СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный квест "По следам Незнайки"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для этого мероприятия выбрана популярная среди детей форма квеста. Кроме сценария, в файле есть маршрутные листы, карточки с домашним заданием для команд, напечатанные названия станций, нераскрашенные портреты Незнайки.

Просмотр содержимого документа
«По следам Незнайки»

Сценарий литературного квеста

«По следам Незнайки»


Пока все собираются и рассаживаются, звучит музыка из кинофильма «Незнайка с нашего двора».

Вступительное слово учителя: Сегодня у нас замечательный день. Мы встретились, чтобы поговорить о произведениях Н.Носова, которому в этом году исполнилось 110 лет. Посмотрите, как много вокруг замечательных, любимых книг! Послушайте рассказ о Н.Носове и его произведениях.

Выступление учеников с кратким рассказом биографии Носова.

Николай Николаевич НОСОВ (1908- 1976)

Ученик 1 Если кто-то пойдёт в библиотеку и попытается там най­ти хотя бы одну несмешную книгу Николая Носова, у него ничего не получится. Грустных книг у этого писателя нет. Читая его повести и рассказы, дети веселятся и смеются от всей души. Но при этом, пусть и в шутливой форме, узнают о труде художника и литератора, космонавтике, театре и многих других серьёзных вещах.

Ученик 2 Родился Николай Носов на Украине, в посёлке Ирпень, под Киевом. С детства любил фантазировать и мечтать. Вокруг него оживали обычные вещи. Становились они как люди: бу­фет — легкомысленным и нарядным; шкаф — серьезным и неразговорчивым.

Ученик 3 Не сразу стал Носов писателем. Окончил семилетнюю школу и пошёл работать на кирпичный завод.

Потом был Московский институт кинематографии и кино. Снимал Носов мультфильмы, научные и учебные картины. Нравилось ему это занятие. О том, чтобы писать, даже не думал.

Ученик 1 Но был у Николая Николаевича сын. Любил он слушать сказки. Вот для него и стал сочинять Носов забавные и смешные истории. И в 1938 году в журнале «Мурзилка» появился его первый рассказ «Затейники».

Необычны рассказы и повести Н. Носова. Начнёшь их читать — и уже не сможешь остановиться, пока не пере­вернёшь последнюю страницу.

Ученик 2 Главный герой книг Носова — смешной мальчишка, ко­торый постоянно чем-то увлекается. Мишка из «Весёлой семейки» надумал заняться огородничеством и вырастить богатый урожай. Но «всё перепутал и посадил свёклу там, где уже была морковь посажена, а при прополке вместо сорняков петрушку повыдёргивал».

Ученик 3 Книги о Незнайке Николай Николаевич написал, вспом­нив свою любимую книгу детства «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных  человечков» А.Хвольсона.  Прочитав сказочные повести Н.Носова «Незнайка и его друзья», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне» можно многое узнать о малыше Незнайке. Живёт он в Цветочном городе, «носит яркую голубую шляпу, жёлтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком». Слоняется Незнайка целыми днями по городу, сочиняет и рассказывает всем «разные небылицы».

Но вот Знайка, который всё знает и умеет, предлагает коротышкам полететь на воздушном шаре. И начинаются интересные и удивитель-ные приключения.

Ученик 1 Вот такие книги у Николая Носова. Становятся они верными друзьями детей на многие годы, помогая им расти, мечтать и фантазировать!

Учитель: Сегодня вы отправитесь в увлекательный литературный квест – путешествие по страницам произведений Носова, которое мы назвали «По следам Незнайки». Давайте познакомимся. Капитаны, представьте свои команды.

Представление команд

Учитель: Каждая команда сейчас получает маршрутную карту. Вы отправляетесь на свою первую станцию, выполняете задание, и ведущий даёт вам следующий маршрутный лист. В конечной точке вы должны встретиться и показать свое домашнее задание. По итогам игры команда, набравшая наибольшее число баллов, получит небольшие призы и звание победителей - «Лучших знатоков книг Носова».


Первая станция «Всезнайки».

Вопросы на знание содержания рассказов Н.Носова.


Как называется город, в котором жили герои книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»? (Цветочный)


А как называли жителей Цветочного города? (коротышки, малыши и малышки)


С размерами какого овоща сравнивал рост коротышек Н. Носов? («Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец»)


На берегу какого ручья стоял Цветочный город? (Огурцовая река)


С помощью какого инструмента собирали коротышки грибы и ягоды? (пила)


Назовите предметы одежды самого любимого наряда Незнайки. (желтые брюки, голубая шляпа, оранжевая рубашка, зеленый галстук)


Имя лучшего друга Незнайки. (Гунька)


Кто автор этих стихов: У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка? (Незнайка)


Сколько малышей жило в одном доме с Незнайкой на улице Колокольчиков? Назовите (команды по очереди по одному имени) всех коротышек: Знайка, Пилюлькин, Винтик, Шпунтик, Тюбик, Гусля, Авоська, Небоська, Пончик, Сиропчик, Пулька, Торопыжка, Ворчун, Молчун, Растеряйка. (15)


Вторая станция «Профессионалы».


На листочках написаны названия профессий. Нужно назвать имя коротышки из Цветочного города, который работал по этой профессии.


ВРАЧ – Пилюлькин


МЕХАНИК (2 карточки) – Винтик, Шпунтик


ХУДОЖНИК – Тюбик


МУЗЫКАНТ – Гусля


ОХОТНИК – Пулька


АСТРОНОМ – Стекляшкин


ПОЭТ - Цветик (Пудик).


Третья станция «Бюро находок»

Из каких произведений писателя Н.Носова взяты эти предметы:

- огурец («Огурцы»);

- белый пластилин («Замазка»);

- кастрюля («Мишкина каша»);

- игрушечный телефон («Телефон»);

- шляпа («Живая шляпа»);

- дневник («Дневник Коли Синицына»);

- яйцо («Веселая семейка»).

Четвёртая станция «Биографы»

Необходимо отгадать героя книги Носова, по называемому мной признаку. Если команда отгадает после первого признака, получит 3 балла. После второго признака – 2 балла. После третьего признака – 1 балл.


Знайка.

- «Все его слушались и очень любили» - 3.

- «Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки» - 2.

- «Знал он много потому, что читал разные книги» - 1.


Пилюлькин.

- Самым лучшим лекарством считает касторку – 3.

- Он всегда ходил в белом халате, а на голове носил белый колпак с кисточкой – 2.

- Он «лечил коротышек от всех болезней» - 1.


Пулька.

- Его любимые сапоги имели голенища выше колен и застегивались сверху на пряжки – 3.

- У него была собака Булька – 2.

- У него было ружье, которое стреляло пробками – 3.


Сиропчик.

- «Он всегда ходил в клетчатых костюмах. И брюки, и пиджак, и кепка у него были клетчатые» - 3.

- «Он был очень вежливый и любил, когда его называли по имени и отчеству» -2.

- Его имя – отчество Сахарин Сахариныч – 1.


Шпунтик.

- «Ходил в кожаной куртке и кожаной шапке с очками – консервами» - 3.

- Целый день сидит у себя в мастерской и чинит примусы, кастрюли, чайники, сковородки.

- Помощник «знаменитого механика Винтика» - 1.


Пятая станция «Высокое искусство»

Вы помните стихи, которые сочинил Незнайка? Я начну, а вы продолжайте.

Про Знайку

Знайка шел гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

Про Торопыжку

Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

Про Авоську

У Авоськи под подушкой.

Лежит сладкая ватрушка.


А какую песенку сочинил поэт Цветик и пели все малыши Цветочного города? («В траве сидел кузнечик»). Спойте все хором песню «В траве сидел кузнечик» на иностранном языке.

(Капитан вытягивает листок, на котором написан «язык» исполнения песни: кошачий, лягушачий, собачий, коровий и т.д.)


Шестая станция «Читатели»

Вспомните названия рассказов Н.Носова.


Назовите названия всех книг про Незнайку. («Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне»)


В каком рассказе Н. Носова два друга безуспешно пытались сварить кашу и пожарить пескарей? («Мишкина каша»)


В каком рассказе Н. Носова ребята тайком перевозили в чемодане собаку и перепутали свой чемодан с чужим? («Дружок»)


В каком рассказе Н. Носова ребята самостоятельно добыли в лесу елку и делали сверкающие украшения для нее? («Бенгальские огни»)


В каком рассказе Н. Носова ребята испугались вороны, клюющей ягоды рябины? («Тук-тук-тук»)


В каком рассказе Н. Носова Федя Рыбкин отучился смешить ребят на уроке? («Клякса»)


Седьмая станция «Художники»

Ребята, вспомните, какого цвета была одежда у Незнайки, и раскрасьте его костюм. (Заготовки для каждой команды – портрет Незнайки, который надо будет раскрасить).

Восьмая станция «Домашнее задание»

Все участники собираются вместе, сдают жюри свои маршрутные листы с баллами за выполненные задания.

Учитель: Мы вновь все вместе. Следы Незнайки привели вас в наш кабинет на урок литературы. Проверим домашнее задание. Каждая команда показывает небольшую инсценировку из рассказа Носова, а соперники отгадывают название рассказа. Жюри учитывает и актёрское мастерство, и знание творчества писателя.

Домашнее задание первой команды. Инсценировка отрывка из рассказа «Замазка»

Выбегают два мальчика – Костя и Шурик.

К. Я – Костя!

Ш. Ну, а я – Шурик!

(хором) И у нас есть замазка!

К. Посмотри, что у меня получилось.

Ш. Ливерная колбаса. (Костя обижается и прячет замазку в карман) Где замазка?

К. Вот она в кармане. Не съем я ее.

Ш. Ты уже съел свой пряник?

К. Нет еще. А ты?

Ш. Я тоже нет. Давай есть.

К. Давай. (едят, Костя вдруг плюет) Послушай, у тебя пряник вкусный?

Ш. Угу.

К. А у меня невкусный, мягкий какой-то. Наверное, растаял в кармане.

Ш.А замазка где?

К. Замазка? Вот, в кармане. Только постой. Это не замазка, а пряник. Тьфу! Я все перепутал! (убегают)


Домашнее задание второй команды Инсценировка отрывка из книги «Приключения Незнайки и его друзей»

Входят Незнайка и Цветик.

Незнайка. Привет, Цветик! Слушай, научи меня стихи сочинять! Я тоже хочу быть поэтом.

Цветик. А у тебя есть способности?

Незнайка. Конечно, есть. Я очень способный!

Цветик. Это надо проверить. Ты знаешь, что такое рифма?

Незнайка. Рифма? Нет, не знаю.

Цветик. Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково. Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?

Незнайка. Понял.

Цветик. Ну, скажи рифму на слово «палка».

Незнайка. Селедка.

Цветик. Какая же тут рифма: палка – селедка? Надо, чтобы слова были похожи. Вот послушай: палка – галка, печка – свечка.

Незнайка. Вот здорово! Пакля – шмакля.

Цветик. Какая шмакля? Такого слова нет.

Незнайка. Ну, тогда рвакля.

Цветик. И такого слова тоже нет. Нет у тебя способностей к поэзии.


Домашнее задание третьей команды. Инсценировка отрывка из рассказа «Веселая семейка»

На сцену выходят Костя и Мишка. У Кости в руках корзина с яйцами, у Мишки книга о птицеводстве.

М. Ты знаешь, мы их чуть не задушили!

К. Кого?

М. Яйца. Они оказывается живые.

К. Что ты?! Яйца живые?

М. Правда, правда! Вот почитай: «Яйца – это живые существа. Только жизнь не заметна в них. Она как будто дремлет внутри яйца. Но если яйцо начать нагревать, жизнь пробуждается, и внутри яйца начинает развиваться зародыш, который постепенно превратится в маленького птенца. Как и все живые существа, яйца дышат…» Понял? Мы с тобой дышим, и яйца дышат.

К. Сказки…

Итог игры

Жюри называет результаты и объявляет победителей. Команды награждают


Просмотр содержимого документа
«дневник-маршрут»

Станция

Баллы за задание


Первая станция «Всезнайки».




Вторая станция «Профессионалы»




Третья станция «Бюро находок»




Четвёртая станция «Биографы»



Пятая станция «Высокое искусство»




Шестая станция «Читатели»



Седьмая станция «Художники»



Восьмая станция «Домашнее задание»



ИТОГО


КОМАНДА

Станция

Баллы за задание


Первая станция «Всезнайки».




Вторая станция «Профессионалы»




Третья станция «Бюро находок»




Четвёртая станция «Биографы»



Пятая станция «Высокое искусство»




Шестая станция «Читатели»



Седьмая станция «Художники»



Восьмая станция «Домашнее задание»



ИТОГО
























КОМАНДА

Станция

Баллы за задание


Первая станция «Всезнайки».




Вторая станция «Профессионалы»




Третья станция «Бюро находок»




Четвёртая станция «Биографы»



Пятая станция «Высокое искусство»




Шестая станция «Читатели»



Седьмая станция «Художники»



Восьмая станция «Домашнее задание»



ИТОГО










Всезнайки

Профессионалы

Бюро находок

Биографы

Высокое искусство

Читатели

Художники

Домашнее задание





Просмотр содержимого документа
«задания командам»

  1. Команда 6-8 человек, придумать название и девиз на тему «Произведения Н.Носова»

  2. Инсценировка отрывка из рассказа «Замазка»


Выбегают два мальчика – Костя и Шурик.

К. Я – Костя!

Ш. Ну, а я – Шурик!

(хором) И у нас есть замазка!

К. Посмотри, что у меня получилось.

Ш. Ливерная колбаса. (Костя обижается и прячет замазку в карман) Где замазка?

К. Вот она в кармане. Не съем я ее.

Ш. Ты уже съел свой пряник?

К. Нет еще. А ты?

Ш. Я тоже нет. Давай есть.

К. Давай. (едят, Костя вдруг плюет) Послушай, у тебя пряник вкусный?

Ш. Угу.

К. А у меня невкусный, мягкий какой-то. Наверное, растаял в кармане.

Ш.А замазка где?

К. Замазка? Вот, в кармане. Только постой. Это не замазка, а пряник. Тьфу! Я все перепутал! (убегают)


Список произведений для чтения


  1. «Приключения Незнайки и его друзей»

  2. «Тук, тук, тук»?

  3. «Замазка»

  4. «Огурцы»

  5. «Мишкина каша»

  6. «Телефон»

  7. «Живая шляпа»

  8. «Дневник Коли Синицына»

  9. «Веселая семейка»

  10. «Дружок»

  11. «Бенгальские огни»

  12. «Клякса»








  1. Команда 6-8 человек, придумать название и девиз на тему «Произведения Н.Носова»

  2. Инсценировка отрывка из повести «Приключения Незнайки и его друзей»

Входят Незнайка и Цветик.

Незнайка. Привет, Цветик! Слушай, научи меня стихи сочинять! Я тоже хочу быть поэтом.

Цветик. А у тебя есть способности?

Незнайка. Конечно, есть. Я очень способный!

Цветик. Это надо проверить. Ты знаешь, что такое рифма?

Незнайка. Рифма? Нет, не знаю.

Цветик. Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково. Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?

Незнайка. Понял.

Цветик. Ну, скажи рифму на слово «палка».

Незнайка. Селедка.

Цветик. Какая же тут рифма: палка – селедка? Надо, чтобы слова были похожи. Вот послушай: палка – галка, печка – свечка.

Незнайка. Вот здорово! Пакля – шмакля.

Цветик. Какая шмакля? Такого слова нет.

Незнайка. Ну, тогда рвакля.

Цветик. И такого слова тоже нет. Нет у тебя способностей к поэзии.


Список произведений для чтения


  1. «Приключения Незнайки и его друзей»

  2. «Тук, тук, тук»?

  3. «Замазка»

  4. «Огурцы»

  5. «Мишкина каша»

  6. «Телефон»

  7. «Живая шляпа»

  8. «Дневник Коли Синицына»

  9. «Веселая семейка»

  10. «Дружок»

  11. «Бенгальские огни»

  12. «Клякса»






  1. Команда 6-8 человек, придумать название и девиз на тему «Произведения Н.Носова»

  2. Инсценировка отрывка из рассказа «Веселая семейка» (или «Клякса»)

На сцену выходят Костя и Мишка. У Кости в руках корзина с яйцами, у Мишки книга о птицеводстве.

М. Ты знаешь, мы их чуть не задушили!

К. Кого?

М. Яйца. Они оказывается живые.

К. Что ты?! Яйца живые?

М. Правда, правда! Вот почитай: «Яйца – это живые существа. Только жизнь не заметна в них. Она как будто дремлет внутри яйца. Но если яйцо начать нагревать, жизнь пробуждается, и внутри яйца начинает развиваться зародыш, который постепенно превратится в маленького птенца. Как и все живые существа, яйца дышат…» Понял? Мы с тобой дышим, и яйца дышат.

К. Сказки…





Список произведений для чтения


  1. «Приключения Незнайки и его друзей»

  2. «Тук, тук, тук»?

  3. «Замазка»

  4. «Огурцы»

  5. «Мишкина каша»

  6. «Телефон»

  7. «Живая шляпа»

  8. «Дневник Коли Синицына»

  9. «Веселая семейка»

  10. «Дружок»

  11. «Бенгальские огни»

  12. «Клякса»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!