Ребята, Вы наверное часто замечаете, когда говорят Лиса Патрикееевна, а почему её так называют? (Давным-давно, лет 700 назад, жил был новгородский князь Патрикей Нарумунтович, который так прославился своей изворотливостью, хитростью, что с тех пор имя Патрикей, стало равнозначно слову “хитрец”. А так как лиса считалась самым хитрым зверем и получила отчество Патрикеевна.)

-Как лиса выглядит? Найдите ответ в тексте и прочитайте?

-Как лиса ходит?

- Пока ... (имя) выразительно зачитывает отрывок, вы должны представить себя Лисой Патрикеевной и “оживить” его движениями.

-Какие лисонька роет норы? глубокие

- Почему лису называют разбойницей? Прочитаем хором.

Учитель: - Д/з было разным (подготовить загадки и рисунки о лисе, придумать сказку о лисе)

- Вы сможете ответить на обобщающем уроке.


3. Подведение к знакомству с новым произведением.

- Итак, героиня рассказа, с которым мы работали на прошлом уроке-лиса. А героя произведения, с которым мы будем работать сегодня, вы сможете назвать, если отгадаете загадку.

4. Постановка проблемы.

У меня торчат кругом

Тысячи иголок

У меня с любым врагом

Разговор короток. (ёж) (слайд 3)

- Сегодня мы с вами понаблюдаем за жизнью одного из обитателей-ёжиком

- стр.10 - Кто автор произведения? ( В.Бианки) портрет

1. О ежах и других животных, о природе много интересного написал писатель Виталий Бианки. (На доске портрет писателя и выставка книг).


- Родился Виталий Валентинович в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Именно отца Виталий Бианки считал своим главным лесным учителем. Папа приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.

(Из дневника В. Бианки):

“Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травинку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей”.

- Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе.

- Много интересного написал писатель Виталий Бианки о природе и животных.

2. Выставка книг – это только маленькая часть того, что написал Виталий Бианки. (показать книги)

- Рассказ, который будем читать сегодня, называется «Ёж – спаситель».

- Почему, спаситель, как вы думаете? (ответы детей)


  1. Словарная работа (определение значения трудных слов, встречающихся в тексте).

- А как вы понимаете слово “спаситель”? (тот, кто выручает из беды)

- Где можем посмотреть значение непонятных слов? (в словаре)

-В словаре С.И. Ожегова (показать) это слово объясняется так: тот, кто спас кого-то или что-то.

-За что же ежа так могли назвать? (…..я думаю, ответ мы найдём в произведении)

-Зная название произведения и рассмотрев иллюстрацию на стр.11, предположите, о чём будет лесная история? (…………).

- Прежде чем приступить к знакомству с текстом, разберем значения трудных слов, которые нам встретятся.

(слайд) Во время чтения, нам встретятся малознакомые слова: зафуфукал, засеменил (в учебнике) плеть, зигзаг, гадюка (словарь).

- Как вы думаете, что они означают? (Ответы детей)

- Как объясняет это автор значение слов зафуфукал, засеменил, прочитаем в учебнике. (Читает ученик)

Дифференцированная работа:

Плеть – в толковом словаре. “Кнут из перевитых ремней или верёвок”

Зигзаг-в толковом словаре. “Линия или путь с резкими поворотами в чередующихся направлениях”.

Гадюка-по опыту.“Гадюка-ядовитая змея”

  1. Работа с текстом произведения.

Учитель: - Откройте учебники на странице 10.

Учитель начинает читать и читает до слов «…о какие – то острые колючки.»  (Дети следят по учебнику). Учитель останавливает чтение и спрашивает:

-- Зачем девочка побежала в лес?

-Обо что она укололась?

-Почему она укололась?

- Как вы думаете, что произойдёт дальше? (Ответы детей).

Учитель: продолжаем читать (читают 1 ученик до слов «Ёж замолчал.

-Как вы думаете, почему еж замолчал?

(читают 2 ученик до слов … и высовывает розовый язык».

-Как вы думаете, укусит ли её гадюка?

(читают 3 ученик до слов… как плетью ударила

-Подтвердилось ли наше предположение?

(читают 4 ученик до слов…на спину лапкой


Учитель: Совпали ли ваши предположения? (Ответы детей)

- А как вы думаете, чем закончится рассказ? (Ответы детей)

Учитель: -Читаем текст до конца (читают 2 ученика)

- Совпали ли ваши предположения по окончанию рассказа? (Ответы детей)


- Давайте – ка мы с вами вернёмся к названию. Почему автор назвал рассказ  «Ёж- спаситель»? -ёж спас девочку от беды


- Докажите? -события могли произойти в реальной жизни.

- Какое чувство вызвало у вас произведение ? (чувство страха за Машу)

- Почему? (гадюка мола укусить, ёж уколол)

- Какова тема? -о животных

-Можем ли мы смоделировать обложку данного произведения?

7. Физминутка.

Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик встал и потянулся.


8. Работа в тет.

-Открываем тетради. Отступаем две строчки от последней записи.

С чего начинаем?

-Какую геометрическую фигуру выберем для обозначения жанра?

-Какой цвет нужен для определения темы?


Как называется рассказ?

Прочитайте в тексте. (Дети находят доказательство в тексте).


9. Работа над содержанием текста. Выборочное чтение.

-Как вы думаете, понимал ли ёж, что спасает Машу? нет

 -А Маша понимала, какая опасность ей грозит? -конечно, она знала, что гадюка ядовитая, так как в рассказе говорится, что у неё от страха руки-ноги отнялись.

-Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается гадюка и состояние Маши в момент их встречи.

-Как вы думаете, что бы сказал ёжик в этот опасный для девочки момент, если бы умел говорить?


10. Повторное чтение рассказа учащимися.

Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением, перекрёстными вопросами.

-Каждый текст — это загадка автора, отгадать которую помогают ключевые (главные, важные) слова. Что же необычное и загадочное увидел В.В.Бианки в каждом герое? Предлагаю разгадать это в групповой работе по рядам. У вас карточки со словами. Вам надо выбрать важные ключевые слова, которые помогают раскрыть сюжет, характеры героев, замысел и основную мысль произведения и последовательно наклеить их на карточки, выступить от своей группы, рассказать, что вы узнали о героях, что вас удивило, какие выводы сделали, благодаря ключевым словам. (мудро, она бы не справилась с гадюкой; хорошо, что убежала)

- Назовите героев произведения.

Первой группе - о Маше.

Второй группе - о еже - спасителе.

Третьей группе - о змее.

- Организует защиту творческих работ.



11. Рефлексия

-Чему учит это произведение? -быть осторожным и беречь животных, так как они могут спасти нам жизнь.

- Ребята вы бы пошли в лес одни?

Учитель: - При помощи разноцветных картинок и магнитов, детям предлагается выразить свои эмоции. ( На лист, прикреплённый к доске, с изображением ежа, дети крепят картинки с «едой» для зверька).


12.Домашнее задание.

По выбору:

  1. Найти из текста предложения к картинному плану.

  2. Подготовить пересказ по картинному плану.

  3. Кто хочет «окунуться в мир природы», может взять с выставки книгу Виталия Бианки для домашнего чтения.

Хочется закончить урок стихотворением.


Повсюду: в лесу на поляне,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймёшь.

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!