СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный калейдоскоп

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "Литературный калейдоскоп"

Просмотр содержимого документа
«Литературный калейдоскоп»

Литературный калейдоскоп

Цели: повторить ранее изученный материал; продолжить ведущуюся на уроках русского языка и литературы работу по обогащению словарного запаса, способствовать формированию и развитию культуры речи; формировать умение говорить, слушать и понимать устную речь; вырабатывать у обучающихся интерес к чтению, к поиску новой информации; способствовать укреплению памяти; вырабатывать усидчивость и внимание; прививать любовь к чтению художественной литературы.

Оборудование: портреты писателей и поэтов, мультимедийный проектор, аудиозаписи классической музыки.

Ход мероприятия.

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Не наяву и не во сне, без страха и без робости

Мы снова бродим по стране, которой нет на глобусе.

На карту не нанесена, но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна - Литературия.

(Из радиопередачи «В стране литературных героев»).

II. Вступительное слово преподавателя.

Сегодня мы собрались, чтобы провести литературное соревнование, в конце мероприятия мы узнаем, кто же заслуживает титула «Лучший знаток литературы».

III. Игра.

1 Литературная разминка. «Писатель – не писатель»

Вы должны быть очень внимательными. Я буду называть известные фамилии, а вы должны поднимать руку вверх исключительно при имени писателя. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Выиграет та команда, которая к концу конкурса останется более многочисленной.

А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Софья Ковалевская (математик), Николай Рубцов, Сергей Ожегов (автор словаря), Лев Толстой, Сергей Безруков (актер), А. Фет, Джанни Родари, Мария Разумовская (автор учебника русского языка), А. Барто, Илья Репин (художник), В. Г. Короленко, И. С.Тургенев, А. Пугачева (певица), Алексей Толстой, Льюис Кэрролл.

2. «Пословицы – перевертыши»

Замените каждое слово антонимом – и вы узнаете русскую пословицу.

Украденной кобыле глядят в затылок. - (Дареному коню в зубы не глядят).

Мужик на сани – коню тяжелее. – (Баба с возу – кобыле легче).

Иной страус чужую пустыню ругает. – (Всяк кулик свое болото хвалит).

Жара велика, нет прыгать разрешает. – (Мороз невелик, да стоять не велит.)

3. «Интерьер». 

Продолжается наша конкурсная программа, следующее испытание называется «Интерьер». 

Назовите автора, из чьего произведения взято описание интерьера, укажите название произведения.

«Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая».

(И.С. Тургенев «Бирюк»).

«У меня дом первый в Петербурге. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа, открою крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий раз на балах».

(Н.В. Гоголь «Ревизор»).

«Светлица была убрана во вкусе того времени… Все было чисто вымазано цветною глиною. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружье, хитро отделанный рог для пороху, золотая уздечка для коня. Окна в светлице были маленькие, с тусклыми стеклами. Вокруг окон и дверей были красные отводы».

(Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»).

«Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой, на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке, около него красовались лубочные картинки. У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки, которые держал кривой старичок в офицерском мундире».

(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»).

4. Шарады, шифровки, загадки.

Все вы любите разгадывать кроссворды, ребусы, давайте вспомним шарады. Третий конкурс: (Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей).

Союз, предлог объединили –

Малютку-слово получили.

Им воинов крылатых звали,

Что по - геройски воевали. (АС).

С М – тягучий,

Липкий, сладкий,

С Л – холодный,

твердый, гладкий. (Мед и лед).

С буквой У – стоят с водою,

С Ы - катают нас зимою. (Лужи и лыжи).

С буквой У – на нем сидят,

С О - и пишут, и едят. (Стул и стол).

Отыщите зашифрованных птиц в предложениях:

Мощный кран перенеС ОКОЛо ста тысяч тонн металла.

ТопОР Елку рубит.

Медленно войдя во дВОР, ОНА окликнула хозяев.

Дон И ВОЛГА соединены каналом.

5. «Дальше, дальше, дальше».

Много лет назад по телевидению показывали передачу «Счастливый случай», одним из заданий этой игры был конкурс «Дальше, дальше, дальше». Каждой команде предлагаются 10 вопросов, кто больше ответит за 1 минуту, тот и победит. Если ответа нет, то нужно говорить – дальше.

1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).

2. Крупное стихотворное произведение. (Поэма).

3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).

4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).

5. Автор рассказа «Лошадиная фамилия». (А. П. Чехов).

6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).

7. Какими словами начинается сказка А.С.Пушкина «О царе Салтане…»?

(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)

8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:

И. Репин или В. Васнецов? (И. Е. Репин.)

9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов?

(Хамелеон).

10. Продолжи фразу из стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»: «…но нельзя верить, чтобы такой язык….(НЕ БЫЛ ДАН ВЕЛИКОМУ НАРОДУ!»)

______

1. Автор рассказа « Каштанка». (А.П. Чехов).

2. Момент наивысшего острого действия в художественном произведении. (Кульминация).

3. Дата рождения А.С. Пушкина: 1799 или 1796? (1799).

4. Чей это портрет: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась».

(Портрет Маши Мироновой).

5. Почему гусар Бурмин из повести «Метель» не мог сделать предложение Марье Гавриловне? ( Он уже был женат).

6. Продолжите фразу: « Немного лет тому назад,

Там, где сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры

струи … (АРАГВЫ И КУРЫ),

Был монастырь. (М. Лермонтов «Мцыри»).

7. Что это: связанные между собой события, изображаемые в художественном произведении. (Сюжет).

8. Назовите имя и отчество Тургенева. (Иван Сергеевич).

9. Разговор двух или более лиц. (Диалог).

10. Как звали няню А.С. Пушкина? (Арина Родионовна).

6. «Буриме».

Буриме. Это не строгий научный термин. Это веселая и хитрая литературная игра. Вы придумываете несколько рифм, а потом сочиняете стихи с этими рифмами.

Началось это в 17 веке, во Франции, когда некий поэт Дюло заявил, что потерял рукопись с 300 сонетами. Стихи потерял, но заготовленные для них рифмы остались. Друзья – поэты не очень поверили Дюло. Но они были веселые люди. Взяли заготовленные рифмы и сочинили новые сонеты. Так родилось БУРИМЕ – игра с рифмованными концами строк.

кружок у реки

соседи знали

снежок мужики

медведи кричали

7. Пантомима.

Каждая команда получает иллюстрацию к художественному произведению и изображает без слов то, что на ней нарисовано. Другая команда-соперница старается угадать, что это за произведение?

Пока команды готовятся, мы предлагаем вам немного отдохнуть и улыбнуться.

«Из школьных сочинений Михаила Генина».

- Ломоносов был „первым русским университетом“, который впоследствии окончили студенты многих стран. 

- … и тогда на борьбу с Гулливером поднялись все лилипуты — от мала до велика! 
- …Только встретив Пятницу, а потом и дикарей, Робинзон с ужасом понял, что остров необитаем.

- Иногда Очумелов думал так же, как все помещики, иногда — головой. 
- … Желая приучить внука к самостоятельности, дед Каширин пустил его по миру.

- Домашняя работа не волк, в лес не убежит.

Учитель задаёт вопрос ученику:

- Кто в произведении И.С. Тургенева «Муму» не умел говорить?

- Лодка.

- Ответ неверный, Герасим.

- Подождите… А что, лодка говорила?

8. «Поэт».

Восстановите четверостишие по рифмованным словам. Назовите автора произведения.

Идет бычок, КАЧАЕТСЯ,

Вздыхает НА ХОДУ:

Ох, доска КОНЧАЕТСЯ,

Сейчас я УПАДУ. (А. Барто).


Наша Таня громко ПЛАЧЕТ,

Уронила в речку МЯЧИК.

Тише, Танечка, НЕ ПЛАЧЬ,

Не утонет в речке МЯЧ. ( А. Барто).

Сижу за решеткой в темнице СЫРОЙ.

Вскормленный в неволе орел МОЛОДОЙ.

Мой грустный товарищ, махая КРЫЛОМ,

Кровавую пищу клюет ПОД ОКНОМ.

(А. С. Пушкин «Узник»).


Скажи-ка, дядя, ведь НЕДАРОМ,

Москва, спаленная ПОЖАРОМ,

Французу отдана.

Ведь были ж схватки БОЕВЫЕ,

Да, говорят, еще КАКИЕ! (М. Ю. Лермонтов «Бородино»).

9. Конкурс капитанов.

Кто напишет больше слов, начинающихся на А, оканчивающихся на Я, тот и выиграет.

(Акция, акация, администрация, аннотация, астрономия, Австралия, аллея, агрессия, азалия и т.д.).

(Звучит легкая классическая музыка).

Капитаны трудятся, команды тоже займутся

составлением слова. Мудрый ворон кричит: - КАР!

Вот и напишите слова, в которых встречается КАР.

(Макароны, карты, картина, карбонат, картон, карлик, картофель и др.)

IV. Рефлексия.

Пока жюри подводит итоги последнего конкурса и всего соревнования в целом, подумаем и мы - что нам дал этот праздник. Мы проверили себя на смекалку и сообразительность, побывали в разных областях страны Литературии. И не важно, кто сегодня победит. Вспомним благородный девиз греческих олимпиад: «Главное - не победа, а участие!». Надеемся, что это путешествие в страну любимых книг не последнее, и мы вновь встретимся.

V. Подведение итогов.

Жюри объявляет победителей, вручает им памятные призы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!