СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение»

Дата __________ Русская литература Урок 29

Тема: И. НИКИТИН. « ВСТРЕЧА ЗИМЫ». С. ЕСЕНИН. «БЕЛАЯ БЕРЕЗА»

Цель: развивать речевое дыхание, умение читать правильно, отчетливо произнося звуки; совершенствовать умение читать вслух и молча, совершенствовать умение читать выразительно, передавая во время чтения свое настроение; развивать умение сравнивать произведения различных жанров; способствовать развитию речи, формированию желания наблюдать за красотой природы в зимнее время года.

Ход урока

Ι. Организационный момент

II. Артикуляционная и речевая разминка

1. Артикуляция звуков [р]. [p'].

2. Произнесите, чередуя медленный и быстрый темп.

В огоррроде

Огорррошены,

Рррастеррряв

Горррох

Горррошины.

Огорррод

Не огорррожен:

Не ррразыщете

Горррошин.


IΙΙ. Подготовка к восприятию произведения

1. Учитель читает стихотворение.

Утром кот

Принес на лапах

Первый снег!

Первый снег!

Он имеет

Вкус и запах.

Первый снег!

Первый снег!

Он кружится,

Легкий,

Новый,

У ребят над головой,

Он успел

Платок пуховый

Расстелить

На мостовой.

Он белеет

Вдоль забора,

Прикорнул

На фонаре,

Значит,

Скоро,

Очень скоро

Полетят

Салазки

С горок.

Значит,

Можно будет

Снова

Строить крепость

Во дворе!


Я. Аким

2. Анализ стихотворения.

Понравились ли вам картины зимы, нарисованные поэтом? Что понравилось больше всего?

- Как дети узнали, что выпал первый снег? Опишите его.

- Как снег покрыл землю?

- Как можно назвать зиму? Почему?

- Кто больше всего был рад зиме? Почему?

3. Беседа по картине А. Пластова «Первый снег».

Учащийся читает стихотворение.

Радостные дети вышли со двора:

Вот она какая, русская зима!

Значит, вновь пришла она и добра и весела,

Смех и радость принесла зимушка-зима.

  1. Климова

- Қақ называется картина А. Пластова? (Учащиеся читают название.)

- Как вы думаете, грустное или радостное настроение передал художник на картине?

- Кто изображен на переднем плане?

- Какое чувство испытывают дети - главные герои картины? Как это выражено? Обратите внимание на лица детей, их позы, одежду.

- Какие цвета преобладают на картине? Почему?

- На каком цветовом фоне изображены дети?

- Почему береза кажется такой нарядной?

- Опишите снег. Какой он? Как он падает? С чем его можно сравнить? Как изменилась улица и все на ней после того, как выпал снег?

- Взгляните на небо: какое оно?

- Почему художник назвал свою работу «Первый снег»?

- Қакое чувство вызывает у вас картина?

ΙV. Работа с текстом стихотворения И. Никитина «Встреча зимы»

1. Чтение произведения учителем (с. 109).

2. Проверка первичного эмоционального восприятия.

- Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

3. Чтение произведения учащимися.

4. Обсуждение прочитанного.

- О какой поре года рассказывает поэт?

- Как описано начало зимы?

- С чем поэт сравнивает снежок?

- Одинаково ли описан снег днем и утром? Найдите слова в тексте.

- Почему поэт пишет, что «снег лежит полотном»? вы это понимаете?

- С чем еще можно сравнить снег?

5. Выборочное чтение.

- Найдите и прочитайте описание начала зимы.

- Когда "снег блестит разноцветным огнем"? Найдите строки в тексте.

- Какими стали воздух, река? Прочитайте.

6. Выразительное чтение

- Прочитайте стихотворение, передавая голосом радость от наступления зимы.

Физкультминутка

Не боимся мы пороши -

Ловим снег, хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам

Снега хватит нам и вам.

E. Григорьева

V. Работа с текстом стихотворения С. Есенина «Береза»

1. Чтение стихотворения учителем (с. 111).

2. Проверка эмоционального восприятия произведения.

- Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (Радость, восторг.)

3. Чтение стихотворения учащимися «цепочкой».

4. Лексическая работа.

Снежная кайма - снежная полоса.

Белой бахромой --- белые снежные кисточки.

5. Обсуждение прочитанного.

- С чем сравнивает поэт снег?

- Что удивило вас в описании березы?

- Қак вы понимаете выражение «горят… в золотом огне»?

- Почему деревья зимой спят? Какие им могут сниться сны?

6. Выборочное чтение.

- Найдите в тексте и прочитайте, как С. Есенин описывает ветки березы? Как изменяется вид

веток утром?

7. Самостоятельное чтение.

Прочитайте стихотворение, найдите слова-рифмы.

8. Работа над выразительностью чтения.

- Прочитайте стихотворение, передавая чувство восхищения красотой березы.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. Ей посвящается много рассказов, стихотворений. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Мы любим зиму. Недаром в песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, а мороз - всемогущим воеводой.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам больше всего понравилось?

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

VII. Домашнее задание

Выучите стихотворение С. Есенина «Береза».

Дата __________ Русская литература Урок 30

Тема: В. Хмельницкий. «Снег и скрипка». А.Гарф. «Наш тополь». Картина С.Жуковского «Иней»

Цель: развивать речевое дыхание детей, умение правильно, осознанно п выразительно; совершенствовать умение определять эмоциональное настроение произведения, передавать его во время чтения; способствовать развитию речи, формированию умения составлять подробный пересказ текста; содействовать формированию умения наблюдать за красотой природы в любое время года.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока

II. Проверка домашнего задания

Учащиеся выразительно читают стихотворение С. Есенина «Береза».

III. Речевая и дыхательная гимнастика

1. Упражнение «Надуй шарик»

- Представьте, что вам необходимо надуть шарик. Сделайте глубокий вдох и выдыхайте воз-

дух тонкой струйкой.

2. Прочитайте, замените словосочетания одним словом: храбрый человек - храбрец; богатый

человек … богач; сильный человек - силач; весёлый человек - весельчак.

IV. Вступительное слово учителя

Ребята, вы уже знаете, что природа вокруг нас постоянно меняется. Когда жарко и можно весело плескаться в воде, ловить сачком бабочек на лугу и собирать душистую землянику это лето. Когда тает снег, появляется зеленая травка, радостно щебечут птицы - это весна. Когда деревья надевают свои лучшие наряды это осень. А когда все бело от снега, мороз пощипывает покрасневшие щеки, а яркое солнышко совсем не греет это зима. (Учитель демонстрирует иллюстрации зимнего пейзажа). Зиму принес ветер, морозный и снежный. Белая, сверкающая, вошла она в царство природы. Редкие снежинки заплясали в еще осеннем воздухе. Зима хлопала белыми крыльями-хлопьями и одевала землю в белоснежный наряд. А ночью зима шила кружевные узоры на стеклах наших окон.

…Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, среди холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленой;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

A. Пушкин

(После прочтения учитель делает паузу, чтобы дать учащимся возможность осмыслить свои впечатления.)

  • Какая картина вам больше всего понравилась?

  • Расскажите, что вы представили, когда я прочитала слова: «Дохнул, завыл…»

  • Как завыл ветер?

  • Почему автор назвал зиму волшебницей?

  • Как еще можно назвать зиму? Почему?

  • Как пришла зима?

  • Что значит «рассыпалась», «повисла» на суках дубов?

  • Почему зима легла «волнистыми» коврами?

  • Что значит «блеснул» мороз? (Первый мороз.)

  • Қак вы думаете, почему последние строки я прочитала радостно? (Нас ждут радости зимних праздников, игр, забав, предчувствие чего-то хорошего, радостного, таинственного.)

V. Работа по развитию речи

1. Составление предложений по опорным вопросам.

- Что сделала зима? (Пришла, прилетела, примчалась.)

- На чем она явилась? (На тройке лошадей.)

- Откуда могла прилететь зима? (С далекого Севера, из Лапландии.)

- Как называют зиму в литературных произведениях? (Волшебница, чародейка, матушка.)

2. Составление словосочетаний.

Подберите прилагательные к словам.

Зима: сказочная, снежная, северная, чудесная, чародейка, волшебница, величавая, необычная,

прекрасная.

Снег: пушистый, серебристый, чистый, блестящий, свежий, липкий, старый, мягкий.

Ветер: ледяной, резкий, сильный, холодный, порывистый, обжигающий, студеный.

Снежинки: чистые, хрупкие, сверкающие, нежные, искристые.

Небо: хмурое, зимнее, чистое, печальное, мрачное.

Мороз: сильный, жгучий, трескучий, колючий.

VI. Работа с текстом В. Хмельницкого «Снег и скрипка»

1. Чтение произведения учителем (с. 112).

2. Проверка эмоционального восприятия текста.

- Понравился ли вам снег в этом рассказе?

3. Чтение текста учащимися.

4. Обсуждение прочитанного.

  • Что необычное увидел автор в обычном мире?

  • Как ему удалось это изобразить?

  • Можно ли назвать рассказ волшебным? Почему?

- Что делал снег? Дополните: снег опускался, … …

Удалось ли автору представить снег живым существом?

5. Выборочное чтение.

  • Прочитайте, как снег опускался на дома и деревья?

  • Что услышал снег, сидя на форточке?

  • Осуществилась ли мечта снега? Найдите ответ в тексте.

6. Самостоятельное чтение. Подготовка к пересказу текста.

7. Пересказ текста.

Физкультминутка (имитация движений)

Снежный бой

Мы теперь метатели:

Бьем по неприятелю!

Размахнись рукой, бросок -

Прямо в цель летит снежок.

Г. Нарубина

-Сегодня мы продолжим путешествие в прекрасный мир природы. А поможет нам увидеть,почувствовать неповторимость природы Александр Гарф.

VII. Работа с текстом рассказа А. Гарфа «Наш тополь»

1. Чтение произведения учителем (с. 114).

2. Проверка эмоционального восприятия произведения.

- Понравился ли вам рассказ? Чем?

3. Чтение текста учащимися.

4. Обсуждение прочитанного.

  • Что увидела Оля в снегу?

  • Что сделала девочка? Расскажите, используя слова «подняла», «встряхнула», «принесла»,

  • «поставила».

  • Что говорили дети о веточке?

  • Почему Оля решила, что веточка спит? Права ли она?

5. Самостоятельное чтение:

a) выборочное чтение:

  • Что случилось с веточкой? Прочитайте.

  • Что стало с веточкой в комнате? Прочитайте.

  • Қак веточка проснулась? Прочитайте.

б) составление плана для пересказа. (Можно использовать план в учебнике на с. 127.)

6. Пересказ текста по плану.

VIII. Работа в парах

Превратите осень в зиму, выбрав в скобках нужные слова.

(Осенний, зимний) лес

Наступил (последний, первый, средний) месяц (осени, зимы, весны). На реках и озерах (прочный, тает, застыл) лед. (Еще долго, не скоро, уже скоро) будет звучать журчание весенних ручейков. (Смолкли, везде слышатся, не слышны) голоса птиц. Многие животные (прячутся, спят, просыпаются) в своих теплых норках. (Беленький, серенький, маленький) зайчишка прячется под (большим, ожившим, заснеженным) кустом. Воробьи (притихли, расчирикались, расшумелись) и (повеселели, нахохлились, приуныли) от (дождя, солнышка, мороза). (Холодно, тепло, жарко) и (весело, голодно, грустно) в лесу. Все ждут (весны, зимы).

IX. Проверка выполненного задания

X. Подведение итогов урока. Рефлексия

Разве зима это лишь ровный белый снег, белое небо, тусклые, глухие краски? Недаром называет зиму волшебницей, кудесницей, сказочным временем года. Так и просятся слова великого поэта:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

A. Пушкин

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Что вам больше всего поправилось?

  • С каким настроением вы заканчиваете урок?

XI. Домашнее задание

Подробный пересказ рассказа А. Гарфа «Наш тополь».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!