СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный вечер, посвященный 200-летию Достоевского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помочь учащимся глубже познать внутренний мир писателя- гуманиста, привлечь к обсуждению идей великого писателя. С этой целью было проведено данное мероприятие.

Просмотр содержимого документа
«Литературный вечер, посвященный 200-летию Достоевского»

Литературный вечер, посвященный

200-летию Ф.М. Достоевского

Цели и задачи:

- познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Федора Михайловича Достоевского;

- помочь учащимся глубже познать внутренний мир писателя – гуманиста, привлечь к обсуждению идей великого писателя.

- формирование мотивации к изучению творчества Ф.М. Достоевского;

- формировать устойчивый интерес к литературе;

- воспитание морально-нравственных качеств личности на примере судьбы автора и его произведений;

В сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского гудит,

неумолчно взывая к человечности и гуманизму.

(Ч. Айтматов)

СЛАЙД 1. Слово учителя: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые учителя. 11 ноября 2021 года культурное сообщество России отметит 200-летний юбилей Ф. М. Достоевского. Учитывая выдающийся вклад писателя в отечественную и мировую литературу, Президентом Российской Федерации В. Путиным 24 августа 2016 года подписан Указ «О праздновании 200-летия Ф. М. Достоевского». К юбилею писателя был создан электронный портал «Мир Достоевского»,(СЛАЙД2) где вы можете познакомиться с его жизнь и творчеством. С начала 70-х годов 20 века действует Международное общество Достоевского, объединяющее исследователей жизни и творческого наследия знаменитого писателя, публициста, философа.

( Слайд 3)Такое пристальное внимание к русскому автору объясняется его мощным влиянием не только на течение мирового литературного процесса, но и развитие философской мысли в целом. Анализируя с необыкновенной глубиной и силой психологическое состояние героев своих романов, их поступки в самые трагические моменты бытия, Достоевский обозначил главные нравственные проблемы общества, от решения которых зависит дальнейшая судьба человечества.

(Слайд 4)Спросите любого европейца или американца, имеющего хотя бы приблизительное представление о русской литературе, кто из наших писателей является выразителем национального духа, и они обязательно назовут Достоевского, который уже десятилетие разделяет первые места с Л.Н. Толстым и А.П. Чеховым среди наиболее читаемых за рубежом русских авторов.

Ход мероприятия.


Ведущий 1: Почему нас интересует биография писателя? Проблемы, которые волновали Достоевского, его современников, они актуализируются, приобретают уже в наше время поразительную остроту. Биография Достоевского – одна из трагических и драматических биографий в истории литературы.Говорят, характер человека закладывается в раннем детстве, и потом изменить его невозможно. Именно детские впечатления стали основой для всего творчества Достоевского.


Ведущий 2. ( Слайд 5) Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в Москве. Он был вторым ребёнком в небогатой дворянской семье. Его отец – Михаил Андреевич Достоевский работал лекарем в Марьинской больнице для бедных, был суровым и праведным человеком. Мать – Мария Федоровна Нечаева, происходившая из купеческого рода, была доброй и щедрой.

(Слайд 6)Федор был вторым по старшинству, а всего в семье было восемь детей. Жили очень скромно, но тем не менее родители старались дать детям достойное образование, сами занимались с ними, по вечерам устраивались домашние чтения: родители и старшие дети читали по очереди вслух, а младшие слушали. Читали Державина, Жуковского, Карамзина, исторические романы. Много читали и сами дети. К семнадцати годам Достоевский уже прочел Пушкина (которого «почти всего знал наизусть»), Державина, Лермонтова. Шиллера, Гюго, Шекспира, Гёте.

Нельзя сказать, что жизнь будущий писатель узнавал только по книгам. Они со старшим братом Михаилом учились в частной школе. (Слайд 7) У Достоевских было маленькое имение Даровое в Тульской губернии, летом семья уезжала туда, мальчики иногда помогали работавшим крестьянам. Но то, что великий и таинственный мир подлинной литературы очень повлиял на его становление в детстве и юности, – бесспорно. «Без святого и драгоценного, без зачатков положительного и прекрасного, унесенного в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек, – писал он впоследствии. – Самые сильнейшие и влияющие воспоминания почти всегда те, которые остаются из детства».


Слайд8-9. Ведущий 1. В мае 1837 года отец везет Федора и Михаила в Санкт-Петербург для поступления в Главное инженерное военное училище. Федор выдерживает приемные экзамены и поступает, а брата Михаила не допускают к экзаменам по состоянию здоровья. Отец и брат вскоре уезжают, и Достоевский остается в столице один. Друзей среди соучеников по училищу у него почти не было, и большую часть свободного времени он проводил в чтении, тогда же начал писать сам. И хотя после окончания училища в 1843 году он был зачислен в Главное инженерное управление и можно было дальше продвигаться по службе, а после смерти отца (1839) средств к существованию не оставалось почти никаких, Достоевский подает в 1844 году в отставку и отныне навсегда посвящает себя писательскому труду. Почти два года он работает над своим первым романом «Бедные люди», который сразу приносит ему громкий успех: и литературные критики, и читатели сходятся во мнении, что в России появился новый замечательный писатель.

(Слайд10) Ведущий 2..Судьбоносным для писателя стало знакомство с М.В. Петрашевским в 1846 году. Петрашевский устраивал так называемые «пятницы», во время которых обсуждалась отмена крепостного права, свобода книгопечатания, прогрессивные изменения в системе судопроизводства и другие вопросы подобного плана.Тот в 1848 году организовал тайное общество из 8 человек (включая его самого и Федора Михайловича), которое выступало за переворот в стране и за создание незаконной типографии. На встречах общества Достоевский неоднократно зачитывал «Письмо Белинского Гоголю», которое тогда было запрещено.

23 апреля 1849 года его арестовали, как и многих других петрашевцев. Достоевский свою вину отрицал, но ему вспомнили и «преступное» письмо Белинского, 13 ноября 1849 года приговорив писателя к смертной казни. До этого он в течение восьми месяцев томился в заключении в Петропавловской крепости.

(Слайд 11-12) Ведущий 1. К счастью для русской литературы, жестокий приговор для Федора Михайловича исполнен не был. 19 ноября генерал-прокурор счел его не соответствующим вине Достоевского, в связи с чем смертную казнь заменили на восьмилетнюю каторгу. А в конце того же месяца император Николай I еще больше смягчил наказание: писателя сослали на каторгу в Сибирь на четыре года вместо восьми. При этом он был лишен дворянского чина и состояния, а по окончании каторжных работ был произведен в рядовые солдаты. Годы, которые Федор Михайлович провел на каторге, произвели на него неизгладимое впечатление. В 1856 году новый император Александр II даровал прощение всем петрашевцам, а в 1857 году Достоевский был помилован, то есть получил полную амнистию и был восстановлен в правах на публикацию своих произведений. С 1859 года получает разрешение жить в Петербурге.

Ведущий 2. После каторги ( Слайд 13)

С января 1854 года он служил в Семипалатинске. В 1857 году Федору Михайловичу было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на Марии Исаевой, принимавшей еще до брака участие в его судьбе.

В 1859 году Достоевский вышел в отставку и получил разрешение жить в Твери. В конце года писатель переехал в Петербург. В 1861 году он вместе с братом Михаилом основывает журналы "Время" и "Эпоха", где печатает романы "Униженные и оскорбленные", "Записки из Мертвого дома", "Записки из подполья".

В 1864 году скончались жена и брат Достоевского

Ведущий 1. На вершине творчества (Слайд 14)

В 1871 году чета Достоевских возвращается в Петербург. Наступает относительно спокойный и благополучный период жизни писателя. Благодаря деловитости его супруги материальное положение семьи улучшается. Достоевский становится издателем собственных книг, они начинают приносить доход. В этот период он создает свои гениальные произведения "Подросток", "Бесы", "Братья Карамазовы". Кроме того, Достоевский активно занимается журналистикой. В 1873 году Федор Михайлович начал редактировать газету "Гражданин".

(Слайд 15) Ведущий 2.С 1860 года Ф.М.Достоевский начинает активную писательскую деятельность.

1866г – «Преступление и наказание»,

1867г – «Игрок»,

1868г – «Идиот»,

1872г – «Бесы»,

1880г – «Братья Карамазовы». Эти книги вошли в список «Сто лучших книг мира»

Слайд 16-18. Памятники Достоевскому. ( звучит музыка)

Ведущий 1: Достоевский  вводит эпитет «маленький человек» и этим определением дает заглавие своих произведений.

(Слайд 19)Первым его произведением был роман в письмах "Бедные люди". "…глубоко разорвала мне сердце их грустная история", - признавался сам автор, рассказавший о любви нищего, стареющего титулярного советника, честного и чистого, к оскорбленной и грустной девушке-сироте. Роман "Бедные люди" это роман-переписка двух главных героев. Такой вид написания романа называется эпистолярным.

Главный герой романа — титулярный советник Макар Девушкин сорока семи лет. Узнав о трагедии семнадцатилетней сироты Вареньки Добросёловой, обесчещенной богатым помещиком Быковым, он берет ее под свою защиту, чтобы спасти от окончательной «гибели». Автор раскрывает историю их взаимоотношений в письмах. Хотя видятся они редко, так как боятся сплетен и пересудов, но их ежедневная переписка становится для обоих настоящим источником душевного тепла и сочувствия. Заканчивается переписка героев в день свадьбы Вари..

Душевно чуток и благороден Макар Девушкин - бедный человек, но Человек.

Это маленький человек в социальном смысле, но отнюдь не в нравственном. И письма, которые дышат искренней большой любовью, самоотверженностью, чувством человеческого достоинства, - яркое тому подтверждение.

Сцена из романа"Бедные люди"

Чтение письма Девушкина от 11 сентября.

(Герои сидят в разных углах сцены за столами, пишут письма. На столах - свечи, письма, пяльцы.)

Каждое письмо делится на части и читается поочередно героями по частям, что воспринимается как диалог.

Ведущий 2:

После "Бедных людей" Достоевский пишет об успехе своему брату Михаилу: "Все меня воспринимают как чудо"

Ведущий 1(Слайд 20)

"Главный вопрос, которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь, - существование Божие", - писал Достоевский на закате жизни.

Сияющая личность Христа спасала Достоевского на каторге: "…нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа… если бы мне кто сказал, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось оставаться с Христом, нежели с истиной".

Христос Достоевского - это родственная любовь всех людей к общей их матери - природе, братская любовь всех людей друг к другу.

(Слайд 21)Монолог Настеньки из сентиментального романа Достоевского "Белые ночи".

("Послушайте, зачем мы все не так как братья с братьями? … и если вы когда-нибудь полюбите, то дай вам бог счастья с нею!")

Ведущий 2:

Возвращение Достоевского из Сибири в Россию ознаменовалось завершением комической истории сватовства, повести "Дядюшкин сон".(Слайд 22)

Сватовство старого князя к молодой уездной красавице Зиночке устраивает мать Зиночки Мария Александровна - "Наполеон в юбке ". Она быстро смекнула, что "князь вполовину умерший и поддельный, вероятно, скоро и весь умрет", а имение его никуда не денется. Ловкий интриган Мозгляков внушает своему молодящемуся дядюшке, что его сватовство - всего лишь сон.

Сцена "Неудавшееся сватовство". Гл.13 от слов "Ах, боже мой! Вот и князь!"

(дамы закричали) до реплики Марьи Александровны: "Господи помилуй!" Все дамы её окружили и сочувствуют.

Ведущий 1:"Записки из мертвого дома", "Записки из подполья", романы "Униженные и оскорбленные", "Подросток" - следующие произведения Ф.М. Достоевского, в которых он прослеживает уничтоженные веры в общие правила, когда "нет ничего святого". Безудержная жажда самоутверждения поразила сознание и душу современного человека, сделала его палачом.

Ведущий 2: Преступление и наказание" - 1866 г. (Слайд 23-24)

Роман “Преступление и наказание” отразил тревогу Достоевского за будущее человечества. Он показывает, что так, как сейчас живут “униженные и оскорбленные”, жить дальше нельзя. С другой стороны, писатель не приемлет и того пути, по которому пошел ради счастья мира Раскольников. Герой романа «Преступление и наказание», Родион Раскольников, убил старуху ростовщицу, не только по причине своей нищеты, но и по идейным соображениям. Он придумал свою теорию мира, в котором люди поделены на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенными он называл серую массу, которая должна жить в соответствии с установленными обществом и государством законами и порядками. Необыкновенные – это люди, поступки которых направлены на достижение идей меняющих историю и устройство мира в удобную для них сторону, к тому же необыкновенные люди имеют право преступать закон и распоряжаться чужой жизнью. Это сильные, смелые и сильные личности.

Этим роман Достоевский показывает, что счастья можно достичь лишь благодаря доброте и всепрощению. Здесь четко можно проследить приверженность автора христианской морали, вера, добро и любовь должны править в мире, а не жестокость и борьбы за власть.

Во время чтения - слайды с иллюстрациями, затем кадр из сериала.

Ведущий 1. Роман « Идиот" -1868 г. (Слайд 26-27)

Еще в рукописях имя главного героя звучит как «князь Христос».

Главный герой – князь Лев Николаевич Мышкин, по авторскому суждению является «по-настоящему прекрасной личностью», он воплощение добра и христианской морали. И именно за его бескорыстие, доброту и честность, необычайнейшее человеколюбие в мире денег и лицемерия окружение называет Мышкина «идиотом». В этом романе романе Достоевский вспомнит «о десяти страшных минутах в ожидании смерти». Главным мерилом человечности у Достоевского является умение пожертвовать собой ради счастья другого.

Во время чтения - слайды с иллюстрациями

(Слайд 28) слово учителя.Тема детства в творчестве Ф.М.Достоевского.

Достоевский в последние годы пишет уникальный проект "Дневник писателя. Очерки о детях, события, связанные с детьми, занимают в дневнике большой объём.

Писатель любил детей, считал их ангелами. Любил за ними наблюдать, общаться. Особенно он был неравнодушен к детям из бедных семей. Он прекрасно понимал, что судьба таких детей будет непростая, что в будущем их ждут разочарования, унижения, особая ниша в социальной прослойке общества.

О судьбах таких детей нам повествует автор в рассказах «Мальчик с ручкой», «Мальчик у Христа на ёлке», «Ёлка и свадьба», «НеточкаНезванова», «Маленький герой», «Мужик Марей», «Подросток», «Илюшечка» ( главы из романа «Братья Карамазовы»).

Переживания детей, их трудности и беды всегда очень волновали Достоевского, и он стремился к тому, чтобы они так же взволновали и заставили сопереживать его читателей.Мы учимся жить среди людей, усваиваем правила поведения и воспитываем силу воли, мы должны воспитывать и свои чувства, а нет лучшей школы воспитания чувств, чем сопереживание другим людям. О таком сопереживании и пишет Достоевский в этих рассказах.

Прослушайте видео выступления наших ребят. Они причитают отрывки из этих произведений

Ведущий 2: (Слайд 29)

В июне 1880 г. Слава писателя достигла апогея. На вечере в зале московского дворянского собрания в честь открытия народного памятника А.С. Пушкину на Тверском бульваре он произнес свою знаменитую "Пушкинскую речь".

Чтение отрывка из "Пушкинской речи".

Пушкин есть явление чрезвычайное, и может быть единственное явление русского духа, сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое. Да, в появлении его заключается для всех нас, Русских, нечто бесспорно пророческое. Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с Петровской реформы, и появление его сильно способствует освещению темной дороги нашей новым направляющим светом. В этом-то смысле Пушкин есть пророчество и указание …..

Если наша мысль есть фантазия, то с Пушкиным есть, по крайней мере, на чем этой фантазии основаться. Если бы жил он дольше, может быть явил бы бессмертие и великие образы души русской уже понятные нашим европейским братьям, привлек бы их к нам гораздо более и ближе чем теперь, может быть успел бы им разъяснить всю правду стремлений наших, и они уже более понимали бы нас чем теперь, стали бы нас предугадывать, перестали бы на нас смотреть столь недоверчиво и высокомерно, как теперь еще смотрят. Жил бы Пушки долее, так и между нами было бы может быть менее недоразумений и споров чем видим теперь. Но бог судил иначе. Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собой в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайны разгадываем.

Ведущий 1:

Брошенное из толпы после того, как Достоевский закончил "Пушкинскую речь", "Пророк! Пророк!" прочно вошло в сознание миллионов его читателей.

Чтение стихотворения Пушкина "Пророк".


Ведущий 1: 28 января 1881 года в 8 часов 36 минут вечера Достоевский умер. Первый некролог публикует "Новое время": "Умер не только писатель, умер учитель, умер благородный человек".

Весть о его смерти облетела весь Петербург, и на его квартиру началось настоящее паломничество. У его гроба сошлись все, кто не мог не чтить в усопшем не только высокоталантливого творца «Униженных и оскорблённых», но и горячего их заступника, друга и утешителя.

Его праху поклонились все

Финал: звучит 6 симфония Чайковского, "герои Достоевского" идут с зажженными свечами к портрету Достоевского, устанавливают их у портрета. (Слайд 30)

Итог урока

Слово преподавателя

 Достоевский является писателем, которого сформировало сложное и отчасти безумное время 1840--1870-х годов, когда думающий и сопереживающий человек не мог оставаться в стороне от проблем, волнующих общество. Своими произведениями писатель пытается влиять на происходящее. В них попытка ответить на вопрос времени: "Что же делать?" Время сформировало и стиль Достоевского - психологически напряженный, погружающий читателя во внутренний мир героев. Основное направление творчества Достоевского - это гуманизм, защита "униженных и оскорблённых".

В заключение нашего мероприятия хотелось бы увидеть, что вы для себя взяли полезного и с каким багажом знаний покинете наше мероприятия



Приложение

Милая моя Варвара Алексеевна.

Умоляю вас, родная моя, не разлучайтесь со мною теперь, теперь, когда я совершенно счастлив и всем доволен. Голубчик мой! Вы Федору не слушайте, а я буду всё, что вам угодно, делать; буду вести себя хорошо, из одного уважения к его превосходительству буду вести себя хорошо и отчётливо; мы опять будем писать друг другу счастливые письма, будем поверять друг другу наши мысли, наши радости, наши заботы, если будут заботы; будем жить вдвоём; согласно и счастливо. Займёмся литературою. С Ратазяевым я помирился. Сам, на радостях, пошёл к нему. Он, право, добрый малый, маточка, и что про него говорили дурного, то всё это был вздор. Я открыл теперь, что всё это была гнусная клевета. Он вовсе и не думал нас описывать: он мне это сам говорил. Читал мне новое сочинение. А что тогда Ловеласом-то он меня назвал: так это всё не брань или название какое неприличное: он мне объяснил. Это слово в слово с иностранного взято и значит проворный малый, и если покрасивее сказать, политературнее, так значит парень — плохо не клади — вот! а не что-нибудь там такое. Шутка невинная была, ангельчик мой. Я-то, неуч, сдуру и обиделся. Да уж я теперь перед ним извинился..

Я всё до сих пор не могу как-то опомниться, маточка. Все эти происшествия так смутили меня! Есть ли у вас дрова? Не простудитесь, Варенька; долго ли простудиться. Ох, маточка моя, вы с вашими грустными мыслями меня убиваете. Я уж Бога молю, как молю его за вас, маточка! Например, есть ли у вас шерстяные чулочки, или так, из одежды что-нибудь, потеплее. Смотрите, голубчик мой. Если вам что-нибудь там нужно будет, так уж вы, ради Создателя, старика не обижайте. Так-таки прямо и ступайте ко мне. Теперь дурные времена прошли. Насчёт меня вы не беспокойтесь. Впереди всё так светло, хорошо!

Хорошо жить на свете, Варенька! Особенно в Петербурге. Я со слезами на глазах вчера каялся перед Господом Богом,. Об вас вспоминал с умилением в молитве. Вы одни, ангельчик, укрепляли меня, вы одни утешали меня, напутствовали советами благими и наставлениями. Я этого, маточка, никогда забыть не могу. Ваши записочки все перецеловал сегодня, голубчик мой! Ну, прощайте, маточка. Прощайте же, ангельчик. Прощайте.

Вам душевно преданный

Макар Девушкин.

2.Илюшечка.

Алеша увидел внизу пред мостиком маленькую кучку школьников, всё малолетних деток, от девяти до двенадцати лет, не больше. Они расходились по домам из класса со своими ранчиками за плечами, другие с кожаными мешочками на ремнях через плечо, Ему захотелось вступить в разговор. Подходя, он вглядывался в их румяные, оживленные личики и вдруг увидал, что у всех мальчиков было в руках по камню, у других так по два.

«За канавкой же, примерно шагах в тридцати от группы, стоял у забора и еще мальчик, тоже школьник, тоже с мешочком на боку, по росту лет десяти, не больше, или даже меньше того, — бледненький, болезненный и со сверкавшими черными глазками. Он внимательно и пытливо наблюдал группу шести школьников, очевидно его же товарищей, с ним же вышедших сейчас из школы, но с которыми он, видимо, был во вражде.  

В это мгновение в группу как раз влетел камень, задел слегка мальчика-левшу, но пролетел мимо, хотя пущен был ловко и энергически. Пустил же его мальчик за канавкой.— Лупи его, сажай в него, Смуров! — закричали все. Но Смуров (левша) и без того не заставил ждать себя и тотчас отплатил: он бросил камнем в мальчика за канавкой, но неудачно: камень ударился в землю. Мальчик за канавкой тотчас же пустил еще в группу камень, на этот раз прямо в Алешу, и довольно больно ударил его в плечо.

И шесть камней разом вылетели из группы. Один угодил мальчику в голову, и тот упал, но мигом вскочил и с остервенением начал отвечать в группу камнями. С обеих сторон началась непрерывная перестрелка, у многих в группе тоже оказались в кармане заготовленные камни.— Что вы это! Не стыдно ли, господа! Шестеро на одного, да вы убьете его! — закричал Алеша. Он выскочил и стал навстречу летящим камням, чтобы загородить собою мальчика за канавкой. Трое или четверо на минутку унялись. Вскоре опять началась перестрелка, на этот раз очень злая. Мальчику за канавкой ударило камнем в грудь; он вскрикнул, заплакал и побежал вверх в гору, на Михайловскую улицу. В группе загалдели: «Ага, струсил, бежал, мочалка!»

Алеша перешел мостик и пошел в горку мимо забора прямо к опальному мальчику.Подойдя совсем, Алеша увидел пред собою ребенка не более девяти лет от роду, из слабых и малорослых, с бледненьким худеньким продолговатым личиком, с большими, темными и злобно смотревшими на него глазами. Одет он был в довольно ветхий старенький пальтишко, из которого уродливо вырос. Голые руки торчали из рукавов. На правом коленке панталон была большая заплатка, а на правом сапоге, на носке, где большой палец, большая дырка, видно, что сильно замазанная чернилами...»


Мальчик с ручкойДети странный народ, они снятся и мерещатся. Перед ёлкой и в самую елку перед Рождеством, я всё встречал на улице, на известном углу, одного мальчишку, никак не более как лет семи. В страшный мороз он был одет почти по-летнему, но шея у него была обвязана каким-то старьем, – значит его всё же кто-то снаряжал, посылая. Он ходил «с ручкой»; это технический термин, значит – просить милостыню. Термин выдумали сами эти мальчики. Таких, как он, множество, они вертятся на вашей дороге и завывают что-то заученное; но этот не завывал и говорил как-то невинно и непривычно и доверчиво смотрел мне в глаза, – стало быть, лишь начинал профессию. На расспросы мои он сообщил, что у него сестра, сидит без работы, больная; может, и правда, но только я узнал потом, что этих мальчишек тьма-тьмущая: их высылают «с ручкой» хотя бы в самый страшный мороз, и если ничего не наберут, то наверно их ждут побои. Набрав копеек, мальчик возвращается с красными, окоченевшими руками в какой-нибудь подвал, где пьянствует какая-нибудь шайка халатников*, из тех самых, которые, «забастовав на фабрике под воскресенье в субботу, возвращаются вновь на работу не ранее как в среду вечером». Там, в подвалах, пьянствуют с ними их голодные и битые жены, тут же пищат голодные грудные их дети. Водка, и грязь, и разврат, а главное, водка. С набранными копейками мальчишку тотчас же посылают в кабак, и он приносит еще вина.

Когда он подрастет, его поскорее сбывают куда-нибудь на фабрику, но всё, что он заработает, он опять обязан приносить к халатникам, а те опять пропивают. Но уж и до фабрики эти дети становятся совершенными преступниками. Они бродяжат по городу и знают такие места в разных подвалах, в которые можно пролезть И где можно переночевать незаметно. Один из них ночевал несколько ночей сряду у одного дворника в какой-то корзине, и тот его так и не замечал. Само собою, становятся воришками. Воровство обращается в страсть даже у восьмилетних детей, иногда даже без всякого сознания о преступности действия. Под конец переносят всё – голод, холод, побои, – только за одно, за свободу, и убегают от своих халатников бродяжить уже от себя. Это дикое существо не понимает иногда ничего, ни где он живет, ни какой он нации, есть ли Бог, есть ли государь; даже такие передают об них вещи, что невероятно слышать, и, однако же, всё факты.


Пророк

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».













Князь вошел и сладостно улыбнулся. Вся тревога, которую четверть часа назад Мозгляков заронил в его куриное сердце, исчезла при виде дам. Он тотчас же растаял, как конфетка. Дамы встретили его с визгливым криком радости. Вообще говоря, дамы всегда ласкали нашего старичка и были с ним чрезвычайно фамильярны. Он имел способность забавлять их своею особою до невероятности. Фелисата Михайловна даже утверждала утром (конечно, несерьезно), что она готова сесть к нему на колени, если это ему будет приятно, -- "потому что он милый-милый старичок, милый до бесконечности!" Марья Александровна впилась в него своими глазами, желая хоть что-нибудь прочесть на его лице и предугадать выход из своего критического положения. Ясно было, что Мозгляков нагадил ужасно и что всё дело ее сильно колеблется. Но ничего нельзя было прочесть на лице князя. Он был такой же, как и давеча, как и всегда.

-- Ах, боже мой! вот и князь! а мы вас ждали, ждали, -- закричала Мария Александровна.

-- С нетерпеньем, князь, с нетерпеньем! – пропищала Фелисата Ми хайловна

-- Мне это чрезвычайно лест-но, -- шепелявил князь, подсаживаясь к столу, на котором кипел самовар. Дамы тотчас же окружили его.

- Ах, князь, правду ли говорят, что вы от нас уезжаете? -- пропищала Фелисата Михайловна.

-- Ну да, mesdames, уезжаю. Я не-мед-ленно хочу ехать за гра-ни-цу.

-- За границу, князь, за границу!? -- вскричали все хором. --

-- За гра-ни-цу, -- подтвердил князь, охорашиваясь, -- и, знаете, я особенно хочу туда ехать для но-вых идей.

-- Как это для новых идей? Это об чем же? – говорила Анна Николаевна

-- Ну да, для новых идей, -- повторил князь с видом глубочайшего убеждения. -- Все теперь едут для новых и-дей. Вот и я хочу получить но-вы-е и-деи.


Все захохотали. Дамы визжали от удовольствия. Зина вспыхнула и сверкающими глазами посмотрела на Марью Александровну, которая, в свою очередь, разрывалась от злости. Пора было переменить разговор.

-- Как вы почивали, князь? -- спросила она медоточивым голосом,

-- Ах, я очень хорошо спал, -- отозвался князь, -- и, знаете, видел один очарова-тельный сон, о-ча-ро-ва-тель-ный сон!

-- Сон! Я ужасно люблю, когда рассказывают про сны, -- вскричала Фелисата Михайловна.

-- И я тоже-с, люблю-с очень-с! –прибавила Анна Николаевна.

-- О-ча-ро-вательный сон, -- повторял князь с сладкой улыбкой, -- но зато этот сон вели-чайший секрет!

-- Как, князь, неужели и рассказывать нельзя? Да это, должно быть, удивительный какой-нибудь сон? -- заметила Анна Николаевна.

-- Ве-ли-чайший секрет, -- повторял князь, с наслаждением подзадоривая любопытство дам.

-- Бьюсь об заклад, что князь стоял во сне перед какой-нибудь красавицей на коленях и объяснялся в любви! -- вскричала Фелисата Михайловна. -- Ну, признайтесь, князь, что это правда! Миленький князь, признайтесь!

-- Признайтесь, князь, признайтесь! – подхватила Анна Николаевна

Князь торжественно и с упоением внимал всем этим крикам. Предложения дам чрезвычайно льстили его самолюбию, так что он чуть-чуть не облизывался.

-- Хотя я и сказал, что мой сон -- величайший секрет, -- отвечал он наконец, -- но я принужден сознаться, что вы, сударыня, к удивлению моему, почти совер-шенно его от-га-дали.

-- Отгадала! -- с восторгом вскричала Фелисата Михайловна. -- Ну, князь! Теперь как хотите, а вы должны нам открыть, кто такая ваша красавица?-- Непременно откройте!-- Здешняя иль нет?-- Миленький князь, откройте!


- Mesdames, mesdames!.. если вы уж хотите так на-сто-я-тельно знать, то я только одно могу вам открыть, что это -- самая о-ча-ро-вательная и, можно сказать, самая не-по-рочная девица из всех, которых я знаю, -- промямлил совершенно растаявший князь.

-- Самая очаровательная! и... здешняя! кто ж бы это? – спрашивала Анна Николаевна

-- Так как же, князь, если вы видите такие сны, так почему ж бы вам наяву не жениться? -- спросила Фелисата Михайловна, оглядывая всех значительным взглядом.

-- А как бы мы славно женили вас! -- подхватила Анна Николаевна

-- Миленький князь, женитесь! -- пропищала Фелисата Михайловна.

-- Ну да... почему ж не жениться? -- поддакивал князь, сбитый с толку всеми этими криками

Марья Александровна, для большего эффекта, остановилась перевести дух и оглядела всё общество. Все гостьи с алчным и беспокойным любопытством вслушивались в слова ее. Мозгляков вздрогнул; Зина покраснела и привстала с кресел; Афанасий Матвеич в ожидании чего-то необыкновенного на всякий случай высморкался.

-- Да, mesdames, я с радостию готова поверить вам мою семейную тайну. Сегодня после обеда князь, увлеченный красотою и... достоинствами моей дочери, сделал ей честь своим предложением. Князь! -- заключила она дрожащим от слез и от волнения голосом, -- милый князь, вы не должны, вы не можете сердиться на меня за мою нескромность!

 И, признаюсь вам, -- продолжал князь, прерываемый со всех сторон, -- я наиболее удивляюсь тому, что Марья Ива-но-вна, наша почтен-ная хозяйка, с такою необык-но-вен-ною проницательностью угадала мой сон. Точно как будто она вместо меня его ви-дела.

Да, князь, скрываться нечего, пора обнаружить эту тайну, -- решительно и строго сказала Марья Александровна. -- Да, mesdames, это правда: сегодня князь стоял на коленях перед моею дочерью и наяву, а не во сне, сделал ей торжественное предложение.


Совершенно как будто наяву и даже с теми самыми обсто-я-тельствами, -- подтвердил князь. -- Мадмуазель, --. Это был очаровательный сон, оча-ро-вательный сон, и я вдвойне счастлив, что мне позволено вам теперь это выс-ка-зать. Charmant! charmant!.







Любезный мой Макар Алексеевич!

Я несказанно рада вашему счастию и умею ценить добродетели вашего начальника, друг мой. Итак, теперь вы отдохнете от горя! Но только, ради бога, не тратьте опять денег попусту. Живите тихонько, как можно скромнее, и с этого же дня начинайте всегда хоть что-нибудь откладывать, чтоб несчастия не застали вас опять внезапно. Об нас, ради бога, не беспокойтесь. Мы с Федорой кое-как проживем. К чему вы нам денег столько прислали, Макар Алексеевич? Нам вовсе не нужно. Мы довольны и тем, что у нас есть. Правда, нам скоро понадобятся деньги на переезд с этой квартиры, но Федора надеется получить с кого-то давнишний, старый долг. Оставляю, впрочем, себе двадцать рублей на крайние надобности. Остальные посылаю вам назад. Берегите, пожалуйста, деньги, Макар Алексеевич. Прощайте. Живите теперь покойно, будьте здоровы и веселы. Я писала бы вам более, но чувствую ужасную усталость, вчера я целый день не вставала с постели. Хорошо сделали, что обещались зайти. Навестите меня, пожалуйста, Макар Алексеевич.

В. Д.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!