Литературный квест «Путешествие по книжным островам»
Учитель-логопед: Макарова Елена Владимировна
МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 51" г. Чита
Цель: развитие познавательных способностей детей посредством квест-технологии.
Задачи:
- развивать социально-коммуникативные качества путём коллективного решения общих задач через:
• решение проблемных ситуаций
• умение выполнять коллективно различные игровые задания
• расширение кругозора
• развитие логического мышления, фантазии, воображения
• обогащение словарного запаса
- создать положительный эмоциональный настрой
- воспитывать интерес к литературным произведениям, чтению книг, рассматриванию иллюстраций.
Оборудование: картинки с изображением группового помещения, музыкально зала; игрушка Курочка ряба, мячи, корзинки; разрезные картинки сказочных персонажей, конверты, книги; презентация «В кого превращались сказочные персонажи», кукла «Би-баб-бо» «Красная Шапочка», раскраски (по количеству детей).
ХОД:
Квест начинается с группового помещения.
Ведущая:
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем доступным языком. (КНИГА)
Каждый человек с самого раннего возраста должен стремиться к тому, чтобы стать умным, любознательным, сообразительным, чувствительным, пожалуй. Помогают нам в этом именно книги. Самые первые произведения, которые начинают читать человеку - сказки. Ведь именно благодаря сказке, вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой.
Ведущая:
Мы знаем, вы любите игры, книги,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Цель нашего сегодняшнего литературного путешествия - вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев. Мы сможем отыскать «сокровище». Хотите отыскать это сокровище? Что там может быть спрятано? Драгоценные камни, золотые монеты, что-то более ценное.
Дети выбирают капитана.
Давайте отправимся в путешествие и узнаем, что же там находится.
Но путешествие будет не легким, многое может случиться. В пути нужно сверять свой маршрут с картой. Перед тем, как отправиться в дорогу, нужно пересчитать всех участников, что бы, никто не потерялся.
Дети встают друг за другом, капитан пересчитывает всех, теперь известно, сколько участников отправляется в путешествие. (Закрепление порядкового счета).
Ведущая: Итак первая станция начинается здесь.
(Демонстрация картины группового помещения)
Ведущая: Нам нужно выполнить первое задание.
Задание 1. Вспомнить, кто говорил в какой сказке следующие слова:
Сивка-бурка, вещий каурка!
Стань передо мной, как лист перед травой.
(Иванушка-дурачок, р. н. с. «Сивка - бурка»
Сим-сим, открой дверь!
(Али-баба, арабская сказка «Али-баба и 40 разбойников»)
Крекс Фекс Пекс!
(Буратино, А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)
Лети- лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через-юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
(Женя, В. Катаев «Цветик-семицветик»)
Раз, два, три, горшочек, вари!
(девочка, братья Гримм «Горшочек каши»)
Задание 2. «Угадай сказку».
На столе разложены картинки сказок Корнея Чуковского. Ведущая загадывает загадки про героев сказки, дети отгадывают и выкладывают картинки по порядку.
1. Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис.
Перевязывает ранки
Африканской обезьянке
И любой нам подтвердит
Это доктор…. (Айболит)
2. Неумытых он ругает,
Полоскаться заставляет,
Трубочиста чисто-чисто,
Чисто-чисто умывает («Мойдодыр»)
3. Старушка-грязнуля в избушке жила
Не мыла кастрюли, полы не мела.
С посудой когда-то была она в ссоре
Что это за сказка? «Федорино горе»
4. Это ж кто, набравшись сил,
Солнце в небе проглотил? (Крокодил из произведения «Краденное солнце»)
5. Боялись усатого
Все, хоть убей!
Но справился с ним
Удалой воробей! (Тараканище)
6. Кто как будто галку,
Проглотил мочалку? (Крокодил из произведения «Мойдодыр»)
7. Прогулялась я по полю
И купила самовар,
А потом на мне женился
Храбрый маленький комар. «Муха Цокотуха»
Ведущая: Муха Цокотуха дает нам подсказку, куда двигаться дальше.
(Демонстрация картинки с изображением музыкального зала)
Вы узнали это место? Тогда, вперед!
Ведущий с детьми приходит в музыкальный зал
Задание 3. «Какие волшебные средства были у данных сказочных героев?»
У Буратино (золотой ключик)
У кота (сапоги)
У Кащея Бессмертного (яйцо с иглой)
У маленького Мука (туфли)
У Золушки (хрустальные туфельки)
У Снежной королевы (волшебное зеркало)
У Бабы-Яги (метла)
Задание 4 «Собери картинку».
Разрезные картинки, сказочных персонажей, «Книга»; конверты.
Когда, картинка собрана, команда должна исполнить песню, прочитать стихотворение или станцевать Тема должна быть связана с изображением на открытке.
Последняя картинка — КНИГА.
Ведущая: посмотрите какая необычная книга у нас получилась. Такую же мы видим на экране.
Задание 5. «Удивительные превращения» Сопровождение презентацией. Каждый герой появляется на слайде.
Ведущая: Это книга волшебная и она расскажет нам в кого превращались или были заколдованы сказочные герои. Проверим, сможете ли вы угадать?
Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).
Братец Иванушка (В козленка).
Гадкий утенок (в лебедя).
Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца).
Одиннадцать братьев- принцев из сказки Андерсена «Дикие лебеди»
(в лебедей).
Василиса Прекрасная (в лягушку).
Ведущая: Отлично, все задания на этой станции мы выполнили, и можем отправляться дальше. Василиса прекрасная дает нам подсказку (Слайд презентации с изображением физкультурного зала).
Ведущий с детьми приходит в спортивный зал
Задание 6. В гостях у Курочки Рябы.
На полу рассыпаются мелкие мячики. Выбирают двух-трёх детей, дают в руки корзинки. По сигналу (включение музыки) дети начинают собирать с пола мячи и класть в корзинку. Как только музыка остановилась – подсчитывают, кто сколько собрал. Выиграл тот, кто собрал больше.
Ведущая: Курочка Ряба нас благодарит, за то, что мы помогли собрать все яйца в корзину и дает подсказку куда двигаться дальше. (Картинка с изображением шапочки красного цвета).
Ведущая: Дети, вы узнали этот предмет?
Ведущая: Такую шапочку я видела в логопедическом кабинете. Давайте туда отправимся.
Ведущий с детьми приходит в логопедический кабинет
Ведущая надевает на руку куклу «Би-ба-бо» Красная шапочка.
Задание 7. «Пир на весь мир»
Красная Шапочка: Скоро сказка сказывается — не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли мы, приустали, проголодались. Вот я и решила: объявляется обеденный перерыв. Но перерыв не простой — обед-то будет сказочный.
Наш вопрос: кто, кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой обед — пир сказочный?
«Наварила манной каши и размазала по тарелке.
— Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!»
(Лиса журавля. Русская народная сказка «Лиса и журавль»).
«Съешь моего ржаного пирожка..
— Не стану я ржаной пирог есть!
У моего батюшки и пшеничные не едаются!»
(Печка, девочка. Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»).
«Испекла каравай — рыхлый да мягкий,
Изукрасила каравай разными узорами мудреными.
По бокам города с дворцами,
Садами, да башнями — сверху птицы летучие,
Снизу — звери рыскучие».
(Василиса-Премудрая для царя. Русская народная сказка «Царевна-Лягушка»).
«Приготовил он окрошку, налил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и угощает». (Журавль — лису. Русская народная сказка «Лиса и журавль»).
«Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле». (Старуха — старику. Русская народная сказка «Колобок»).
Вот мы с вами побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот не попало», но все равно никто, наверное, не скажет, он ушел с пира несолоно хлебавши!
Красная Шапочка: Даю вам последнею подсказку: Если вы угадаете что является домом сказок, то догадаетесь где ждут вас «сокровища». А мне пора возвращаться в сказку.
Ответы детей.
Ведущая: Действительно, дом для сказок — это книга. А книги со сказками у нас в саду находятся в уголке Буккроссинга. Давайте туда пройдем.
Ведущая и дети проходят в уголок Буккроссинга.
Ведущая: Вот и долгожданные «сокровища» - это же раскраски про сказочных персонажей.
Ведь мы здесь ещё больше подружились со сказкой. И она вновь зовет и манит нас. Раскрашивая эти раскраски, вы еще раз вспомните название сказки, персонажа и содержание сказки.
(Вручение расскрасок).
Наше путешествие в сказку закончено, но сказка всегда остается с нами, стоит только открыть книжку и прочитать: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были..».