Сценарий литературного квеста
«По следам Незнайки»
Пока все собираются и рассаживаются, звучит музыка из кинофильма «Незнайка с нашего двора».
Вступительное слово учителя: Сегодня у нас замечательный день. Мы встретились, чтобы поговорить о произведениях Н.Носова, которому в этом году исполнилось 110 лет. Посмотрите, как много вокруг замечательных, любимых книг! Послушайте рассказ о Н.Носове и его произведениях.
Выступление учеников с кратким рассказом биографии Носова.
Николай Николаевич НОСОВ (1908- 1976)
Ученик 1 Если кто-то пойдёт в библиотеку и попытается там найти хотя бы одну несмешную книгу Николая Носова, у него ничего не получится. Грустных книг у этого писателя нет. Читая его повести и рассказы, дети веселятся и смеются от всей души. Но при этом, пусть и в шутливой форме, узнают о труде художника и литератора, космонавтике, театре и многих других серьёзных вещах.
Ученик 2 Родился Николай Носов на Украине, в посёлке Ирпень, под Киевом. С детства любил фантазировать и мечтать. Вокруг него оживали обычные вещи. Становились они как люди: буфет — легкомысленным и нарядным; шкаф — серьезным и неразговорчивым.
Ученик 3 Не сразу стал Носов писателем. Окончил семилетнюю школу и пошёл работать на кирпичный завод.
Потом был Московский институт кинематографии и кино. Снимал Носов мультфильмы, научные и учебные картины. Нравилось ему это занятие. О том, чтобы писать, даже не думал.
Ученик 1 Но был у Николая Николаевича сын. Любил он слушать сказки. Вот для него и стал сочинять Носов забавные и смешные истории. И в 1938 году в журнале «Мурзилка» появился его первый рассказ «Затейники».
Необычны рассказы и повести Н. Носова. Начнёшь их читать — и уже не сможешь остановиться, пока не перевернёшь последнюю страницу.
Ученик 2 Главный герой книг Носова — смешной мальчишка, который постоянно чем-то увлекается. Мишка из «Весёлой семейки» надумал заняться огородничеством и вырастить богатый урожай. Но «всё перепутал и посадил свёклу там, где уже была морковь посажена, а при прополке вместо сорняков петрушку повыдёргивал».
Ученик 3 Книги о Незнайке Николай Николаевич написал, вспомнив свою любимую книгу детства «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков» А.Хвольсона. Прочитав сказочные повести Н.Носова «Незнайка и его друзья», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне» можно многое узнать о малыше Незнайке. Живёт он в Цветочном городе, «носит яркую голубую шляпу, жёлтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком». Слоняется Незнайка целыми днями по городу, сочиняет и рассказывает всем «разные небылицы».
Но вот Знайка, который всё знает и умеет, предлагает коротышкам полететь на воздушном шаре. И начинаются интересные и удивитель-ные приключения.
Ученик 1 Вот такие книги у Николая Носова. Становятся они верными друзьями детей на многие годы, помогая им расти, мечтать и фантазировать!
Учитель: Сегодня вы отправитесь в увлекательный литературный квест – путешествие по страницам произведений Носова, которое мы назвали «По следам Незнайки». Давайте познакомимся. Капитаны, представьте свои команды.
Представление команд
Учитель: Каждая команда сейчас получает маршрутную карту. Вы отправляетесь на свою первую станцию, выполняете задание, и ведущий даёт вам следующий маршрутный лист. В конечной точке вы должны встретиться и показать свое домашнее задание. По итогам игры команда, набравшая наибольшее число баллов, получит небольшие призы и звание победителей - «Лучших знатоков книг Носова».
Первая станция «Всезнайки».
Вопросы на знание содержания рассказов Н.Носова.
Как называется город, в котором жили герои книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»? (Цветочный)
А как называли жителей Цветочного города? (коротышки, малыши и малышки)
С размерами какого овоща сравнивал рост коротышек Н. Носов? («Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец»)
На берегу какого ручья стоял Цветочный город? (Огурцовая река)
С помощью какого инструмента собирали коротышки грибы и ягоды? (пила)
Назовите предметы одежды самого любимого наряда Незнайки. (желтые брюки, голубая шляпа, оранжевая рубашка, зеленый галстук)
Имя лучшего друга Незнайки. (Гунька)
Кто автор этих стихов: У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка? (Незнайка)
Сколько малышей жило в одном доме с Незнайкой на улице Колокольчиков? Назовите (команды по очереди по одному имени) всех коротышек: Знайка, Пилюлькин, Винтик, Шпунтик, Тюбик, Гусля, Авоська, Небоська, Пончик, Сиропчик, Пулька, Торопыжка, Ворчун, Молчун, Растеряйка. (15)
Вторая станция «Профессионалы».
На листочках написаны названия профессий. Нужно назвать имя коротышки из Цветочного города, который работал по этой профессии.
ВРАЧ – Пилюлькин
МЕХАНИК (2 карточки) – Винтик, Шпунтик
ХУДОЖНИК – Тюбик
МУЗЫКАНТ – Гусля
ОХОТНИК – Пулька
АСТРОНОМ – Стекляшкин
ПОЭТ - Цветик (Пудик).
Третья станция «Бюро находок»
Из каких произведений писателя Н.Носова взяты эти предметы:
- огурец («Огурцы»);
- белый пластилин («Замазка»);
- кастрюля («Мишкина каша»);
- игрушечный телефон («Телефон»);
- шляпа («Живая шляпа»);
- дневник («Дневник Коли Синицына»);
- яйцо («Веселая семейка»).
Четвёртая станция «Биографы»
Необходимо отгадать героя книги Носова, по называемому мной признаку. Если команда отгадает после первого признака, получит 3 балла. После второго признака – 2 балла. После третьего признака – 1 балл.
Знайка.
- «Все его слушались и очень любили» - 3.
- «Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки» - 2.
- «Знал он много потому, что читал разные книги» - 1.
Пилюлькин.
- Самым лучшим лекарством считает касторку – 3.
- Он всегда ходил в белом халате, а на голове носил белый колпак с кисточкой – 2.
- Он «лечил коротышек от всех болезней» - 1.
Пулька.
- Его любимые сапоги имели голенища выше колен и застегивались сверху на пряжки – 3.
- У него была собака Булька – 2.
- У него было ружье, которое стреляло пробками – 3.
Сиропчик.
- «Он всегда ходил в клетчатых костюмах. И брюки, и пиджак, и кепка у него были клетчатые» - 3.
- «Он был очень вежливый и любил, когда его называли по имени и отчеству» -2.
- Его имя – отчество Сахарин Сахариныч – 1.
Шпунтик.
- «Ходил в кожаной куртке и кожаной шапке с очками – консервами» - 3.
- Целый день сидит у себя в мастерской и чинит примусы, кастрюли, чайники, сковородки.
- Помощник «знаменитого механика Винтика» - 1.
Пятая станция «Высокое искусство»
Вы помните стихи, которые сочинил Незнайка? Я начну, а вы продолжайте.
Про Знайку
Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
Про Торопыжку
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
Про Авоську
У Авоськи под подушкой.
Лежит сладкая ватрушка.
А какую песенку сочинил поэт Цветик и пели все малыши Цветочного города? («В траве сидел кузнечик»). Спойте все хором песню «В траве сидел кузнечик» на иностранном языке.
(Капитан вытягивает листок, на котором написан «язык» исполнения песни: кошачий, лягушачий, собачий, коровий и т.д.)
Шестая станция «Читатели»
Вспомните названия рассказов Н.Носова.
Назовите названия всех книг про Незнайку. («Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне»)
В каком рассказе Н. Носова два друга безуспешно пытались сварить кашу и пожарить пескарей? («Мишкина каша»)
В каком рассказе Н. Носова ребята тайком перевозили в чемодане собаку и перепутали свой чемодан с чужим? («Дружок»)
В каком рассказе Н. Носова ребята самостоятельно добыли в лесу елку и делали сверкающие украшения для нее? («Бенгальские огни»)
В каком рассказе Н. Носова ребята испугались вороны, клюющей ягоды рябины? («Тук-тук-тук»)
В каком рассказе Н. Носова Федя Рыбкин отучился смешить ребят на уроке? («Клякса»)
Седьмая станция «Художники»
Ребята, вспомните, какого цвета была одежда у Незнайки, и раскрасьте его костюм. (Заготовки для каждой команды – портрет Незнайки, который надо будет раскрасить).
Восьмая станция «Домашнее задание»
Все участники собираются вместе, сдают жюри свои маршрутные листы с баллами за выполненные задания.
Учитель: Мы вновь все вместе. Следы Незнайки привели вас в наш кабинет на урок литературы. Проверим домашнее задание. Каждая команда показывает небольшую инсценировку из рассказа Носова, а соперники отгадывают название рассказа. Жюри учитывает и актёрское мастерство, и знание творчества писателя.
Домашнее задание первой команды. Инсценировка отрывка из рассказа «Замазка»
Выбегают два мальчика – Костя и Шурик.
К. Я – Костя!
Ш. Ну, а я – Шурик!
(хором) И у нас есть замазка!
К. Посмотри, что у меня получилось.
Ш. Ливерная колбаса. (Костя обижается и прячет замазку в карман) Где замазка?
К. Вот она в кармане. Не съем я ее.
Ш. Ты уже съел свой пряник?
К. Нет еще. А ты?
Ш. Я тоже нет. Давай есть.
К. Давай. (едят, Костя вдруг плюет) Послушай, у тебя пряник вкусный?
Ш. Угу.
К. А у меня невкусный, мягкий какой-то. Наверное, растаял в кармане.
Ш.А замазка где?
К. Замазка? Вот, в кармане. Только постой. Это не замазка, а пряник. Тьфу! Я все перепутал! (убегают)
Домашнее задание второй команды Инсценировка отрывка из книги «Приключения Незнайки и его друзей»
Входят Незнайка и Цветик.
Незнайка. Привет, Цветик! Слушай, научи меня стихи сочинять! Я тоже хочу быть поэтом.
Цветик. А у тебя есть способности?
Незнайка. Конечно, есть. Я очень способный!
Цветик. Это надо проверить. Ты знаешь, что такое рифма?
Незнайка. Рифма? Нет, не знаю.
Цветик. Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково. Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?
Незнайка. Понял.
Цветик. Ну, скажи рифму на слово «палка».
Незнайка. Селедка.
Цветик. Какая же тут рифма: палка – селедка? Надо, чтобы слова были похожи. Вот послушай: палка – галка, печка – свечка.
Незнайка. Вот здорово! Пакля – шмакля.
Цветик. Какая шмакля? Такого слова нет.
Незнайка. Ну, тогда рвакля.
Цветик. И такого слова тоже нет. Нет у тебя способностей к поэзии.
Домашнее задание третьей команды. Инсценировка отрывка из рассказа «Веселая семейка»
На сцену выходят Костя и Мишка. У Кости в руках корзина с яйцами, у Мишки книга о птицеводстве.
М. Ты знаешь, мы их чуть не задушили!
К. Кого?
М. Яйца. Они оказывается живые.
К. Что ты?! Яйца живые?
М. Правда, правда! Вот почитай: «Яйца – это живые существа. Только жизнь не заметна в них. Она как будто дремлет внутри яйца. Но если яйцо начать нагревать, жизнь пробуждается, и внутри яйца начинает развиваться зародыш, который постепенно превратится в маленького птенца. Как и все живые существа, яйца дышат…» Понял? Мы с тобой дышим, и яйца дышат.
К. Сказки…
Итог игры
Жюри называет результаты и объявляет победителей. Команды награждают