Литературный вечер, посвященный творчеству А. С. Пушкина
«Детства мирный уголок»
Цели: - ввести учащихся в художественный мир А. С. Пушкина;
- представить «ожившие» страницы книги Ю. Тынянова «Пушкин», рассказывающие о детстве поэта и его любимой няне Арине Родионовне, хранительнице народных традиций, замечательной сказочнице и песеннице;
- развивать творческие способности детей, связанные с драматизацией и художественным чтением произведений А. С. Пушкина.
Участвуют учащиеся 8 класса. В роли Пушкина-ребенка – пятиклассник.
Приглашены учителя и учащиеся 5 – 6 классов.
Оборудование:
на доске – эпиграф «В те дни, когда мне были новы Все впечатленья бытия…»; (2,265)
портрет Пушкина-ребенка;
карточки-опоры с названиями художественных произведений: Ю.Тынянов «Пушкин», А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Пиковая дама»;
выставка книг о жизни и творчестве А. С. Пушкина с эпиграфом «С порога жизни в отдаленье Нетерпеливо я смотрел…»;
перед доской (слева направо) три «комнаты»:
- комната Лизы (окно, столик, свеча, кресло);
- комната Арины (лавка, прялки, столик, карты для гадания;
- уголок графини (кресло с подушкой, стол, свеча);
6. музыкальное оформление: хор девушек из оперы П. И. Чайковского
«Евгений Онегин», фрагменты из оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама»
Ведущий:
- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Нашу сегодняшнюю встречу мы посвящаем творчеству А. С. Пушкина.
Детство – главная пора в жизни человека. Все мы родом из детства. В детские годы формируются характер, привычки, склонности человека. Детство Пушкина нельзя назвать счастливым. Родители не придавали большого значения воспитанию и детьми не занимались. Хорошо известна материнская нелюбовь к маленькому Саше. Вот почему так мало и так редко Пушкин вспоминал свое детство в дальнейшем.
Однако у нас есть возможность прочитать о Пушкине-ребенке в книге замечательного писателя Юрия Тынянова «Пушкин». Из этой книги мы узнаем, что у Пушкина были любимые люди, которые согревали сердце ребенка. Это – сестра Ольга, брат Левушка, бабушка Мария Алексеевна.
От бабушки Саша узнал русскую грамоту и историю пушкинского рода.
Самым любимым местом в доме для Саши была девичья, которую мы можем назвать так: «Детства мирный уголок». Здесь жила любимица Саши – няня Арина Родионовна. Она напевала ему народные песни, рассказывала чудесные сказки. У нее Саша учился красоте и образности русской речи. С жадностью впитывал ребенок все, что дарила ему жизнь, обогащая себя новыми знаниями об истории русского народа, его преданиях, обрядах, суевериях.
(Ведущий читает эпиграф: «В те дни, когда мне были новы Все впечатленья бытия…»)
Этот душевный труд не прошел даром. Ниточки из детства протянулись через всю дальнейшую жизнь нашего любимого поэта.
Обратимся к выставке. (Ведущий читает эпиграф: «С порога жизни в отдаленье Нетерпеливо я смотрел…») Здесь мы видим самое задушевное произведение Пушкина – роман «Евгений Онегин», а воспоминаниями о девичьей навеяно простонародное имя героини – Татьяна.
Сюжет повести «Пиковая дама» построен на гаданиях, где «пиковая дама означает тайную недоброжелательность». Арина Родионовна была замечательной гадательницей по картам, и след от этих воспоминаний нашел отражение в самом таинственном произведении Пушкина. Таким образом, невольно няня Пушкина стала его музой, вдохновительницей на всю жизнь:
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов, игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
…
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила. (3, 261 -262)
Изба. Лавка. Неверный свет свечей выхватывает из тьмы три женские фигуры. Арина вяжет. Девушки прядут. Арина поет:
В низенькой светелке
Огонек горит.
Молодая пряха
У окна сидит.
Молода, красива,
Карие глаза.
По плечам развита
Русая коса!
Русая головка,
Думы без конца.
Ты о чем мечтаешь,
Девица – краса?
Вбегает Саша: - Няня, нянюшка! Здравствуй!
Арина: - Здравствуйте, батюшка Александр Сергеевич! (Арина и девушки встают, кланяются в пояс.) Соскучились, голубчик по своей Арине.
Саша: - Нянюшка, расскажи сказку!
Арина: - Да о чем? Сказок-то много…
Саша: - Об острове Буяне!
Арина: - Хорошо у вас на море-океане, на острове Буяне, а на Руси-матушке во сто крат лучше! У нас поля бескрайние, у заводей березки белые, в лугах цветы лазоревые. У нас заря с зарею сходится, месяц на небе звезды пасет. У нас росы медвяные, ручьи серебряные. Выйдет утром пастух на зеленый луг, заиграет в берестяной рожок, и не хочешь, а за ним пойдешь.
А в лесах дремучих лешие да кикиморы, в реках да озерах русалочки хороводы водят, водяные аукаются. Ох, и много на белом свете нечисти всякой, бесов разных…
Саша: - Няня, нянюшка, расскажи о бесах!
Арина: - А вот послушайте загадку, барин! Стоит поле полеванское, и много на нем скота гореванского, а стережет его один пастух, как ягодка. Едет тот пастушок, лесом не хрустнет, плесом не всплеснет, и в сухой траве не зацепится, и в рыхлом снежку не увязнет. А кто мудрен да досуж разумом, тот мне сейчас этого пастушка отгадает!
(Саша и девушки задумались, Арина пытливо на них посматривает.)
Саша: - Это красно солнышко!
Девушки: - Какой у нас барин умненький да разумненький.
Арина: - Озорник большой! Папенька с маменькой всегда его ругают.
Саша: - Няня, расскажи о бесах!
Арина (таинственным голосом): - Бесов кругом великое множество. В лесу лешие, в озере, что за господским домом в Михайловском, у деда Осипа Абрамовича, у мельницы, внизу, - водяной. Девки его видели. В Тригорье жил леший, тот был простец, его все видели. (Смех девушек.) Он мастер был аукаться. Была одна девушка, рябая, у дедушки, у Осипа Абрамовича, ходила в лес по бруснику. Как звали – все равно, нечего и поминать. Он с ней аукался и защекотал. Вся душа смехом изошла. Вот вы, батюшка Александр Сергеевич, не будете папеньку с маменькой слушаться, он и вас защекочет. Ну, не леший, так домовой. Он оттуда и прилетел. Вон в трубе тоненько поет…
(Все прислушиваются. Метель. Таиственные шорохи и голоса. Тревожная, мистическая музыка.)
Чтец 1: стихотворение А. С. Пушкина «Бесы» (4,465 -466)
Девушки: - Вот страху нагнала Арина. Аж, сердце в пятки ушло. Как бы ночью не приснились бесы проклятые.
Арина: - А вы песенку спойте. Вот и страшно не будет.
(Девушки поют народную песню «Винограда-ягода».)
Саша слушает и запутывает Аринины нитки.
Арина: - Ох, и мастерицы вы, девки, песни петь. Как вас Александр Сергеич-то заслушался.
Девушки: - Барин у нас славненький, барин у нас хорошенький. Как картинка! Загляденье!
Арина (распутывает нитки): - Озорник-то какой! Ведь что натворил: мячом попал в портрет дедушки Льва Александровича в гостиной. Дед ажно моргнул на стенке, вот горе. Краска так и посыпалась с холста. Хорошо, папенька Сергей Львович не заметили, а то наказали бы Вашу Аришку, голубчик.
Саша: - Татьяна, спой песню.
Татьяна: - Уж, для Вас, батюшка, какую хотите.
Саша: - Твою любимую.
(Татьяна поет народную песню «Яблочко – вот оно…»)
Девушки: - Уж стемнело. Давай, Арина, погадаем.
Арина: - И то… Самое время. Девки, выходите!
( Девки бросаются к двери, кидают валенки в распахнутую дверь, скачут на одной ноге, хохочут.)
Арина: - Вот шалые! Нешто так здесь гадают, в городе? Кто ваш сапог сомнет? В какую сторону ни глянь – все Москва. Покрадут ваши сапоги, вот тебе и гаданье. Бери сапоги со снега, горе с вами. Мне и отвечать. Здесь по голосу гадать надо.
( Саша цепляется за подол Арины.)
Арина: - Ох, да откуда ж Вы здесь, Александр Сергеевич?
Саша: - Ну, пожалуйста, нянюшка, я тоже хочу посмотреть.
Арина: - Ох, и достанется нам от Вашей матушки!
Девушки: - Как же мы будем гадать при барчонке? Стыдно как-то…
Арина: - Александр Сергеевич еще дите, при нем можно.
Девушки, Арина, Саша стоят у закрытой двери и прислушиваются. (Звучит колокольчик.)
Арина: - Ох, Катька, на сторону пойдешь, колокольчик чистый – к счастью. Только далекий, не скоро еще. Дай- ка я себе послушаю.
(Мужской разговор.)
- Ничего, разговор хороший, не со зла. К большому разговору это, надо быть, к сговору. Голос хороший. А что ругались – так без сердца.
Татьяна: - Теперь мне послушаем. Я загадала.
( Лай собаки.)
Саша и Катерина засмеялись. Татьяна в недоумении.
Арина: - Ш-ш-ш, муж сердитый, гляди, лохматый, как собачище. Здесь такого раньше не бывало.
(Татьяна заревела, уткнулась в рукав.)
Арина (гладит Татьяну по голове): - Не плачь, стерпится еще…
Татьяна: - Горькая я…
Арина: - Пойдем в избу.
Саша: - Няня, отчего Татьяна плакала?
Арина: - Сердитого мужа нагадала, вот она и плачет.
Саша: - Жалко Татьяну. Почему она такая несчастная?
Арина: - Каждому своя судьба… Ничего не поделаешь…
Саша: - Бедная Татьяна! А имя такое хорошее. Татьяна…
(Звучит фрагмент из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» - хор девушек.)
Чтец 2: отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: гл. 5, строфы 4, 5, 6, 7. 8, 9(от слов: «Татьяна (русская душою…» до слов: «И отвечает: Агафон.» (5,108 -110)
( Чтение с элементами инсценирования: зеркальце, растопленный воск в блюдце, реплику «Агафон» за дверью произносит мужской голос.)
Девушки:- Арина, погадай на картах.
Арина: - Ну, садитесь поближе. Разложу карты. Для дома, для сердца, что сбудется, что минется, чем сердце успокоится… Сбудется дорога, а сердце спокоится хлопотами. Ах! Вот она, злодейка, все карты спутала! Нет, не идет гадание…
Саша: - Какая злодейка?
Арина: - Да вот эта – пиковая дама! Означает тайную недоброжелательность. Так в книгах гадательных сказано.
Саша(повторяет): - Пиковая дама означает тайную недоброжелательность…
Звучит музыка П. И. Чайковского из оперы «Пиковая дама».
Инсценирование отдельных эпизодов: «Германн и графиня», «Германн и Лиза», «Германн в комнате мертвой графини».
Сцена «Германн и графиня» (гл. 3): от слов: « Не пугайтесь, ради бога не пугайтесь…» до слов: «…хотите ли назначить мне ваши три карты? – да или нет?»185
Сцена «Германн и Лиза» (гл.4): от слов: «Где же вы были?» до слов: «Расскажите мне, как найти эту потаенную лестницу; я выйду.»190
Сцена «Германн и мертвая графиня»: Германн пристально смотрит в лицо мертвой графини; звучит ария графини, где она объявляет три карты; Германн уходит, повторяя: «Тройка, семерка, туз…»191
Арина прощается с Сашей. Саша уходит, оборачивается и скрывается за дверью. Арина крестит удаляющуюся фигурку мальчика.
Девушки: - Куда посылают барчонка? Арина, знаешь ли?
Арина: - Учиться. Для образования. В Петербург.
Девушки: - Легко ли! В чужих людях-то. Всякий обидит.
Арина: - Да, видно, судьба такая. Счастливый путь, батюшка Александр Сергеевич! Бог Вам в помощь.
(Звучит колокольчик. Стихает.)
Ведущий:
- Ребята, сегодня мы встретились с Пушкиным – маленьким ребенком, стоящим не пороге жизни. Вам предстоит, читая пушкинские произведения, взрослеть и открывать все новые и новые страницы жизни и творчества нашего поэта. В добрый путь, ребята! И пусть всегда вашим добрым спутником будет А. С. Пушкин.
Использованная литература:
1.Тынянов Ю. Н. Пушкин. – М.: Моск. рабочий, 1988.
2.Пушкин А.С. Демон // Пушкин А. С. Собр. соч. в 5 томах. Т.1 – С.-П.: БИБЛИОПОЛИС, 1993
3.Пушкин А. С. Наперсница волшебной старины // Пушкин А. С. Собр. соч. в 5 томах. Т.1 – С.-П.: БИБЛИОПОЛИС, 1993
4.Пушкин А. С. Бесы // Пушкин А. С. Собр. соч. в 5 томах. Т.1 – С.-П.: БИБЛИОПОЛИС, 1993
5.Пушкин А. С. Евгений Онегин // Пушкин А. С. Собр. соч. в 5 томах. Т.3 С.- П.:БИБЛИОПОЛИС, 1993
6.Пушкин А. С. Пиковая дама // Пушкин А. С. Собр. соч. в 5 томах. Т.4
С.-П.: БИБЛИОПОЛИС, 1993