СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение Э.Успенский "Чебурашка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

О дружбе и друзьях.Э. Успенский «Чебурашка».Урок открытия нового знания

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение Э.Успенский "Чебурашка"»

Этапы урока

Цели и задачи на этапе

Оборудова-

ние

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

2

3

4

5

I.Организационный момент. Релаксация, фиксирование осанки,положитель

ная мотивация дея-

тельности учащих-

ся



Настроить детей на работу, создать хорошее настроение.


-Добрый день, дорогие ребята!

-Скажите, чему вы сегодня удивлялись? А моё удивление вызвало солнышко. Оказывается оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. А вот, как это было:

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

-Давайте же и мы улыбнёмся и поприветствуем друг друга.

Учащиеся поворачиваются к своим соседям по парте и улыбаются друг другу, потом учителю. Тихо садятся за парты.

II.Актуализация знаний. Постановка задач урока.

Поставить учебные задачи; развивать мышление, речь.

Слайд 1. «Без друга в жизни туго».


Слайд 2.

(фрагмент из телепередачи

«Спокойной ночи малыши»).

- Ребята, как вы понимаете пословицу «Без друга в жизни туго», объясните смысл этой пословицы.

-А как вы думаете, почему я взяла эту пословицу сегодня на урок?

-Я предлагаю вашему вниманию небольшой фрагмент, посмотрите внимательно.

-Кому нравится эта телепередача? А кому нравятся ведущие этой программы? Как вы думаете, можно Хрюшу и Степашку назвать настоящими друзьями?

Сегодня на уроке я предлагаю поработать над теми качествами, которые помогут узнать, кто же такой настоящий друг и что нужно сделать, чтобы найти много друзей.

- Какие задачи мы ставим перед собой на уроке чтения?

( учиться читать бегло, грамотно, выразительно;

учиться мыслить, выражать своё мнение; развивать память, речь, мышление; получить хорошую отметку)

Дети читают пословицу, объясняют её смысл;

Просматривают фрагмент передачи;

ставят задачи:

- учиться читать бегло, грамотно, выразительно;

-учиться мыслить, выражать своё мнение;

-развивать память, речь, мышление;

-получить хорошую отметку.

III. Речевая разминка.

Развивать артикуляционный аппарат, дикцию.

Слайд 3.

1.Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон

Как в капюшоне он смешон.

2.Возле горки на пригорке

Жили 33 Егорки.

3.Чтобы жить с друзьями дружно

Обижать друзей не нужно.

(слайд 4)

-Наша речь должна быть чёткой, мы должны грамотно и хорошо говорить. И в этом нам поможет скороговорка.

-Посмотрите, какая скороговорка подойдёт к нам на урок?

Чтобы жить с друзьями дружно

Обижать друзей не нужно.

-Давайте поработаем с этой скороговоркой. Будем её не просто читать, а будем выполнять движения. Проговариваем скороговорку и выполняем движения сначала медленно, потом быстро.


Дети выбирают скороговорку.

Читают скороговорку, постепенно убыстряя темп, чётко произнося звуки (щелкают пальцами).











IV. Сообщение темы урока. Постановка целей.

Учить самостоятельно формулировать тему урока. Учить самостоятельно формулировать цель урока.

Запись песенки про Чебурашку

Слайд 5. Портрет Э. Н. Успенского.


-Сегодня мы познакомимся с творчеством известного писателя и героем его книг. А как звали одного из главных героев, вы узнаете, послушав отрывок песенки. Попробуйте его отгадать.

- Как вы думаете, о чем или о ком сегодня пойдет речь на уроке?

- Правильно – это Чебурашка.

Откройте учебник на странице 139.

-Кто написал это произведение?(Эдуард Николаевич Успенский).

-А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Сегодня на уроке мы будем изучать интересное произведение Э.Успенского, героем которого является Чебурашка.

-А вот откуда этот зверёк, где он живет, почему у него такое название, мы не знаем.

-Значит, какую цель мы поставим перед собой?

(исследовать происхождение неизвестного зверька-Чебурашка)


Учащиеся слушают отрывок песенки, отвечают на вопросы и формулируют тему и цель урока.


VI.Изучение нового материала.













Слайд 6.

-Ребята, а вы знаете кто такой Чебурашка? У вас на партах лежат карточки синего цвета. Выберите из двух определений то, которое, как вы думаете подходит к описанию Чебурашки.

1.Чебурашка-сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой

шерстью, ходящее на задних лапах.

2.Чебурашка-вид обезьянок, живущих в лесах Амазонки.

-Прежде чем начнём работать с произведением мы должны научиться читать некоторые слова. Для этого выполним упражнение, которое называется «Мямлики и Шустрики». Сначала читаем медленно по слогам, как Мямлики, а потом целыми словами, как Шустрики.

тро-пи-че-ским тропическим

гип-по-по-там гиппопотам

от-пра-вил-ся отправился

а-пель-си-на-ми апельсинами

пе-ре-дви-гать-ся передвигаться

пу-те-ше-стви-е путешествие

не-из-вест-ным неизвестным

соб-ствен-но-го собственного




Дети выбирают ответ.




VII. Первичное чтение текста.




.

Познакомить детей с отрывком «Чебурашка» из произведения Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»





Слайд7.

Прослушивание аудиозаписи.










Толковый словарь.






Слайд 8.


Слайд 9.


Слайд 10.

Слайд 11.


Слайд 12.

Ребята,а сейчас мы послушаем аудиозапись сказки Э.Успенского Чебурашка, слушайте внимательно, потому что после прослушивания текста, надо будет ответить на вопрос.

- Кто главный герой этого произведения? (Чебурашка)

- Понравился ли вам герой?

- Вам понравилось это произведение? Что мы узнали о главном герое, почему ему дали такое имя?

(Мы узнали про неизвестного зверька, который все время падал и его назвали Чебурашка).

-Какой вывод можно сделать? (Имя «Чебурашка» произошло от слова чебурахнуться)

-Как вы понимаете лексическое значение слова «чебурахнуться»? А в толковом словаре объясняется лексическое значение слова:

-Чебурахнуться - упасть или удариться с шумом.

Лексическое значение слова:

-Каюта - помещение на судне для жилья.

-В произведении встретились непонятные слова. Давайте выясним их значение.

Тропический лес- тропики, местность с жарким климатом.

Уцененные товары- товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

Бракованная игрушка- игрушка с дефектом.

Телефонная будка- небольшое помещение с телефонным аппаратом.

Гиппопотам- крупное, в основном травоядное, млекопитающее.


Слушают запись.












Учащиеся объясняют, как они понимают значение слов.







VII. Физкультми-нутка.Cмена деятельности, двигательная активность.



Дать возможность детям отдохнуть, подвигаться.






Добрый день, мой милый друг(рукопожатие).

Посмотри-ка ты вокруг(поворачиваем головы из стороны в сторону)

Здесь есть ты (кладем правую руку на плечо соседа)

Здесь есть я (кладем правую руку себе на грудь)

Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа)

Жить (хлопаем в ладоши)

Друзья(соединяем руки ладонями)


Выполняют движения


IX. Проверка первичного восприятия текста.

Проверить понимание содержания.

Учебники у детей.

-А сейчас поработаем над содержанием сказки и ответим на вопросы.

- Где жил Чебурашка?

- Как попал в ящик с апельсинами?

- Как оказался в магазине?

- Почему у него такое странное имя?

- Куда директор магазина отнёс Чебурашку?

- Как вы думаете, почему Чебурашке некому было звонить?

Дети отвечают на вопросы.






X. Упражнения на внимание и мышление.



Развивать внимание, мышление.

(на доске надпись: ПНАЛ)



















Слайд 13.











Слайд 14.











Слайд 15.








Слайд 16.









Слайд 17.

-Посмотрите, ребята кто это? (Это старуха Шапокляк.) Она приготовила вам задание. Но эта вредная старушка очень любит проказничать. Смотрите что это?

-Что же за задание приготовила для нас Шапокляк?

Составить план.

  1. В далеком тропическом лесу

  2. В зоопарке

  3. В магазине фруктов

  4. В ящике с апельсинами

  5. В магазине уцененных товаров

  6. Старая телефонная будка

-Старухе Шапокляк понравилось, как вы дружно работали и она приготовила вам еще задания.

-Работать будем в группах.

-Выберите конверт с заданием для работы.

Откройте и достаньте задания, можете приступать.

-Все группы справились с заданиями. Сейчас мы проверим, как вы справились с ними.

  1. Найти зашифрованные слова

а

м

у

з

в

е

р

ё

к

ю

ч

о

ч

е

б

у

р

а

ш

к

а

ж

й

я

д

а

п

е

л

ь

с

и

н

д

и

р

е

к

т

о

р

щ

и

ы

б

а

о

х

м

а

г

а

з

и

н

я

щ

и

к

ы

я

м

о

г

б

э

в

м

з

о

о

п

а

р

к

ъ

н

о

т

ь

т

е

л

е

ф

о

н

л


  1. Собери картинку

3.Дополни предложения словами из отрывка

Чебурашка увидел……………… и забрался в один из них. Он съел два ………….. и крепко уснул. Подошли рабочие и ………. все ящики . Погрузили ящики на ………… и отправили в далёкое путешествие. Так ящики оказались во фруктовом ………… . Когда открыли ящики, там уже не было апельсинов. На них смотрел толстый-претолстый …………… .

4.Составьте пословицы, выберите, которая подходит к нашему произведению и объясните смысл пословицы.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Нет друга ищи, а нашел береги.

Друг познаётся в беде.

Друг за друга держаться – ничего не бояться.

Доброе братство - лучше богатства.

-А я нашла еще такую пословицу, которая, как я считаю, подходит к нашему уроку. А возможно она могла бы стать девизом нашего класса.

-Хочешь дружить- сам будь другом.


Дети выполняют задания.














Работа в группах

XI. Итог урока.

Рефлексия

Подвести итоги работы на уроке.

Апельсины оранжевые и зелёные на партах у каждого учащегося. Две корзинки.




-С каким героем познакомились на уроке? Кто главный герой? Какая основная мысль произведения? О чем хотел сказать Э.Успенский?

(Трудно жить одному, хорошо когда рядом есть верные друзья)

-Да, дружбой надо дорожить. Ребята, а кто еще учил тому, что нужно жить дружно? (кот Леопольд)

-А теперь вспомним, какие цели мы ставили в начале урока. Добились ли мы целей или нет? Как мы работали?

-Давайте оценим вашу работу на уроке. У вас на столах лежат апельсины, одни из них спелые, а другие еще не созрели. Если вы хорошо работали, поднимали руку, отвечали правильно, достигли поставленной цели и вам понравился наш урок, то возьмите спелый апельсин. Если что- то не получилось, мало отвечали, не всегда правильно, то возьмите апельсин зеленый. Подарите Чебурашке ваше настроение.


Дети отвечают на вопросы.



XII. Домашнее задание.


Цветы с домашним заданием.

Чебурашка очень рад, что у него появился целый класс друзей. И он принес вам цветы, но они не простые, а волшебные на них домашнее задание.

Общее задание –читать стр.139-142

Оранжевый цветок-пересказать самые интересные факты.

Желтый цветок-придумать вопросы к тексту

Сиреневый цветок - нарисовать иллюстрацию к произведению.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!