Литературный вечер, посвященный памяти Сергея Есенина
«Я сердцем никогда не лгу..»
Действующие лица:
Ведущий 1
Ведущий 2
Есенин
Чтец 1
Чтец 2, Глаша
Чтец 3, Блок
Чтец 4
Маяковский
Ведущий дуэли
Н.Вольпин
Лирический хоровод
Романс
Сцена поделена на две части: слева – деревенский пейзаж: берёзы, плетень, стена дома с окном, скамейка, пенек; справа – имитация Петербургского кафе: два кресла, столик, на нем подсвечник. Перед сценой стоит столик, за которым сидят ведущие. На экране портрет С.А.Есенина
Пролог
Ведущий с книгой о Есенине в руках
(ГЗК) «Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он мал и мерзок – не так, как вы, – иначе…»
Ведущий 1 (читает книгу, закрывает ее)
… Да, жизнеописание его, вырастающее из стихов, писем, уголовных дел, мемуаров, биографий и автобиографий, конечно же, легендарно. И, конечно же, горы страниц, написанные о нем чрезвычайно противоречивы. Во многих воспоминаниях поэт предстает алкоголиком, психически нездоровым человеком, самовлюбленным эгоистом, перешагивающим через людские судьбы, хулиганом и хамом. Не приходится сомневаться, что многое из мемуаров подобного рода – житейская правда.
Ведущий 2 (как бы спорит) Поразительно другое. Поток воспоминаний о Есенине как о «черном человеке» не в силах ни размыть, ни изменить в наших глазах светоносную есенинскую легенду. В сказочном облике поэта, так или иначе высвечиваются все его лучшие черты: ум, человечность, обаяние, гениальность, мужская стать, искренность… Словом, все то, что никоим образом нельзя назвать ни «мелким», ни «мерзким», ни «подлым».
Ведущий 1 Кажется, окончательно оформились в российской литературной истории легенды о Лермонтове, Некрасове, Блоке, получили свое завершение жизнеописания Ахматовой, Пастернака, Мандельштама. Но по-настоящему полной и цветущей жизнью дышит лишь есенинская легенда. Дышит и продолжает жить.
Ведущий 2 Может и этой легенде суждено оборваться, закончиться?
Ведущий 1 Думается, это произойдет не раньше, чем закончится история России.
Появляется Есенин в русской рубахе, идет в сторону избы, садится на лавку, все это время звучат стихи «Разбуди меня завтра рано» - читает С.Безруков
Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.
Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.
На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.
Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.
Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.
(на фоне музыки) Я ведь теперь автобиографий не пишу. И на анкеты не отвечаю. Пусть лучше легенды ходят!
Ведущий 1 Деревенский мальчик, желтоволосый, с голубыми волосами, который впервые «схлестнулся» с рифмой и сказал себе: (Есенин) «Всю душу выплесну в слова». (записывает на клочке бумаги)
Ведущий 2:
Веселый юноша, бросающий со сцены упругие и размашистые слова: (Есенин) «Взвихренной конницей рвется к новому берегу мир» (записывает на клочке бумаги)
Выходят четверо (портфели, книги в руках, кто с букетом)
(К ведущим) Берет книгу в руки, разглядывает
- Интересуетесь?
- И много уже узнали?
- Какие стихи прочитали?
Чтец 1: Мне запомнился Есенин таким:
Грубым дается радость,
Нежным дается печаль.
Мне ничего не надо,
Мне никого не жаль.
Жаль мне себя немного,
Жалко бездомных собак,
Эта прямая дорога
Меня привела в кабак.
Что ж вы ругаетесь, дьяволы?
Иль я не сын страны?
Каждый из нас закладывал
За рюмку свои штаны.
Мутно гляжу на окна,
В сердце тоска и зной.
Катится, в солнце измокнув,
Улица передо мной.
На улице мальчик сопливый.
Воздух поджарен и сух.
Мальчик такой счастливый
И ковыряет в носу.
Ковыряй, ковыряй, мой милый,
Суй туда палец весь,
Только вот с эфтой силой
В душу свою не лезь.
Я уж готов... Я робкий...
Глянь на бутылок рать!
Я собираю пробки -
Душу мою затыкать.
Чтец 2: девушка выходит с цветами
- Нет, что вы, Есенин совсем другой. Вот послушайте:
Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.
Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.
Пусть искаженные черты
Он обрисовывает смело,-
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.
Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.
Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы -
На этих липах снег да иней.
Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я - другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.
Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.
Чтец 3: Нет, Есенин – это певец тоски, смерти…
В этой могиле под скромными ивами
Спит он, закрытый землей,
С чистой душой, со святыми порывами,
С верой зари огневой.
Тихо погасли огни благодатные
В сердце страдальца земли,
И на чело, никому непонятные,
Мрачные тени легли.
Чтец 4: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой, исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой печали полей
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за косогором
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".
Ведущий 1: На высоком живописном берегу Оки, в селе Константиново под Рязанью 21 сентября 1895 г. родился Сергей Есенин.
Ведущий 2: Красота и приволье родных полей, березовых рощ, «малиновая грусть» осенних закатов, долгие песни за околицей – все эти впечатления детства станут его стихами и поэмами.
Музыка. На экране пейзажи есенинских мест
.
Ведущий 1: Детство прошло среди полей и степей. Говорят то, что приобрел в детстве, приобрел на всю жизнь. Крестьянский сын Сергей Есенин на всю жизнь «сохранил сыновнюю привязанность к родной земле.
Ведущий 2: Вслушайтесь в его стихи: в них словно оживает душа природы. Деревья, цветы, трава, пашни, дожди – все открывает поэту свои тайны.
Сергей выходит на центр
Есенин - «Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Восемнадцати лет я был удивлен, разослав стихи по журналам, тем, что их не печатают, и грянул в Петербург. Там меня встретили радушно. Первый, кого я увидел, был Блок…
Все уходят. Музыка, звуки улиц, шум города
Сцена в доме у А. Блока
Идет сцена в квартире Блока, в которой участвуют горничная Глаша и Блок
Глаша убирает комнату, заходит Блок.
Глаша. Александр Александрович!
Блок. Что, Глаша?
Глаша. Без Вас тут господин приходили.
Блок. Господин?
Глаша. Их не поймёшь, вроде барин, молоденький, да в сапожках сафьяновых таких, рубашка шелковая, что у нашего приказчика. Гармошки только не хватает.
Блок. Представился?
Глаша. Фамилия его такое, Евсеев что ли, али Ессеев… Да они записку и ещё платок какой-то оставили, наказывали непременно Вам доложить.
Блок. Хорошо, давай сюда.
Глаша уходит. Блок читает записку
“Александр Александрович. Я хотел поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти в четыре.
С почтением Сергей Есенин”. Так, а это значит у нас стихи. Интересно.
(Читает стихотворение).
Сыпет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Бродят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет душистой сосной.
Ой, вы, луга и дубравы,
Я одурманен весной.
Блок. Изумительно! Как свежо, чисто! Нужно отобрать лучшее, послать с рекомендательным письмом к Городецкому. Да перед нами талантливый крестьянский поэт! Самородок! Нет, не надо письма, я сам…. сам! (уходит)
Ведущий 1: (на фоне музыки). Так начался литературный путь Есенина. С этого дня все лучшие журналы того времени стали печатать Есенина, а осенью появилась печатная книга “Радуница”. О ней много писали.
Ведущий 2: За “Радуницей” вышли “Голубень”, “Преображение”, “Сельский часослов”, “Часы Марии”, “Исповедь хулигана”, “Москва кабацкая”.
И все говорили, что Есенин – это талант!
Оживление. Шум городских улиц Мальчишки-газетчики «Внимание! Сегодня в Политехническом музее дуэль! Поэтическая дуэль! Есенин против Маяковского». Раздают листовки. (уходят) произнося объявление
Сцена Поэтическая дуэль Есенин-Маяковский
Ведущий дуэли. Маяковский
М (громко рассуждает) – В наше материалистическое время тот поэт, кто полезен.
Выбегает из толпы Есенин (в костюме тройке) – А я считаю, что в любое время полезен тот, кто поэт!
М – только вот вопрос, товарищ Есенин, кто поэт, а кто нет
Е – Время покажет, товарищ Маяковский
Вед дуэли – Так чего же мы ждем, товарищи? Вот они (на зрителей), вот они ваши судьи. Предлагаю поэтическую дуэль! Маяковский – Есенин. Аплодисменты, товарищи! Господа поэты, просим!
Е – Сами напросились!
Вед дуэли – Тише, товарищи! Правила дуэли: каждый выстрел – не более одного четверостишия. Господа дуэлянты, прошу к барьеру! Кто будет первым?
М (на Есенина) – Я уступаю
Е – Быть поэтом — это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Вед дуэли – Маяковский, прошу!
М - Как вы смеете называться поэтом
И, серенький, чирикать, как перепел!
Сегодня надо кастетом
Кроиться миру в черепе!
Е – Мне грустно на тебя смотреть
Какая боль, какая жалость
Знать только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась!
М – Я хочу ответить, любителю женщин
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу историю загоним.
Левой!
Левой!
Левой!
(вместе, обращаясь к залу)
Е – (свистит) Пока вы тут орали, я подумал, стоит ли мне перед вами душу свою открывать? Ладно, бог с вами. Слушайте!
(уходят)
Романс на стихи Есенина (видеоряд)
Ведущий 1. Родина. Россия, Русь – художественный нерв всего творчества Сергея Есенина. Даже имя её он произносил с восхищением: «Россия… Какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее что-то». Это им сказано: «Нет поэта без Родины». Для нее он берёг заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимой рифмой
Ведущий 2. Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей прекрасной внешности: чарующую синеву очей – у голубых озер и бездонных небес, мягкие кудри – у крон родных берез, золото волос – у российских нив. А главное, он взял у Родины, у бескрайней полевой шири России, глубокую и необъятную душу ее.
Лирический хоровод
На ступеньки сцены садятся Есенин, Мариенгоф и Вольпин
Ведущая 1. Они сидели втроем – Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф и Надежда Вольпин - у чугунного Пушкина на Тверском бульваре.
Есенин вытаскивает из кармана газету и показывает ее
Есенин. Нет, Толя, ты посмотри, что в этой статейке газетной написано! Он же меня последними словами кроет – этот Олег Леонидов!
Мариенгоф. (Сминает газету). О Пушкине и Баратынском тоже писали, что они прыщи на коже вдовствующей российской литературы.Там Блок, может, ещё кто из прежней литературы остался. Хотя нет, пожалуй, я последний поэт...
Есенин (обращаясь к Вольпин) Знаешь, почему я – поэт?...У меня родина есть. У меня – Рязань. Я вышел оттуда и, какой ни на есть, а я - поэт!
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берёз.
Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час
Уходит
Мариенгоф (Вольпин). Ну, как, Вы его раскусили? Поняли, что такое Есенин?
Вольпин. Этого никто до дна не поймет: ни вы, Анатолий Борисович, ни я. Вот вы для меня весь как на ладони, да и я для вас… Мы с Вами против него как бы двумерны. А Сергей - он старше нас на много веков.
Мариенгоф. Как это?
Вольпин. Нашей с Вами почве - культурной почве - от силы полтораста лет. Наши корни в 19 веке. А его вскормила Русь, древняя и новая. Мы россияне, он-русский. А впрочем время сейчас такое, что лучше, если все мы просто (улыбаясь) товарищи. Идемте!
Уходят
Ведущий 1. Настоящий поэт всегда тонко чувствует время. Что это значит? Это значит, что он находит самые точные и самые нужные слова, чтобы первым встретить весну, отозваться на общую боль и воспеть общую радость. Время Есенин чувствовал пронзительно тонко - и весну, и первый снег, и любовь, и революцию.
Ведущий 2. За годы войны и революции судьба толкала Есенина из стороны в сторону. Россию он исколесил вдоль и поперек, от северного ледовитого океана до Черного и Каспийского морей, от Запада до Китая, Персии и Индии.
Ведущий 2. Возвращение на родину было праздником души для поэта, разочарованного буржуазной цивилизацией. В 1922-1923 годах, находясь с Айседорой Дункан в Европе и Америке, Есенин написал немного стихотворений, но в каждом из них – тоска, одиночество, желание быть понятым людьми, оправдаться перед ними, стремление оказаться ближе к родным местам.
Ведущий1. Возвращение на Родину не спасло от внутреннего отчаяния и одиночества: Русь стала для Сергея Есенина “бесприютной”, Москва – “кабацкой”, а сам поэт казался себя опавшим кленом.
В исполнении вокальной группы звучит песня «Клен ты мой, опавший»
(первый куплет, далее фонограмма)
Ведущий 1. Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. Поэт пытался разобраться в происходящем.
Золотая, словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.
Ведущий 2 Как тогда, я отважный и гордый,
Только новью мой брызжет шаг...
Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.
И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтрему все заживет».
Ведущий 2. Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но, не принимая разрушения и разорения русской земли, её деревень, поэт всю жизнь мучился от своих противоречий.
26 ноября 1925 года Сергей Есенин был госпитализирован в Психиатрическую клинику Московского университета. Сергей был тяжело болен. Все чаще и чаще звучит в есенинских стихах мотив смерти. В чем причина? Был ли поэт несчастлив, не понят, недооценен? Вряд ли. Но ему так казалось.
В конце декабря Сергей приехал в Ленинград, остановился в гостинице “Англетер”.
Есенин выходит, садится в кресло (звучит отрывок стихотворения «Я усталым таким еще не был…») 1925 год тяжел для меня. Пытаюсь осмыслить жизнь, что очень трудно, потому что чувствую, что раздвоился. (шорохи, шум шагов, кто-то садится в кресло)
Кто здесь? (на экране очертания человека в цилиндре)
(с ужасом) Черный человек! (фонограмма Черный человек - отрывок)
Есенин. "Черный человек!
Ты прескверный гость.
Это слава давно
Про тебя разносится".
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу...
. . . . . . . . . . . . .
Звук разбитого стекла (гаснет свет, после свет медленно загорается – Есенин в цилиндре, костюме)
Есенин ...Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один...
И разбитое зеркало...
Ведущий 1. Устав от борьбы с самим собой, не в силах разорвать круг разноречивых чувств и мыслей, Есенин последний раз обращается к своему лирическому другу. Здесь им было написано одно из самых знаменитых последних стихотворений, которое остается в его поэзии навечно.
Есенин. До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье,
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Полностью гаснет свет, окрашивается в красные тона. Постепенно свет загорается. Звучит тихая музыка
Ведущий 2. Жизнь Сергея Александровича Есенина трагически оборвалась 27 декабря1925 г. В гостинице "Англетер" в Ленинграде тридцати лет отроду.
Ведущий 1 Один из героев Василия Шукшина говорит: «Вот жалеют – Есенин мало прожил. Ровно с песню. Будь она эта песня длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает…»
Звучит песня «Мне осталась одна забава» (видеоряд)
Чтец 4. И за верность напевам заветным,
Для которых и грусть - не беда,
Он останется тридцатилетним,
Молодым, как рассвет, навсегда.
Кадры документальной хроники, подлинная запись голоса Есенина
На поклоне артистов звучит песня «У Есенина день рождения»