Литературно-музыкальная композиция,
посвящённая жизни и творчеству
М.И Цветаевой.
Красною кистью
Рябина зажглась
Оформление: На стене портрет М. И. Цветаевой. Возле него, на драпировке, -
листья клёна, гроздья рябины. На столике под портретом –
подсвечник с тремя свечами, цветы, на пианино – такие же
подсвечники. На журнальном столике – сборники стихотворений
А.С. Пушкина, А.А. Блока, М.И. М. Цветаевой.
1-й чтец. 26 сентября 1892 года в семье Ивана Владимировича Цветаева,
профессора Московского университета, директора Румянцевского
музея и основателя Московского Музея изящных искусств, и Марии
Александровны Мейн родилась дочь Марина.
2-й чтец. Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Луч высвечивает портрет
3-й чтец. «Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына
Александра родилась всего только Я, мать сказала: «По крайней мере,
Будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне
Отчётливым догодовалым словом оказалась «гамма», мать только
подтвердила: «Я так и знала», - и тут же принялась учить меня музыке,
без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а это ре, до-ре
…» Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».
Звучит музыка Е. Доги из телефильма «Гонки по вертикали». Луч света гаснет, зажигаются свечи под портретом, на журнальном столике и на пианино.
4-й чтец. Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты …
- В купели морской крещена – и в полёте
Своём – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьётся моё своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной воскресаю!
Да здравствует пена – весёлая пена –
Высокая пена морская!
Из воспоминаний Анастасии Цветаевой.
5-й чтец. «Отец наш – профессор Московского университета – Иван Владимирович
Цветаев.
Родился он в семье, выделявшейся трудолюбием, высокими
эстетическими
правилами и необычайным дружелюбием к людям. Его отец, наш дед,
был сельским священником в селе Талицы, Владимирской губернии …
Росли папа и братья без матери, в бедности. Мальчики ходили босиком и
пару сапог берегли, обувая их лишь в городе».
6-й чтец. «В 29 лет отец уже был профессором. Он начал свою учёную карьеру с
диссертации на латинском языке о древнеиталийском народе осках, для
чего исходил Италию и на коленях излазил землю вокруг древних
памятников и могил, списывая, сличая, расшифровывая и толкуя древние
письмена. Это дало ему европейскую известность, Российская академия
присудила ему премию «За учёный труд на пользу и славу Отечества».
Болонский университет в свой 800-летний юбилей удостоил отца
докторской степени».
Умер он 30 августа 1913 года.
7-й чтец. «Моя мать, Мари Александровна Цветаева, рождённая Мейн. Детей своих
растила не только на сухом хлебе долга; она открыла им глаза на никогда
не изменяющее человеку, вечное чудо природы, одарила их многими
радостями детства, волшебством семейных праздников, рождественских
ёлок, дала им в руки лучшие в мире книги …»
8-й чтец. Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета
крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с
задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины
постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась более
глубокая страсть – книги. С шести лет Муся (так называли её в семье)
писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает
её целиком.
Звучит музыка Шопена Ф. ( прелюдия № 6)
9-й чтец. Анастасия Ивановна, сестра Марины, вспоминает:
«В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии
Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано – в 27 лет. Увеличенная
фотография – тёмноокое, с тяжёлыми веками, печальное лицо с точно
кистью проведёнными бровями, правильным, добрым, горечью тронутым
ртом …
10-й чтец. Вот как об этом говорит Марина в своём стихотворении «Бабушке»
Продолговатый и твёрдый овал,
Чёрного платья раструбы…
Юная бабушка! – Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли …
По сторонам ледяного лица –
Локоны в виде спирали.
Тёмный, прямой и взыскательный взгляд,
Взгляд к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей – сколько? –
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен,и ветер был свеж,
Тёмные звёзды погасли …
- Бабушка! – Этот жестокий мятеж
В сердце моём – не от вас ли?..
11-й чтец. Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пушкин и
Стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной
души.
Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царевны над мёртвым певцом
Почётную дробь выводили.
Такой уж почёт, что ближайшим друзьям –
Нет места. В изглавье, в изножье,
И справа, и слева – ручищи по швам –
Жандармские груди и рожи.
Не диво ли – и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой?
На что-то, на что-то, на что-то похож
Почёт сей, почётно – да слишком!
Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,
Монарх о поэте печётся!
Почётно – почётно – почётно – архи –
Почётно – почётно – до чёрту!
Кого ж это так – точно воры вора
Пристреленного – выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора –
Умнейшего мужа Росси.
Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл «Стихи к Пушкину»
и эссе «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв».
Звучит песня из кинофильма «Ирония судьбы». Музыка М Таривердиева, слова М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной»
12-й чтец. Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была
необычна сама по себе и делал необычными всех женщин в ней. Поэтесса
была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким,
Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и
другими талантливейшими людьми конца 19 – начала 20 века. Им она
посвящала свои стихи, являвшиеся выражением её чувств и мыслей.
Особенной любовью проникнуты строки, посвящённые её поэтическому
кумиру – Александру Блоку.
13-й чтец. Блок в жизни Марины Цветаевой был единственным поэтом, которого
она чтила не как собрата по «струнному ремеслу», а как божество от
поэзии, и которому, как божеству, поклонялась … ни о какой
сопричастности этой творческой высоте … и помыслить не смела –
только коленопреклонялась.
Таким поэтическим коленопреклонением стали все её стихи,
посвящённые Блоку.
14-й чтец. Имя твоё – птица в руке.
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ,
Имя твоё – пять букв.
Мячик, пойманный на лету.
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В лёгком щёлканье ночных копыт
Громкое имя твоё гремит.
И назовёт его нам в висок
Звонко щёлкающий курок.
Имя твоё, - ах, нельзя! –
Имя твоё – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твоё – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.
15-й чтец. В один день с Мариной, но годом позже – 26 сентября 1893 года –
родился её муж, Сергей Яковлевич Эфрон.
16-й чтец. Они встретились – семнадцатилетний и восемнадцатилетняя – 5 мая
1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском,
волошинском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей –
красивый, с грустной, кроткой красотой юноша … с поразительными,
огромными, в пол-лица глазами.
17-й чтец. Есть такие голоса,
Что смолкаешь, им не вторя,
Что – предвидишь чудеса.
Есть огромные глаза
Цвета моря.
18-й чтец. Заглянув вниз и всё прочтя наперёд, Марина загадала: если он подойдёт
и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик этот
он нашёл тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её
зелёных, - и вложил её его в ладонь, изнутри освещённый камень,
который она хранила всю жизнь … Именно ему, любимому, мужу,
другу, будут посвящены лучшие стихи.
19-й чтец. Обвенчались Серёжа и Марина в январе 1912 года, и короткий
Промежуток между встречей их и началом первой мировой войны был
единственным в их жизни периодом бестревожного счастья.
Звучит музыка А. Петрова из кинофильма «Жестокий романс» (вальс).
20-й чтец. Ему – белому офицеру и таким, как он, пришлось нелегко. Вынуждены
были бежать, скрываться. В неведении 3 года, когда все отвернулись.
21-й чтец. Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности – жена, не на бумаге! –
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкости ветвей.
Его глаза – прекрасно–бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.
Звучит вальс Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (или песня в исполнении И. Алегровой «Я тебя отвоюю»).
22-й чтец. Аля – Ариадна Эфрон – родилась 5 сентября 1912 года., в половине
шестого утра, под звон колоколов.
Девочка! – Царица бала!
Или схимница – Бог весть!
-Сколько времени? – Светало.
Кто-то мне ответил: - Шесть.
Чтобы тихая в печали,
Чтобы нежная росла, -
Девочку мою встречали
Ранние колокола.
23-й чтец. Первая мировая война 1914 года. Серёжа, студент 1-го курса
Московско университета отправляется на фронт с санитарным поездом,
курсировавшим от Москвы до Белостока и обратно, в качестве брата
милосердия.
24-й чтец. Сегодня ночью я одна в ночи –
Бессонная бездомная черница! –
Сегодня ночью у меня ключи
От всех ворот единственной столицы!
Бессонница меня толкнула в путь.
- О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой! –
Сегодня ночью я целую в грудь –
Всю круглую воюющую землю!..
Гаснут свечи, зажигается свет. Звучит песня «Генералам 12-го года» Музыка А.Петрова, стихи М. Цветаевой, посвящённые Сергею Эфрону. (или Ж. Бичевская «Не надо грустить, господа офицеры»)
25-й чтец. 13 апреля 1917 года у Марины Цветаевой родилась вторая дочь – Ирина.
Связь с мужем прервалась. И до марта 1919 года она не знала, что муж
жив. 1919 год оказался для Марины наиболее трудным, запомнившимся
«самым чёрным, самым чумным, самым смертным».
26-й чтец. (Из дневника) «Моя вторая дочь Ирина умерла 2 марта 1920 года – от
голода».
Две руки, легко опущенные,
На младенческую голову!
Были – по одной на каждую –
Две головки мне дарованы.
Но обеими – зажатыми –
Яростными – как могла! –
Старшую из тьмы выхватывая –
Младшей не уберегла.
Две руки – ласкать-разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки – и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая – на шейке тоненькой –
Одуванчик на стебле!
Мной ещё совсем не понято.
Что дитя моё в земле.
27-й чтец. В 1922 году М. Цветаева разыскивает мужа и уезжает с дочерью
Ариадной к нему за границу.
Находясь в эмиграции, М. Цветаева постоянно думала о родине.
В стихотворении, обращённом к Б. Пастернаку, звучат ноты
непередаваемой тоски и грусти:
Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится…
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце …
Ты в погудке дождей и бед –
То ж, что Гомер в гекзаметре,
Дай мне руку на весь тот свет!
Здесь – мои обе заняты.
28-й чтец. 1 февраля 1925 года, в воскресенье, в полдень, в снежный вихрь у М.
Цветаевой рождается сын Георгий.
29-й чтец. Годы летят один за другим. В 1939 году М. Цветаева восстановила своё
советское гражданство и возвратилась на Родину. Тяжело дались ей 17
лет проведённые на чужбине. Ранее вернулись на Родину дочь Ариадна
Эфрон и муж Сергей Яковлевич Эфрон.
Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжёлые
удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и дочери Али.
Начало войны. Высылка в Елабугу.
30-й чтец. Захлёбываясь от тоски,
Иду одна, без всякой мысли,
И опустились и повисли
Две тоненьких моих руки.
31-й чтец. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная
изоляция.
Ни весточки от друзей, И думы, думы … Испепеляющие душу, не
оставляющие места желанию жить. Измученная, 31 августа 1941 года
Марина Цветаева покончила с собой.
32-й чтец. Рябину рубили зорькою.
Рябина – судьбина горькая.
Рябина седыми спусками …
Рябина! Судьбина русская.
Звучит «Реквием» М. Цветаевой в исполнении А. Пугачёвой. «Уж сколько их упало в эту бездну…» С первыми звуками песни гаснет свет в зале и зажигается свеча под портретом М. Цветаевой.
8