Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, авторской программы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и ориентирована на работу по учебнику: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Литературное чтение.4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М. : Просвещение, 2014.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
1.1 Предметные результаты
1.Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
- бегло, выразительно читать текст;
- ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 90 слов минуту);
- понимать содержание прочитанного понимать содержание прочитанного произведя, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочимого текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
- передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа;
- придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение; составлять план к прочитанному;
- вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитаты из текста;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основам действующим лицам произведения;
- называть названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;
- читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- называть не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать; называть более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить;
- полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного знания.
оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
2.Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте костные и регулятивные универсальные учебные действия;
испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на сопереживания литературным героям);
определять сходство и различие произведений разных жанров;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
высказывать и пояснять свою точку зрения;
применять правила сотрудничества;
выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
-делать устную презентацию книги (произведения);
пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
работать с детской периодикой;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
1.2. Метапредметные результаты
.
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся: формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?», накопительной системы баллов);
фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Учащиеся получат возможность научиться:
участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Личностные УУД
Учащиеся научатся:
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Учащиеся получат возможность научиться:
познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема . Летописи, былины, жития (8 ч)
Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи – основные события Древней Руси.
Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов.
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».
Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н.Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины – защитник государства Российского. Картина В.Васнецова «Богатыри».
Сергий Радонежский – святой земли русской. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.
Проект: «Создание календаря исторических событий»
Тема 2. Чудесный мир классики (26 ч)
П.П.Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. События литературной сказки. Герои сказки. Характеристика героя.
А.С.Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарованье…». «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…». Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана.
М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним.
Л.Н.Толстой «Детство». Характер главного героя
Басня. «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль.
А.П.Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа – герои своего времени. Характер героев.
Тема 3. Поэтическая тетрадь (8 ч)
Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…» «Как неожиданно и ярко…». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы.
А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении.
Е.А.Баратынский. А.Н. Плещеев «Дети и птичка». И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»
Н.А.Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки…».
И.А.Бунин «Листопад». Картины осени. Сравнения, эпитеты.
Тема 4. Литературные сказки (13 ч)
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Заглавие и главные герои. Составление плана сказки.
В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения.
П.П.Бажов «Серебряное копытце». Заглавие. Герои. Авторское отношение к героям.
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Заглавие. Герои. Авторское отношение к героям. Деление текста на части. Составление плана.
Тема 5. Делу время – потехе час (7 ч)
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени. В.Ю.
Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка». Особенности юмористического рассказа.
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения.
Тема 6. Страна детства (7 ч )
Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения.
К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
М.М.Зощенко «Ёлка». Герои произведения.
Тема 7. Поэтическая тетрадь (6 ч )
В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская». С.А.Есенин «Бабушкины сказки». М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…» «Наши царства». Сравнение произведений М.Цветаевой разных лет.
Тема 8. Природа и мы (8 ч )
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.
А.И.Куприн «Барбос и Жулька».
М.М.Пришвин. «Выскочка». Е.И. Чарушин «Кабан». В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана.
Проект6 «Природа и мы».
Тема 9. Поэтическая тетрадь (6 ч)
Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Картины осени.Д.Б.Кедрин «Бабье лето». С.А.Клычков. Картины весны и лета в их произведениях.
Н.М.Рубцов «Сентябрь». С.А.Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества.
Тема 10. Родина (3 ч )
И.С.Никитин «Русь». Образ Родины. С.Д.Дрожжин «Родине».А.В.ЖИгулин «О, Родина! В неярком блеске…»
Проект: «Они защищали Родину»
Тема 11. Страна фантазия (3 ч)
Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.
Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.
Тема 12. Зарубежная литература (7 ч)
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров. Г.Х.Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования.Сельма Лагерлёф. В Назарете. Святое семейство. Иисус и Иуда.
Внутрипредметный модуль «Литературное слушанье» (20 ч)
Былина "Вольга Святославович". «Народные песни».Песня-слава "Русская Земля", героическая песня "Суворов приказывает армии переплыть море". Произведения русских баснописцев И.И.Хемницер "Друзья"И.А.Крылов "Крестьянин в беде"«Басни И.И.Дмитриева» И.Дмитриев. "Муха","Петух, кот и мышонок". Волшебные сказки в стихах. В.А.Жуковский "Спящая царевна"Произведения А.С.Пушкина. А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге", "Вещий Олег" (отрывок из «Повести временных лет»). Книги М.Ю. Лермонтова. «Казачья колыбельная песня».Произведения о детях. К.Станюкевич «Максимка».Мифы народов мира. Древнекитайский миф "Подвиги стрелка И".Произведения о животных. Рубрика «Книжная полка». Э.Сетон-Томпсон «Виннипегский волк», В.М. Песков "В гостях у Сетон-Томпсона".
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | ВПМ «Литературное слушание» |
1 | Летописи, былины, жития | 8ч | 2ч |
2 | Чудесный мир классики | 26ч | 2ч |
3 | Поэтическая тетрадь | 8ч | 2ч |
4 | Литературные сказки | 13ч | 2ч |
5 | Делу время- потехе час | 7ч | 1ч |
6 | Страна детства | 7ч | 2ч |
7 | Поэтическая тетрадь | 6ч | 1ч |
8 | Природа и мы | 8ч | 1ч |
9 | Поэтическая тетрадь | 6ч | 1ч |
10 | Родина | 3ч | - |
11 | Страна Фантазия | 3ч | 2ч |
12 | Зарубежная литература | 7ч | 2ч |
| Итого | 102 ч | 20ч |
4.КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т. д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко или выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события, также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может быть как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Комплексные работы относятся к итоговому контролю. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу: «3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
В четвёртом классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
- индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости - в соответствии с характером текста);
индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
- умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
- ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
- интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.
Способами оценивания результативности обучения чтению являются:
- замер скорости чтения (в скрытой для детей форме);
- ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
- выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
- выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
- выполнение заданий по ориентировке в книгах;
- наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
- наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
- наблюдение за читательской деятельностью учащихся;
анализ читательского дневника;
анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).
Критерии сформированности навыка чтения четвероклассников:
- умение читать текст бегло, выразительно;
- осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 90 слов в минуту (на конец года);
- умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
- безошибочность чтения.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | ТЕМА УРОКА | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел. Летописи, былины, жития (8 ч) |
1 | Ознакомление с учебником. Летописи. Особенности русских былин. | | |
2 | « И вспомнил Олег коня своего…» Гипербола. Эпитеты. | | |
3 | Входная контрольная работа. | | |
4 | Былины. «Ильины три поездочки.» Архаизмы. | | |
5 | «Житие Сергия Радонежского». Извечные этические ценности. | | |
6 | «Былины».Былина "Вольга Святославович". | | |
7 | Обобщающий урок по теме «Былины, летописи, сказания». Проверочная работа № 1 по теме: былины, летописи, сказания. | | |
8 | «Народные песни».Песня-слава "Русская Земля", героическая песня "Суворов приказывает армии переплыть море". | | |
Раздел. Чудесный мир классики (26 ч) |
9 | Знакомство с разделом. Пётр Петрович Ершов | | |
10 | П. П. Ершов «Конёк - горбунок» | | |
11 | А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора» | | |
12-14 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | | |
15-17 | Произведения русских баснописцев И.И.Хемницер "Друзья". И.А.Крылов "Крестьянин в беде". | | |
18- 19 | КВН по сказкам А. С. Пушкина. | | |
20 | М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб». | | |
21 | Внеклассное чтение по произведениям М. Ю. Лермонтова. | | |
22 | Творчество Л. Н. Толстого. | | |
25 | Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень». | | |
26 | «Басни И.И.Дмитриева» И.Дмитриев. "Муха", "Петух, кот и мышонок". | | |
27-29 | Внеклассное чтение по басням Л. Н. Толстого. | | |
30 | Творчество А. П. Чехова. | | |
31 | А.П. Чехов. «Мальчики». | | |
31 | Волшебные сказки в стихах. В.А.Жуковский "Спящая царевна". | | |
33-34 | Обоб изуч матер. по разделу «Чудесный мир классики». | | |
Поэтическая тетрадь (8 ч) |
35 | Знаком с разделом Ф. И. Тютчев. Стихи о природе. | | |
36 | А. А. Фет «Весенний дождь». «Бабочка». | | |
37 | Произведения А.С.Пушкина. А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге", "Вещий Олег" (отрывок из «Повести временных лет»). | | |
38 | Е. А. Баратынский. «Весна». «Где сладкий шепот», А.Н. Плещеев «Дети и птичка», И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» | | |
39 | Н. А. Некрасов «Школьники». Н. А. Некрасов «В зимние сумерки». | | |
40 | И. С. Бунин «Листопад». | | |
41 | Книги М.Ю. Лермонтова. «Казачья колыбельная песня». | | |
42 | Обоб изуч матер. по разделу «Поэтическая тетрадь». | | |
Раздел. Литературные сказки (13 ч) |
43 | Знакомство с разделом. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». | | |
44 | Авторские сказки. В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе". | | |
45 | Внеклассное чтение по сказке Одоевского «Черная курица». | | |
46 | В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе». | | |
47 | Промежуточная аттестация за I полугодие. | | |
48 | Внеклассное чтение по сказкам Гаршина. | | |
49-50 | П. П. Бажов «Серебряное копытце». | | |
51-53 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | | |
54 | Обоб изученного по разделу «Литературные сказки» | | |
55 | Произведения Марка Твена и В.Гюго о детях. 1 и 2 главы из романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна». Книги зарубежных писателей о детях. | | |
Раздел. Делу время потехе час (7 ч) |
56-57 | Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени» . | | |
58 | Произведения Марка Твена и В.Гюго о детях. 1 и 2 главы из романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна». Книги зарубежных писателей о детях. | | |
59-60 | В. Ю. Драгунский «Главные реки» ,«Что любит Мишка». | | |
61 | В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». | | |
62 | Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час». | | |
Раздел. Страна детства (7 ч) |
63 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». | | |
| К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | | |
64 | Мифы народов мира. Древнекитайский миф "Подвиги стрелка И". | | |
65 | К.Паустовский «Великий сказочник». (христоматия). Х.-К.Андерсен «Девочка со спичками». | | |
66 | М. М. Зощенко «Ёлка». | | |
67 | Обобщающий урок по разделу «Страна детства». | | |
68 | Внеклассн. Чтение «В путь, друзья!» (кн о путешествиях и путешественниках, наст. и вымышлен.) | | |
Раздел. Поэтическая тетрадь (6 ч) |
69 | В. Я Брюсов «Опять сон», «Детская». | | |
70 | Повторение изученных произведений Л.Н.Толстого. "Воспоминания Л.Н.Толстого". | | |
71 | С. А. Есенин «Бабушкины сказки». | | |
72 | М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». | | |
73 | Внеклассн. Чтение «Лес не школа, а всему учит» (урок – конкурс по расск Н.И. Сладкова). | | |
74 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». | | |
Раздел. Природа и мы (8 ч) |
75 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». | | |
76 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». | | |
77 | М. Пришвин «Выскочка». | | |
78 | Е. В. Чарушин «Кабан». | | |
79 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | | |
80 | Былины Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой «Святогор-богатырь». Народная былина «Святогор». | | |
81 | Обобщающий урок по разделу «Природа и мы». | | |
82 | Внеклассн. Чтение Стихи русских поэтов о природе. | | |
Раздел. Поэтическая тетрадь (6 ч) |
83 | С. А. Клычков «Весна в лесу». | | |
84 | Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко». | | |
85 | Стихи русских поэтов. А.А.Блок "На поле Куликовом". | | |
86 | А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». | | |
87 | Е. А. Баратынский «Весна! Как воздух чист», «Где сладкий шепот». | | |
88 | С. А. Есенин «Лебедушка». | | |
89 | Обоб. урок по разделу «Поэтическая тетрадь». | | |
Раздел. Родина (3 ч) |
90 | И. С. Никитин «Русь» С. С. Дрожжин «Родине». | | |
91 | А. В. Жигулин» О, Родина!» Б. А. Слуцкий «Лошади в океане». | | |
92 | Обобщение по разделу «Родина». | | |
Раздел. Страна Фантазия (3 ч) |
93 | Е. С. Велистов «Приключения Электроника». | | |
| К. Булычев «Путешествие Алисы». | | |
94 | Стихи русских поэтов. Рубрика «Книжная полка». К.Д.Бальмонт "Русский язык", "Золотая рыбка". | | |
Раздел. Зарубежная литература (8 ч) |
95 | Д. Свивт «Путешествие Гулливера». | | |
96 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». | | |
97 | Сказки и легенды русских писателей. А.И.Куприн «Четверо нищих». | | |
98-99 | М. Твен Приключения Тома Сойера». | | |
100 | С. Лагерлеф Святая ночь». «В Назарете». | | |
101 | Промежуточная аттестация (итоговая.) | | |
102 | Произведения о животных. Рубрика «Книжная полка». Э.Сетон-Томпсон «Виннипегский волк», В.М. Песков "В гостях у Сетон-Томпсона". | | |