Тема: Литературный процесс 30х – начала 40х годов 20 века
(4 часа, 2 пары - 16.03 и 18.03)
Первый съезд советских писателей и утверждение литературы социалистического реализма
В 30-е годы происходит нарастание негативных явлений в литературном процессе. Начинается травля выдающихся писателей (Е.Замятин, М.Булгаков, А.Платонов, О.Мандельштам), происходит смена форм литературной жизни: после выхода в свет постановления ЦК ВКП(б) объявляют о своем роспуске РАПП и другие литературные объединения.
В августе 1934 года состоялся Первый съезд советских писателей, который единственно возможным творческим методом объявил социалистический реализм. В целом же началась политика унификации культурной жизни, происходит резкое сокращение печатных изданий.
Метод социалистического реализма очевидно перекликался с классицизмом: его персонаж – гражданин, для которого интересы государства – единственная и всепоглощающая забота; все личные чувства герой соцреализма подчиняет логике идейной борьбы; как и классицисты, создатели нового метода стремились создавать образы идеальных героев, воплощающих всею своею жизнью торжество утверждаемых государством социальных идей.
Метод революционной литературы, несомненно, был близок и реализму ХIХ века: пафос обличения мещанской морали был присущ и соцреализму. Но накрепко связанные с господствующей в то время государственной идеологией, революционные писатели отошли от традиционного для критического реализма постижения общечеловеческих аспектов гуманизма и сложного духовного мира личности.
На первом съезде Союза советских писателей председательствовал А.М.Горький.
С речью перед собравшимися выступил ответственный партийный функционер Андрей Жданов. Он высказал мысль о том, что идеологическая, политическая направленность художественного произведения – определяющее качество при оценке его литературных достоинств. Приоритет классового сознания в характере персонажа подчеркнул в своей речи и М.Горький. Докладчик В.Кирпотин высказал мысль о том, что советских драматургов должна интересовать «тематика коллективного труда и коллективной борьбы за социализм». Возвеличивание большевистской тенденциозности, коммунистической партийности, политической образности в литературе определяло пафос большинства выступлений и докладов на съезде.
Основные темы и черты литературы 30-х годов
Приоритетными в словесном искусстве 30-х годов стали именно «коллективистские» темы: коллективизация, индустриализация, борьба героя-революционера с классовыми врагами, социалистическое строительство, руководящая роль коммунистической партии в обществе и т.д.
Однако это вовсе не означает, что в «партийных» по духу произведениях не проскальзывали нотки писательской тревоги о моральном здоровье общества, не звучали традиционные вопросы русской литературы о судьбе «маленького человека». Приведем всего один пример.
В 1932 году В.Катаев создал типично «коллективистский», индустриальный роман «Время, вперед!» о том, как на строительстве магнитогорского металлургического комбината был побит мировой рекорд по замесу бетона. В одном из эпизодов описана женщина, несущая доски.
«Вот, например, одна.
В розовом шерстяном платке, в сборчатой деревенской юбке. Она еле идет, тяжело ступая на пятки, шатаясь под тяжестью рессорно гнущихся на ее плече досок. Она старается идти в ногу с другими, но постоянно теряет шаг; она оступается, она боится отстать, она на ходу быстро вытирает концом платка лицо.
Ее живот особенно высок и безобразен. Ясно, что она на последних днях. Может быть, ей остались часы.
Зачем она здесь? Что она думает? Какое отношение имеет ко всему окружающему?
Неизвестно».
Об этой женщине в романе больше не говорится ни слова. Но образ создан, вопросы поставлены. А читатель умеет думать…
Почему эта женщина работает вместе со всеми?
Из каких соображений люди приняли ее в коллектив?
Приведенный пример – не исключение. В большинстве значительных произведений «официальной» советской литературы 30-х годов можно встретить столь же потрясающе правдивые эпизоды. Подобные примеры убеждают в том, что сегодняшние попытки представить предвоенный период в литературе «эпохой молчащих книг» не совсем состоятельны.
В литературе 30-х годов наблюдалось многообразие художественных систем. Наряду с развитием социалистического реализма было очевидным развитие традиционного реализма. Он проявлялся в произведениях писателей-эмигрантов, в творчестве живших в стране писателей М.Булгакова, М.Зощенко, и др. Явные черты романтизма ощутимы в творчестве А.Грина. Не были чужды романтизму А.Фадеев, А.Платонов. В литературе начала 30-х годов появилось направление ОБЕРИУ (Д.Хармс, А. Введенский, К.Вагинов, Н.Заболоцкий и др.), близкое к дадаизму, сюрреализму, театру абсурда, литературе потока сознания.
Литературе 30-х годов присуще активное взаимодействие разных родов литературы. К примеру, библейский эпос проявил себя в лирике А.Ахматовой.
С каким произведением многими своими чертами перекликается роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» ? (И.В.Гёте «Фауст»)
В означенный период литературного развития трансформируется традиционная система жанров. Возникают новые виды романа (прежде всего так называемый «производственный роман»). Сюжетная канва романа часто состоит из серии очерков.
Писатели 30-х годов весьма разнообразны в используемых ими композиционных решениях. «Производственные» романы чаще всего изображают панораму трудового процесса, связывая развитие сюжета с этапами строительства. Композиция философского романа (в этой жанровой разновидности выступал В.Набоков) связана, скорее, не с внешним действием, а с борьбой в душе персонажа. В «Мастере и Маргарите» М.Булгаков представляет «роман в романе», причем ни один из двух сюжетов не может считаться ведущим.
Жанр эпопеи в литературе 30-х годов
Психологическая картина революции представлена в эпопее М.Шолохова«Тихий Дон» (1928-1940). Книга богата картинами исторических событий, сценами казачьего быта. Но главное содержание произведения составляет все то, что метафорически выражено в самом его названии – «Тихий Дон» – символ вечности, природы, родины, любви, гармонии, мудрости и строгого суда совести. Недаром на берегу Дона повстречались Григорий и Аксинья; в волнах Дона решила окончить свою неправедную жизнь Дарья Мелехова; в воды тихого Дона выбросил в конце романа свою винтовку отказавшийся от войны Григорий Мелехов. Гремят революции, люди схватываются в братоубийственных войнах, а Дон остается тихим и величественным. Он – главный учитель и судья людей.
Их всех персонажей эпопеи М.Шолохова ближе всех к извечному величию тихого Дона оказывается Аксинья Астахова. Любимый ею Григорий в своей человечности не последователен и часто неоправданно жесток. Михаил Кошевой, вошедший в семью Мелеховых, в своем революционном фанатизме совершенно удален от гармонии тихого Дона. И на этой тревожной ноте оканчивается роман. Но есть в эпопее и надежда: Дон навсегда останется учителем для людей.
Таким образом, ведя речь о гражданской войне, М.Шолохов высказал мысль о приоритете морального начала в общественной жизни перед политическими соображениями. Злоба развязывает войны, но оканчивает их любовь.
В литературе 30-х годов одной из важных тем была тема места интеллигенции в жизни общества. Разнообразная трактовка этого вопроса в различных произведениях сводилась, по сути, к одному вопросу: соглашаться с революцией или нет.
А.Толстой в трилогии «Хождение по мукам» (1941) проводит своих героев – интеллигентов через адовы муки гражданской войны. В конце концов, Иван Ильич Телегин, Вадим Петрович Рощин, Катя и Даша Булавины приходят к полному согласию с советской властью. Рощин, часть гражданской войны прошедший в рядах белой гвардии, но окончивший ее красным командиром, говорит Кате: «Ты понимаешь – какой смысл приобретают все наши усилия, пролитая кровь, все безвестные и молчаливые муки… Мир будет нами перестраиваться для добра… Все в этом зале готовы отдать за это жизнь…»
Сегодня, когда мы знаем, как в советской стране складывались судьбы бывших белогвардейцев, на самом деле нам становится ясно: Рощину не удастся перестроить мир для добра. Сложность будущих судеб тех, кто воевал на стороне белых, была литературе понятна еще в 20-е годы.
Мышлаевский. Господа, слышите? Это красные идут!
Все идут к окну.
Николка. Господа, сегодняшний вечер – великий пролог к новой исторической пьесе.
Студинский. Кому – пролог, кому – эпилог.
В словах капитана Александра Студинского – правда о проблеме «интеллигенция и революция». Реальная встреча с революцией для врача Сартанова (В.Вересаев «В тупике») окончилась «эпилогом»: врач покончил с собой. Интеллигенты из пьесы М.Булгакова «Бег» также оказались в различных пунктах исторической «композиции»: Сергей Голубков и Серафима Корзухина возвращаются из эмиграции на родину и надеются на «пролог»; эмигранту генералу Чарноте из «эпилога» уже не выбраться. Может быть, его ожидает такой же трагический финал, как и профессора Сартанова.
Сатира в литературе 30-х годов
К теме «интеллигенция и революция» в литературе 30-х годов, несомненно, близки книги, содержащие в себе сатирическое изображение быта. Наиболее популярными из этого ряда стали романы И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931).
Центральные персонажи этих произведений лишь на первый взгляд кажутся беззаботными, понятными, безмятежными юмористами. На деле писателями использован прием литературной маски. Остап Бендер весел потому, что грустен.
В романах И.Ильфа и Е.Петрова представлена обширная галерея нравственных монстров: взяточников, конъюнктурщиков, воров, пустословов, накопителей, развратников, тунеядцев и т. д. Это Ипполит Воробьянинов, отец Федор Востриков, вдова Грицацуева, «голубой воришка» Альхен, Эллочка Щукина, Авессалом Изнуренков («Двенадцать стульев»), Александр Корейко, Шура Балаганов, старик Паниковский, Васисуалий Лоханкин, чиновники организации «Геркулес» («Золотой теленок»).
Остап Бендер – опытный авантюрист. Но эта сторона его личности, столь многообразно представленная в романах И.Ильфа и Е.Петрова, явно не отражает всей подлинной сложности характера «потомка янычаров». Завершает дилогию фраза О.Бендера, ставшая крылатой: «Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы». Известно, что Эдмон Дантес из романа А.Дюма «Граф Монте-Кристо» замечателен не столько своими несметными богатствами; он романтический одиночка, наказывающий негодяев и спасающий праведных. «Переквалифицироваться в управдомы» для Бендера – значит отказаться от фантазии, романтики, полета души, погрузиться в быт, что, по сути, для «великого комбинатора» равносильно смерти.
Романтическая проза в литературе 30-х годов
Замечательной страницей литературы 30-х годов стала романтическая проза.
С нею связывают обычно имена А.Грина и А.Платонова. Последний рассказывает о людях сокровенных, понимающих жизнь как душевное преодоление во имя любви. Таковы молодая учительница Мария Нарышкина («Песчаная учительница», 1932), сирота Ольга («На заре туманной юности», 1934), молодой ученый Назар Чагатаев («Джан», 1934), жительница рабочего поселка Фрося («Фро», 1936), муж и жена Никита и Люба («Река Потудань», 1937) и др.
Романтическая проза А.Грина и А.Платонова объективно могла восприниматься современниками тех лет как духовная программа для революции, преобразующей жизнь общества. Но программа эта в 30-е годы далеко не всеми воспринималась как сила подлинно спасительная. В стране проходили экономические и политические преобразования, проблемы промышленного и сельскохозяйственного производства выходили на первый план. Не стояла в стороне от этого процесса и литература: писатели создавали так называемые «производственные» романы, духовный мир персонажей в которых определялся их участием в социалистическом строительстве.
Производственный роман в литературе 30-х годов
Картины индустриализации представлены в романах В.Катаева «Время, вперед!» (1931), М.Шагинян «Гидроцентраль» (1931), Ф.Гладкова «Энергия» (1938). О коллективизации в деревне повествовала книга Ф.Панферова «Бруски» (1928-1937). Эти произведения нормативны. Персонажи в них четко разделены на положительных и отрицательных в зависимости от политической позиции и взгляда на возникшие в процессе производства технические проблемы. Прочие особенности личности персонажей хоть и констатировались, но считались второстепенными, сущность характера не определяющими. В романе М.Шагинян «Гидроцентраль» об одном из персонажей сообщается:
«Главный инженер Мизингеса (…) терпеть не мог литературы, – честно сказать, он вовсе не знал литературы и смотрел на нее, как большие на занятия маленьких, считая в порядке вещей даже нескончаемую неграмотность газетных заметок, путавших турбины с напорными трубами.
Он вел большие дела».
Никаких комментариев к подобному наблюдению писательница не дает, да и сам главный инженер строительства гидроэлектростанции на реке Мизинке в Армении видное место в сюжете романа не занимает.
Усиленное внимание «производственной литературы» к явлениям узко техническим входило в противоречие с гуманистической ролью искусства как воспитателя человеческой души. Авторам подобных произведений это обстоятельство было, конечно, очевидно. М.Шагинян в финале своего романа замечает:
«Читатель устал быть может (…). И автор (…) с горечью сердца чувствует, как сохнет внимание читателя, как слипаются глаза и говорят книге: «Довольно», – не для всякого ведь технический инвентарь подобен пригоршне драгоценных камней, которые перебираешь и не в силах насладиться досыта».
Но особенно удивительны заключительные слова «Гидроцентрали». Инженер Гогоберидзе говорит: «Нам надо пройти через практику, накопить груду опыта по проектировке бетона, и только теперь мы и знаем, с чего начинать в бетоне… Так оно и с проектом. Так оно и со всей нашей жизнью». Слова «Так оно и со всей нашей жизнью» – попытка писательницы хоть и под занавес вывести свое многостраничное произведение к общечеловеческим проблемам.
Нормативной была и композиция «производственных романов». Кульминационный пункт сюжета совпадал не с психологическим состоянием героев, а с производственными проблемами: борьба с природной стихией, авария на строительстве (чаще всего ставшая следствием вредительской деятельности враждебных социализму элементов) и т.д.
Такого рода художественные решения проистекали из обязательного в те годы подчинения писателей официальной идеологии и эстетике социалистического реализма. Накал производственных страстей позволял писателям создавать канонический образ героя-борца, утверждавшего своими деяниями величие социалистических идеалов.
Преодоление художественной нормативности и социальной заданности в творчестве М.Шолохова, А.Платонова, К.Паустовского, Л.Леонова
Однако художественная нормативность и социальная заданность «производственной темы» не смогла сдержать стремлений писателей высказываться своеобразно, неповторимо. К примеру, совершенно вне соблюдения «производственных» канонов созданы такие яркие произведения, как «Поднятая целина» М.Шолохова, первая книга которой появилась в 1932 году, повести А.Платонова «Котлован» (1930) и К.Паустовского «Кара-Бугаз» (1932), роман Л.Леонова «Соть» (1930).
Смысл романа «Поднятая целина» предстанет во всей сложности, если учесть, что поначалу это произведение было озаглавлено «С кровью и потом». Существуют свидетельства о том, что название «Поднятая целина» было навязано писателю и всю жизнь воспринималось М.Шолоховым враждебно. Стоит посмотреть на это произведение с точки зрения его первоначального названия, как книга начинает раскрывать новые, ранее не замеченные горизонты гуманистического смысла, основанного на общечеловеческих ценностях.
В центре повести А.Платонова «Котлован» не производственная проблема (строительство общепролетарского дома), а горечь писателя по поводу духовной несостоятельности всех начинаний героев-большевиков.
К.Паустовский в повести «Кара-Бугаз» также занят не столько техническими проблемами (добыча глауберовой соли в заливе Кара-Бугаз), сколько характерами и судьбами тех мечтателей, которые посвятили исследованию загадок залива свою жизнь.
Читая «Соть» Л.Леонова, видишь, что сквозь канонические черты «производственного романа» в нем проглядывают традиции произведений Ф.М.Достоевского, прежде всего – его углубленный психологизм.
Роман воспитания в литературе 30-х годов
Литературе 30-х годов оказались близки традиции «романа воспитания», развивавшегося в эпоху Просвещения (К.М.Виланд, И.В.Гёте и др.). Но и здесь проявила себя соответствующая времени жанровая модификация: писатели обращают внимание на становление исключительно социально-политических, идейных качеств юного героя. Именно о такой направленности жанра «воспитательного» романа в советское время свидетельствует название главного произведения в этом ряду – романа Н.Островского «Как закалялась сталь» (1934). Книга А.Макаренко «Педагогическая поэма» (1935) также наделена «говорящим» названием. В нем отражена поэтическая, восторженная надежда автора (да и большинства людей тех лет) на гуманистическое преобразование личности под воздействием идей революции.
Следует заметить, что упомянутые выше произведения, означенные терминами «исторический роман», «воспитательный роман», при всей своей подчиненности официальной идеологии тех лет заключали в себе и выразительное общечеловеческое содержание.
Таким образом, литература 30-х годов развивалась в русле двух параллельных тенденций. Одну из них можно определить как «общественно-поэтизирующую», другую – как «конкретно-аналитическую». Первая основывалась на чувстве уверенности в прекрасных гуманистических перспективах революции; вторая констатировала реальность современности. За каждой из тенденций – свои писатели, свои произведения и свои герои. Но порой обе эти тенденции проявляли себя в пределах одного произведения.
9. Тенденции и жанры развития поэзии 30-х годов
Отличительной особенностью поэзии 30-х годов являлось бурное развитие песенного жанра, тесно связанного с фольклором. В эти годы были написаны прославленные «Катюша» (М.Исаковский), «Широка страна моя родная…» (В.Лебедев-Кумач), «Каховка» (М.Светлов) и многие другие.
Поэзия 30-х годов активно продолжала героико-романтическую линию предшествующего десятилетия. Ее лирический герой – революционер, бунтарь, мечтатель, опьяненный размахом эпохи, устремленный в завтра, увлеченный идеей и работой. Романтичность этой поэзии как бы включает в себя и ярко выраженную привязанность к факту. «Маяковский начинается» (1939) Н.Асеева, «Стихи о Кахетии» (1935) Н.Тихонова, «Большевикам пустыни и весны» (1930-1933) и «Жизнь» (1934) В.Луговского, «Смерть пионерки» (1933) Э.Багрицкого, «Твоя поэма» (1938) С.Кирсанова – не похожие по индивидуальной интонации, но объединенные революционным пафосом образцы советской поэзии этих лет.
В ней звучит и крестьянская тематика, несущая свои ритмы и настроения. Произведения Павла Васильева с его «удесятеренным» восприятием жизни, необычайной сочностью и пластикой рисуют картину ожесточенной борьбы в деревне.
Поэма А.Твардовского «Страна Муравия» (1936), отражая поворот многомиллионной крестьянской массы к колхозам, эпически повествует о Никите Моргунке, безуспешно ищущем счастливую страну Муравию и находящем счастье в колхозном труде. Стихотворная форма и поэтические принципы Твардовского стали этапными в истории советской поэмы. Близкий к народному, стих Твардовского ознаменовал частичное возвращение к классической русской традиции и вместе с тем внес существенный вклад в нее. Народность стиля сочетается у А.Твардовского со свободной композицией, действие переплетается с раздумьем, прямым обращением к читателю. Эта внешне простая форма оказалась весьма емкой в смысловом отношении.
Глубоко искренние лирические стихи писала М.Цветаева, осознавшая невозможность жить и творить на чужбине и вернувшаяся в конце 30-х годов на родину. В конце периода видное место в советской поэзии заняли моральные вопросы (Ст.Щипачев).
Поэзия 30-х годов не создала своих особых систем, но она весьма емко и чутко отразила психологическое состояние общества, воплотив и мощный духовный подъем, и созидательное вдохновение народа.
Подведение итогов урока:
В чём же своеобразие и значение прозы 30-40х годов?
Составьте конспект по теме урока у себя в тетрадях.