СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Литературный калейдоскоп"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой внеклассное мероприятие по литературе для 9 классов.

Просмотр содержимого документа
«"Литературный калейдоскоп"»

Конспект внеклассного мероприятия по литературе на тему: «Литературный калейдоскоп».



Цель: повышение интереса к литературе, расширение кругозора учащихся.

Задачи:

  1. Образовательная: повторить и систематизировать знания учащихся по произведениям русской литературы разных хронологических периодов;

  2. Развивающая: развивать связную речь учащихся, мышление, творческие способности.

  3. Воспитательная: повышать интерес к русской литературе, воспитывать чувство товарищества, умение общаться в коллективе.

Оборудование:

  1. Мультимедийная аппаратура.

  2. Авторская презентация.

Предварительная подготовка:

Заранее дать учащимся творческое задание – изобразить литературного персонажа.

Ход мероприятия

Этап

Виды деятельности

  1. Организационный этап.






























  1. Приветствие команд.






  1. Разминка «Что за чудо эти сказки!»































































  1. Зоосад И.Крылова.































  1. Зазеркалье.



















  1. Заморочки.


















  1. «Кто есть кто?»






















  1. «Темная лошадка».









  1. Биографическая справка.

































  1. . «Гонка за лидером» (конкурс капитанов).

























11.Поэтическая минутка.







  1. Подведение итогов. Награждение победителей.


Ведущий (учитель). Здравствуйте, уважаемые гости, участники команд! Сегодня мы собрались здесь на мероприятии в рамках филологической недели, именуемое нами «Литературный калейдоскоп».

Почему викторина названа в честь незатейливой детской игрушки?! (можно спросить ребят). Переживая долгую историю создания, оптический прибор становится метафорическим воплощением совершенно иного явления. «Какого?» - спросите Вы. С уверенностью можно сказать, что калейдоскоп становится символом отчасти философским, вписываясь в привычные клише: калейдоскоп событий, калейдоскоп истории, события крутятся как в калейдоскопе…Сегодня, у нас с вами калейдоскоп литературы. Подобно тому, как меняются зеркальные стеклышки в незамысловатой трубке, в нашей игре будут меняться литературные эпохи: эпоха русских народных сказок, литература века просвещения, «золотого» и «серебряного» веков. Участникам предстоит попробовать себя в роли литературных персонажей, проявить себя в конкурсе капитанов. Приветствуем уважаемое жюри (представление жюри). Готовы?! Итак, поехали!




Перед нами четыре команды: 9а, 9б, 10 и 11 классов. Предлагаю участникам придумать название команды и девиз. Конкурс оценивается в 5 баллов.





В данном блоке перед вами вопросы на знание русских народных сказок, авторских сказок. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.


  1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)


  1. Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)


  1. Назовите имя сказочного царя-долгожителя.(Кощей)



  1. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника (свист)


  1. Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)



  1. Назовите место рождения Колобка (печь)


  1. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)



  1. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)


  1. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки)



  1. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)


  1. Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб)



  1. В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности? («Кошкин дом»)


  1. В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? («Красная Шапочка»)



  1. Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (ослику Иа)


  1. В нем 38 попугаев, 6 мартышек и 1 слонёнок. Кто это? (удав)



  1. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной)






Отгадайте одинаковые слова - названия животных, которых можно встретить в баснях Крылова – загаданные несколькими пословицами. Чем меньше пословиц-подсказок, тем лучше. Отгадаете с первой пословицы – 3 балла, со второй – 2, с третьей – 1.


  1. Прикинулся бы ОН козой, да хвостик не такой.


Как ЕГО не корми, а ОН всё в лес смотрит.


ЕГО ноги кормят (волк)


  1. Лапки ЕЁ мягки, да когти остры.


Чует ОНА, чьё мясо съела.


Доброе слово и ЕЙ приятно (кошка)


  1. И ОНА помнит, кто её кормит.


Не бойся ЕЁ брехливой, а бойся молчаливой.


ОНА на сене: сама не ест и другим не даёт (собака)


  1. ОНА семерых волков проведёт.


ЕЙ хвост не для красы нужен.


ОНА и во сне кур считает (лиса)



В названии известных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованные таким образом истинные названия. Правильный ответ оценивается в 2 балла.


  1. «Пёс босиком» («Кот в сапогах»)

  2. «Девочка-каланча» («Мальчик с пальчик»)

  3. «Синий платочек» («Красная Шапочка»)

  4. «Железный замочек» («Золотой ключик»)

  5. «Знайка под землёй» («Незнайка на Луне»)

  6. «Песочная служанка» (Снежная королева»)

  7. «Быль о железной курочке» («Сказка о золотом петушке»)

  8. «Великан Рот» («Карлик Нос»)



Командам предлагается ответить на вопросы «с подвохом». Правильный ответ оценивается в 5 баллов.


1.В каком году Н.В.Гоголем была написана повесть «Шуба»? (У Н.В.Гоголя нет такой повести).

2.Онегин жаловался:

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!.

Сколько же дней Онегин ухаживал за дядей? (Когда он приехал в имение, то дядя уже умер).

3.Кто главный герой пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве»? (Мещанин).

4. На каком языке разговаривали друг с другом Казбич и Печорин? (Они вообще не общались).




Определить, о каком персонаже идет речь. Конкурс оценивается в 5 баллов.


1.«Добрый мой приятель

Родился на брегах Невы…» (Онегин).


2.«Славный был малый, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут а ему ничего.» (Печорин).


3.«Не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод». (Чичиков).


4.Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.» (Ленский).



Участникам команд было дано задание, изобразить героя какого-либо литературного произведения, не называя его по имени. Вы демонстрируете своего персонажа, выбирая какой команде его отгадывать. В данном конкурсе оценивается творческий элемент (максимальный балл - 10), а также то, отгадала команда героя или нет (1 балл).



Определите, о каком поэте, писателе, драматурге идет речь (5 баллов).


1.В лицее друзья называли его французом. Дуэль, на которой он был смертельно ранен, состоялась на Черной речке. Он является автором сказок, стихов, поэм, повестей, романа в стихах. (А.С.Пушкин.)


2.Воспитывался бабушкой Арсеньевой, рано лишился родителей. В 1840 году вышли единственный прижизненный сборник «Стихотворения» и роман «Герой нашего времени». (М.Ю.Лермонтов.)


3.Ему принадлежат афоризмы «Человек – это звучит гордо!», «Рожденный ползать – летать не может». Его называют «буревестником революции», он создатель Союза писателей, основоположник соц.реализма. В юности ему пришлось перепробовать около 20 профессий: он был садовником, дворником, грузчиком, поваром на судне, рыбаком… Его псевдоним созвучен с его жизнью. (М.Горький.)


4.Этот писатель вынужден был с 16 лет самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу в гимназии, более того, он умудрялся часть денег посылать матери. О себе он говорил так: «Медицина – моя законная жена, литература – незаконная. Обе, конечно, мешают друг другу, но не настолько, чтобы исключать друг друга».(А.П.Чехов.)





Каждому капитану дается задание, исключить из списка произведения, не относящиеся к творчеству конкретного автора (5 баллов).


1.А.С.Пушкин:

«Мертвые души», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Ночь перед Рождеством», «Евгений Онегин», «Няне», «Зимнее утро», «Муму», «Крестьянские дети», «Смерть поэта».


2.М.Ю.Лермонтов:

«Герой нашего времени», «Мцыри», «Песня про Ивана Васильевича и молодого опричника…», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович…», «Парус», «Погасло дневное светило…», «На севере диком стоит одиноко…».


3.Н.В. Гоголь:

«Бежин луг», «Мастер и Маргарита», «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Шинель», «Дубровский», «Левша», «Ночь перед Рождеством».


4.М.Горький:

«Капитанская дочка», «Мцыри», «Макар Чудра» , «Старуха Изергиль», «Злоумышленник», «Муму», «На дне», «Мать».



Звучит стихотворение (первое четверостишие), затем пауза. Задача команд:

-восстановить дальнейший текст стихотворения;

-определить авторство;

-назвать заголовок произведения.




Жюри озвучивает результаты литературной викторины.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!