СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный вечер, посвященный памяти Сергея Есенина «Я сердцем никогда не лгу..»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно - музыкальная композиция о творчестве С.Есенина.

Просмотр содержимого документа
«Литературный вечер, посвященный памяти Сергея Есенина «Я сердцем никогда не лгу..»»

Литературный вечер, посвященный памяти Сергея Есенина

«Я сердцем никогда не лгу..»



Действующие лица:

Ведущий 1

Ведущий 2

Есенин

Чтец 1

Чтец 2, Глаша

Чтец 3, Блок

Чтец 4

Маяковский

Ведущий дуэли

Н.Вольпин



Лирический хоровод

Романс



Сцена поделена на две части: слева – деревенский пейзаж: берёзы,   плетень, стена дома с окном,  скамейка, пенек; справа – имитация Петербургского кафе: два кресла, столик, на нем подсвечник. Перед сценой стоит столик, за которым сидят ведущие. На экране портрет С.А.Есенина



Пролог



Ведущий с книгой о Есенине в руках



(ГЗК) «Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он мал и мерзок – не так, как вы, – иначе…»



Ведущий 1 (читает книгу, закрывает ее)

… Да, жизнеописание его, вырастающее из стихов, писем, уголовных дел, мемуаров, биографий и автобиографий, конечно же, легендарно. И, конечно же, горы страниц, написанные о нем чрезвычайно противоречивы. Во многих воспоминаниях поэт предстает алкоголиком, психически нездоровым человеком, самовлюбленным эгоистом, перешагивающим через людские судьбы, хулиганом и хамом. Не приходится сомневаться, что многое из мемуаров подобного рода – житейская правда.



Ведущий 2 (как бы спорит) Поразительно другое. Поток воспоминаний о Есенине как о «черном человеке» не в силах ни размыть, ни изменить в наших глазах светоносную есенинскую легенду. В сказочном облике поэта, так или иначе высвечиваются все его лучшие черты: ум, человечность, обаяние, гениальность, мужская стать, искренность… Словом, все то, что никоим образом нельзя назвать ни «мелким», ни «мерзким», ни «подлым».



Ведущий 1 Кажется, окончательно оформились в российской литературной истории легенды о Лермонтове, Некрасове, Блоке, получили свое завершение жизнеописания Ахматовой, Пастернака, Мандельштама. Но по-настоящему полной и цветущей жизнью дышит лишь есенинская легенда. Дышит и продолжает жить.



Ведущий 2 Может и этой легенде суждено оборваться, закончиться?



Ведущий 1 Думается, это произойдет не раньше, чем закончится история России.



Появляется Есенин в русской рубахе, идет в сторону избы, садится на лавку, все это время звучат стихи «Разбуди меня завтра рано» - читает С.Безруков

Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.

Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.

На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.

Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.



(на фоне музыки) Я ведь теперь автобиографий не пишу. И на анкеты не отвечаю. Пусть лучше легенды ходят!



Ведущий 1 Деревенский мальчик, желтоволосый, с голубыми волосами, который впервые «схлестнулся» с рифмой и сказал себе: (Есенин) «Всю душу выплесну в слова». (записывает на клочке бумаги)

 

Ведущий 2:

Веселый юноша, бросающий со сцены упругие и размашистые слова: (Есенин) «Взвихренной конницей рвется к новому берегу мир» (записывает на клочке бумаги)



Выходят четверо (портфели, книги в руках, кто с букетом)

(К ведущим) Берет книгу в руки, разглядывает

- Интересуетесь?

- И много уже узнали?

- Какие стихи прочитали?



Чтец 1: Мне запомнился Есенин таким:

Грубым дается радость,

Нежным дается печаль.

Мне ничего не надо,

Мне никого не жаль.



Жаль мне себя немного,

Жалко бездомных собак,

Эта прямая дорога

Меня привела в кабак.



Что ж вы ругаетесь, дьяволы?

Иль я не сын страны?

Каждый из нас закладывал

За рюмку свои штаны.



Мутно гляжу на окна,

В сердце тоска и зной.

Катится, в солнце измокнув,

Улица передо мной.



На улице мальчик сопливый.

Воздух поджарен и сух.

Мальчик такой счастливый

И ковыряет в носу.



Ковыряй, ковыряй, мой милый,

Суй туда палец весь,

Только вот с эфтой силой

В душу свою не лезь.



Я уж готов... Я робкий...

Глянь на бутылок рать!

Я собираю пробки -

Душу мою затыкать.



Чтец 2:  девушка выходит с цветами

- Нет, что вы, Есенин совсем другой. Вот послушайте:

Какая ночь! Я не могу.

Не спится мне. Такая лунность.

Еще как будто берегу

В душе утраченную юность.



Подруга охладевших лет,

Не называй игру любовью,

Пусть лучше этот лунный свет

Ко мне струится к изголовью.



Пусть искаженные черты

Он обрисовывает смело,-

Ведь разлюбить не сможешь ты,

Как полюбить ты не сумела.



Любить лишь можно только раз,

Вот оттого ты мне чужая,

Что липы тщетно манят нас,

В сугробы ноги погружая.



Ведь знаю я и знаешь ты,

Что в этот отсвет лунный, синий

На этих липах не цветы -

На этих липах снег да иней.



Что отлюбили мы давно,

Ты не меня, а я - другую,

И нам обоим все равно

Играть в любовь недорогую.



Но все ж ласкай и обнимай

В лукавой страсти поцелуя,

Пусть сердцу вечно снится май

И та, что навсегда люблю я.



Чтец 3: Нет, Есенин – это певец тоски, смерти…

В этой могиле под скромными ивами

Спит он, закрытый землей,

С чистой душой, со святыми порывами,

С верой зари огневой.



Тихо погасли огни благодатные

В сердце страдальца земли,

И на чело, никому непонятные,

Мрачные тени легли.



Чтец 4: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой, исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой печали полей



Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.



Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.



Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за косогором

На лугах веселый пляс.



Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.



Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".



Ведущий 1: На высоком живописном берегу Оки, в селе Константиново под Рязанью 21 сентября 1895 г. родился Сергей Есенин.



Ведущий 2: Красота и приволье родных полей, березовых рощ, «малиновая грусть» осенних закатов, долгие песни за околицей – все эти впечатления детства станут его стихами и поэмами.



Музыка. На экране пейзажи есенинских мест

.

Ведущий 1: Детство прошло среди полей и степей. Говорят то, что приобрел в детстве, приобрел на всю жизнь. Крестьянский сын Сергей Есенин на всю жизнь «сохранил сыновнюю привязанность к родной земле.



Ведущий 2: Вслушайтесь в его стихи: в них словно оживает душа природы. Деревья, цветы, трава, пашни, дожди – все открывает поэту свои тайны.



Сергей выходит на центр



Есенин - «Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Восемнадцати лет я был удивлен, разослав стихи по журналам, тем, что их не печатают, и грянул в Петербург. Там меня встретили радушно. Первый, кого я увидел, был Блок…



Все уходят. Музыка, звуки улиц, шум города



Сцена в доме у А. Блока



 Идет сцена в квартире Блока, в которой участвуют  горничная Глаша и Блок

Глаша убирает комнату, заходит Блок.

Глаша. Александр Александрович!

Блок. Что, Глаша?

Глаша. Без Вас тут господин приходили.

Блок. Господин?

Глаша. Их не поймёшь, вроде барин, молоденький, да в сапожках сафьяновых таких, рубашка шелковая, что у нашего приказчика. Гармошки только не хватает.

Блок. Представился?

Глаша. Фамилия его такое, Евсеев что ли, али Ессеев… Да они записку и ещё платок какой-то оставили, наказывали непременно Вам доложить.

Блок. Хорошо, давай сюда.

Глаша уходит. Блок читает записку

Александр Александрович. Я хотел поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти в четыре.

С почтением Сергей Есенин”. Так, а это значит у нас стихи. Интересно.

 

(Читает стихотворение).

 

Сыпет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Бродят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет душистой сосной.

Ой, вы, луга и дубравы,

Я одурманен весной.



Блок. Изумительно! Как свежо, чисто!  Нужно  отобрать лучшее, послать с рекомендательным письмом к Городецкому. Да перед нами талантливый крестьянский поэт! Самородок! Нет, не надо письма, я сам…. сам! (уходит)



Ведущий 1: (на фоне музыки). Так начался литературный путь Есенина.  С этого дня все лучшие журналы того времени стали печатать Есенина, а осенью появилась печатная книга “Радуница”. О ней много писали.



Ведущий 2: За “Радуницей” вышли “Голубень”, “Преображение”, “Сельский часослов”, “Часы Марии”, “Исповедь хулигана”, “Москва кабацкая”.

И все говорили, что Есенин – это талант!



Оживление. Шум городских улиц Мальчишки-газетчики «Внимание! Сегодня в Политехническом музее дуэль! Поэтическая дуэль! Есенин против Маяковского». Раздают листовки. (уходят) произнося объявление



Сцена Поэтическая дуэль Есенин-Маяковский



Ведущий дуэли. Маяковский



М (громко рассуждает) – В наше материалистическое время тот поэт, кто полезен.

Выбегает из толпы Есенин (в костюме тройке) – А я считаю, что в любое время полезен тот, кто поэт!

М – только вот вопрос, товарищ Есенин, кто поэт, а кто нет

Е – Время покажет, товарищ Маяковский

Вед дуэли – Так чего же мы ждем, товарищи? Вот они (на зрителей), вот они ваши судьи. Предлагаю поэтическую дуэль! Маяковский – Есенин. Аплодисменты, товарищи! Господа поэты, просим!

Е – Сами напросились!

Вед дуэли – Тише, товарищи! Правила дуэли: каждый выстрел – не более одного четверостишия. Господа дуэлянты, прошу к барьеру! Кто будет первым?

М (на Есенина) – Я уступаю



Е – Быть поэтом — это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.



Вед дуэли – Маяковский, прошу!



М - Как вы смеете называться поэтом

И, серенький, чирикать, как перепел!

Сегодня надо кастетом

Кроиться миру в черепе! 



Е – Мне грустно на тебя смотреть

Какая боль, какая жалость

Знать только ивовая медь

Нам в сентябре с тобой осталась!



М – Я хочу ответить, любителю женщин

Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу историю загоним.
Левой!
Левой!
Левой!

(вместе, обращаясь к залу)



Е – (свистит) Пока вы тут орали, я подумал, стоит ли мне перед вами душу свою открывать? Ладно, бог с вами. Слушайте!



(уходят)



Романс на стихи Есенина (видеоряд)



Ведущий 1.  Родина. Россия, Русь – художественный нерв всего творчества Сергея Есенина.  Даже имя её он произносил с восхищением:  «Россия… Какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее что-то». Это им сказано: «Нет поэта без Родины». Для нее он берёг заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимой рифмой



Ведущий 2.   Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей прекрасной внешности: чарующую синеву очей – у голубых озер и бездонных небес, мягкие кудри – у крон родных берез, золото волос – у российских нив. А главное, он взял у Родины, у бескрайней полевой шири России, глубокую и необъятную душу ее.



Лирический хоровод



На ступеньки сцены садятся Есенин, Мариенгоф и Вольпин

 

Ведущая 1.  Они сидели втроем – Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф и Надежда Вольпин - у чугунного Пушкина на Тверском бульваре.



Есенин вытаскивает из кармана  газету и  показывает ее 

 

Есенин. Нет, Толя, ты посмотри, что в этой статейке газетной написано! Он же меня последними словами кроет – этот Олег Леонидов!

Мариенгоф. (Сминает газету). О Пушкине и Баратынском тоже писали, что они прыщи на коже вдовствующей российской литературы.Там Блок, может, ещё кто из прежней литературы остался. Хотя нет, пожалуй, я последний поэт...



Есенин (обращаясь к Вольпин)  Знаешь, почему я – поэт?...У меня родина есть. У меня – Рязань. Я вышел оттуда и, какой ни на есть, а я - поэт!

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берёз.

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час



Уходит



Мариенгоф (Вольпин). Ну, как, Вы его раскусили? Поняли, что такое Есенин?

Вольпин. Этого никто до дна не поймет: ни вы, Анатолий Борисович, ни я. Вот вы для меня весь как на ладони, да и я для вас… Мы с Вами против него как бы двумерны. А Сергей - он старше нас на много веков.

Мариенгоф. Как это?

Вольпин. Нашей с Вами почве - культурной почве - от силы полтораста лет. Наши корни в 19 веке. А его вскормила Русь, древняя и новая. Мы россияне, он-русский. А впрочем время сейчас такое, что лучше, если все мы просто (улыбаясь) товарищи. Идемте!



Уходят



Ведущий 1. Настоящий поэт всегда тонко чувствует время. Что это зна­чит? Это значит, что он находит самые точные и самые нужные слова, чтобы первым встретить весну, отозваться на общую боль и воспеть общую радость. Время Есенин чувствовал пронзительно тонко - и вес­ну, и первый снег, и любовь, и революцию.



Ведущий 2.   За годы войны и революции судьба  толкала Есенина из стороны в сторону. Россию он  исколесил вдоль и поперек, от северного ледовитого океана до Черного и Каспийского морей, от Запада до Китая, Персии и Индии.



Ведущий 2.   Возвращение на родину было праздником души для поэта, разочарованного буржуазной цивилизацией. В 1922-1923 годах, находясь с Айседорой Дункан в Европе и Америке, Есенин написал немного стихотворений, но в каждом из них – тоска, одиночество, желание быть понятым людьми, оправдаться перед ними, стремление оказаться ближе к родным местам.

Ведущий1. Возвращение на Родину не спасло от внутреннего отчаяния и одиночества: Русь стала для Сергея Есенина “бесприютной”, Москва – “кабацкой”, а сам поэт казался себя опавшим кленом.

В исполнении вокальной группы звучит песня  «Клен ты мой, опавший»



(первый куплет, далее фонограмма)



Ведущий 1. Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. Поэт пытался разобраться в происходящем.

Золотая, словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.



Ведущий 2 Как тогда, я отважный и гордый,
Только новью мой брызжет шаг...
Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.

И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтрему все заживет».

 

Ведущий 2.  Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но, не принимая разрушения и разорения русской земли, её деревень, поэт всю жизнь мучился от своих противоречий.



26 ноября 1925 года Сергей Есенин был госпитализирован в Психиатрическую клинику Московского университета. Сергей был тяжело болен.  Все чаще и чаще звучит в есенинских стихах мотив смерти. В чем причина? Был ли поэт несчастлив, не понят, недооценен? Вряд ли. Но ему так казалось.

В конце декабря Сергей приехал в Ленинград, остановился в гостинице “Англетер”.



Есенин выходит, садится в кресло (звучит отрывок стихотворения «Я усталым таким еще не был…») 1925 год тяжел для меня. Пытаюсь осмыслить жизнь, что очень трудно, потому что чувствую, что раздвоился. (шорохи, шум шагов, кто-то садится в кресло)



Кто здесь? (на экране очертания человека в цилиндре)

(с ужасом) Черный человек! (фонограмма Черный человек - отрывок)

Есенин.  "Черный человек!

               Ты прескверный гость.

               Это слава давно

               Про тебя разносится".

               Я взбешен, разъярен,

               И летит моя трость

               Прямо к морде его,

               В переносицу...

               . . . . . . . . . . . . .

Звук разбитого стекла (гаснет свет, после свет медленно загорается – Есенин в цилиндре, костюме)

 

Есенин   ...Месяц умер,

               Синеет в окошко рассвет.

               Ах ты, ночь!

               Что ты, ночь, наковеркала?

               Я в цилиндре стою.

               Никого со мной нет.

               Я один...

               И разбитое зеркало...





Ведущий 1. Устав от борьбы с самим собой, не в силах разорвать круг разноречивых чувств и мыслей, Есенин последний раз об­ращается к своему лирическому другу. Здесь им было написано одно из самых знаменитых последних стихотворений, которое остается в его поэзии навечно.



Есенин. До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье,
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.



Полностью гаснет свет, окрашивается в красные тона. Постепенно свет загорается. Звучит тихая музыка





Ведущий 2.     Жизнь Сергея Александровича Есенина трагически оборвалась 27 декабря1925 г. В гостинице "Англетер" в Ленинграде тридцати лет отроду.



Ведущий 1 Один  из  героев   Василия  Шукшина  говорит:  «Вот  жалеют – Есенин  мало  прожил.  Ровно  с  песню.  Будь  она  эта  песня  длинней,  она  не  была  бы  такой  щемящей.  Длинных  песен  не  бывает…»



Звучит песня «Мне осталась одна забава» (видеоряд)



Чтец 4. И за верность напевам заветным,

Для которых и грусть - не беда,

Он останется тридцатилетним,

Молодым, как рассвет, навсегда.



Кадры документальной хроники, подлинная запись голоса Есенина





На поклоне артистов звучит песня «У Есенина день рождения»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!